Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯ В РОССИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ'

К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯ В РОССИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
иностранный преподаватель / административный регламент / признание иностранного образования.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Л.Н. Малыгина

В статье анализируется проблема правового регулирования признания иностранного образования и (или) квалификации в Российской Федерации. В большинстве случаев иностранные граждане получали образование или повышали квалификацию в иностранных учебных заведениях, поэтому их образование и квалификация требуют признания в Российской Федерации. На сегодняшний момент наиболее оптимальным способом признания иностранного образования автор считает включение иностранных образовательных организаций полученные образование и (или) квалификации, ученые степени и ученые звания в которых признаются в Российской Федерации в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2022 года № 28-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯ В РОССИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ»

Л.Н. Малыгина

К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯ В РОССИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В статье анализируется проблема правового регулирования признания иностранного образования и (или) квалификации в Российской Федерации. В большинстве случаев иностранные граждане получали образование или повышали квалификацию в иностранных учебных заведениях, поэтому их образование и квалификация требуют признания в Российской Федерации. На сегодняшний момент наиболее оптимальным способом признания иностранного образования автор считает включение иностранных образовательных организаций полученные образование и (или) квалификации, ученые степени и ученые звания в которых признаются в Российской Федерации в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2022 года № 28-р.

Ключевые слова: иностранный преподаватель, административный регламент, признание иностранного образования.

В Российской Федерации (далее - РФ) вопрос привлечения иностранных преподавателей в высшие учебные заведения признается важным направлением миграционной политики России.

Еще в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года Президентом РФ Д.А. Медведевым было отмечено, что «следует упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира.»1. В ответ на указанное послание был подготовлен пакет изменений в законодательство РФ упрощающий миграционный учет, получении виз, трудоустройство иностранных граждан.

Однако, существующее правовое регулирование вопросов привлечения иностранных работников, вызывает критические оценки в научной среде. В исследовании Т.К. Ростовская и В.И. Скоробогатова указывают на недостатки принятой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы2. По мнению Хабриевой Т.Я. необходимо принять специальный федеральный закон, имеющий своим предметом исключительно правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы как самостоятельной категории мигрантов3. В исследовании И.В. Войтковской, А.В. Гребенщикова, Е.Н. Доброхотовой и других (под общ. ред. Е.Б. Хохлова, Е.В. Сыченко) авторы обращают внимание на междисциплинарный характер проблемы, связанной с привлечением труда иностранных граждан4.

Тем не менее, среди проблем, связанных с привлечением в Россию иностранных преподавателей, практически без освещения остался вопрос признания их образования и квалификации, полученных за пределами России.

Под признанием иностранного образования, квалификации в России понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных

© Л.Н. Малыгина, 2022.

Научный руководитель: Савватеев Анатолий Иванович - кандидат юридических наук, доцент Уральского института управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (РАНХиГС) (филиал в г. Екатеринбурге), Россия.

1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. http://www.kremlin.ru/acts/bank/31381

2 Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Российское миграционное законодательство: за или против академической мобильности? // Миграционное право. 2019. N 3. С. 18 - 23.

3 Хабриева Т.Я. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2019. 400 с.

4 Правовое регулирование социально-трудовых отношений с иностранными гражданами: междисциплинарный подход: монография / И.В. Войтковская, А.В. Гребенщиков, Е.Н. Доброхотова и др.; под общ. ред. Е.Б. Хохлова, Е.В. Сыченко. М.: Юстицин-форм, 2019. 320 с.

предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав. (ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Иностранным гражданам с признанным образованием и квалификацией предоставляются те же академические, профессиональные права, что и обладателям соответствующего уровня образования, квалификации, полученных в Российской Федерации.

В России «автоматически» признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании. Таких договоров заключено чуть более 80, большинство из них заключены СССР со странами Африки, Азии, но есть и соглашения с Францией, Италией; кроме того, Россией заключены такие соглашения с большинством стран СНГ.

Проблемой признания иностранного образования через заключение международных договоров безусловно является высокая степень «политизированности» таких договоров, их взаимный характер (необходимость взаимного признания образования, квалификации), сложность вступления их в силу через процедуру ратификации (зависимость принятия решения от исполнительной и законодательной ветвей власти договаривающихся стран). Соглашение, например, между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном признании документов об образовании, выдаваемых в Российской Федерации и Итальянской Республике было заключено в г. Риме 03.12.2009, вступило в силу только с 01.04.2016 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru,26.04.2016, N 0001201604260044).

В России признаются также образование квалификация, ученые степени и звания, полученные в иностранных образовательных организациях, включенных в перечень, который утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 № 28-р. Особенностью регулирования признания иностранного образования через распоряжение Правительства РФ можно назвать относительную простоту его принятия и внесения изменений, в отличие, например, от международного договора.

Признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации может осуществляться также некоторыми организациями высшего образования в Российской Федерации. Законом об образовании таким правом наделены Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет».

На сегодняшний момент таких организаций в России всего 47 из них в Москве - 18, Санкт-Петербурге - 5, Казани - 3, Перми и Томске - по 2, Архангельске, Белгороде, Владивостоке, Екатеринбург, Иркутске, Калининграде, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске, Саратове, Симферополе, Ставрополе, Челябинске и Якутске - по 1. Указанные организации не вправе признавать иностранные ученые степени и звания.

Признание образования в указанном порядке действует только для доступа иностранных преподавателей к осуществлению профессиональной деятельности в этих образовательных организациях, что существенно сужает возможности привлечения таких иностранных преподавателей в другие российские образовательные организации, особенно в регионах.

Во всех иных случаях решение о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации принимается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) на основе экспертизы. Признание иностранных ученых степеней и званий осуществляется Минобрнауки России при взаимодействии с Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.

Основным недостатком указанного способа признания иностранного образования, ученых званий и степеней является значительные сроки рассмотрения документов (установлены административным регламентом, утвержденным Приказом Рособрнадзора от 18.06.2019 № 837 и административным регламентом Минобрнауки России, утвержденным Приказом от 11.06.2020 № 721).

Срок предоставления государственной услуги по признанию иностранного образования - до 45 календарных дней, но может быть продлен не более чем на 45 календарных дней, по признанию иностранной ученой степени и иностранному ученому званию (по каждой услуге по отдельности) не более 5 месяцев, но может продлеваться по разным основаниям до 2-4 месяцев. Таким формулировкам в регламентах не хватает правовой определенности.

На сегодняшний момент, в случае, если иностранный преподаватель является обладателем дипломов бакалавра и магистра, срок признания такого образования может составить более 180 дней, поскольку, по условиям регламента, если на государственную услугу заявителем предоставлен документ об иностранном образовании последующего уровня образования необходимо представить документ об образовании предшествующего уровня. Очевидно, что документ предшествующего уровня должен также пройти легализацию, перевод на русский язык и признание. При этом, легализация иностранных документов - само-

стоятельная процедура, необходимая для использования иностранных документов об образовании на территории России, в том числе для предоставления их в государственные органы для последующего признания. Стоит обратить внимание, что исключена возможность одновременной легализации и признания.

Для заявителя на признание в России ученого звания, являющегося, например, специалистом в области искусства, необходимо также представить документ о высшем образовании, обладателем которого является заявитель и документ, удостоверяющий признание в Российской Федерации образования, полученного в иностранном государстве. Такой заявитель должен сначала признать свое образование в Росо-брнадзоре, а потом признать ученое звание в Минобрнауки России, что существенно удлиняет сроки рассмотрения документов.

На сегодняшний момент наиболее оптимальным способом признания иностранного образования считаю включение иностранных образовательных организаций полученные образование и (или) квалификации, ученые степени и ученые звания в которых признаются в Российской Федерации в правительственный перечень, утвержденный Распоряжением от 19.01.2022 № 28-р.

Регулирование этого вопроса через заключение международного договора или принятие федерального закона является слишком затратным по времени. Необходимо также проводить работу над расширением правительственного перечня, чтобы минимизировать практическое применение способа признания образования в Рособрнадзоре и ученых званий и степеней в Минобрнауке, на тех условиях, которые сейчас установлены в административных регламентах.

По вопросу внесения изменения в процедуру признания образования в Рособрнадзоре, считаю разумным предусмотреть возможность одновременного рассмотрения заявления о признании образования по программам обучения «бакалавр» и «магистр».

Кроме того, предусмотреть возможность для тех случаев, когда есть принятое решение о признании иностранного образования, квалификации, ученого звания или степени Рособрнадзором, Минобрнауки по заявлению конкретного иностранного гражданина, включать такое учебное заведение автоматически или после дополнительной проверки профильным министерством в правительственный перечень. Это позволит использовать результат экспертной работы Рособрнадзора и Минобрнауки на благо значительного числа как работников из числа иностранных преподавателей, так и работодателей из числа учебных заведений России.

Возможно будет правильным решением передать полномочия по признанию иностранного образования, ученых степеней и званий в один орган - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Это решение позволит внести указанные выше изменения в действующий регламент, в том числе предусмотреть возможность одновременного рассмотрения документов по признанию иностранного образования, а также ученых степеней и званий. Для иностранного преподавателя, как правило, не имеет практического смысла отдельное признание документа об образовании без признания его ученой степени или звания.

На мой взгляд, также следует расширить право образовательных организаций самостоятельно осуществлять в установленном порядке признание иностранного образования не только для доступа к осуществлению в них профессиональной деятельности, но и для осуществления преподавательской деятельности на всей территории России. Думаю, что признание образования иностранного преподавателя, оформленное Московским государственным университетом, может считаться достаточным основанием для привлечения такого человека к образовательной деятельности в других регионах России.

Библиографический список

1. Правовое регулирование социально-трудовых отношений с иностранными гражданами: междисциплинарный подход: монография / И.В. Войтковская, А.В. Гребенщиков, Е.Н. Доброхотова и др.; под общ. ред. Е.Б. Хохлова, Е.В. Сыченко. М.: Юстицинформ, 2019.

2. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Российское миграционное законодательство: за или против академической мобильности? // Миграционное право. 2019. № 3.

3. Хабриева Т.Я. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2019.

МАЛЫГИНА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - магистрант Уральского института управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (РАНХиГС) (филиал в г. Екатеринбурге), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.