Научная статья на тему 'К проблеме психологического сопровождения спортсменов'

К проблеме психологического сопровождения спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЗАДАЧИ / МЕТОДЫ / ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солдатова Г.В., Смирнова Н.В.

На основе проведенного анализа существующих систем психологического сопровождения спортсменов разработана система, в которой «разведены» его задачи и средства. Основными направлениями психологического сопровождения выступают общая и специальная психологическая подготовка спортсмена, включающие в себя ряд практических задач. В качестве средств психологического сопровождения рассматриваются методы психодиагностики и психологического воздействия на личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Солдатова Г.В., Смирнова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме психологического сопровождения спортсменов»

к ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 19.10.2015 г.

Информация для связи с автором: panfilio@spmi.ru

Доцент Г.В. Солдатова1

Кандидат экономических наук, доцент Н.В. Смирнова2

1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

2 Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

PSYCHOLOGICAL FOLLOW-UP OF ATHLETE

Associate professor G.V. Soldatova1 Associate professor, PhD N.V. Smirnova2

1 National State University of Physical Culture, Sport and Health n.a. P.F. Lesgaft, St. Petersburg

2 National Mineral Resources University "Mining university», St. Petersburg

Аннотация

На основе проведенного анализа существующих систем психологического сопровождения спортсменов разработана система, в которой «разведены» его задачи и средства. Основными направлениями психологического сопровождения выступают общая и специальная психологическая подготовка спортсмена, включающие в себя ряд практических задач. В качестве средств психологического сопровождения рассматриваются методы психодиагностики и психологического воздействия на личность.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, задачи, методы, общая психологическая подготовка, специальная психологическая подготовка.

Annotation

Based on the analysis of the existing systems of psychological follow-up of athletes the authors developed a system in which its objectives and means were defined. The main directions of psychological follow-up advocate general and special psychological preparation of athlete, including a number of practical problems. Methods of psychodiagnostics and psychological influence on an individual are assumed to be means of psychological follow-up.

Keywords: psychological follow-up, objectives, methods, general psychological training, special psychological training.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Спортивная психология, как отрасль психологической науки, с момента ее зарождения отличается ярко выраженной прикладной направленностью. Психолог, работающий в сфере спорта (на всех его уровнях), должен уметь оперативно и качественно разрешать все психологические затруднения, которые мешают достижению спортсменом или спортивной командой поставленных целей.

Все аспекты психологической помощи, которая может быть оказана спортсмену, аккумулируются в понятии «психологическое сопровождение» (или «психологическое обеспечение») спортсмена (термин «психологическая подготовка спортсмена» имеет тот же смысл).

Несмотря на внушительную историю разработки этой проблемы, на данный момент в психологии спорта не существует более или менее «общего» подхода к пониманию системы психологического сопровождения спортсменов, хотя попыток построения таких систем довольно много [1-5].

Цель исследования - анализ существующих систем психологического сопровождения в спорте и разработка на их основе универсальной системы психологического сопровождения спортсменов.

Результаты исследования и их обсуждение. Обратимся к анализу существующих систем психологического сопровождения спортсмена. Некоторые из упомянутых систем содержат слишком ограниченный перечень задач психологического сопровождения спортсменов.

Так, А. Л. Попов [3] в системе психологического сопровождения предлагает выделять общую и специальную пси-

хологическую подготовку спортсмена. К первой он относит подготовку спортсменов к длительному тренировочному процессу, соревнованиям «вообще», волевую, социально-психологическую, координационную подготовку, а также самовоспитание. Ко второй - подготовку спортсмена к конкретному соревнованию, сопернику, этапу тренировки и ситуативное управление психологическим состоянием. Однако данный перечень не включает многих задач, которые психологу приходится решать в процессе его деятельности (например, формирование спортивной мотивации, помощь спортсмену в восстановлении после соревнования и т. п.). Некоторые из задач собственно таковыми не являются (например, самовоспитание, являющееся всего лишь одним из средств деятельности).

Недостаток других систем психологического сопровождения - «путаница» в целях и средствах деятельности психоло-

Так, например, Г. Д. Горбунов [1] в свою систему психологического сопровождения спортивной деятельности включает: 1) психодиагностику; 2) психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации; 3) психологическую подготовку (которая подразделяется на подготовку спортсмена и тренера); 4) ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

Однако в данном перечне присутствуют как задачи психологического сопровождения (психологическая подготовка и ситуативное управление состоянием спортсмена), так и средства его осуществления (психодиагностика и психологические рекомендации).

А. Н. Николаев [2], который предлагает наиболее полный перечень задач психологического сопровождения спортсмена, также не избежал подобной путаницы целей и средств деятельности психолога. Автор все ее задачи делит на три группы: 1) психодиагностика; 2) общая психологическая подготовка; 3) специальная психологическая подготовка. Однако психодиагностика также является средством (инструментом), но не задачей деятельности психолога.

Выходом из сложившейся ситуации является четкое разграничение задач и средств деятельности спортивного психолога. Задачи - это векторы деятельности психолога, с помощью которых происходит решение возникающих в процессе психологической подготовки спортсмена проблем. А средства - это весь арсенал методов, которыми располагает психология для практического решения обозначенных проблем.

Идея разграничения целей и средств психологического сопровождения в спорте уже высказывалась Н. Б. Стамбу-ловой [5]. Правда, обозначив общие цели психологического сопровождения спортсменов (помощь спортсмену в достижении максимальных для него спортивных результатов при оптимальной «цене» карьеры; успешном преодолении кризисов спортивной карьеры; максимальном использовании спортивной карьеры для успешной жизненной карьеры в целом), перечня конкретных его задач автор не предлагает.

Для того чтобы исключить из спектра задач психологического сопровождения спортсменов всевозможный «инструментарий», необходимо четко определиться, что к нему относится.

Средствами психологического сопровождения спортсменов являются общепсихологические методы, в практической деятельности насыщенные спецификой спорта. Наиболее целесообразно разделять методы практической психологии на методы изучения личности (психодиагностики) и методы психологического воздействия на нее.

К психологическим методам изучения личности относятся: 1) наблюдение; 2) опрос во всех его разновидностях - как устных (беседа, интервью), так и письменных (анкетирование, тестирование); 3) психологический эксперимент; 4) проективные методы исследования личности и др.

К методам психологического воздействия на личность следует отнести: 1) психологическое просвещение (образовательная деятельность психолога); 2) психологическое консультирование (как с целью выдачи конкретных рекомендаций, так и без нее); 3) психологический тренинг (как метод упражнения личности в решении различных ее проблем); 4) психотерапию (как способ лечебного воздействия на психику).

Все перечисленные методы воздействия могут иметь как профилактическую, так и коррекционную направленность. Например, профилактика негативных состояний спортсменов не отменяет необходимости их коррекции в случае возникновения перед соревнованиями.

Кроме достаточно распространенной путаницы задач и средств психологической помощи в системе психологического сопровождения спортсменов присутствует еще одна проблема. Заключается она в том, что весь спектр задач работы психолога со спортсменом направлен только на спортивный результат. Это проистекает из общей практики отечественной спортивной подготовки спортсмена. В то же время спортсмен - не машина для создания спортивных рекордов, он - человек со всеми присущими ему проблемами, к которым спорт прибавляет еще и свои, специфические. Специалисты отмечают, что психологическая «цена», которую спортсмен платит за свою карьеру, бывает довольно высокой, иногда неоправданно высокой [5].

В связи с этим одни из задач деятельности психолога в спорте - мониторинг и поддержание оптимального уровня психологического благополучия спортсмена. Эта задача, не имеющая тесной связи со спортивной деятельностью,

также работает на результат, но косвенным образом (психологически благополучный человек способен достичь больших результатов, чем "выжатый" борьбой за успех).

В целом следует пересмотреть парадигму работы психолога в спорте в сторону ее большей гуманизации. Вместо «психологического сопровождения спортивной деятельности» (общеупотребительная формулировка) следует осуществлять «психологическое сопровождение личности» спортсмена со всем комплексом гуманных целей, присущих психологии как таковой.

С учетом сказанного следует выделить основные задачи психологического сопровождения спортсмена. В данном случае имеет смысл воспользоваться наиболее популярным в психологии спорта делением психологической подготовки спортсмена на общую и специальную.

К общей психологической подготовке спортсмена следует отнести:

1) психологический отбор и ориентацию на будущее;

2) помощь тренеру и спортсмену в процессе спортивной подготовки последнего (физической, технической, тактической);

3) формирование благоприятных межличностных отношений (в спортивной команде и в диаде «тренер-спортсмен»);

4) формирование (и поддержание) у спортсменов мотивации занятий спортивной деятельностью;

5) психологическая подготовка спортсменов к соревновательной деятельности в целом и тренировочному процессу с учетом их индивидуальных психологических особенностей;

6) поддержание психологического благополучия спортсменов.

В данном перечне отсутствует довольно часто упоминающаяся задача формирования спортивно важных качеств личности. Это сделано по нескольким причинам. Во-первых, формирование личности - задача педагогическая, а не психологическая. Во-вторых, основную роль в этом процессе играет спорт, который сам отбирает индивидов в соответствии с их психотипом и далее его закрепляет. В-третьих, редко какой психолог может пребывать в многолетнем и постоянном взаимодействии со спортсменом, а это - непременное условие (хотя и не гарантия) эффективности процесса формирования личности (так как ее характеристики очень стабильны).

Также отсутствует задача формирования положительного отношения к спортивной деятельности, так как по большей части она реализуется в рамках задачи формирования спортивной мотивации и не имеет специальных средств осуществления (по крайней мере они пока не известны).

К специальной психологической подготовке спортсменов относятся:

1) психологический отбор на соревнования (с учетом степени их психологической подготовленности к ним);

2) психологическая подготовка к конкретному соревнованию (иногда - тренировке);

3) управление состоянием спортсмена в процессе соревнования (или тренировки);

4) помощь в психологическом восстановлении после соревнования (или тренировки) в отношении как затраченных сил (восстановление работоспособности), так и переживания спортивного результата (поражения).

Данные задачи могут иметь несколько специфическое содержание, связанное с особенностью деятельности спортсмена в конкретном виде спорта, уровня спортивной деятельности (детско-юношеский спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт) и этапа спортивной карьеры (начало, первые достижения, кульминация и финиш).

На возможное замечание о том, что данная система, как и любая другая, является довольно умозрительной и теоре-

№ 1 • 2016 Январь | Jaпuary

http://www.teoriya.ru

тической, можно возразить следующее. На данный момент одной из причин низкой востребованности профессиональной психологической помощи является отсутствие у их потенциальной клиентуры четкого представления о возможностях психологов. Умение четко, грамотно и вместе с тем в доступной форме познакомить с объемом своей профессиональной компетенции - наиважнейшее для психолога, а особенно в спорте, куда по большому счету никого особенно «не зовут» и любому специалисту приходится «завоевывать свое место под солнцем». А для этого психолог должен обладать четким и системным представлением о задачах своей деятельности. В этом смысле система психологического сопровождения спортсменов имеет ярко выраженный прикладной смысл.

Выводы. Результаты анализа существующих систем психологического сопровождения спортсменов приводят к необходимости: четкого разграничения его задач и средств; выделения двух его направлений - общей и специальной психологической подготовки; гуманизации общей парадигмы (смещения акцента со спортивного результата на личность спортсмена, его благополучие).

Литература

1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - 3-е изд.,

испр. - М.: Советский спорт, 2007. - 296 с.

2. Николаев А.Н. Конспект лекций: социальная и спортивная психология / А.Н. Николаев. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 33 с.

3. Попов А.Л. Спортивная психология: учеб. пособие для спортивных вузов / А.Л. Попов. - М.: МПСИ, Флинта, 1998. - 152 с.

4. Сивицкий В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности / В.Г. Сивицкий // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 6. С. 40-43.

5. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПб.: Изд-во «Центр карьеры», 1999. - 367 с.

References

1. Gorbunov G.D. Psikhopedagogika sporta (Sports psychopedagogics) / G.D. Gorbunov. - 3rd ed., rev. - Moscow: Sovetskiy sport, 2007. - 296 p.

2. Nikolaev A.N. Konspekt lektsiy: sotsial'naya i sportivnaya psikhologiya (Lectures: social and sports psychology) /A.N. Nikolaev. - St. Petersburg: SPb State Acad. Phys. Cult. n.a. P.F. Lesgaft, 2001. - 33 p.

3. Popov A.L. Sportivnaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya sportivnykh vuzov (Sport Psychology: teaching aid for sports universities) / A.L. Popov. - Moscow: MPSI, Flinta, 1998. - 152 p.

4. Sivitskiy V.G. Sistema psikhologicheskogo soprovozhdeniya sportivnoy deyatel'nosti (System of psychological follow-up of sports activity) / V.G. Sivitskiy // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2006. - № 6. P. 40-43.

5. Stambulova N.B. Psikhologiya sportivnoy kar'ery: ucheb. posobie (Sports career psychology: study guide) / N.B. Stambulova. - St. Petersburg: Tsentr kar'ery, 1999. - 367 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ ИНИЦИАТИВЫ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

УДК/UDC 796.075

Поступила в редакцию 13.10.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Логинов1 Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А.Я.

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Найн1

Ключевые слова: актуализация, социально-педагогическая инициатива, управление качеством, физическая культура.

Введение. С позиции физкультурного образования актуализация социально-педагогической инициативы предполагает формирование готовности специалиста к самоактуализации в области физической культуры и спорта.

Цель исследования - разработать модель актуализации социально-педагогической инициативы у специалистов в области физической культуры и спорта.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Уральского государственного университета физической культуры (Челябинск) и двух филиалов вуза (Екатеринбург и Стерлитамак) с 2008 г. В нем приняли участие 178 человек разного возраста, образования и специализации. Исследование проводилось в условиях обычного образовательного процесса Межотраслевого центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров УралГУФК. При выборе экспериментальной и контрольной групп мы обращали внимание на то, чтобы они были идентичными по наполняемости, уровню образования, стажу трудовой деятельности. В экспериментальной группе был введен экспериментальный фактор - спецкурс «Основы актуализации социально-педагогической инициативы». В контрольной группе были предложены задания частично поискового характера, где социально-педагогическая инициатива выступала способом изучения содержания учебных дисциплин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования и их обсуждение. Обобщенная модель актуализации социально-педагогической инициативы специалистов эффективно реализуется при учете следующих положений:

а) опережающей гуманизации системы физкультурного образования, направленной на специалиста и все сферы его жизнедеятельности;

б) современного представления физкультурного образования как феномена отечественной и мировой культуры, как тренда, преодолевающего противоречия цивилизации, источника непрерывного развития специалиста в профессии, требующего многогранной междисциплинарной методической разработки его профессиональных компетенций;

в) активно-избирательной социализации специалиста по физической культуре, заключающейся в повышенном внимании к здоровьесберегающим аспектам развития юных спортсменов;

г) интеграции различных модернизированных процессов образования, среди которых важны осознание физкультурно-спортивных традиций и дальнейшее инновационное развитие образования, которое актуализирует становление новых ценностно-смысловых ориентиров социально-педагогической инициативы специалиста.

Вывод. В Межотраслевом центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров УралГУФК и далее будут активно внедряться технологии социально-педагогической инициативной деятельности специалистов по ФК на основе интегративно-развивающего подхода, которые позволяют сформировать специальные компетенции опережающего характера непрерывного образования и самообразования.

Использованная литература

1. Горшков В.В. Образование взрослых: формат опережения / В.В.

Горшков // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 25-29.

2. Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. Вып. 14 / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск: Уральская академия, 2014. - 384 с.

Информация для связи с автором: dissovet-2006@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.