Научная статья на тему 'К проблеме повседневности в современной повествовательной литературе (на материале романа Ю. В. Мамлеева «Блуждающее время»)'

К проблеме повседневности в современной повествовательной литературе (на материале романа Ю. В. Мамлеева «Блуждающее время») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВ / НАРРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / СОБЫТИЕ / СОБЫТИЙНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА / NARRATIVE / NARRATIVE STRATEGIES / EVENT / EVENTFULNESS / EVERYDAY LIFE / MODERN RUSSIAN PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воротынцева Ксения Александровна

Статья посвящена проблеме анализа категории повседневности в литературном нарративе. При помощи ключевой нарратологической категории события выявляются общие типы повседневности, моделируемые в повествовании. С позиции предложенного нарратологического подхода рассматривается концепция повседневности, реализуемая в ро-мане Ю.В. Мамлеева «Блуждающее время».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of everyday life in modern narrative literature (based on Yu. Mamleev's novel The Wandering Time)

The present paper analyzes the representation of everyday life in narrative literature. On the basis of the key narratological category of an event the paper reveals the general types of everyday life modeled in the narration. The concept of everyday life presented in the novel The Wandering Time by Yuri Mamleev is analyzed in the context of the suggested narratological approach.

Текст научной работы на тему «К проблеме повседневности в современной повествовательной литературе (на материале романа Ю. В. Мамлеева «Блуждающее время»)»

К.А. Воротынцева

Институт филологии СО РАН, Новосибирск

К проблеме повседневности в современной повествовательной литературе

(на материале романа Ю.В. Мамлеева «Блуждающее время»)

Аннотация: Статья посвящена проблеме анализа категории повседневности в литературном нарративе. При помощи ключевой нарратологической категории события выявляются общие типы повседневности, моделируемые в повествовании. С позиции предложенного нарратологического подхода рассматривается концепция повседневности, реализуемая в романе Ю.В. Мамлеева «Блуждающее время».

The present paper is devoted to the study of representation of everyday life in narrative fiction. Based on a category of narrative event general types of everyday life are revealed. The model of everyday life presented in a novel by Yuri Mamleev «The Wandering Time» is analyzed.

Ключевые слова: нарратив, нарративные стратегии, повседневность, событие, событийность, современная русская проза.

Narrative, narrative strategies, event, eventfulness, everyday life, modern Russian prose.

УДК: 821.161.1.

Контактная информация: Новосибирск, ул. Николаева, 8. ИФЛ СО РАН, сектор литературоведения. Тел. (3833) 3304772. E-mail: [email protected].

Репрезентация повседневности в литературном повествовании необходимым образом соотносится с некоторыми особенностями, имманентными нарративу, который - в отличие от континуального внетекстового существования - являет собой эпизодизацию «событийности бытия, раздробление цельности произошедшего на систему эпизодов» [Тюпа, 2010, с. 144]. Нарративный дискурс фактически предстает как «остраняющее повествование» [Там же, с. 170], которое в качестве своей референтной компетенции имеет «значимое уклонение от нормы... поскольку выполнение нормы "событием не является"» [Лотман, 1970, с. 283]. Эта установка на событийность, общая для нарратива - ведь если бы ничего не происходило, то «не было бы события», «не было бы неожиданности», «нечего было бы рассказывать» [Рикер, 2000, с. 64] - казалось бы, исключает возможность присутствия в повествовании повседневности, выступающей как «близкое», «родное», «свое бытие» [Марковцева, 2003, с. 68], заполненное «явлениями, процессами, событиями, делами, происходящими, случающимися, вершащимися каждый день и повторяющимися изо дня в день» [Лелеко, 2002, с. 103] и противо-

* Исследование выполнено в рамках НИР «Оптимизация коммуникативных процессов как предмет междисциплинарного исследования», выполняемых на основании государственного контракта № 02.740.11.0370 в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

стоящими «случайностям и неожиданностям, которые, в зависимости от масштаба и характера, могут и взорвать, сломать, уничтожить сложившийся уклад жизни, привычную нормативную повседневность» [Лелеко, 2002, с. 113]. Следует, однако, отметить, что повседневность как общегуманитарная научная категория не может быть сведена исключительно к асобытийности: сопоставление повседневности с событием позволяет нам выделить, как минимум, два наиболее общих типа конструирования повседневного опыта. С одной стороны, можно говорить о так называемой «сакрализованной» повседневности - соотнесенной с архаической ментальностью и характеризующейся бесконечным циклическим временем «вечного возвращения» и невозможностью совершения события в современном понимании. Повседневность традиционного общества, соотнесенная с областью мифологических представлений, либо отбрасывает все новое и неизвестное и объявляет его «ошибкой» [Элиаде, 1998, с. 235], чем-то «небывшим», либо наоборот - включает его в свою концептуальную сетку и наделяет священными свойствами [Мелетинский, 2008, с. 323]; таким образом, данной формой повседневности не предусматривается акт, который мог бы ее разорвать: «вся сплошь повседневность состоит здесь из действенного воспроизведения космической жизни» [Фрейденберг, 1997, с. 52-53]. Другой наиболее общий тип повседневности, условно названный нами «профанным», конституируется линейным временем, несущим в себе идею конечности и необратимости, и наличием события в значении эксцесса и отклонения от нормы. Подобное событие, носящее характер нового и исключительного, имеет статус разрушающего, разрывающего сложившуюся повседневность, поскольку оно способно внести нечто необъяснимое и внешнее - то есть некий неинтегрированный компонент: разобщенность и неполнота свойственны именно «профанному» миру, который, в отличие от «сакрализованного», не в состоянии снять все противоречия, не всегда и не все может объяснить своими средствами и в этом смысле является лишь бледной тенью «тонкого» мира [Элиаде, 1998, с. 24].

Данные крайние формы конституирования повседневного опыта, а также их промежуточные варианты, на наш взгляд, могут быть реализованы в нарративе в виде некой общей моделирующей категории: под повседневностью в литературном повествовании мы предлагаем понимать динамическое и смысловое отношение события и нормы. В повествовании нормированность выступает как «та последовательность действий, которая в нарративном мире предсказуема, причем, речь идет не об ожидании читателя, а протагонистов» [Шмид, 2010, с. 16]. Событие же, чье общее свойство событийности подлежит градации [Шмид, 2008, с. 23], в свою очередь, наделяется необходимыми признаками гетерогенности, хроното-пичности и интеллигибельности [Тюпа, 2002, с. 21-23]. В рамках художественного мира произведения мы неизбежно сталкиваемся с рядом точек зрения на нор-мированность и событийность. Функцией актуализатора события может наделяться герой повествования, без участия которого «не могут состояться основные сюжетные события» [Теория литературы, 2007, с. 250], в то время как представление о норме может соотноситься с литературным персонажем - впрочем, данная закономерность не является константной и вполне может быть подвержена инверсиям. Очевидно, что в полифонической ситуации романа мы можем говорить о нескольких повседневностях, реализуемых в повествовании и соотнесенных с теми персонажами, которые в структуре изображенного мира предстают как «видимая и оформленная индивидуальность» [Бахтин, 1986, с. 190]. Подобное динамическое и смысловое соотношение события и нормы, нередко коррелирующее с художественным временем и пространством, конструирует представление о повседневности в рамках изображенного мира.

С одной стороны, нормированность в пространстве художественного мира может преодолевать событийность, являя нашему взору не события, а лишь происшествия - в родовом смысле данный обыденный, рутинизированный, «несобы-

тийный» тип повседневности может быть соотнесен с эпосом, в частности -с древнейшими вариантами большой эпической формы. Кроме того, подобная повседневность актуализируется в древнерусской литературе, соотнесенной с религиозной мыслью: в принадлежащем ей корпусу текстов категория событийности не имеет положительного значения - например, в агиографии, ведущем нарративном жанре данной эпохи, в принципе не может быть никакой непредсказуемости [Шмид, 2010, с. 20].

В литературном повествовании возможно конструирование и другого типа повседневности, в котором событийность преодолевает нормированность, позволяя сформироваться полноценным событиям. Подобное событие, имеющее для его актуализатора экзистенциальный характер [Силантьев, 2009, с. 29], может моделироваться как событие переживания в лирике или принимать вид изменения внутреннего, ментального состояния персонажа, актуализируясь, например, стратегиями классического русского романа XIX века [Шмид, 2010, с. 21].

Следует отметить, что в анализе актуализаций представлений о повседневности необходимо учитывать не только точку зрения героя или литературного персонажа, но и точку зрения нарратора - более высокой повествовательной инстанции: нарратор также может выстраивать свое соотношение событийного и нормированного в повествовании. Кроме того, соотношение события и нормы, формирующее представление о типе повседневности в нарративе, не ограничивается лишь рамками изображенного события - то есть референтной компетенцией дис-курсии [Тюпа, 2010, с. 90]. Конституирующие дискурс креативные и рецептивные компетенции [Там же, с. 93-96] - то есть автор и читатель как абстрактные функции повествования [Шмид, 2008, с. 61] - также соотносятся с представлением о норме и событии, причем, если представления креативной инстанции дискурса -автора - тем или иным образом обычно оказываются манифестированы, то представления абстрактного читателя бывают заложены в повествование далеко не всегда (эмпирические конкретизации в данном случае для нас являются нерелевантными).

Для иллюстрации предложенного подхода к анализу повседневности в литературном нарративе обратимся к тексту романа Ю.В. Мамлеева «Блуждающее время». Референтное событие мамлеевского повествования обладает рядом особенностей, уже отмечавшихся исследователями - так, она очевидным образом соотносится с картиной мира, допускающей существование гротескно-уродливых чудовищ, странных, инобытийных, неведомых созданий - маргинальных, «заче-ловеческих» и неантропоморфных существ [Семыкина, 2007, с. 9]. Следует отметить, что одной из конститутивных черт фикционального мира является линейное, устремленное к некому конечному событию время. Эта концепция временной последовательности, завершающейся точкой, в которой «времени не будет» [Мамлеев, 2001, с. 41],1 в определенном смысле соотносится с христианским ми-ровидением, причем, явленные в повествовании события расположены на том отрезке временной цепи, который далеко отстоит от сакрального первоначала, на что указывает неудача попыток главного героя найти девушку Веру, встреченную им во время путешествия в 60-е годы XX века, про которую старушка-соседка уже в актуальном для вернувшегося героя времени говорит: «Не человек, а ангел была Верочка. Такие, как она, долго не живут на этом свете, тем более, свет-то к концу идет» (32). Оценка будущего с точки зрения персонажей также достаточно определенна - грядущее представляется как «вечная смерть», в которой демоны воплотятся на Земле и будут творить свои дела (37). Особенность данного изображенного мира состоит в значимом отсутствии (но не отрицании) небесной, «богоносной» вечности и референции исключительно к другой «мертвой» вечности - выступающей «снизу, из-под мира» (42): в определенном смысле

1 Далее страницы этого издания указаны в круглых скобках.

роман представляет собой своего рода современную демонологию, в рамках которой конструируется «изнаночная», подпольная Москва (247).

Герой романа, Павел Далинин, вместе с другом Егором вращаются около самых таинственных метафизических кругов столицы, готовясь войти в данную среду и принять «совершенно необычайные вещи, фантастические с точки зрения обычного человека» (39). Сам факт наличия в изображенном мире «трансцендентного» не становится для них событием - из всех персонажей романа присутствие «Иного» событийно лишь для Виктора, ученого-рационалиста, считающего, впрочем, магию (о которой - наряду с русалками, ведьмами, НЛО другие персонажи говорят как о пошлом снижении метафизических понятий (198)) - явлением вполне нормальным: «То, что магия существует и воздействует - это я как ученый не отрицаю: этим занимались тысячелетиями, а тысячелетиями ерундой не занимаются» (208). Однако индивидуальные столкновения персонажей с «трансцендентным» в рамках изображенного мира приобретают характер событийных, причем, различные уровни этого «трансцендентного» получают статус нормы для одних нарративных инстанций и статус события для других.

Например, с точки зрения таких персонажей, как бомжи - выбитых из ординарной жизни (7) и населяющих один из московских подвалов - событийным становится не нарушение «тривиальных» норм, вроде убийства или «душегубства» (7), а встреча с одним из проявлений инобытийного - «бытием смерти». Воплощением такого парадоксального соприсутствия живого и мертвого выступает один из бомжей - Семен Кружалов, в котором периодически проявляется вселившийся в него «живой труп». Вид данного персонажа, как свидетельствует нарра-тор, пугал жителей подвала: «Ужас наводили его глаза, голос и иногда - поведение, в котором обозначалась порой страшная затаенная угроза, причем угроза совершенно неведомого рода» (7). Впрочем, встреча с ожившим «трупом» становится событийной лишь для определенных персонажей; для другого ряда актантов - вроде Тани и Буранова - статус событийного получает уже переход из земного существования в вечный Абсолют - «прыжок через пропасть, отделяющую мир от Абсолютной Реальности» (122). Так, Буранов, один из лидеров «метафизического подполья», говорит, что Вселенная - «ничто по сравнению с высшим Я, с Абсолютом, а это и есть ваше истинное Я» (53), причем для него данный переход, несмотря на восхищение Тани («Он счастливец... ибо может постоянно быть в этом, а мы. только мгновениями. и то какие усилия, какая концентрация нужны для этого!» (204)), является не до конца осуществленным и даже не предрешенным, что автоматически повышает его событийность: «если мне не удастся войти в Абсолютную Неразрушимую Реальность, если она не вберет меня в Себя, я буду считать свою жизнь страшной катастрофой, даже если после смерти я попаду куда угодно: на высшее Небо, в Рай, в сферу нового человечества или высших богов... Все равно, как бы высоко все это ни было — для меня это катастрофа...» (268) Аналогичным образом событиен и еще менее реализуем переход для Тани, мечущейся между земным «уютом» и «глубиной Бытия» (269): в конечном счете, это еще не осуществленное для нее событие носит характер одной из возможностей, реализуемых в точке бифуркации [Тюпа, 2010, с. 159] - о значимости подобного вида событийности для мамлеевского повествования мы скажем чуть позже.

Для третьей группы персонажей - таких, как Черепов и Марина - переход в Абсолютную Реальность уже не имеет статус событийного: Марина определяет его как «нормальность», поскольку, по ее мнению, нет ничего более естественного, «чем реализация бессмертия» (55). Событием для них, однако, становится уход в область, уже не определяемую никакой традицией, в Бездну, лежащую за Абсолютом и непознаваемую и неизвестную: «В черную дыру... в непостижимое, в неописуемое» (202), «в полный беспредел. Что за горизонтом любых постижений и вер» (124). Встреча с той областью «трансцендентного», которая уже из-

вестна и описана традицией, не обладает для них необходимыми критериями релевантности или непредсказуемости [Шмид, 2008, с. 25]: значимо лишь неведомое, «за-человеческое». Следует также отметить, что столкновение с Бездной этих «метафизических безумцев», бросившихся в «Запредельное» (204), является особенно значимой в повествовании также потому, что входит в комплекс событий, напрямую связанных с героем романа.

Павел Далинин, с одной стороны, также принадлежащий «тайной Москве», считает сам себя человеком, не отличающимся особым метафизическим даром (это подтверждает Марина, уверенная, что друг Павла Егор определенно «поинтуитивней» (37)). Случившееся с ним путешествие в Москву 60-х годов, зачатие там сына, а также встреча с собственным молодым отцом и матерью, беременной им, Павлом, с точки зрения Марины, предполагающей, что «сочетание парадоксов дает наибольшее приближение к реальности» (45), оценивается как «самое банальное событие» (40). Павел же, хоть и априорно полагающий наличие «трансцендентного», но не столь искушенный в метафизических вопросах, оценивает случившийся с ним «временной сдвиг» как крайне событийный: «Павел остановился и взвизгнул: "Не верю, не верю, потому что не может быть!.. Надо скорей бежать туда, на квартиру, и все уяснить... Да здравствует солнце, да здравствует разум! Это ошибка, совпадение, галлюцинация наконец! Этого не может быть, потому что иначе я сойду с ума. Не хочу. Не хочу-у-у!"» (26-27). Результативность данного события [Шмид, 2008, с. 23] заключается в том, что у Павла возникает «импульс, желание разорвать последовательность времени, выйти из его тирании, увидеть своими глазами то, что было, и особенно то, что будет» (145) - то есть фактически, как и Марина, совершить прыжок в неизвестную бездну, не удовлетворяясь безопасной стадией Абсолютной Реальности. Путешествие в прошлое, ставшее для Павла первым соприкосновением с вечным Высшим Я (как объяснила герою Марина: «Вы столкнулись с той очевидностью, что и прошлое, и настоящее, и будущее существуют одновременно, но, конечно, это так, не для вашего обычного восприятия, а для более высшего, другого, приближенного к вечному» (45)), событийно большей частью только для него самого - это его личный опыт. Однако финальное событие «ухода» героя, канувшего в Бездну, вызвало в метафизических кругах «настоящее потрясение, переворот и боль» (238): как свидетельствует нарратор, «исчезновение Павла внесло странное, неожиданное изменение в жизнь тайной Москвы» (245).

Следует отметить, что свойства изображенных в повествовании событий позволяют сопоставить их не с властью случая [Тюпа, 2010, с. 154] и не с нарушением установленных норм [Там же, с. 151] (каким поступок Павла может восприниматься персонажами, придерживающимися взглядов, что метафизический поиск нужно остановить на уровне абсолютного Я), а с происшествием, свершающимся в точке бифуркации - выборе одного из спектра возможных путей [Там же, с. 159]. Эти траектории событийности определяются наличием нескольких аттракторов - виртуальных упорядоченностей данной открытой системы: «Их соотношение принципиально неравновесно - оно вероятностно в различной степени» [Там же]. В изображенном мире романа в качестве аттрактора выступает Тимофей Игнатьевич Безлунный - таинственный старичок, «псевдосущество, лихой, но локальный смерч» (127), отправляющий Павла в прошлое и на протяжении развертывания фабульной цепи периодически вновь появляющийся, чтобы подстегнуть в герое угасающее стремление следовать в сторону Бездны. Надо отметить, что аттрактором для Павла выступает также и Вера, от поисков которой он, впрочем, быстро отказывается, обращаясь исключительно к темной стороне инобытия. Аналогичным образом, встреча в электричке с девушкой, во взгляде которой «было такое знание, что Павлу стало страшно» (186), стала событием, которое могло бы увести бы героя от поисков Бездны и дать ход совершенно другой истории, однако Павел «по инерции» выходит из электрички вслед за «человеком из буду-

щего» Никитой, его возможным проводником в запредельное: «.Павел с ужасом осознал, что больше никогда ее не увидит. Она, его соотечественница (как это много значит), могла бы легко рассказать ему все. Но она унеслась в пространство, в дремучие бесконечные, но родные леса» (186). Свойствами точки бифуркации - момента «ветвления сюжетной ситуации» [Тюпа, 2010, с. 159] - обладает преимущественное большинство событий в повествовании.

Изображенный мир в кругозоре героя и персонажей представляется, таким образом, предельно событийным: кроме основных сюжетных событий можно также говорить о множестве «микрособытий», реализующихся в повествовании. Следует отметить, что характер повседневности, соотнесенной с художественным миром, явным образом определяется преобладанием событий над нормой: практический каждый акт с позиции той или иной нарративной инстанции выступает как обладающий событийностью, наделяется статусом неожиданного, внеочередного, нетривиального [Шмид, 2008, с. 22] - в пределе, вся совокупность фабульных действий являет собой множество «уклонений от нормы», носит характер «разрывов». Следует, однако, отметить, что повседневность, соотнесенная с мам-леевским высказыванием, в определенном смысле, предстает достаточно однородной в своей «разорванности» - во многом благодаря особому соотношению нормы и события в высказываниях, содержащих нарраториальную точку зрения [Там же, с. 122]. В романе недиегетический нарратор, практически слитый с абстрактным автором [Там же, с. 69], составляющим креативную компетенцию дис-курсии [Тюпа, 2010, с. 93], в перцептивной, идеологической и пространственной точке зрения [Шмид, 2008, с. 122] нередко занимает позицию персонажей и тем самым как бы соотносится с участниками московских метафизических центров, принадлежит одному с ними кругу и находится в тех же метафизических поисках. С другой стороны, все происходящее - в том числе, уход Павла в бездну - является для него куда менее событийным. Судя по «остраняющим» прямым номинациям, выражающим дистанцированность нарратора от суждений персонажей [Там же, с. 207], которые, по-видимому, кажутся ему наивными («Ходили сюда не то чтобы "пропащие", но несколько "особые" люди во всей закрученной на необычном Москве» (132)), а также по осуществляемой им интроспекции в сознание Павла, уже находящегося там, в запредельном, нарратор выступает как некий куда более компетентный, чем остальные, член «метафизического подполья», с которым в изображенном мире сопоставим лишь Орлов, единственный из всех людей «невероятный» для Марины (11) и единственный, кто посчитал, что уход Павла и Марины совершенно нормален (271). Такая позиция нарратора фактически «скрепляет» (но не «исправляет») «разорванную» в каждой точке повседневность, показывая, что все события в итоге «сходятся» в некой запредельной - но слишком глубокой и закрытой - области, что позволяет соотнести изображенное событие с концепцией мира как «бреда», «в котором есть интересные дыры» (11). Тем самым повседневность в мамлеевском нарративе, казалось бы, разомкнутая в каждой точке, в итоге предстает в виде некой «трансцендентной имманентности», предельно однородной и завершаемой в своей «разрывности». Соотнесенный с вероятностной картиной мира [Тюпа, 2010, с. 158] мамлеевский нарратив, референтной модальностью которого выступает понимание [Там же, с. 161], «содержит в себе побуждение адресата к восполнению высказывания как смыслового целого» [Там же, с. 128]. В рамках данной поэтики, проективно инспирирующей «процесс смыслообразования в сознании адресата» [Там же, с. 265], читателю предлагается самому разобраться, посредством каких неизвестных нам дискурсов, не поддающихся очевидной расшифровке, оказываются сцеплены событийные ряды в повествовании, и восполнить скрытые смыслы, пройдя самостоятельный метафизический путь, аналогичный тому, который, судя по некоторым инициальным знакам, преодолен дискурсивным креативным сознанием.

Литература

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 9-191.

Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. Мамлеев Ю.В. Блуждающее время. М., 2001.

Марковцева О.Ю. Повседневность как предмет социально-философского анализа: Дис. ... канд. филос. наук. Ульяновск, 2003.

Мелетинский Е.М. Предки Прометея (Культурный герой в мифе и эпосе) // Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М., 2008. С. 319-343. Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. М.; СПб., 2000.

Семыкина Р.С-И. О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев. Барнаул, 2007.

Силантьев И.В. Лирический мотив в стихотворном и прозаическом тексте // Силантьев И.В. Сюжетологические исследования. М., 2009. С. 27-68.

Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2007. Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика.

Тюпа В.И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика. 2002. Вып. 5. С. 21-23.

Тюпа В.И. Дискурсные формации: очерки по компаративной риторике. М., 2010.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. Шмид В. Нарратология. М., 2008.

Шмид В. Событийность, субъект и контекст // Событие и событийность. М., 2010. С. 13-23.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.