Научная статья на тему 'К проблеме первичной профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации'

К проблеме первичной профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ДО / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Елена Исааковна

В статье с позиции Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) описаны условия первичной профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Елена Исааковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме первичной профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации»

К проблеме первичной профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации

Попова Елена Исааковна

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, г. Ишим

Ключевые слова:

ФГОС ДО, первичная профилактика жестокого обращения с детьми

Аннотация: в статье с позиции Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) описаны условия первичной профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

Введение

В последнее время отмечается рост насилия и жесткого обращения по отношению к детям, особенно в семьях. Об актуальности этой проблемы говорят официальные показатели распространенности этого явления. Так, по данным российской статистики, ежегодно регистрируется более двух миллионов случаев жестокого обращения с детьми. Действующий с 1 января 2014 года ФГОС ДО направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, защиты детей от всех форм физического и психического насилия, формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье (ФГОС ДО, 2014, с. 76, 78, 83, 85). Однако, вопросы профилактики жестокого обращения с детьми в дошкольной образовательной организации (ДОО) лишь декларируются в заявлениях о содействии в их решении. В статье пойдет речь только о первичной профилактике жестокого обращения с детьми в семье, которая направлена на предупреждение возникновения факторов риска жестокого обращения, выявление и коррекцию проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьи.

Цель исследования

Цель исследования: выявление и практическое обоснование условий первичной профилактики жестокого обращения с детьми в семье в период введения ФГОС ДО. Чтобы понять, какие условия адекватны этой трудной задаче, необходимо было выявить причины жестокого обращения с детьми. Анализ литературных источников позволил нам выявить следующие причины жестокого обращения с детьми:

• разобщенность, разрушение межпоколенных связей, социальная атомизация;

• потеря событийности детской жизни;

• создание условий для подмены среды свободного живого общения «виртуальной» действительностью и др.

Изучение законодательной базы системы защиты детей от насилия, ФГОС ДО, просветительских и образовательных программ для родителей с информацией о способах ненасильственных коммуникаций и недопустимости проявления жестокого обращения с детьми, а также реинтерпретация собственного опыта послужили основанием для выявления условий первичной профилактики жестокого обращения с детьми в семье, к числу которых мы отнесли:

• формирование культуры ненасильственных, толерантных отношений в семье;

• проведение информационно-просветительской работы о недопустимости жестокого обращения с детьми, а также о его альтернативе - гармоничных отношениях в семье, их преимуществах и доступности.

Описание условий

С целью реализации первого условия в МАДОУ «Центр развития ребенка д/с № 19» г. Ишима Тюменской области было создано открытое игровое пространство, призванное стать местом семейной досуговой деятельности детей и их родителей, пространством событийности, гуманных отношений и развития межпоколенных связей. В основе организации семейной досуговой деятельности должен лежать событийный подход, предусматривающий создание для родителей и детей ситуаций с особо яркими впечатлениями, задающих эталон гуманистических ценностей и открытых отношений, выводящих участников события на приобретение нового ценного опыта (пересечение в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространствах, характеризующееся принятием друг друга, взаимопониманием; духовной связью, близостью, чувством МЫ) (Шустова И.Ю., 2010, с. 29). В рамках осуществления событийного подхода посредством игровых технологий и общественно-полезной практики в МАДОУ «Центр развития ребенка д/с № 19» были реализованы проекты «Путешествие в мир дворовых игр» (квест-игра), «Малые олимпийские игры», «Семейная благотворительность», цель которых - стимулировать духовную работу личности взрослого и ребенка, интегрироваться в такое свойство, которое называется миролюбием, выражающимся в способности к преодолению собственной агрессивности, способности ненасильственно разрешать конфликты, находить разумные компромиссы. При проведении информационно-просветительской работы о недопустимости жестокого обращения с детьми приоритетное внимание уделялось:

• разработке и распространению профилактических плакатов, памяток, буклетов, листовок на тему ответственного родительства;

• разработке и презентации пособия для родителей «Мир без жестокости и насилия», содержание которого дает ответы на вопросы о различных формах семейного неблагополучия, оказывающего негативное воздействие на психическое состояние и личностное развитие ребенка, рассказывает о том как, посредством каких конкретных действий построить мир в своем доме, перестроить, выправить искаженные отношения между близкими;

• подбору и показу видеороликов о недопустимости жесткого обращения с детьми («Интернет дороже сына», «Поднимите руки не для наказания, а для защиты детей!», «Дети без обид и унижений» и др.);

• организации и проведению кинолектория «Сморим и обсуждаем» (наиболее значимые фильмы программы кинолектория - «Похороните меня за плинтусом», «Волчок», «Все умрут, а я останусь»).

Распространение такой информации осуществлялось через проведение:

• акций, направленных на противодействие жестокому обращению в семье;

• выставок под общим названием «Скажем жесткости «НЕТ» (экспонаты выставок - плакаты, фотографии и рисунки о жестоком обращении с детьми);

• мероприятий с семьями, посвященных Дню спонтанного проявления доброты (17 февраля), Международному дню защиты детей (1 июня), Всемирному дню детей (20 ноября), Всероссийскому дню семьи, любви и верности (8 июля), Международному дню семей (15 мая);

• психологических консультаций в условиях ДОО;

• Оп-Нпе-консультирования через социальные сети.

Результаты

Реализация названных условий позволила получить следующие результаты:

• повысилась информированность родителей о формах жестокого обращения с детьми и действиях, направленных против детей;

• совместная подготовка к тому или другому событию сблизила детей и родителей; • каждое событие позволило родителям увидеть трудности во взаимоотношениях со своим ребенком, приобрести опыт взаимодействия с ним;

• в процессе совместного с ребенком времяпрепровождения родители научились контролировать собственное поведение, осознали значимость отказа от доминирования и насилия;

• родители овладели способом конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, выражения своих чувств без агрессии и насилия;

• снизился риск применения наказаний в семьях; • повысился уровень мотивации конструктивного взаимодействия с детьми. Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом стали переноситься в реальную жизнь семьи.

Выводы

Создание в ДОО пространства событийности (места особых форм взаимодействия детей и родителей), а также информационного пространства, направленного на противодействие жестокому обращению с детьми - перспективные научно-практические направления решения вопроса приобщения к ценностям ответственного родительства и ненасильственного воспитания детей; заблаговременного устранения или ослабления действия факторов, способных оказывать вредоносное воздействие на физическое и психическое развитие ребенка и непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО.

Список литературы:

1.Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. 2014. М., с. 76, 78, 83, 85.

2.Шустова И.Ю. 2010. Детско-взрослая общность и ее со-бытийные характеристики // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / Под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. М., с. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.