Научная статья на тему 'К проблеме проявления сепаратизма у коренных народов Южной Сибири: XX столетие'

К проблеме проявления сепаратизма у коренных народов Южной Сибири: XX столетие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1030
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белозёрова Марина Витальевна

Проведен анализ причин возникновения и развития сепаратизма в среде автохтонных народов Южной Сибири в XX столетии. Основные исторические факторы этого процесса выявлены на основе анализа фондов федеральных и региональных архивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of native's separatism in South Siberia: XX century

The article is dedicated to the causes of native's separatism in South Siberia development during XX century. The mam historical factors of this process are exposed on the base of central and regional archives.

Текст научной работы на тему «К проблеме проявления сепаратизма у коренных народов Южной Сибири: XX столетие»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 312 Июль 2008

ИСТОРИЯ

УДК 94(571.1/.5):323.173(=1-81)”19”

М. В. Белозёрова

К ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СЕПАРАТИЗМА У КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ: ХХ СТОЛЕТИЕ

Проведен анализ причин возникновения и развития сепаратизма в среде автохтонных народов Южной Сибири в XX столетии. Основные исторические факторы этого процесса выявлены на основе анализа фондов федеральных и региональных архивов.

Одной из важнейших проблем, связанных с интеграцией «этнических меньшинств» в структуру модернизируемого общества, является возникновение и рост сепаратизма. Понятие «сепаратизм» имеет два значения: 1) социально-политические и идеологические устремления к отделению одной части государства от другой; 2) стремление к обособлению, движение за предоставление части страны автономии. Возникновение и развитие сепаратизма у «национальных меньшинств» в значительной степени определено ростом межэтнического самосознания, стремлением сохранить целостность этноса, его культурной специфики - родного языка, культуры, религиозных верований, традиций. Данные тенденции органически усиливаются в ходе интеграции этносов в социально-экономическую структуру общества, особенно в условиях его модернизации, инициирующего слом архаичных форм экономики, управления, унификацию правового статуса. В этих условиях в национальной среде формируются группы, которые, с одной стороны, могут обосновать необходимость сохранения этнической специфики, и, с другой - стать консолидирующей силой в разворачивающемся национальном движении.

Рассматривая проблемы, связанные с межнациональными отношениями в целом, следует отметить, что в России наиболее ярко сепаратистские тенденции проявились в период Новейшего времени. Данный тезис в достаточной степени подтверждается на двух срезах истории: ХХ столетие - 1920-1930-е гг. и конец 1980-х -начало 1990-х гг.

Распад Российской империи и образование СССР в первой четверти ХХ в., курс на ликвидацию «фактического неравенства наций», а также сопутствовавшие этим глобальным событиям Гражданская война, массовые миграции населения обострили межэтнические антагонизмы и породили новые. Наиболее ярко это проявилось на окраинах страны (в контактных зонах расселения нескольких этносов), в том числе и на территории Южной Сибири. Рассмотрим процессы, проходившие на территории Горного Алтая, Хакасии и в местах компактного расселения шорцев и телеутов Кузнецкого уезда. В 1920-е гг. в Южной Сибири в среде автохтонных этносов можно отметить ряд ситуаций межэтнической напряженности, проявившихся в усилении сепаратистских тенденций и выразившихся в стремлении национальных меньшинств к автономиза-ции. Это не противоречило курсу национальной политики Советского государства и административнотерриториальному устройству. Как известно, райони-

рование в этот период проводилось не только на основе территориальных и экономических условий, но и с учетом национальной составляющей. Образование автономных административно-территориальных единиц, например Ойротской автономной области, Хакасского инородческого уезда, стало реализацией устремлений национальной интеллигенции и части населения, основанных на идеях сибирских областников о возможности автономии Сибири, и в частности самоопределения коренных народов [1. С. 451; 2; 3. Л. 6; 4. С. 7]. После Октябрьской революции эти идеи были поддержаны большевиками [5. Л. 1; 6. С. 118; 7. С. 72].

В Горном Алтае националистические идеи высказывались в среде алтайцев еще в начале ХХ в. и имели религиозную окраску - бурханизм, основой которого, по мнению большевистских лидеров, являлась «ненависть» к русским и «пророчество» о скором приходе «хана Ойрота» для избавления своих подданных от «ига» русских [1. С. 443; 3. Л. 6; 6. С. 50; 8. С. 136, 169]. В области национальной политики был провозглашен лозунг: «Алтай для алтайцев!», национальная вражда разжигалась, что привело к национальной «резне» [3. Л. 6-7]. Первые попытки самоопределения алтайцев стали активно проявляться уже после Февраля 1917 г. и продолжались в последующее время. Это формирование Алтайской Горной Думы (1917 г.), выделение Горного Алтая из состава Бийского уезда в самостоятельную административно-территориальную единицу (февраль 1918 г.). Сепаратистскую ориентированность подтверждают и решения Учредительного съезда (март 1918 г.), на котором проходило законодательное оформление автономии и будущего Каракорума. Делегаты съезда высказались за создание самостоятельной республики, территориальную основу которой должны были составлять земли, «входившие некогда в государство Ойрот». Это так называемый «русский Алтай, земли минусинских туземцев, Урянхай, Монгольский Алтай и Джунгария», т.е., в сущности, это было стремление собрать «... разрозненные племена монгольских и ойротских народов» [1. С. 451, 461; 6. С. 70; 9]. В этот период закладывались основы для дальнейшего развития национальной автономии.

Вновь к данному вопросу советские власти вернулись в конце Гражданской войны. 1 июля 1922 г. вышло Постановление ВЦИК об организации Ойротской автономной области. После получения автономии националистические тенденции в Горном Алтае не исчезли, но они стали принимать бытовой характер. На местах продолжали проявляться вспышки национализма

алтайцев по отношению к русским. Приведем фрагмент одного из писем в обком партии: «.на собрании. стоял вопрос о национальной вражде между русскими и алтайцами. Алтайцы стараются выжить русских с своих урочищ. Кроме этого выяляются (выявляются; орфография сохранена. - М.Б.) бандитские влияния. Алтайцы знают. что в Китае есть война, бьют красных, угрожают некоторым. что скоро и вас сдесь (здесь. - М.Б.) побьют.» [10. Л. 36]. О националистических тенденциях в политическом процессе при создании Ойротской автономной области в первые годы ее существования свидетельствуют и противоречия в руководстве области [11].

Также как и в Г орном Алтае, значительным стимулом к самоопределению хакасского народа стала Революция 1917 г. В течение 1917 г. данный вопрос ставился на ряде инородческих съездов. Аргументы были практически идентичны с теми, которые высказывались алтайцами. Это желание «создать в Сибири Национальную губернию из четырех самостоятельных инородческих Земств в составе России» [7. С. 72]. В дальнейшем вопрос о самоопределении хакасов был поставлен сразу после Октябрьской революции. В марте 1918 г. состоялся Аскизский инородческий съезд (волостное село Аскиз), на котором было объявлено о создании самоуправления в форме Хакасской Степной Думы [7. С. 73-74]. В сущности, это было объявление автономии хакасского народа на территории, охватывавшей Сейскую, Усть-Есинскую, Аскизскую, Усть-Абаканскую, Усть-Фыркальскую и Кызыльскую волости. Следующим шагом стало принятое в июне 1922 г. Третьей беспартийной конференцией хакасов, а затем Енисейским губисполкомом решения о выделении «инородческого края» в особый район с присвоением ему названия «Хакасский». В качестве аргументов приводились «особый хозяйственный уклад, значительный количественный состав, особый культурный уровень населения и единство в территориальном, физикогеографическом и экономическом отношении» [12. С. 74-75]. Постановление о выделении инородческого района Минусинского уезда с центром в с. Усть-Абаканское на правах отдельного Хакасского уезда было принято Президиумом ВЦИК 14 ноября 1923 г.

В октябре 1930 г. уезд был преобразован в Хакасскую автономную область. В основу формирования инородческого уезда был положен «национальный признак». В результате границы вновь образованной административно-территориальной единицы не везде совпадали как с естественными границами Хакасии, так и с границами экономических районов. Это повлекло «вклинивание» в отдельных случаях земель одного уезда в другой и экстерриториальность отдельных селений с хакасским населением, «вкрапленных» в территорию других уездов. Данное обстоятельство впоследствии, в середине 1920-х гг., вызвало череду разбирательств, связанных с претензиями хакасского руководства на пересмотр установленных границ и желанием присоединить к Хакасии часть «русских» территорий, со следующим обоснованием: «чересполосица» вызывает «земельные неурядицы» между хакасским и русским населением [13. Л. 20 об.]. Частично эти претензии были удовлетворены. В результате Ха-

касский уезд был «оформлен», с одной стороны, с учетом национального состава населения. С другой - была сделана попытка учесть и экономический фактор, включить в состав уезда промышленные районы.

Кроме отмеченных выше факторов - стремления к самоопределению коренного населения и автономиза-ции, следует учитывать и активные миграционные процессы вследствие голода в европейской части страны и Гражданской войны, которые вплоть до середины 1920-х гг. носили стихийный характер. Переселенцы селились сопредельно с алтайцами, хакасами, шорцами. В результате складывалась ситуация, при которой происходило столкновение интересов коренного и пришлого населения, носившее, прежде всего, территориальный и экономический характер. Последний фактор стал одним из решающих в требовании автономии шорцами. Результатом стало образование Горно-Шорского национального района [14. С. 6065]. Между хакасами и русскими также были достаточно серьезные разногласия, в результате которых коренные жители высказывали настойчивое желание «отделиться» от русских. Итогом этих трений стало выделение Чарковского «инородческого» и Боград-ского «русского» районов в пределах Хакасского округа [13. Л. 38, 40; 15. Л. 20].

Помимо реализации права на самоопределение в сфере государственного строительства в этот период прослеживалось стремление к достижению определенной автономии в решении экономических проблем. Четко это прослеживалось при внедрении кооперации в Хакасии и Горном Алтае [16. Л. 30; 17. С. 51] и в попытках экономического «укрепления» вновь образованных автономий за счет сопредельных районов с имеющейся промышленно-транспортной инфраструктурой (Хакасский уезд, Ойротская автономная область) [13. Л. 19 об., 20; 18. 15 об.].

Таким образом, «решение» национального вопроса, в том числе и удовлетворение сепаратистских устремлений коренных народов Южной Сибири в 1920-1930-е гг., в СССР осуществлялось посредством обеспечения автономных прав в сфере государственного строительства, определенной доли самостоятельности в сфере экономики, частичной реализации курса на строительство «национального» школьного образования и корениза-ции управления, но при доминирующей роли основного принципа интернационализма.

Но уже с конца 1930-х гг. в условиях укрепления централизованной власти, установления контроля во всех сферах социально-экономического развития, формирования тоталитарного государства в СССР произошел отказ от ряда позиций, в частности от коренизации и некоторых форм сформированных автономий - от национальных районов. Следует также отметить, что в условиях строящегося социалистического общества национальная политика во многом осуществлялась и жесткими карательными методами. Основным ее принципом в этот и последующий период стала реализация идеи слияния или интеграции наций и народностей в единую нацию «советский народ». Объективно это затушевывало и нивелировало противоречия между народами. В конечном счете удалось избавиться от открытых этнических конфликтов, которые могли быть

уголовно наказуемы, но напряженность в межэтнических отношениях сохранилась и приняла латентную форму. В этот период не был преодолен и сепаратизм части автохтонного населения Южной Сибири. Он также принял латентную форму. Об этом могут свидетельствовать эпизоды, связанные с националистическими высказываниями, например шорской интеллигенции в 1960-1970-е гг., зафиксированные в аналитических справках начальника Таштагольского городского управления КГБ [19. С. 234]. Подтверждением вышеуказанного тезиса могут служить и настроения, зревшие в среде студенчества и представителей интеллигенции из среды автохтонных этносов и проявившиеся в открытой форме в 1980-е - начале 1990-х гг. в условиях начавшейся демократизации и реформирования социально-экономических отношений, ослабления центральной власти.

С середины 1980-х гг., во время перестройки, в результате снижения идеологического и политического диктата, ослабления «пресса» карательных органов, нерешенности многих социальных проблем межэтнические антагонизмы активизировались в целом и сепаратистские тенденции в частности. В этот период открыто проявилось сформированное ранее национальное самосознание, со стороны национальных лидеров было озвучено право народов решать самим свою судьбу, создавать государственность, определять меру своей независимости, в том числе и на территории Южной Сибири. Это соответствовало ленинским трактовкам права наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств и было декларировано в Конституции СССР и в программных документах КПСС. Самоопределение народов, как право решать свою судьбу, имело в достаточной степени широкую общественную поддержку. Однако действенных механизмов реализации данного права государством предложено не было. К этому времени проявились и негативные стороны в социально-экономическом, политическом, культурном развитии автохтонных этносов Южной Сибири, их недовольство усилившимися депопуля-ционными процессами, процессами ассимиляции и деградации, осознание экологического «ущерба» их «этнической территории», который нанесло государство в ходе эксплуатации природных ресурсов. Последняя проблема была и остается актуальной для этносов, проживающих в промышленных регионах (например, шорцев и телеутов). Активизация процессов урбанизации, интеллектуализации, модернизации, распространение

СМИ сделали возможным использование международного опыта решения национальных проблем в целом, в том числе и в стремлении получить как можно больше независимости.

Консолидирующей силой и основным выразителем сепаратистских идей в этот период стала национальная интеллигенция, слой, сформированный в результате целенаправленной политики КПСС на коренизацию управления. Рассматривая данную проблему на примере коренных народов, проживающих на территории Южной Сибири (Хакасия, Кемеровская область, Горный Алтай), следует отметить, что главная роль в этом процессе принадлежала городской интеллигенции. Впоследствии она привлекла представителей сельской

интеллигенции и часть населения. Одним из первых шагов стало организационное объединение - формирование национальных ассоциаций и других общественно-национальных организаций. Интеллигенты во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. в открытой форме представляли интересы коренных народов, вырабатывали программы и явились своеобразными посредниками между региональными органами власти и этносами. Одними из главных требований были реализация права на самоопределение и дальнейшая автоно-мизация. Степень активности и результаты их деятельности были различны. Так, к середине 1980-х гг. в Ал-тае-Саянском регионе существовали национально-территориальные автономии - Горно-Алтайская и Хакасская автономные области. Поэтому для алтайцев и хакасов речь шла о расширении уже имевшейся автономии - об обретении статуса республик в составе РСФСР. Что касается шорцев и телеутов, то эти два этноса не имели национально-территориальной автономии. Для них проблема заключалась в решении вопроса о предоставлении им национально-территориальной автономии в форме района или округа.

В Хакасии одними из основных программных положений Ассоциации хакасского народа «Тун» были выход Хакасской АО из состава Красноярского края и повышение ее правового статуса. Основными аргументами стали нерешенность проблем в социальной сфере, особенно среди хакасского населения, а также то, что статус автономной области, «сведенный до уровня иллюзии самоуправления», не соответствовал «основополагающим принципам становления правового государства и росту национального самосознания», в результате чего автономия превратилась в обычную административно-территориальную единицу, «растворенную в составе края», что автономная область не являлась субъектом СССР и РСФСР, не имела своей конституции и государственной атрибутики. Из последнего довода делался вывод, что «хакасский народ, не является хозяином на своей земле» [20]. На основании этих аргументов, «выражая интересы хакасского народа» и всех проживающих в автономии представителей других народов, хакасские лидеры предлагали Хакасскую автономную область «незамедлительно вывести» из состава Красноярского края, изменить статус автономной области на статус автономной республики. Тем более что для подобного шага в стране была уже сформирована нормативно-правовая база.

Рассматривая проблему самоопределения Хакасии, на наш взгляд, недостаточно констатировать факт повышения ее политического статуса - преобразования автономной области в автономную республику. Важно уделить особое внимание принятию такого документа, как «Декларация Республики Хакасия», т.к. на его основании, наряду с другими нормативно-правовыми актами (например, Конституцией Республики Хакасия), регулировались отношения между республиканскими и федеральными органами власти. Декларация должна была быть принята парламентом. Но уже по поводу названия у депутатов не было единства [21. С. 184]. Одна группа депутатов предлагала назвать ее «Декларация о государственном суверенитете Хакасии», другая - «Декларация о государственно-правовом

статусе Хакасии». При этом руководство Хакасии в лице Председателя Верховного Совета В. Н. Штыгаше-ва (хакаса по национальности) высказывалось за первую формулировку. С одной стороны, он говорил о государственно-правовом статусе Хакасии как республики в составе РСФСР, что было определено Законом РФ от 3 июля 1991 г.; с другой - постарался обосновать необходимость суверенитета для Хакасии, т.к. «. республика имеет статус государства в составе РСФСР, поэтому она должна определить свои права и полномочия, т. е. объявить свой государственный суверенитет; . все республики РФ, за исключением Хакасии, приняли Декларацию о государственном суверенитете.» [21. С. 185]. Противники этой точки зрения считали, что «Декларация о государственном суверенитете» могла углубить сепаратистские тенденции и ослабить политические связи Хакасии и России; большинство населения Республики выступало против нее. Аргументами этой группы были следующие: 1) Республика Хакасия является субъектом РФ, а не самостоятельным государством; 2) население Республики категорически выступило против [21. С. 185].

Результатом дискуссий по данному вопросу стало принятие решения на I сессии ВС Хакасии в пользу второго варианта - о государственно-правовом статусе Хакасии в составе РФ. С новой силой дискуссии продолжились на II сессии Верховного Совета Республики Хакасия (3-6 марта 1992 г.). В конечном итоге на обсуждение была вынесена «Декларация об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия в составе Российской Федерации», которая удовлетворила большинство депутатов. Она, как один из первых документов, заложивших основу нормативноправовой и политической системы Республики Хакасии, была составлена на основе Конституции РФ. В Декларации Республики Хакасия закреплены принципы территориальной целостности и единства Российской Федерации и зафиксировано стремление Республики Хакасия создавать правовую республику в составе Российской Федерации [21. С. 192, 194; 22. Л. 273]. Таким образом, сепаратистские тенденции в Хакасии не возобладали.

В Горном Алтае решение проблемы национальнотерриториальной автономии заключалось в трансформации одной формы автономии (автономной области) в другую (республику в составе РСФСР). Однако следует отметить, что решение данной проблемы имело и свою специфику в отличие от Хакасии. В Горном Алтае изменение статуса проходило без каких-либо эксцессов. Согласно архивным данным, в середине 1989 г. Президиумом Верховного Совета СССР был поставлен вопрос перед Горно-Алтайским обкомом КПСС о внесении предложений по статусу области. ГорноАлтайский облисполком внес предложения о повышении ее статуса и перевода в статус республики. Основным аргументом в решении вопроса стала возможность «проходить» отдельной строкой в союзном бюджете. Обком партии поддержал данное предложение [23. Л. 39-40]. В начале 1990-х гг. автономная область была преобразована в автономную советскую социалистическую республику (вначале в Горно-Алтайскую АССР -25 октября 1990 г., затем, 3 июля 1991 г., - в Горно-

Алтайскую ССР, в мае 1992 г. - в Республику Горный Алтай, 12 декабря 1993 г. - в Республику Алтай). Она является субъектом Российской Федерации, ее составной и неотъемлемой частью, что зафиксировано в Конституции Республики Алтай.

Не менее остро, чем в Хакасии, сепаратистские тенденции проявились у шорцев и телеутов, проживающих в Кемеровской области. Основные мотивы их требований автономии (национального района или округа) были идентичны с теми, которые высказывались хакасскими лидерами, только применительно к другому региону. Наиболее активны в данном вопросе были шорцы, которые считали ликвидацию Горно-Шорского национального района в 1939 г. незаконным актом, в чем их поддерживали и некоторые ученые [24. Л. 132; 25]. При этом на первоначальном этапе, в конце 1980-х -начале 1990-х гг. данные идеи поддерживались и со стороны региональных органов власти. Ситуация, связанная с попытками автономизации шорцев, резко изменилась в 1992 г. Начала разрабатываться Конституция нового государства - Российской Федерации, начал определяться государственный статус субъектов Федерации. Это повлекло за собой изменение позиции администрации Кемеровской области, которая стала выступать против формирования национальных районов на своей территории. Начиная с 1992 г. в вопросе об автономии Горной Шории решения национальных съездов и конференций и высказывания шорских лидеров стали принимать форму требований, доходивших до политического шантажа: давались поручения народным депутатам России от Кемеровской области внести в повестку дня сессии ВС РФ вопрос о восстановлении автономии; «при невыполнении Верховным Советом РФ» в установленные сроки данного требования прорабатывались варианты обращения «. за помощью к международному сообществу, вплоть до ООН...» [26. С. 153] (курсив наш. - М.Б.). Однако стремление к автономизации не было удовлетворено. Шорцам и телеутам удалось добиться успехов только в решении ряда политических и социально-экономических вопросов - получения особого правового статуса «народов Севера» и затем «коренных малочисленных народов», создания местного национального самоуправления, включения своих требований в федеральные и региональные программы социально-экономического развития.

Таким образом, национальный сепаратизм для различных этносов Южной Сибири, проявившийся в форме устремлений к автономии, и итоги его реализации были неодинаковы. Хакасская и Горно-Алтайская автономные области самоопределились в той форме, в какой это соответствовало их возможностям, - в форме республик в составе Российской Федерации, повысив свой политический статус и потенциал в развитии социальноэкономической сферы. Все попытки шорцев и телеутов, проживающих на территории Кемеровской области, создать автономные образования остались не реализованными. Сепаратистские тенденции, проявившиеся в открытой форме в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в среде автохтонных народов Южной Сибири, явились своеобразной реакцией на их интеграцию в структуру социалистического общества, в ряде случаев проходившую

ускоренными темпами и без учета этнической специфики. На примере хакасов, алтайцев, шорцев и телеутов прослеживается определенная цикличность проявления сепаратистских тенденций. С одной стороны, они проявляются в открытой форме в период ослабления централизованной власти и кризиса общественных отношений, являются неотъемлемой частью межэтнических отношений в целом. С другой стороны, они «сопутствуют» интеграции и носят скрытый характер. В настоящее время, в период стабилизации социальноэкономической и политической ситуации в стране, сепаратистские тенденции у автохтонных народов Юж-

ной Сибири в очередной раз перешли в латентное состояние. Возможность их дальнейшего проявления в будущем во многом будет определяться эффективностью предлагаемых или поддерживаемых государством моделей интеграции автохтонного населения в рыночную экономику, динамикой численности коренных народов, уровнем их аккультурации и ассимиляции, а также уровнем имущественной дифференциации, правовой регуляции системы взаимоотношений органов регионального управления и местного самоуправления, национальных общественных объединений, руководства частных промышленных предприятий и бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев / Л.П. Потапов. - Новосибирск: Новосибгиз, 1948.

2. Нам И.В. Проблема аборигенного населения в законотворческой деятельности сибирских областников / И.В. Нам // Коренные народы Сиби-

ри: проблемы историографии, истории, этнографии, лингвистики: Материалы регион. науч.-практ. конф. - Томск: Изд-во ТГАСУ, 2004.

3. Архив документов новейшей истории Республики Алтай (АДНИ РА). - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 492.

4. Асочаков В.А. К 50-летию образования Хакасского уезда / В. А. Асочаков // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. - Абакан, 1974. - Вып. 19. - Сер.

историческая. - № 5.

5. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). - Ф. Р-1. - Оп. 1. - Д. 795.

6. Гордиенко П. Ойротия / П. Гордиенко. - Горно-Алтайск, 1994.

7. Тотышев С.М. Аскизский инородческий съезд 1918 года // Проблемы сохранения природы и культурно-исторического наследия Хакасии

/ С.М. Тотышев. - Абакан, 1994. - Вып. 1.

8. Садовой А.Н. Территориальная община Горного Алтая и Шории (конец Х1Х - начало ХХ в.) / А.Н. Садовой. — Кемерово: Кузбассвузиздат,

1992.

9. Кыдыев В. «Бей в прошлом настоящее.» / В. Кыдыев // Энчи (Наследие). - 1990. - С. 9.

10. АДНИ РА. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 251.

11. Белозёрова М.В. К истории образования Ойротской автономной области (начало 1920-х гг.) / М.В. Белозёрова // Вестник Томского государ-

ственного университета. - 2008. - № 308.

12. Очерки истории Хакасии советского периода. 1917-1961 годы / Под ред. П.Н. Мешалкина. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1963.

13. ГАНО. - Ф. Р-1. - Оп. 1. - Д. 1699.

14. Белозёрова М.В. Шорцы: жизнь и реформы (20-60-е гг. ХХ в.). Опыт интеграции в социалистическое общество / М.В. Белозёрова. - Кемерово: ИУУ СО РАН, 2004.

15. Центральный Государственный архив Республики Хакасия (ЦГАРХ). - Ф. Р-16. - Оп. 1. - Д. 3 «А».

16. АДНИ РА. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 177.

17. Белозёрова М.В. Развитие кооперации в Хакасии в 1920-1930-е гг. / М.В. Белозёрова // Вестник Томского государственного университета. -

2007. - № 303.

18. Государственный архив Российской Федерации. - Ф. Р-1318. - Оп. 1. - Д. 1386.

19. Коновалов А.Б. История Кемеровской области в биографиях партийных руководителей (1944-1991 гг.) / А.Б. Коновалов. — Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2004.

20. Проект резолюции I съезда хакасского народа (1990 г.) «О современных проблемах хакасского народа и о путях их решения» // Архив лаборатории этносоциальной и этнологической геоинформатики Института угля и углехимии СО РАН Кемеровского госуниверситета.

21. Постсоветская Хакасия: трансформационные процессы и этнорегиональные модели адаптации. Этносоциологические очерки / Отв. ред. М.Н. Губолго, Л. В. Остапенко. - М., 2005.

22. ЦГАРХ. - Ф. Р-782. - Оп. 1. - Д. 2.

23. АДНИ РА. - Ф. 1. - Оп. 72. - Д. 1.

24. Государственный архив Кемеровской области. - Ф. П.-75. - Оп. 66. - Д. 27.

25. Кимеев В.М. Нужна ли шорцам и нешорцам автономия? / В.М. Кимеев // Кузбасс. - 1990. - 16 янв.

26. Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы: Сб. док. / Сост. В.М. Кимеев, В.В. Ерошов. - Кемерово: Кузбассвузиздат,

1997.

Статья представлена научной редакцией «История» 10 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.