Научная статья на тему 'К проблеме рационального питания учащихся хореографического колледжа в экстремальных условиях Севера'

К проблеме рационального питания учащихся хореографического колледжа в экстремальных условиях Севера Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / CHOREOGRAPHY / СЕВЕР / NORTH / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / ПОТРЕБНОСТЬ В ЭНЕРГИИ / ENERGY REQUIREMENT / ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ / ENERGY COSTS / ОСНОВНОЙ ОБМЕН / BASAL METABOLIC RATE / НОРМАТИВЫ ПИТАНИЯ / NUTRITION STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федорова Саргылана Александровна, Климова Татьяна Михайловна

Проблема сохранения здоровья воспитанников является главной в практике работы хореографических учебных заведений в связи с наличием значительных физических и эмоциональных нагрузок в ходе профессионального обучения. Наряду с этим в условиях Севера на организм человека оказывают воздействие специфические неблагоприятные факторы внешней среды вызывающие значительное напряжение регуляторных механизмов. Полноценное питание, обеспечивающее повышенные потребности организма, является залогом успешной адаптации и сохранения высокой работоспособности. Разработка рационов питания для отдельных половозрастных и профессиональных групп должна базироваться на научных исследованиях, использующих современные методы объективизации потребности и затрат энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федорова Саргылана Александровна, Климова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of rational nutrition of the choreographic college's students in extreme environments of the north

Preserving the health under intensive physical and psycho-emotional stress during training is central problem in the practice of dance schools. At the same time in the North on the human body affect the specific environmental factors causing significant tension of regulatory mechanisms. Good nutrition, providing increased needs of the organism, is the key to successful adaptation and maintaining work capacity. Development of nutrition standard for specific age, sex and professional groups should be based on scientific research, using modern methods of objectification of energy requirement and costs.

Текст научной работы на тему «К проблеме рационального питания учащихся хореографического колледжа в экстремальных условиях Севера»

УДК 612.394-395; 613.21

С. А. Федорова, Т. М. Климова К ПРОБЛЕМЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Как известно, обучение в хореографии связано с большими физическими нагрузками и нервно-эмоциональным напряжением. Поэтому одно из главных мест в теории и практике подготовки артистов балета занимает проблема сохранения здоровья. Ключевым моментом при этом является организация правильного полноценного питания, обеспечивающего потребности организма и поддержание определенной массы тела (что требует особого подхода к структуре и качеству питания). Юный возраст воспитанников хореографических училищ (колледжей), находящихся в периоде физического созревания и становления репродуктивного здоровья, делает проблему рационального питания особо актуальной.

Неблагоприятные экологические факторы Севера оказывают существенное влияние на здоровье человека. Это отражается в высоких показателях заболеваемости и смертности, низкой продолжительности жизни [1]. Исследования, проведенные среди детей и подростков северных регионов России, показали зависимость показателей морфофункционального развития детей от территории проживания. При сохранении общих тенденций развития, у детей Севера, в отличие от детей центральных регионов, наблюдаются более низкие средние параметры, замедление темпов физического развития и запаздывание сроков полового созревания [2]. При изучении морфофункциональных особенностей учащихся Республиканского хореографического училища Саха (Якутия) было также установлено замедленное развитие вторичных половых признаков во всех возрастных периодах онтогенеза [3]. В настоящий момент нормативы питания учащихся определяются в соответствии с методическими рекомендациями «Организация рационального питания учащихся хореографических училищ» [4]. При этом проблема сохранения определенной массы тела зачастую сопряжена с высокой частотой заболеваний желудочно-кишечного тракта, железодефицитных анемий, нарушений становления репродуктивной функции, снижением параметров физического развития. Это может быть связано с несбалансированностью пищевого рациона, недостаточным поступлением макро-и микронутриентов.

В условиях Севера холодовой фактор требует обеспечения температурного гомеостаза организма, что ведет к повышенной потребности в энергии. Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных среди коренного, адаптированного к климатическим условиям среды обитания населения [5; 6]. Особенности метаболизма в экстремальных северных условиях были учтены при разработке нормативов питания и отражены в методических рекомендациях «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» в виде увеличения для населения Севера

С. А. Федорова, Т. М. Климова. К проблеме рационального питания учащихся... 153

энергетической ценности рациона питания на 15% [7]. Данные научных исследований и клинических наблюдений свидетельствуют также о том, что в холодном климате должно быть изменено соотношение основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) и обеспечение витаминами [8].

Для сохранения здоровья детей и юношества при интенсивных физических нагрузках в условиях неблагоприятного воздействия факторов внешней среды в области питания необходимы новые разработки, которые базируются на показателях физического развития современных детей, объективном измерении энергозатрат, оптимальном соотношении пищевых веществ. С момента разработки методических рекомендаций по организации питания учащихся хореографических училищ прошло более тридцати лет. За эти годы изменились параметры физического развития, полового созревания, качество продуктов питания, их доступность и безопасность [9]. Высокая интенсивность физических нагрузок в процессе обучения хореографии обуславливает белково-углеводную направленность рациона [4]. Между тем в неблагоприятных для организма человека условиях Севера наиболее оптимальным является белково-липидный тип питания, типичный для населения северных регионов [8]. В связи с этим для сохранения здоровья, обеспечения эффективной адаптации не только к производственным факторам, но и к воздействию экологических факторов, необходимо найти правильный баланс в соотношении белков, жиров и углеводов. Особое внимание при этом должно быть уделено качественному составу основных пищевых веществ. Наряду с разработкой нормативов питания, учитывающих особенности обмена веществ в условиях Севера, необходима реализация среди обучающихся и педагогов специальной образовательной программы по основам организации рационального питания в режиме интенсивных физических нагрузок.

Для разработки нормативов питания необходимы показатели энергетических затрат в режиме повседневных тренировок, которые включают в себя затраты на основной обмен, специфическое динамическое действие пищи, выполнение физической и умственной работы [10]. Основной обмен — это минимальное количество энергии, необходимое для обеспечения нормальной жизнедеятельности в условиях относительного физического и психического покоя. Эта энергия расходуется на процессы обмена веществ в клетках, кровообращение, дыхание, выделение, поддержание температуры тела, секрецию эндокринных желез и другие процессы, то есть на функционирование всех систем и органов в условиях относительно полного физического и эмоционального покоя. Измерение основного обмена методом прямой калориметрии является трудоемким, в связи с чем, в настоящее время широкое распространение получили методы непрямой калориметрии. В основе работы приборов для измерения основного обмена лежит анализ газообмена, включающий учет количества потребленного кислорода и выделенного углекислого газа с последующим расчетом теплопродукции организма. Наиболее распространенными в России, по нашим данным, являются метаболографы итальянских и американских производителей. Использование дополнительных аксессуаров позволяет проводить измерения не только в покое, но и в режиме реальных физических нагрузок.

Специфика динамического действия пищи — это усиление обмена веществ в ответ на прием пищи. Величина увеличения основного обмена зависит от вида

154 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 5 (40) 2015

пищевого вещества. Так при потреблении белка основной обмен повышается на 30-40%; при приеме жиров на 4-14%, при приеме углеводов на 4-7%. При смешанном питании основной обмен повышается 10-15% в сутки [10].

Оценка уровня физической активности может быть проведена с помощью субъективных (опросники, анкеты) и объективных методов (использование акселерометров, шагомеров, измерение частоты сердечного ритма). Параллельное использование обоих подходов может дать более точную оценку. Из методов объективизации предпочтительным является регистрация движений с помощью акселерометров, портативных приборов, принцип работы которых заключается в измерении ускорений при движении. Применяемые в настоящее время трех-осевые акселерометры (регистрация изменения положения тела в трех взаимно перпендикулярных плоскостях) с достаточной точностью измеряют весь спектр двигательных действий, вне зависимости от возраста испытуемого. Наиболее используемыми в данной области, по нашим наблюдениям, являются приборы американского производства.

С учетом реальных потребностей в энергии должен быть произведен расчет энергетической ценности суточного рациона питания. Структура питания, качественный состав основных пищевых веществ, количество витаминов и минералов должны соответствовать особенностям обмена веществ в экстремальных условиях Севера. Наряду с этим мероприятия по сохранению здоровья учащихся хореографических училищ должны включать мониторинг состояния здоровья, соблюдение гигиенических требований к организации питания и учебного процесса, обучение основам правильного питания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bogoyavlensky D., Siggner A. Arctic Demography (Ch.2) // Arctic Human Development Report. Akureyri, 2004. Р. 27-41.

2. Гребнева Н. Н., Кривощеков С. Г. Характеристика морфологических особенностей и функционального состояния организма подростков в условиях адаптации к Северу //Физиология человека, 2000. Т. 26. № 2. С. 93-98.

3. Егорова Е. Е. Морфофункциональная характеристика учащихся республиканского хореографического училища Саха (Якутия) // Сибирское медицинское обозрение. 2006. Т. 40. № 3. С. 94-96.

4. Организация рационального питания учащихся хореографических училищ (методические указания). Утв. Минздравом РСФСР 25.07.1983 г.

5. RodahlK. Basal metabolism of the Eskimo // J. Nutr. 1952.Vol. 48. P. 259-268.

6. Leonard W. R., Sorensen M. V., Galloway V. A. еt al. Climatic influence on basal metabolic rates among circumpolar populations // Am. J. Hum. Biol. 2002. Vol. 14. P. 609-620.

7. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 от 18.12.2008 г.

8. Панин Л. Е. Энергетические аспекты адаптации. М. — Л.: Медицина, 1978. 98 с.

9. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сб. материалов/ Ред. А. А. Баранов, В. Р. Кучма. Вып. VI. М.: «ПедиатрЪ», 2013. 192 с.

10. FAO food and nutrition paper 77: Food energy — methods of analysis and conversion factors. Report of a Technical Workshop, Rome, 3-6 December 2002. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations, 2003. 87 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.