Научная статья на тему 'К проблеме разработки книжного учебно-методического комплекса по истории Казахстана'

К проблеме разработки книжного учебно-методического комплекса по истории Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / TEXT-BOOK / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарсекеев Бауржан Сапарович

В статье обсуждаются результаты изучения проблем школьного учебника истории, подготовки и апробации авторского книжного учебно-методического комплекса (УМК) по истории Казахстана для учащихся 6-го класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of the development of educational - me-thodical complex (in books) in History of Kazakhstan

In the article the author considers the results of the studying the problem of a school text-book in history, preparation and approbation of the author’s educational-methodical complex (EMC) in books on the History of Kazakhstan for pupils of the 6 th grade.

Текст научной работы на тему «К проблеме разработки книжного учебно-методического комплекса по истории Казахстана»

мировоззренческого кластера соответствует 70% деятельности академического типа; нормативного кластера - 50%, инструментального - 30%.

По всем формам учебной работы в рамках модуля (как аудиторной, так и самостоятельной) разрабатываются методические рекомендации для преподавателей и студентов, описываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм организации занятий (кейсы, деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тренинги, проекты и т. д.), планируются встречи с работодателями, специалистами, выпускниками, реализовавшими себя в рамках специальности.

В результате формируется пакет документов -учебно-методический комплекс модуля. К УМК прикладываются электронные и печатные пособия для студентов и преподавателей.

Обеспечение учебно-методическим комплексом учебного процесса в вузе помогает студентам усвоить новый материал, а преподавателям - дифференцировать, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит повысить эффективность учебного процесса.

Примечания

1. Дурнева Е. Е., Нечаев В. Д. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ имени М. А. Шолохова: учеб. пособие. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010.

2. Там же.

3. Концепция современного гуманитарного образования. URL: http://www.mgopu.ru

4. Там же.

5. Там же.

УДК 378.147

Б. С. Сарсекеев

К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ КНИЖНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА

В статье обсуждаются результаты изучения проблем школьного учебника истории, подготовки и апробации авторского книжного учебно-методического комплекса (УМК) по истории Казахстана для учащихся 6-го класса.

In the article the author considers the results of the studying the problem of a school text-book in history, preparation and approbation of the author's educational-methodical complex (EMC) in books on the History of Kazakhstan for pupils of the 6th grade.

Ключевые слова: учебник, учебно-методический комплекс.

Keywords: text-book, educational-methodical complex.

По проблемам школьного учебника имеется достаточное количество литературы, что позволяет говорить о сформированное™ в педагогике определенного научного фонда исследования. Выбор данной тематики связан с необходимостью формирования ключевых компетенций школьника, обозначенных в Государственных общеобязательных стандартах образования Республики Казахстан [1].

Конечной целью исследования была разработка книжного учебно-методического комплекса, смысл которого состоит в предоставлении учащимся возможности создавать свою образовательную продукцию, обеспечить развитие их способности к самоорганизации, сознательной учебно-познавательной деятельности.

Для получения более полной информации об учебниках истории в диагностическую программу были включены следующие направления работы:

- исследование общественного мнения о школьных учебниках;

- изучение мнений учителей, преподающих по учебникам истории;

- анализ мнений учащихся;

- анализ школьных и вузовских учебников и учебных пособий по истории;

- разработка концепции школьного учебника истории Казахстана;

- подготовка программы, учебника и УМК для 6-го класса к курсу истории древнего Казахстана;

- опытно-экспериментальная работа по авторскому УМК.

Подробнее остановимся на некоторых результатах исследования.

© Сарсекеев Б. С., 2012

В процессе подготовки учебников прослеживаются как позитивные, так и негативные тенденции. К позитивным относятся усиление внимания к гуманитарным предметам; введение государственных стандартов образования; внедрение новых информационных технологий, электронных учебных изданий и учебников; разработка учебника в составе книжных учебно-методических комплексов. К негативным факторам относятся отсутствие единой системы независимой оценки учебника; недостатки в организации переподготовки педагогических кадров для работы по новым программам и учебникам; понижение авторитета отечественных школьных учебников; отсутствие конкурса в отборе авторов, авторских коллективов и учебников, альтернативных подходов к разработке учебников.

На основе анализа более 80 учебников истории, изданных за последние 40 лет, был сделан вывод о значительных изменениях в содержании учебного исторического материала и ее интерпретации в советский и постсоветский периоды. В учебниках истории постсоветского периода произошла смена приоритетов, они по-новому трактуют значение исторических событий, в основном с позиций национального возрождения. В отличие от учебников советского периода, предлагавших идеологизированный взгляд на историю партии, учебники нового поколения больше внимания уделяют «белым пятнам», история излагается в готовом виде, в той модели, как ее представляет автор.

Проблемы школьного учебника мы рассматриваем во взаимосвязи с требованиями психолого-педагогической науки. Основной трудностью, с которой сталкиваются авторы при подготовке школьных учебников, является педагогическая переработка научных данных. Об этом писал еще К. Д. Ушинский: «Научное и педагогическое изложение науки, две вещи разные... Иное дело наука в своей системе, а иное - педагогическое развитие детей и передача им необходимых и по-

лезных для жизни сведений» [2]. Для учебников истории характерна тенденция подавления содержанием методики преподавания. Подготовленные вузовскими специалистами, они несут в себе печать профессиональной деятельности, выражавшейся в академическом языке и вузовском стиле изложения, без учета возрастных, психологических особенностей школьников, для которых адресован учебник. Известно, что в учебниках для учащихся средних классов предложение не должно насчитывать более 11-12, а в старших классах - 15-17 слов [3]. В табл. 1 приводятся данные, которые свидетельствуют о несоблюдении авторами данного требования.

Исследования в фокус-группах осуществлялись на протяжении 8 лет со слушателями курсов повышения квалификации Акмолинской области и г. Астаны. В состав фокус-групп отбирались специалисты, работающие в школах по исследуемым учебникам (376 человек), поделенные на четыре группы.

Целью первой фокус-группы, учителей со стажем работы 20 и более лет, было выявление достоинств и недостатков учебников нового поколения. Такая цель ставилась в связи с тем что участники данной категории имели опыт работы в советский период и могли сравнить новые учебники с учебниками периода СССР. Учителя со стажем говорили о том, как и почему они работают по тем или иным учебникам, какими они хотели бы видеть новые учебники.

Участники второй фокус-группы были представлены учителями, имеющими стаж работы от 5 до 20 лет. Темой дискуссии было обсуждение педагогического и методического аспектов учебников истории. Учителя говорили также о содержании школьных учебников всемирной истории и истории Казахстана.

В третьей фокус-группе примали участие молодые учителя со стажем работы до 5 лет. Молодые

Учебник Количество слов в предложении

20 25 30 35 Всего

1. Тулебаев Т. А. История древнего мира: пробный учебник для 5-го класса [4] 58 17 2 - 77

2. Турлыгул Т. и др. История древнего Казахстана: пробный учебник для 5-го класса [5] 129 51 19 8 207

3. История древнего Казахстана: пробный учебник для 6-го класса [6] 93 34 9 1 137

4. Тулебаев Т. и др. История древнего мира: пробный учебник для 6-го класса общеобраз. школы / Т. Тулебаев, Р. Кусаинова, М. Дакенов [7] 78 23 6 1 108

5. Машимбаев С., Тортаев С., Маженова М. Всемирная история средних веков: учебник для 7-го класса общеобраз. школы [8] 118 40 16 3 177

Таблица 1

Численность предложений, превышающих количественную норму слов, в учебниках нового поколения

учителя говорили о содержании учебников, как учебник помогает им в работе, как они используют учебник в учебно-воспитательном процессе.

В четвертой фокус-группе принимали участие учителя истории, преподающие на государственном языке. Речь шла о проблемах школьных учебников истории, подготовленных на казахском языке, и методике преподавания. Затрагивалась проблема ошибок, неточностей, сложности изложения учебного материала и специфики преподавания на казахском языке.

Высказывания учителей разнятся в зависимости от места проживания (город, село), возраста, педагогического стажа, языка ведения учебного предмета. Положительные эмоции преподавателей связаны с оформлением учебников, их дизайном, наличием дополнительных текстов, дидактических материалов и рабочих тетрадей, а отрицательные -с отсутствием методического обеспечения и рекомендаций по работе с учебником. Участниками дискуссии представлены более 50 предложений по совершенствованию учебников.

На основе изучения учебников, анализа общественного мнения, высказываний учителей был определен вектор поиска и выделены пути подготовки учебника в составе учебно-методического комплекса, ориентированного на развитие ключевых компетенций, предусматривающих самостоятельный поиск знаний и самостоятельность мышления.

Подготовка школьного учебника и УМК по истории Казахстана 6-го класса [9] была начата с составления списка ключевых компетенций. Ключевые компетенции были конкретизированы на предметном уровне, что позволило конструировать учебник как инструмент организации учебной деятельности учителя и учащихся.

В результате целостного исследования проблем учебника была разработана структура учебно-методического комплекса по истории древнего Казахстана для учащихся 6-го класса средней общеобразовательной школы, представленная на рисунке.

Предлагаемый учебно-методический комплекс представляет пособия для учащихся и учителя:

A. Программа, определяющая цели, задачи и содержание подготовки учащихся 6-х классов и учителей истории средней школы.

Б. Концепция школьного учебника истории Казахстана.

B. Учебник, раскрывающий в соответствии с программой и концепцией изложения историю Казахстана, позволяющий развивать ключевые компетенции школьников [10].

Г. Методическое пособие, содержащее практические указания учителю и рекомендации по выполнению конкретных работ, предусмотренных программой [11].

Д. Пособия для практической работы учащихся, включающие рабочую тетрадь, художественно-историческую хрестоматию и книгу для дополнительного чтения [12].

История Казахстана Программа

т

Концепция школьного учебника истории Казахстана

1 1 1 4

Учебник Методи- Практи- Художест- Книга для

ческое ческая венная дополни-

пособие работа хрестома- тельного

учащихся тия чтения

Теория

Методика

Рабочая тетрадь

Тесты

Рекомендации

Контроль

Тренинги

Структура учебно-методического комплекса

Модернизация традиционного учебника может быть реализована через создание благоприятных условий для получения учащимися исторического образования, развития их ключевых компетенций, представления средств формирования аналитического мышления через замену информативно-теоретических вопросов на творческие и продуктивные задания. Поэтому смысл синхронной разработки разделов учебно-методического комплекса состоял в том, чтобы представить не просто набор учебных книг по одному курсу, а предоставить учащимся возможности создавать свою образовательную продукцию. Смысл учебно-методического комплекса состоит в разработке средств, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода при подготовке учебника и УМК: 1) учебник [13]; 2) методическое пособие [14]; 3) рабочая тетрадь [15]; 4) художественно-историческая хрестоматия [16]; 5) книга для дополнительного чтения [17].

УМК позволило усилить личностную направленность образования, обеспечить активность школьника в образовательном процессе. УМК создало возможности выбора как в жанрах пособий, так и в содержании учебных материалов.

Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность предложенной модели учебно-методического комплекса. Рост успеваемости в экспериментальных классах по сравнению с контрольными выше на 8 процентов (табл. 2).

Обработка данных гимназических классов показывает аналогичную тенденцию роста успеваемости и качества знаний: в экспериментальных классах рост успеваемости по сравнению с контрольными классами выше на 7,2%.

Полученные результаты объясняются подготовкой учебника в составе учебно-методического комплекса, ориентацией на способы работы с истори-

Таблица 2

Сравнительные данные успеваемости и качества знаний по истории учащихся 6-х классов

1-я четверть (в баллах) % 2-я четверть (в баллах) % Годовая (в баллах) %

Эксперт, группа 4,71 94,2 4,61 92,2 4,61 92,2

Контр, группа 4,17 83,4 4,21 84,2 4,21 84,2

ческой информацией, раскрываемой в методическом пособии, наличием рабочей тетради на печатной основе - важного средства формирования ключевых компетенций школьника.

Проведение исследовательской работы затруднялось сложностью исследуемого объекта, которая обусловлена свойственными учебнику функциями, богатством и разнообразием связей с другими средствами обучения. В содержательном плане определенные трудности вызывали отсутствие исторического материала по курсу истории Казахстана древнего периода, преобладание археологического материала, малочисленность письменных источников, что затрудняло показ «живой» истории с яркими описаниями жизни и быта простых людей, обычаев и традиции народов.

В методологии подготовки учебника возможны изменения: к каждой теме необходимо предлагать документы, выражающие альтернативные взгляды на изучаемые события, их причины и значения; разрабатывать специальные вопросы и задания на проведение собственных исторических исследований; совершенствовать аппарат организации усвоения учебника.

В контексте исследуемой проблемы перспективность исследования мы видим в актуализации инновационной практики подготовки учебника, что является востребованным в условиях перехода системы среднего образования на компетентностную парадигму и 12-летнее обучение. Значение предлагаемой модернизации школьного учебника и УМК на основе компетентностного подхода состоит в том, что он позволяет научить школьника самостоятельно учиться, что весьма ценно в условиях развития современного общества.

Примечания

1. 12 жылдык мектептЬ непз1 орта буыныньй бшм мазмЪны (орысша жэне казакша тидершде). Астана: Республикалык 12 жылдык бшм беру проблемалары рылыми-практикалык орталыры, 2005. 224 б.

2. Аордкипанидзе Д. О. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского. 2-е изд. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСРО, 1950.

3. Франсуа-Мари Жерар. Ксавье Рожье. Разработка и анализ школьных учебников / пер. с фр. Вильнюс: АВ OVO, 1998.

4. Тулебаев Т. А. История древнего мира: пробный учебник для 5-го кл. общеобраз. шк. Алматы: АтамЪра, 2000.

5. Турлыгул Т. История древнего Казахстана: пробный учебник для 5-го кл. общеобраз. шк. / Т. Турлыгул, Ж. Таймагамбетов, Б. Адырбек. Алматы: АтамЪра, 2000.

6. История древнего Казахстана: пробный учебник для 6-го кл. общеобраз. шк. / Т. Турлыгул, А. Толеубаев, К. Кунапина. Алматы: АтамЪра, 2000.

7. Тулебаев Т. и др. История древнего мира: пробный учебник для 6-го кл. общеобраз. шк. / Т. Тулебаев, Р. Кусаинова, М. Дакенов. Алматы: АтамЪра, 2000. 176 с.

8. Машимбаев С., Тортаев С, Маженова М. Всемирная история средних веков: учебник для 7-го кл. общеобраз. шк. Алматы: АтамЪра, 2003.

9. История древнего Казахстана: учебник для 6-го кл. общеобраз. шк. / Т. С. Садыков, А. Т. Толеубаев, Г. Халидуллин. Алматы: АтамЪра, 2006.

10. Там же.

11. Сарсекеев Б. С. История древнего Казахстана: метод. рук. для учителей 6-го кл. общеоб-раз. шк. Алматы: АтамЪра, 2006.

12. Сарсекеев Б. С. История древнего Казахстана: рабочая тетрадь: для 6-го кл. общеобраз. шк. Алматы: АтамЪра, 2006; Сарсекеев Б. С. Художественно-историческая хрестоматия (С древнейших времен до конца XIX века): пособие для учителей истории 5-9-х классов. Алматы: АтамЪра, 2005; Сарсекеев Б. С. Мир кочевника: доп. учеб. пособие для учащихся сред. и старш. кл. общеобраз. шк. Алматы: АтамЪра, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. История древнего Казахстана: учебник для 6-го кл. общеобраз. шк. / Т. С. Садыков, А. Т. Толеубаев, Г. Халидуллин. Алматы: АтамЪра, 2006.

14. Сарсекеев Б. С. История древнего Казахстана: метод. рук. для учителей 6-го кл. общеобраз. шк. Алматы: АтамЬра, 2006.

15. Сарсекеев Б. С. История древнего Казахстана: раб. тетрадь: для 6-го класса общеобраз. шк. Алматы: АтамЬра, 2006.

16. Сарсекеев Б. С. Художественно-историческая хрестоматия (С древнейших времен до конца XIX века): пособие для учителей истории 5-9-х классов. Алматы: АтамЪра, 2005.

17. Сарсекеев Б. С. Мир кочевника: доп. учеб. пособие для учащихся сред. и старш. кл. общеобраз. шк. Алматы: АтамЬра, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.