Д.Ф. Каюмова
КОНЦЕПТ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» И ЕГО ЯЗЫКОВОЕ ...
2001 - № 1. - С. 64-72.
5. Карасик В.И. Язык социального статуса/ В.И.Карасик. - М.: Азбуковник, 2002. - 333 с.
6. Лихачев Д.С. О национальном характере русских/ Д.С.Лихачев//Вопросы философии. - 1990. - № 4. - С.8-16.
7. Лихачев Д.С. Культура как целостная динамическая систма/Д.С.Лихачев//Вестник РАН. - Т.64. - № 8. - 1994. - С.721-725.
8. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях/З.Д.Попова., И.А.Стернин. - Воронеж, 2000. - С.31-245.
9. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры/Ю.С.Степанов. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Акад. проспект, 2004. - С.5-43.
10.Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты/ В.Н.Телия. - М.: Языки рус.культуры, 1996. - 288 с.
11.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб.посо-бие/С.Г.Тер-Минасова. - М.: Слово,
2000. - 624 с.
12. Исэнбэт Н. Татар теленец фразеологик CYЗлеге. 2 томда./Н.Исэнбэт. - Казан: Татар.кит. нэшр., 1990. - Т. 2. - 365 б.
3. Квеселевич Д.И. Русско-английский фразеологический словарь. - М.: Русский язык, 1998. - 705 с.
14. Ковшова М.Л. - Концепт судьбы. Фольклор и фразеология//Понятие судьбы в контексте разных культур - М., 1994. - С.137 - 147.
15. Кунин А.В. Большой англо-русский фразеологический словарь. - М: Русский язык, 1998. - 942 с.
16. Cambridge International Dictionary of Idioms, CUP, 1998. - P.134.
17. Longman Dictionary of English Idioms. - Bath: Pitman Press, 1980. - 390 p.
18. Каюмова Д.Ф. Ключевой концепт «мир человека» (на материале английской, татарской и турецкой лингвокультур) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 89-93.
© 2014
THE CONCEPT OF "HUMAN FATE" AND ITS EMBODIMENT IN THE ENGLISH AND TATAR LANGUAGES
D.F. Kajumova, doctor of philological sciences, professor of the chair «Foreign Languages and Translating»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The term "fate" is illustrated in this article. In different languages it has different meanings. Fate depends on the person, but the person should influence on it too. The lucky fate binds the human being to his future.
Keywords: concept; notion; national concepto-sphere; world outlook; English phraseology; Tatar phraseology; isomorphism.
УДК 130.1
ПРИНЦИП РЕКУРСИИ В ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКАХ
© 2014
М.А. Зайченко, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Г.М. Латыпова, кандидат биологических наук, доцент кафедры философии
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается принцип рекурсивности в области гуманитарного и естественнонаучного знания. Рекурсивная закономерность в общем виде присутствует во фрактальной геометрии. Однако в настоящее время появилась возможность положить рекурсивный принцип в основу новых представлений в различных научных областях. Движение рекурсивности оказывается конструктивным в плане становления синтетического взгляда, органически сопрягающего бытийную целостность и конкретику размерности человека, его трансцендентальные и эмпирические, онтологические и биологические ипостаси.
Ключевые слова: фрактал, рекурсия, самоподобие, эволюция, онтогенез, живые организмы.
В конце ХХ века в связи с созданием французским математиком Б.Мандельбротом общей концепции фракталов появилась возможность положить их в основу новых представлений в области как естественных, так и гуманитарных наук. Стало возможным говорить о самоорганизации мира медиа, мира Internet, который вовсе не стремится к равновесию. К примеру, медиа на сегодняшний день не только выступает как средство передачи информации или взаимодействия, но и обладает собственной смыслообразующей, мирообразующей тенденцией, порождающей специфические культурные практики, для осмысления которых ученым надо искать новые языки и методы. Этот мир, создающий совершенно новые возможности для функционирования культуры требует не только введения новых терминов и метафор для его описания, но и обращения философов к общенаучным понятиям, применимым как в естественных, так и в гуманитарных дисциплинах. Углубляющаяся дифференциация и специализация науки затрудняет возможность интеграции знаний о человеке и его взаимоотношении с миром, а также методологический органон, который бы позволил это сделать. Движение рекурсив-ности, выполняя функцию деструкции (предметности), оказывается конструктивным в плане становления синтетического взгляда, органически сопрягающего бытийную целостность и конкретику размерности человека, его трансцендентальные и эмпирические, онтологиче-
ские и онтические ипостаси.
Рекурсивный принцип - это принцип самовоспроизведения и одновременного усложнения системы согласно алгоритму собственного разворачивания по аналогии. Главное отличие такой системы заключается в способности к бесконечному усложнению по определенной закономерности. Закономерность заключается в том, что система в своем усложнении каждый раз достраивается до некой динамичной целостности, которая сама в то же время включает в себя множество усложнений. Подобная закономерность в общем виде присутствует во фрактальной геометрии.
Особенностью подобного типа изменений (усложнений) является целостность системы: внутри простого единства присутствует множество состояний.
Данный тип системы относится к нелинейным системам. Исследование нелинейных динамических систем представляет собой актуальную проблему, вызывающую в последнее время все больший интерес. Важность данной проблемы определяется тем, что процессы, протекающие в нелинейных системах любой природы, в большинстве случаев нельзя рассматривать как чисто детерминированные или чисто случайные. Они, как правило, являются результатом совместного действия детерминированного оператора эволюции и случайных сил. Совместное действие этих сил приводит к многообразию наблюдаемых явлений.
М.А. Зайченко, Г.М. Латыпова гуманитарное
ПРИНЦИП РЕКУРСИИ В ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ... направление
Важной чертой, присущей большинству случайных явлений и всем хаотическим системам, является свойство перемешивания (усложнения). Для системы с перемешиванием изначально разные фазы со временем преобразуются таким образом, что становится невозможно их разделить. Перемешивание в системе ведет к потере памяти о начальном состоянии, эргодичности, существованию инвариантной вероятностной меры [1, С. 56]. Случайные силы неизбежно присутствуют в любой нелинейной системе, порождая стохастическую компоненту. С другой стороны детерминированный хаос очень характерен для большинства нелинейных систем. Таким образом, свойство перемешивания (усложнения) в системе может быть связано как со случайной, так и с детерминированной компонентой эволюционного процесса.
В данной статье мы ставим перед собой задачу введения контекста фрактальной концепции в целях достижения практики узнавания рекурсивного принципа в гуманитарных и естественных науках.
Первые идеи фракталов возникли в 19 веке. Немецкий математик и философ Георг Кантор с помощью рекурсивной (повторяющей себя) процедуры преобразил линию в набор несвязанных точек («Пыль Кантора»). Он брал линию и удалял центральную треть, после этого повторял то же самое с оставшимися отрезками. Итальянский математик Д.Пеано создал особый вид линии. На первом шаге он брал прямую линию и заменял ее на 9 отрезков длинной в три раза меньшей, чем длина исходной линии. Далее то же самое он проделывал с каждым отрезком получившейся линии. И так до бесконечности. Вплоть до 20 века шло накопление данных о таких странных объектах, без какой-либо попытки их систематизировать. Так продолжалось до тех пор, пока к ним не обратился Бенуа Мандельброт - основоположник современной фрактальной геометрии и слова фрактал.
Б. Мандельброт образовал слово «фрактал» от латинского йгас^, что означает разбитый (поделенный на части) [2, Р. 206]. Глагол йга^еге переводиться как «ломать, разламывать», то есть создавать фрагмент неправильный по форме. Фракталом называется множество, размерность которого строго больше его топологической размерности. Большинство математических фракталов инвариантны относительно масштабных преобразований. Это означает, что они сохраняют форму и внутреннюю сложность, сколь бы малую область фрактала мы не взяли. Б.Мандельброт указывает, однако, на существование несамоподобных фракталов. Среди них - аполлониева упаковка, вариант которой был описан Лейбницем: наиболее плотное заполнение пространства достигается при последовательной (апполониевой) упаковке. Сначала в заданный объем максимально плотно (упорядоченно или аморфно, в зависимости от выбранной модели), укладываются сферы максимального радиуса, затем промежутки между ними заполняются максимально подходящими по размеру более мелкими сферами, вновь образовавшиеся полости таким же образом заполняются еще более мелкими сферами и так далее, пока пространство не будет заполнено. Радиусы сфер на каждом этапе заполнения вычисляются (при регулярной упаковке) или подбираются экспериментально. С помощью такой упаковки можно достичь плотности заполнения сколь угодно близкой к единице. Рассматриваемое заполнение приводит к образованию фрактальной структуры. Такие фракталы не самоподобны, но рекурсивны, поскольку производят сами себя посредством одной и той же простой процедуры, давая множественность различных вариаций.
Наш отечественный ученый В.В.Тарасенко предлагает выстраивать определение понятия фрактал через платоновское Единое, поскольку оно так же самодостаточно и не нуждается во внешней шкале масштабов или внешнем пространстве для динамического по-28
гружения в себя (вычисления своих составляющих) [3, С. 158-159]. Фрактальные структуры можно описать как неоплатоническое «едино-многое», поскольку без самовоспроизведения, порождающего внутреннюю множественность, фрактальная форма немыслима. Однако еще до Платона натурфилософия повествует о Едином, о встречи Единого и Логоса: «душе присущ Логос, сам себя умножающий» [4, С. 43]. Пафос натурфилософии выражен Гераклитом: «Надо следовать всеобщему. Но хотя Логос всеобщ, толпа живет так, как если бы каждый имел собственное понимание» (там же). Парменид утверждает изначальную самодостаточность и первичность Единого, его самодовлеющее в-себе-бытие. Единое - самодовлеющее в-себе-и-для-себя бытие, абсолютная реальность, мыслящая саму себя, обладающая всей полнотой своей осуществленности. В античной натурфилософии есть и другое решение проблемы Единого, преломленное аполлонийской рациональностью и, по сути, прямо противоположное парменидов-скому решению, некоторый фальсифицированный вариант решения Единого, а именно, утверждающий, что Единое как субстрат, порождающий частные вещи, и эти самые вещи - суть одно. Субстрат есть не больше и не меньше, как все вместе взятые частные вещи: «Никакая вещь не умирает и не рождается, но все есть следствие процессов соединения и разделения, поэтому правильно говорить: родиться - стать согласным, а умереть, значит, распасться» [5, С. 76]. Но при отождествлении субстрата и вещей становится очевидной недостаточность этого тождества, для того чтобы быть моделью универсума, потому что в этом случае субстрат, представляющий все индивидуальные вещи, должен представлять их в равной мере. Это означает, что субстрат должен снять в себе индивидуальность всякой вещи, ее обособленность, следовательно, содержать их не как отдельные друг от друга, а как размытые друг в друге. Отсюда и формула такого субстрата: «все во всем». Но тогда вещи как таковые отличаются от субстрата своей «поднятостью» из смешанной массы, «оцеленностью», собранностью, «отграниченностью». Здесь и проявляется действие некой разумной и упорядочивающей силы - Анаксагорова Ума, имеющего понятие о целесообразности и форме, то есть знающего абстрактные структуры в качестве смысла отдельных вещей. Итак, получается, что каждая вещь повторяет собой субстрат, имея в себе все другие вещи, однако ее преобладание в себе самой делает определенную вещь этой самой вещью.
В отношении фрактала перестает действовать понятие границы, поскольку существуют фракталы, состоящие только из граничных точек, а сама граница не схватывается ввиду своей «подвижности». Фрактал - это не статичная фигура с заданной формой, это вообще не «предмет». Он постоянно меняется. Фрактал можно назвать бесконечным изменением самого себя. Этот процесс рекурсивен, обращен на себя. Изменяющаяся природа фрактала - это не движение во внешнем пространстве, а самодвижение, движение вглубь себя. Фрактал есть всегда незавершенность, становление.
Применительно к фракталам становится проблемой их тождество и различие. Сравнивать объекты, у которых каждая точка меняется при ее рассмотрении в другом масштабе, становится невозможным. Более того, проблематичным становится тождество фрактала с самим собой. На каждой фазе описания или определения «формы» фрактал демонстрирует ее неполноту, что в конечном итоге приводит к тому, что остается только переход в чистом становлении. Классические примеры фракталов - «снежинка Коха», «треугольник Серпинского».
Другое свойство фракталов - самоподобие. Возьмем, например, «треугольник Серпинского». Для его построения из центра треугольника мысленно вырежем часть треугольной формы, который своими вершинами будет упираться в середины сторон исходного треугольника. Повторим эту же процедуру для трех образовавшихся Карельский научный журнал. 2014. № 1
М.А. Зайченко, Г.М. Латыпова ПРИНЦИП РЕКУРСИИ В ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ...
треугольников (за исключением центрального) и так до бесконечности. Если мы теперь возьмем любой из образовавшихся треугольников и увеличим его, то получим точную копию целого. В данном случае мы имеем дело с полным самоподобием.
Понятие фрактала неразрывно связано с понятием хаос. Хаос - это отсутствие предсказуемости. Хаос возникает в динамических системах, когда для двух очень близких начальных значений система ведет себя совершенно по-разному. Пример хаотичной динамической системы - погода. Известна знаменитая шутка метеорологов: взмах крыла бабочки в Техасе приводит к урагану во Флориде.
Было обнаружено множество природных объектов, строение которых сходно рекурсивно. Это и ветви деревьев, повторяющие более крупные ветви, повторяющие ствол, и снежинки, и кровеносные пути и нервы, разветвляющиеся на более мелкие пути, которые ветвятся на еще более мелкие, и карта полушарий головного мозга, да и любая карта, при увеличении масштаба превращающаяся в иную карту, фрагмент которой при следующем увеличении есть еще одна схожая карта, и так далее.
Еще одним примером рекурсивной формы движения является эволюционное развитие организмов. Оно представляет собой довольно долгий рекурсивный процесс взаимосвязанного развития «ядра» и «оболочки» виртуальной иерархии сознания. Наблюдаемое усложнение социальной организации происходило в результате успешного выживания предков человека в группе за счет умения прогнозировать поступки соплеменников, предвидеть их реакции на то или иное действие. Для осуществления данного процесса необходим определенный стиль поведения других особей, образцом которого служил собственный мозг и заключенный в нем механизм принятия решений. Следовательно, мы можем говорить о создании мозгом модели самого себя, использующейся для прогноза поведения окружающих. В итоге создаются все более сложные рекурсивные воспроизведения: модель планируемого поступка, оценка себя и своих поступков глазами окружающих, построенная на основе мысленного воспроизведения себя, реакция окружающих и соотнесение её с желаемой реакцией, корректирование модели своих поступков.
Эволюция биологических видов с точки зрения алгоритмического подхода происходит как рекурсивно-параллельный процесс, в котором прослеживается соответствие линии индивидуального развития с последовательностью рекурсивных вызовов. Именно в момент вызова за счет передачи информации в организме наблюдаются изменения, способные через определенное время привести к существенным изменениям. Передаваться может и управляющая и «строительная» информация, необходимая для копирования преобразователей. В результате этого изменения могут затрагиваться и разум, и строение организма. В случае сбоев передачи информации в «моменты вызовов» возможны резкие изменения (мутации) и образование новых видовых форм.
В процессе эволюции происходят изменения, приводящие к тому, что мозг обретает способность к вычислению, применению рекурсивных правил и ментальных репрезентаций, таким образом, подготавливая основу для мышления и языка в человеческом смысле. Проводя самонаблюдение, мы обретаем самосознание, создавая свой образ и взаимодействуя с ним. Можно описать себя, описывающих самих себя в бесконечном рекурсивном процессе.
Сложное биологическое развитие, как и мутационная изменчивость, и онтогенез не могло протекать без рекурсивного процесса. Не представлялось возможным быстрое развитие идеальных усложненных живых форм. Потребовался долгий срок для достижения наблюдаемых в настоящее время результатов. Природа, начиная с простейших каоцерватных капель, долгое время развивала усложняющиеся, самонастраивающиеся генети-
ческие коды, которые заключали в себе усложненные программы построения соматических структур. Форма организации данных структур всегда везде проявляет в себе следы рекурсивных процедур, которые были воплощены в квазифрактальных формах соматических структур живых организмов.
Гете отмечал, что формы живых организмов построены по рекурсивному, квазифрактальному принципу [6]. Если рассмотреть части живых существ, то можно заметить, что все они обладают чертами самоподобия, а большинство биологических структур несут в себе явные фрактальные формы. Так и процесс индивидуального развития живого организма с информационной точки зрения возможно рассмотреть как реализацию усложненного рекурсивного метода. Поэтому с учетом данного обстоятельства скачкообразные трансформации биообъектов в филогенезе не удивительны. Так в рекурсивно созданных фрактальных структурах даже несущественное изменение кода первоисточника может вследствие его самоповторения привести к абсолютно другой конечной форме.
Принцип рекурсии можно обнаружить и в процессе роста живых организмов. В специальных зонах роста клетка создает новые клетки, в том числе и свои копии, осуществляющие свою жизнедеятельность в определенные моменты развития. Например, нервная система способна рекурсивно взаимодействовать с собственными своими состояниями, как если б они были зависимыми сущностями. Любое отношение воплощено в определенном состоянии относительной активности нервных клеток, и параллельно каждое состояние относительной активности собственным воздействием вносит изменения в относительную активность других нервных клеток. В итоге, воплощенные в состояниях относительной активности, отношения сами становятся единствами внутренних взаимодействий. Кроме того, они порождают дополнительные отношения, которые в свою очередь также воплощены в состояниях относительной активности, последние в свою очередь также могут становиться единствами внутренних взаимодействий, и так далее рекурсивно [7].
Анализируя различные этапы эволюции можно увидеть, что и мир каждого человека, представляет собой рекурсивную функцию с личными параметрами [8-11]. Наши дети передадут последующему своему поколению часть параметров, которые мы в них заложили до и после рождения, а человечество в целом - это та же функция, но с усредненными параметрами всех его детей.
Нам не представляется возможным осознать и почувствовать на каком этапе нашего развития возникнут условия, при которых произойдет или нет инициирование и вызов следующих шагов рекурсивного создания новых эволюционных миров. Но одним из шагов может стать всеуничтожающая война или болезнь, последствия которой привели бы к тому, что этот определенный шаг эволюционной рекурсии завершится без продолжения.
Сложные рекурсивные системы привлекают неизменный интерес, как представителей естественных наук, так и ученых гуманитарных дисциплин своей завораживающей и повторяющейся красотой, подобной красоте сменяющих друг друга картинок в калейдоскопе. Сходные последовательные явления погружают зрителя в волшебный «ирреальный» мир, очаровывают идеей бесконечного повторения, тождества и подобия в масштабе, пространстве и времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корнфельд И.П., Синай Я.Г., Фомин С.В. Эргодическая теория. - М.: Наука, 1980. - 193 с.
2. Mandelbrot B.B. The Fractal Geometry of Nature // W.H.Freeman. - New York. - 1983. - 460 рр.
3. З.Тарасенко В.В. Концепция фрактала: становление языка междисциплинарного диалога // Философские исследования 2000. - № 1. - С. 76-89_
М.А. Зайченко, Г.М. Латыпова
ПРИНЦИП РЕКУРСИИ В ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ..
4. Гераклит. Фрагменты. - М.: Директ-Медиа, 2002.
- 224 с.
5. Маковельский А. О. Досократики. - Казань, 1919.
- Ч.3. - 242 с.
6. Колесников А. Фракталы, рекурсия и эволюция // Компьютерные вести. 2001. №35. URL: old.kv.by/in-dex2001354401.htm. (Дата обращения: 02.02.2014).
7. Матурана У. Биология познания. Язык и интеллект: пер. с англ. и нем./ Сост. и вступ. ст. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1996. 416 с.
8. Каюмова Д.Ф. Ключевой концепт «мир человека» (на материале английской, татарской и турецкой лингвокультур) // Балтийский гуманитарный журнал.
2013. № 4. С. 89-93.
9. Плохова Ж.В. Познание связи природного и рукотворного мира основа для творческих идей человека // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 225-227.
10. Тимкова Т.Н. Специфика вербализации концепта снег в турецкой языковой картине мира // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 355-358.
11. Прохорова П.В. Вербализация тендерного концепта «йаи» в диалектной картине мира // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 32-34.
THE PRINCIPLE OF RECURSION IN THE HUMANITIES AND NATURAL SCIENCES
© 2014
M.A. Zaychenko, candidate of philosophy sciences, associate professor of the chair «Philosophy» G.M. Latipova, candidate of biological sciences associate professor of the chair «Philosophy»
Institute of Economy, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The article describes the principle of recursiveness in the areas of humanitarian and natural science knowledge. A similar pattern in general is present in the fractal geometry. At present, however, there is an opportunity to put the recursive principle in the framework of new concepts in various scientific fields. Movement of recursiveness is constructive in the way of becoming a synthetic view, which organically blends existential integrity and specificity of human dimension, its transcendental and empirical, ontological and biological incarnation.
Keywords: fractal, recursion, self-similarity, evolution, ontogeny, living organisms.
УДК 379.85
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРЕХОД И ЕГО ЛИДЕРЫ
© 2014
В.П. Овсянников, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
«Философия и культурология В.Н. Якунин, доктор исторических наук, профессор, проректор по инновационной и научно-исследовательской деятельности
Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)
Аннотация: Анализируется роль и значение среднего класса в современном мире, дается авторское понимание постиндустриального перехода, способного изменить стратегии общества потребления. Выдвигается тезис о роли оплачиваемого свободного времени в инновационной экономике. Выводится зависимость человеческого потенциала от преобразований социокультурной среды. Предлагается и обосновывается новое понятие «срединный класс» в качестве движущей силы эволюционного развития общества в XXI веке.
Ключевые слова: инновации, средний класс, статус, потребление, постиндустриальный мир, человеческий потенциал, творчество, свободное время.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Устойчивое развитие мирового сообщества в XXI столетии предполагает динамичное соотношение традиционности, поддерживающей стабильность, и инноваций, благодаря которым осуществляется продвижение вперед. Основные идеи объясняющие современный исторический процесс связаны с цивилизационным подходом. В научной литературе этот подход представлен мыслителями XIX - XX вв. Н. Данилевским, К. Леонтьевым, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным, С. Хантингтоном и др. Главное, что следует вынести из их творчества для наших дальнейших рассуждений - рационалистические цивилизации не долговечны, т.к. в них идет быстрая деградация духовных ценностей. Создателем теории постиндустриального развития общества является Д. Белл. Он и его последователи пытаются разрешить проблему кризиса цивилизаций такого типа. Однако, несмотря на их титанические усилия полной картины происходящих глобальных перемен, начавшихся с XVШ в., пока нет.
Вместе с тем, осмысление этих насущных для человечества проблем продолжается, не остались в стороне и авторы, пытающиеся внести свой посильный вклад в приращение знаний в этой области. Исследование представляет собой синтез некоторых идей научного сооб-
щества настоящего и недалекого прошлого. Сейчас уже нет сомнения, что мир оказался перед лицом катастрофический вызовов, которые в рамках сложившейся индустриальной цивилизации решить невозможно. Ее ресурс - творить «порядок из хаоса» [5] исчерпан. Явный дисбаланс системы «общество-природа» стал продуцировать новый принцип социокультурной динамики «порядок хаоса» [3, с. 11, 20]. В этой новой реальности взаимосвязь между новацией, нередко, связанной с риском и традицией становится предметом анализа многих современных авторов.
В их концепциях традиция предстает либо как нечто стабильное, как один из неизменных ориентиров в обществе, в котором все больше господствует риск, либо как механизм противостояния инновационным веяниям прогресса. К.В. Храмова определяет такой риск как атрибутивную характеристику глобализирующегося общества. В этом случае традиция и новация (риск) становятся двумя антиподами в рассмотрении многих социальных процессов. Нарушение традиции, отказ от нее - это всегда риск. [11, с. 317-329.]
Более того, независимо от экономических укладов и политических режимов в цивилизациях западного типа происходит своеобразное «бегство от свободы» [9], хотя потенциально люди рождаются свободными. Это подтверждает правоту ранее сделанных выводов О. Шпенглера [14]. Суть их заключается в следующем -рационалистические цивилизации обречены, т.к. в них происходит интенсивная деградация духовных ценно-