Научная статья на тему 'К проблеме оценивания уровня сформированности академической мобильности у старшеклассников и студентов в условиях становления поливариативного образовательного пространства'

К проблеме оценивания уровня сформированности академической мобильности у старшеклассников и студентов в условиях становления поливариативного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рягин Сергей Николаевич

В статье представлены результаты опытно-экспериментального изучения способа оценивания академической мобильности старшеклассников и студентов на основе компетентностного подхода. Показаны результаты регрессионного анализа, доказывающие взаимозависимость внешнего проявления академической мобильности и уровнем сформированности профильных компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рягин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме оценивания уровня сформированности академической мобильности у старшеклассников и студентов в условиях становления поливариативного образовательного пространства»

УДК 373.1. (072)

Рягин Сергей Николаевич

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, Почетный работник общего среднего образования РФ, rvaein sn@maiJ.ru.OMCK

К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИВАРИА-ТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Ryagin Sergey Nikolaevich

Cand. Sc. (Education), lecturer of Pedagogical professorate of Omsk Pedagogical State University, Honorary member of General Secondary Education of Russian Federation, ryagin_sn@mail.ru, Omsk

TO THE PROBLEM OF ESTIMATION OF ACADEMIC MOBILITY FORMATION LEVEL OF HIGH SCHOOL SENIORS AND STUDENTS UNDER CONDITIONS OF POLY-VARIABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT ESTABLISHING

Изучение целевых аспектов концепции 2020 [2], проекта «Наша новая школа»[1], проектов содержания государственных образовательных стандартов 2-го поколения для общего среднего и 3-го поколения для высшего профессионального образования позволили выявить «вектор системных изменений», который находит отражение в тенденциях развития ОС и ВПО: в необходимости формирования академической мобильности в ряду «старшеклассник- абитуриент - студент» - готовности и способности к эффективному использованию поливариативного образовательного пространства [3,4].

Академическая мобильность личности (от латинского mobilis -подвижный) - готовность и способность обучающегося перемещаться (путем выстраивания и реализации индивидуального образовательного маршрута) в условиях многомерного поливариативного пространства в зависимости от возрастных особенностей и потребностей. Академическая мобильность возможна и проявляется только в условиях поливариативного образовательного пространства, т.е. когда есть возможность для перемещения.

Основные типы академической мобильности: 1) вертикальная -перемещение личности в образовательном пространстве из одного звена непрерывного образования к другому; 2) горизонтальная - перемещение личности в пределах одного звена непрерывного образования. Ее можно подразделить на: уровневую - перемещение с одного уровня образования в рамках одного звена к другому, например, бакалавр - магистр и т.д.; содержательную - связанная с выбором уровня освоения дисциплин: (базовый, углубленный, расширенный, расширенно-углубленный и т.д.); деятельностную - связанная со способом изучения дисциплины: логиче-

ский, образный, смешанный и т.д., временную - перемещения, связанные с временными затратами на академическое образование (очная, заочная, очно-заочное и др. формы получения образования), географическую -перемещения, связанные с местом получения образования в другое образовательное учреждение муниципального, регионального, федерального или международного уровня, при сохранении в условиях одного звена непрерывного образования.

На наш взгляд, в условиях системного изменения общего среднего и высшего профессионального образования академическую мобильность необходимо формировать не только в высшем профессиональном образовании, но и в общем среднем образовании.

Для формирования и развития академической мобильности: во-первых, необходимо сформировать поливариативное образовательное пространство, позволяющее выстраивать огромное многообразие индивидуальных образовательных маршрутов. Поливариативное образовательное пространство - категория, отражающая образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие как образовательных систем, так и внесистемных компонентов, раскрывающаяся через его следующие компоненты: формальное образование, связанное с получением определенных квалификаций и степеней, подтвержденных соответствующим документом (аттестатом, дипломом и др.); неформальное образование не связано с получением формальных квалификаций, хотя и может быть сопряжено с получением какого-либо документа (сертификата, свидетельства об окончании языковых курсов, о повышении квалификации и т. п.); информальное образование - не институционализированное образование, т. е. внесистемное (полученное за пределами системы образования).

В отличии от образовательной среды образовательное пространство может существовать вне субъектов образования, в образовательной же среде происходят активные процессы взаимодействия и взаимовлияния между субъектами и субъектов со средой.

Поливариативность образовательного пространства, такое его качество, которое позволяет реализовать не только цели социальноэкономического развития государства и общества, но и индивидуальные цели субъектов образования. С позиции педагогической действительности поливариативность выражается посредством поливариативных образовательных программ, которые в отличии от имеющихся образовательных программ существенно расширяют вариативную составляющую: 1) в отношении выбора вариативных курсов; 2) в отношении форм и способов изучения предмета (дисциплины); 3) в отношении места изучения предмета (дисциплины) (в одном или нескольких образовательных учреждениях и предприятиях; в образовательном учреждении одного или нескольких государств и т.д.).

Во-вторых, определить с какого этапа системы непрерывного образования необходимо целенаправленно формировать академическую мобильность. Считаем, что формирование академической мобильности не-

обходимо осуществлять в старшей профильной школе общего среднего образования изоморфной ей по природе, обеспечивающей возможности для построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников. На каждом этапе системы непрерывного образования академическая мобильность будет имеет свою специфику, связанную с одной стороны с возрастными особенностями, с другой с основными задачами звена (старшая школа, бакалавриат, магистратура, специали-тет, дополнительное профессиональное образование и т.д.)'

В-третьих, необходимо определить образовательные результаты, посредством которых можно оценить уровень сформированности академической мобильности, а также, на основе которых можно определить направления обновления образовательного процесса и создать необходимые условия. Проведенные нами исследования показали, что академическую мобильность можно выразить через особые результаты образования, которые определили как профильные компетентности, в связи с тем, что они должны стать основными результатами уже старшей профильной школы общего среднего образования:

• карьерно-образовательную профильную компетентность - готовность и способность к выстраиванию индивидуальной профильной образовательной программы в соответствии с выбором профессиональной карьеры и места для получения необходимого образования;

• организаг^ионно-образователъная компетентность — готовность и способность к профильному самообразованию;

• метапредметная компетентность - готовность и способность к самостоятельному изучению профильного предмета (дисциплины);

• исследовательская компетентность - готовность и способность к проведению исследований различного уровня в рамках профильного курса и смежной области;

• командно-образовательная компетентность - готовность и способность к работе с людьми в команде при решении проблем, связанных с профильным предметом (дисциплиной)[3,4,5].

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в течение 5-ти лет посредством следующей последовательности действий:

1) определение цели как изучение динамики развития профильных компетентностей у старшеклассников и студентов 1-2-го курсов в условиях становления поливариативного образовательного пространства, взаимосвязи и взаимозависимости профильных компетентностей и наблюдаемой академической мобильности;

2) разработка листов наблюдений и анкет для оценки профильных компетентностей и наблюдаемой академической мобильности, их апробация с целью доказательства валидности;

3) определение выборки старшеклассников и студентов 1-2-го курса и обоснование ее репрезентативности, определение базы исследования. В эксперименте участвовало: 940 учащихся 9-х классов, 638 учащихся 1011-х классов, 658 студентов 1-2-го курсов.

4) подготовка участников эксперимента (руководителей МОС, ОУ, методистов ММС, педагогов ОУ, профессорско-преподавательского состава вузов) к проектированию и реализации стратегических, тактических и операциональных программ;

5) разработка и реализация программы исследования для муниципальной образовательной системы и вузов, обеспечивающей необходимый комплекс организационно-педагогических условий к определенному сроку: разработка стратегической программы профилизации образовательной системы, выбор модели профилизации в зависимости от ресурсных возможностей, проектирование профильных поливариативных образовательных программ по различным предметам школы и дисциплинам вуза, создание условий для проектирования и реализации профильных индивидуальных образовательных программ, отбор контрольных и экспериментальных групп, оценка уровня мотивации к изучению профильного предмета (дисциплины), уровня сформированное™ профильных компетентностей и наблюдаемой академической мобильности;

6) математическая обработка с помощью программы SPSS (Statistical Package for the Social Science) ver. 17.0, анализ полученных результатов и формулирование выводов.

Изменение индексов удовлетворенности участников (рисунок 1) показывает: если в контрольной выборке индексы удовлетворенности остаются практически неизменными, то в экспериментальной выборке наблюдается устойчивый рост удовлетворенности со стороны всех его участников (старшеклассников, студентов, педагогов школы и вуза). Педагогическая система, обеспечивающая профильное образование, становится тем местом, где выстраиваются позитивные отношения педагогов и обучающихся. Старшеклассники и студенты 1-2-го курсов приобретают опыт конструктивного взаимодействия и поведения в условиях становления поливариативного образовательного пространства. Уровень удовлетворенности старшеклассников и студентов по различным параметрам выше, чем у педагогов школы и вуза, что объясняется адекватностью процесса профилизации возрастным особенностям старшеклассников и студентов 1-2-го курсов и внутренним сопротивлением педагогов, для которых про-филизация носит инновационный характер.

Старшеклассники

Педагоги общеобразовательной школы

12 3 4

Стороны педагогического процесса в условиях профипизации

о В начале эксперимента □ После эксперимента

Студенты 2-го курса

Педагоги высшей школы

Рисунок 1 - Изменение индексов удовлетворенности различными сторонами педагогического процесса в экспериментальных условиях преемственности ОС и ВПО на комплексной основе

Динамика развития профильных компетентностей в ряду старшеклассник - студент 1-2-го курса представлена в таблице 1.

Достоверность изменений в распределении старшеклассников и студентов 1-2-го курсов по уровням развития профильных компетентностей в контрольных и экспериментальных группах проверялась с помощью

критерия Стьюдента, который позволил при сопоставлении выборок по частоте встречаемости исследуемого эффекта оценить достоверность

Таблица 1 - Динамика развития профильных компетентностей у школьников и студентов в сравниваемых выборках

Уровни сформированности профильном компетентності! Входное исследование 9 класс 11 класс 2 курс

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Карьерно-образовательная профиль» ая компетентность

Критический 254 270 217 202 44 26 0 0

Низкий 135 178 183 152 80 79 51 54

Средний 64 39 53 ІЗЗ 161 131 187 171

Высокий 0 0 0 0 19 98 74 121

Всего респондентов: 453 487 453 487 304 334 312 346

Организационно-образовательная профильная компетентность

Критический 268 256 245 218 64 23 0 0

Низкий 83 106 78 147 115 95 71 58

Средний 94 111 124 106 87 151 185 193

Высокий 8 14 6 16 38 65 56 95

Всего респондентов: 453 487 453 487 304 334 312 346

Метанредметная профильная компетентность

Критический 324 331 316 331 127 12 8 9

Низкий 125 145 131 145 105 176 184 191

Средний 4 11 5 11 54 67 109 157

Высокий 0 0 1 0 18 79 11 49

Всего респондентов: 453 487 453 487 304 334 312 346

Исследовательская профильная компетентность

Критический 139 152 109 60 23 0 22 21

Низкий 172 187 168 215 121 136 124 103

Средний 142 148 176 203 152 125 147 175

Высокий 0 0 0 9 8 73 19 47

Всего респондентов: 453 487 453 487 304 334 312 346

Командно-организационная профильная компетентность

Критический 104 124 112 84 34 28 43 27

Низкий 302 296 261 336 147 54 218 137

Средний 45 60 75 60 92 175 40 151

Высокий 2 7 5 7 31 77 11 31

Всего респондентов: 453 487 453 487 304 334 312 346

КГ — контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа,

различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован эффект. Результаты изучения уровня сформированности профильных компетентностей у старшеклассников и студентов 1-2-го курсов свидетельствуют о том, что в условиях профилизации ОС и ВПО происходит продвижение большинства субъектов образования к более высоким

уровням развития, когда в традиционных условиях продвижение менее заметно.

Наибольшую сложность вызывает формирование карьернообразовательной, метапредметной и исследовательской профильной компетентности. Даже студентам 2-го курса сложно преодолеть критический уровень развития метапредметной компетентности.

Сравнительный анализ и оценка результатов диагностики наблюдаемых уровней сформированное™ академической мобильности в контрольной и экспериментальной выборках на начальном и итоговом этапах исследования подтвердили значимое влияние опытно-экспериментальной работы (рисунок 2).

70

60

50

40

30

20

10

О

--66-

Входное

исследование!

________| го________щ2'_________

Контрольная группа

43

Студентър II курс

О I

а

±□1.

Входное

исследование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г5“

Экспериментальная группа

| ■ Нулевой О Критический Р Начальный □ Достаточный □ Высокий]

-33-

Студенты II курс

Э класс

11 класс

9 класс

11 класс

Рисунок 2 - Уровни развития наблюдаемой академической мобильности старшеклассников и студентов в сравниваемых выборках

Регрессионный анализ позволил установить не только взаимозависимость развития различных профильных компетентностей, но и зависимость уровня сформированное™ наблюдаемой академической мобильности от уровня сформированности профильных компетентностей. Полученные коэффициенты корреляции Пирсона (г > |0,5|) подтверждают положение о том, что профильные компетентности как результаты профи-лизации образования определяют и влияют на уровень развития академической мобильности.

Регрессионный анализ позволил установить не только взаимозависимость развития различных профильных компетентностей, но и зависимость уровня сформированности наблюдаемой академической мобильности от уровня сформированности профильных компетентностей (рисунок 3).

В условиях опытно-экспериментальной работы, на основе разработанных материалов для диагностики, была установлена взаимозависимость уровня сформированности наблюдаемой академической мобильности от уровня сформированности профильных компетентностей. Полученные коэффициенты корреляции Пирсона (г > |0,5|) подтверждают положение о том, что профильные компетентности как результаты образо-

вания определяют и влияют на уровень развития академической мобильности.

А<адемическая мобильность

Академическая мобильность

Академическая мобильность

----1-----------1----------1---------12--------------2.5---------3---------Э.5

Академическая мобильность

Рисунок 3 - Диаграммы рассеивания, показывающие взаимосвязь профильных компетентностей и наблюдаемой академической мобильности

Библиографическим список

1. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа». - 1ЖЬ: http://kpmo.momos.ru/nomns/

2. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. Науч. Конф. «Модернизация экономики и гло-

бализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г, / под ред. Я. Кузьминова. И. Фрумина; Гос. Унт - Высшая школа экономики. -М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.

3. Рягнн, С.Н. Новые аспекты комплексного подхода к изучению преемственности общего среднего и высшего профессионального образования в условиях системных изменений [Текст] / С.Н. Рягии // Сибирский педагогический журнал. - 2009. ■№ 9С. 27-37.

4. Рягнн, С.Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях их системных изменений [Текст]: монография./ С.Н. Рягин - Москва: Наука, 2009.-245 с.

5. Рягин, С.Н. Перспективы обновления качества результата профильного обучения в старшей школе [Текст] / С.Н. Рягин // Профильная школа. - 2009. - № 5. -С. 58-63.

6. Ахметова, М. Н. Опыт организации сотворчества преподавателей и студентов в процессе подготовки к проектированию и реализации педагогических технологий [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 18-59.

7. Тимербулатова, А. Р. О педагогической технологии XXI века [Текст] / А. Р. Тимербулатова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С, 77-88.

8. Субетто, А. И. Онтология компетентностного подхода в образовательной сис-темологии [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. -С. 100-126.

9. Терегулов, Ф. Ш, О соотношении обучения и развития в формирующем образовании [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №1. -С. 127-142.

10. Итин, Ю. К. Качество образовательного процесса высшей школы как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 82-101.

11. Игнатьева, Е. Ю. Системообразующая роль менеджмента знаний в тенденциях развития высшего образования [Текст] / Е. Ю. Игнатьева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 122-130.

12. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. - 2008.-№ 3. - С. 61-77.

13. Брыксик, А. А. Необходимость интеграции общего и профессионального образования в сельской местности [Текст] / А, А. Брыксин, С. Б. Нарзулаев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 149-155.

14. Храпченкова, И. В. О социально-экономических предпосылках инноваций в системе образования [Текст] / И. В. Храпченкова, В. Г. Храпченков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 155-162.

15. Валеева, М. А. Использование интерактивных методов обучения как условие становления социально-профессионального опыта студента [Текст] / М. А. Валеева // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - .№ 4. - С. 88 — 98.

16. Смышляева, Л. Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ [Текст] / Л. Г. Смышляева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55 - 64.

17. Матис, В. И. Полипарадигмальный подход как методологическая основа создания современной школы [Текст] / В. И. Матис // Сибирский педагогический журнал. -2009. -№ 2.-С. 54- 64.

18. Апарина, Л. А. Оценка универсальных компетенций специалиста [Текст] / Л. А. Апарина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 35 - 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.