Татьяна ПОЛЫНИНА
К проблеме правового регулирования реформы государственной службы на региональном уровне
Среди задач, которые предполагается решить в процессе проводимой в стране административной реформы, особое место занимает реформирование государственной службы1. Известно, что одним из направлений административной реформы является повышение эффективности деятельности системы органов исполнительной власти как на федеральном, так и региональном уровнях.
Формирование системы совершенствования государственного управления требует модернизации государственной службы, создания специального государственного механизма и инфраструктуры, способной анализировать и оценивать работу государственных институтов, а также принимать решения и реализовывать мероприятия по повышению эффективности и качества работы государственных служащих. Достижение поставленной цели обеспечивается рядом организационных, финансовых и правовых мер. Создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы осуществляется или производится на базе федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и её субъектов.
В 2005 г. центральным направлением в установлении правовых и организационных основ гражданской службы стали разработка и принятие в соответствии с федеральным законом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, аналитическое и методическое обеспечение их нормотворческой деятельности, а также организационная работа по внедрению предусмотренных федеральным законом правовых механизмов в практику гражданской службы.
1 Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Чиканова Л.А., Журнал российского права, № 4, апрель 2005 г.
В период до 2007 г. принято и реализуется значительное число региональных нормативных правовых актов в сфере государственной гражданской службы.
Важной особенностью правового регулирования гражданской службы в субъектах Федерации является не только необходимость учёта положений федерального законодательства, но и определение вопросов, по которым субъекты Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. К компетенции субъектов Федерации относится широкий круг вопросов: должности гражданской службы субъекта и квалификационные требования к этим должностям; классные чины гражданской службы; оплата труда гражданских служащих;
дополнительные государственные гарантии гражданским служащим и
1
т.д.
В результате принятых на федеральном и региональном уровнях мер процесс разработки основных законодательных актов субъектов Российской Федерации о гражданской службе в настоящее время приблизился к завершающей стадии.
В большинстве субъектов Российской Федерации законотворческая работа организована во взаимодействии с территориальными органами Минюста России, в том числе на этапе подготовки соответствующих законопроектов.
Согласованность действий законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации с органами юстиции и надлежащий контроль за соответствием принимаемых законодательных актов федеральному законодательству позволяют заложить устойчивую законодательную основу института гражданской службы.
Региональными органами государственной власти уже издан ряд нормативных правовых актов, регулирующих базовые вопросы
1 Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика, 2005, № 12; 2006, № 1,
2.
гражданской службы - утверждение реестров должностей гражданской службы; присвоение и сохранение классных чинов государственным гражданским служащим; предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день; предоставление сведений о полученных государственным гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера и т.д.
Вместе с тем анализ нормотворческой деятельности регионов показывает, что даже там, где подготовка соответствующих нормативных правовых актов идет достаточно активно, более половины вопросов, отнесённых к компетенции субъектов Российской Федерации, ещё не урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами. На уровне каждого субъекта Российской Федерации необходимо разработать и принять ещё целый пакет законов, которые обеспечат нормальное функционирование гражданской службы.
Таким образом, законотворческий процесс в регионах продлится ещё значительное время.
Помимо органов власти субъектов Федерации, активное участие в этом процессе принимают и аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации. На основе анализа работы в субъектах Федерации ими разрабатываются методические рекомендации по вопросам дальнейшего проведения реформы государственной службы.
Изучая доклады подразделений по вопросам государственной службы в аппаратах полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, хочется отметить, что с определенными трудностями создается механизм практической реализации нормативных правовых актов, принимаемых субъектами
Федерации. Нередко даже при наличии удачно разработанных нормативных правовых актов они не обеспечиваются должной организационной, методической и финансовой поддержкой1.
Важно заметить, что в последние годы противоречия федеральному законодательству в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации заметно сократились. Субъекты Федерации привели свои основные законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами . Это говорит о том, что основное направление административной реформы по укреплению вертикали власти осуществляется согласно целям, поставленным В.В. Путиным в своих ежегодных обращениях к госаппарату.
Так, например, во исполнение Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с 2005 г. осуществляется совершенствование нормативной базы, регулирующей вопросы государственной гражданской службы в Саратовской области. Данный регион достаточно оперативно реагирует на изменения, приводя в соответствие с федеральным законодательством нормативные акты области по вопросам государственной службы в свете проводимой административной реформы.
В течение двух лет в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были приняты более 20 нормативных правовых актов, в том числе 2 закона, ряд постановлений и распоряжений губернатора и правительства области, а также приказы органа по управлению государственной службой области3.
1 См. доклад Ларина В.А. «Об итогах реформирования государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа в 2003-2005 годах».
2 Налиев Т. К вопросу о разграничении предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации // Власть, 2006, №6.
3 По результатам анализа нормативно-правовой базы Саратовской обл.
С 2006 г. в Саратовской области проводится последовательная работа по систематизации законодательства в сфере организации государственной гражданской службы. Нужно сказать, что подобная работа ведется и в других регионах.
Также в качестве положительного опыта нормативного регулирования вопросов государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации можно отметить принятие нормативных правовых актов о порядке ведения реестра гражданских служащих субъекта Российской Федерации в Республике Мордовия, Республике Татарстан и Нижегородской области; нормативное закрепление принципов организации работы по ведению личных дел гражданских служащих субъекта Российской Федерации в Республике Марий Эл, Удмуртской Республике, Пензенской и Ульяновской областях; принятие нормативных актов по вопросам повышения ответственности и стимулирования труда служащих органов власти в Республике Марий Эл, Кировской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областях.
Есть уверенность, что принятие в ближайшие год-два федеральных и региональных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, локальных нормативных правовых актов государственных органов по вопросам государственной гражданской службы станет дальнейшим шагом в развитии основ правового регулирования института государственной службы, позволит создать стабильный и прочный фундамент для реализации федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1.
Очевидно, что дальнейшая работа в субъектах Российской Федерации по развитию гражданской службы должна и будет строиться
1 Г осударственная служба Российской Федерации: основные направления реформирования и развития // Дубик С., Государственная служба, № 2 март-апрель, 2006 г.
во взаимодействии органов государственной власти различных уровней как на этапе формирования правового регулирования, так и в ходе реализации правовых механизмов государственной службы.
В ходе реформирования государственной службы следует уделить особое внимание системе управления реализацией мероприятий, которая должна гарантировать достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого мероприятия, в том числе и разработку нормативных правовых актов, которые позволят достичь необходимых результатов посредством их реализации, а также устойчивость этих результатов.
ПОЛЫНИНА Татьяна Геннадьевна - консультант отдела организации государственной гражданской службы управления кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской обл.