К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
ON THE PROBLEM OF DEVELOPING THE CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF ADOLESCENTS
St
УДК 159.922
Бабенко Ю.А., магистрант 1 курс, факультет психологии педагогического института Белгородский государственный национальный исследовательский университет Российская Федерация, г. Белгород
Груша А.В., магистрант 1 курс, факультет психологии педагогического института Белгородский государственный национальный исследовательский университет Российская Федерация, г. Белгород
Babenko Yu. A., [email protected] Grusha A.V. [email protected]
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы конфликтологической компетентности подростков, актуальность которой определяется недостаточностью знаний и опыта у подростков для построения конструктивного взаимодействия в ситуациях конфликта. Конфликтологическая компетентность определяет возможность выстраивания эффективного взаимодействия на основании имеющихся знаний, умений и навыков. Развитие конфликтологической компетентности в подростковом возрасте необходимо осуществлять в таких направлениях, как освоение конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях, обучение
1884
техникам и способам управления собственным эмоциями, снижение уровня личностной тревожности, развитие эмпатии.
Abstract
The article is devoted to the consideration of the problem of conflict competence of adolescents, the relevance of which is determined by the lack of knowledge and experience among adolescents for building constructive interaction in conflict situations. Conflictological competence determines the possibility of building effective interaction on the basis of existing knowledge, skills and abilities. The development of conflictological competence in adolescence should be carried out in such areas as the development of constructive ways of behavior in conflict situations, training in techniques and ways of managing one's own emotions, reducing the level of personal anxiety, and developing empathy.
Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая компетентность личности, подростковый возраст.
Keywords: conflict, conflictological competence of the individual, adolescence.
В современном обществе актуальность проблемы конфликтного поведения подростков определяется тем, что подростки активно взаимодействуют в разнообразных социальных группах, но в силу возрастных особенностей у них отсутствует достаточный уровень знаний и опыта для организации эффективного взаимодействия. При этом именно этот возраст является сенситивным для развития навыков общения.
Рассмотрим предмет нашего исследования с точки зрения различных авторов. Говоря о компетентности, как об отдельном понятии, стоит упомянуть взгляды А.В. Хуторского [3], который определяет компетентность как комплекс взаимосвязанных личностных качеств, которые задаются по отношению к определенному процессу и необходимы для продуктивных действий в конфликтной ситуации.
1885
Сама же конфликтологическая компетентность, по мнению Г.В. Чекмаревой [6], - это способность реализовывать деятельность, набор умений и навыков, помогающих выстроить общение, упредить или же минимизировать конфликты, сводить их в социально-приемлемое русло. То есть, это уровень знаний о потенциальных стратегиях поведения оппонентов и умение выстраивать конструктивное взаимодействие. Согласно авторам, конфликтологическая компетентность имеет два уровня: способность к распознаванию и осознанию самой сути конфликта, понимание способов улаживания конфликтных ситуаций и умение воссоздавать конфликты, которые необходимы для достижения поставленных целей.
Г. Г. Бегмаганбетова [1] понимает конфликтологическую компетентность как способность и готовность к реализации деятельности по предупреждению конфликтов, знание о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях и способности гибко ими варьировать. В данных определениях основной акцент ставится автором на знания. То есть, мы можем говорить о наличии в компетентности когнитивного компонента.
В других концепциях, конфликтологическая компетентность рассматривается с точки зрения характеристик личности, которые сказываются на конфликтном взаимодействии и общении. Например, Д.В. Ивченко [2] полагает, что она включает гибкость ума, саногенное мышление, уровень тревожности, уровень самооценки, уровень уверенности в себе, уровень субъективного самоконтроля. Л.Н. Цой [5] считает, что конфликтологическая компетентность включает в себя целеустремленность, рефлексивность, коммуникативность, социальность, готовность к развитию. Так, мы предполагает, что конфликтологическая компетентность имеет в своей структуре не только когнитивный компонент, но и поведенческий, а также особенности личности (эмоционально-волевой, коммуникативный).
В исследовании Худаевой М.Ю. [4] говорится о том, что конфликтологическая компетентность рассматривается в рамках личностного
1886
подхода, что определяет ее как функциональную систему саморегуляции. Данная система обеспечивает рациональные выходы из ситуации конфликта и влияет непосредственно на такие показатели как самореализация и саморазвитие личности подростка.
Процесс формирования конфликтологической компетентности подростков, как мы предполагаем, должен осуществляться на основании системного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов. В данном контексте, мы можем рассматривать арт-терапию, основанную на творчестве и самовыражении, как одно из наиболее эффективных методов для развития конфликтологической компетентности, так как именно она позволяет осознавать и выражать эмоции, отреагировать негативные эмоции, снизить стресс, тревожность, повысить самооценку и осознанность, так необходимых для развития компетентности.
Арт-терапия предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения, часто провоцирующего конфликт, а также усиливает ощущение собственной личностной ценности, что позволить варьировать стили поведения в конфликте. Данный метод часто используется на практике для решения и профилактики конфликтов в детском и подростковом коллективе. Коррекционные возможности арт-терапии по отношению к подросткам, имеющим межличностные конфликты, имеют огромный потенциал. Искусство дает возможность в необычной символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через изменение этой ситуации на основе креативных способностей.
Помимо арт-терапевтичекой методики можно использовать когнитивно-поведенческую терапию, которая позволит изменить мысли и поведение подростков, сформировать гибкость в использовании стратегий поведения в конфликте.
1887
Использованные источники:
1. Бекмаганбетова, Г.Г. К вопросу о формировании конфликтной компетентности / Г.Г. Бекмаганбетова // До и После. - 2009. - № 4. - С. 83-85.
2. Ивченко, Д. В. Формирование конфликтологической компетентности специалиста таможенной службы: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ивченко Дмитрий Васильевич. Калининград, 2000. - 20 с.
3. Тришина, С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / С.В. Тришина, А.В. Хуторской // Эйдос. - 2004. - №2. - С. 64-70.
4. Худаева, М.Ю. Психологические особенности развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте / М.Ю. Худаева // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2012. -№24(143). - С. 226-229.
5. Цой, Л. Н. Практическая конфликтология / Л.Н. Цой. - М.: Глобус, -2001. - 233 с.
6. Чекмарева, Г.А. Развиваем конфликтологическую компетентность / Г.А. Чекмарева // Кадровое дело. - 2010. - № 2. - С. 86-91.
Sources used:
1. Bekmaganbetova, G. G. On the question of the formation of conflict competence / G. G. Bekmaganbetova // Before and After. - 2009. - No. 4. - pp. 83-85.
2. Ivchenko, D. V. Formation of the conflictological competence of the customs service specialist: abstract of the dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Ivchenko Dmitry Vasilyevich. Kaliningrad, 2000 - - 20 p.
3. Trishina, S. V. Information competence of a specialist in the system of additional professional education / S. V. Trishina, A.V. Khutorskoy / / Eidos. -2004. - No. 2. - pp. 64-70.
1888
4. Khudaeva, M. Yu. Psychological features of the development of conflictological competence in adolescence / M. Yu. Khudaeva / / Nauchnye vedomosti. Humanities series. - 2012. -№24(143). - P. 226-229.
5. Tsoi, L. N. Practical conflictology / L. N. Tsoi. - M.: Globus, - 2001. - 233 p.
6. Chekmareva, G. A. Razvitiem konfliktologicheskuyu kompetentnost ' [Developing conflictological competence].
1889