Научная статья на тему 'К проблеме организации деятельности студенческого научного кружка в современных условиях'

К проблеме организации деятельности студенческого научного кружка в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1864
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВУЗ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Гуляев Петр Дмитриевич

Студенческий научный кружок рассматривается как эффективный инструмент привлечения студентов к научно-исследовательской работе. В статье анализируется специфика организации деятельности научных кружков в современных условиях. Сделана попытка структуризации этапов организации студенческих научных кружков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Гуляев Петр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of organization of activity of the student scientific workshop in modern conditions

The student scientific workshop is considered as an effective tool for attracting students to research work. The article analyzes the specifics of the organization of activities of scientific circles in modern conditions. An attempt was made to structure the stages of organization of student scientific circles.

Текст научной работы на тему «К проблеме организации деятельности студенческого научного кружка в современных условиях»

fundamental research, No 1, pp. 73-75.

4. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E.U. and Shkitina, N.S. (2016), "Comparative analysis of independent work organization in educational institutions of Russia and developed countries of the West", Vest-nik Chelyabinskogopedagogicheskogo universiteta, No 5, pp. 66-70.

5. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E.U. and Shkitina, N.S. (2017), "A comparative analysis control and assessment systems of learning results in Russia and abroad", Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta, No 5, pp. 64-69.

6. Salavatulina, L.R. and Andrievskaya, L.A. (2015), "Typification of independent work in higher education", Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta, No 10, pp. 62-67.

7. Sokolova, M.A. (2017) "Rating system: following Western standards blindly or an effective system of students' knowledge assessing?", Bulletin of the Nizhny Novgorod Law Academy, No 13, pp. 75-77.

8. Shabalina, A.A. and Parfentieva, L.V. (2015), "Evaluation means fund as an instrument for organizing university students' independent work", Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta, No 10, pp. 92-98.

9. Shkitina N.S. (1997), Preparation offuture teacher to formation of school discipline, dissertation, Chelyabinsk.

Контактная информация: ciulinamv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2018

УДК 378.184

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Сардаана Ивановна Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова), Якутск; Петр Дмитриевич Гуляев, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта

(ЧГиФКиС), Чурапча

Аннотация

Студенческий научный кружок рассматривается как эффективный инструмент привлечения студентов к научно-исследовательской работе. В статье анализируется специфика организации деятельности научных кружков в современных условиях. Сделана попытка структуризации этапов организации студенческих научных кружков.

Ключевые слова: студенческий научный кружок, научно-исследовательская деятельность, конкурентоспособность, вуз, студенты.

TO THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF ACTIVITY OF THE STUDENT SCIENTIFIC WORKSHOP IN MODERN CONDITIONS

Sardaana Ivanovna Kolodeznikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North-Eastern Federal University in Yakutsk; Petr Dmitrievich Gulyaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha

Annotation

The student scientific workshop is considered as an effective tool for attracting students to research work. The article analyzes the specifics of the organization of activities of scientific circles in modern conditions. An attempt was made to structure the stages of organization of student scientific circles.

Keywords: student scientific circle, research activities, competitiveness, university, students.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение вопросов организации научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях, бесспорно, является основой актуальных исследований широкого круга ученых - педагогов, психологов, социологов, философов, экономистов и других. Это объясняется, прежде всего, тем, что в современной действительности работодатель

ставит повышенные требования к уровню научной квалификации своих кадров. В конечном итоге успешная реализация достижений науки в общественную практику делает специалиста конкурентоспособным в современных условиях.

При этом нужно отметить, что уже в начале 60-х годов ХХ века ученые обращались к отдельным аспектам проблемы научно-исследовательской работы. В свете современной политики образования, задач, которые ставит российское образовательное сообщество, исчерпывающее объяснение значимости научных изысканий представлено в следующем понимании, цитируем: «Выстраивая образовательный процесс, профессиональным учебным заведениям для решения задачи подготовки конкурентоспособного выпускника необходимо уделять значительное внимание развитию у студентов творческой инициативы и исследовательских навыков, так как именно научно-исследовательская и экспериментальная деятельность формирует у них: потребность в непрерывном образовании, способность анализировать, принимать решения, воспитывает гибкость мышления, познавательную активность, самостоятельность, т.е. формирует ключевые и профессиональные компетенции» [1].

Механизмов вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность достаточно, хотелось бы остановиться в организации работы студенческих научных кружков (СНК). Студенческие кружки — это часть университетской культуры, без которой трудно представить учебную и научную работу любого вуза России. А если рассматривать иностранную систему образования, то и там широко распространены студенческие кружки [2].

Александров Д. А. отмечает, что понятие «кружок», используемый для обозначения неформальных научных объединений, характерен именно для русской науки. Поэтому в англоязычных работах оно часто транслитерируется в «кг^Иок» [3]. Научные кружки как сообщество по интересам имеет достаточно обширную историю, особую популярность получили на рубеже Х1Х-ХХ вв., отличались многоаспектностью и разнообразием.

Анализ деятельности научных кружков того периода позволил выделить их основные принципы: неформальный характер, закрытость, личные отношения между участниками, постоянный состав участников [4].

Сегодня деятельность научных кружков, в нашем случае студенческих научных кружков (далее - СНК) является неотъемлемой частью образовательного процесса, одним из эффективных инструментов овладения методологией научного исследования. Предпочтение преподавателей в такой форме работы со студентами объясняется общим интересом членов кружка, превалированием межличностного общения и повышенной мотивированностью студентов-кружковцев в научных изысканиях.

В Северо-Восточном федеральном университете деятельность СНК опирается на примерном Положении о СНК в СВФУ, принятом по системе менеджмента качества СМК-ОПД-4.2.3.-031-12, приказом №705-ОД от 06.07.2012 г. Согласно данному Положению, студенческий научный кружок является формой организации научной деятельности студентов СВФУ для активного привлечения их к научно-исследовательской деятельности вуза и содействия в выборе лучшими студентами перспективного научного направления работы, целью деятельности которого является создание благоприятных условий для повышения качества подготовки кадров и специалистов высшей квалификации путем развития научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в научных исследованиях учебных и научных подразделений университета, а также обеспечение возможности для студентов реализовывать свое право на творческое развитие личности в рамках компе-тентностного подхода в образовании и воспитании [5].

Особо хочется подчеркнуть принципы организации деятельности СНК:

- добровольное участие студентов в работе СНК;

- выполнение прикладных исследований и разработок в рамках образовательного процесса;

- нацеленность на достижение определенных результатов исследований и разработок;

- привлечение к работе в СНК аспирантов и молодых ученых [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На кафедре спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта Института физической культуры и спорта деятельность СНК имеет свою специфику. Эта особенность связана с тем, что результаты научной работы студентов напрямую связаны с их практической деятельностью, зачастую во время прохождения практики. Многие специалисты в этой области подчеркивают важность принципа практикоориентированности в подготовке студентов, обучающихся по профилю «Спортивно-оздоровительный туризм» [6].

В связи с этим на кафедре практикуется совместная организация СНК преподавателями кафедры. План работы СНК составляется таким образом, что основная деятельность (практическая) начинается поздней весной и в летнее время, другими словами план работы составляется с начала календарного года, а не учебного. Климатогеографические особенности Республики Саха (Якутия) диктуют свои правила для организации мероприятий по спортивно-оздоровительному туризму. Чтобы за столь короткое время вплотную работать над исследованиями, кафедра практикует взаимосотрудничество с кафедрой рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта.

После практических исследований занятия кружков, как правило, проводятся в кабинетах целевого назначения, спортивном зале. Время работы устанавливается руководителем кружка совместно с участниками кружка. Занятия кружка осуществляются не реже 2-х раз в месяц. В целях качественной организации и прозрачности деятельности СНК обязательно наличие: списка членов СНК, графика заседаний СНК, протоколов заседаний СНК, плана работы за определенный период времени, отчета о работе СНК за определенный период времени. Несмотря на то, что ведение кружковой работы среди студентов не является обязательным условием в профессиональной деятельности преподавателя, нужно отметить ее эффективность и актуальность. Помимо познавательных и мотивационных компонентов, которые выделяют сами студенты [2], формат кружковой работы позволяет студенту постепенно и безболезненно погрузиться в научную работу. Неформальная обстановка, возможность дискутировать со старшекурсниками, отстаивать свою точку зрения, узнавать новое не только у преподавателя, но и у кружковцев является привлекательным фактором для студентов младших курсов для начала научной деятельности. Поэтому мы подчеркиваем важность создания научного сообщества в рамках кафедр.

Систематические занятия в кружках позволяют студентам работать над курсовыми проектами, квалификационными работами, промежуточные результаты которых презентуют, участвуя на конференциях, «круглых столах», семинарах. Именно формат кружковой деятельности дает студентам опыт выступления на публике, развития грамотной речи, презентаций, организации тематических заседаний. «На выходе» формируются профессиональные компетенции в части научно-исследовательской деятельности. Поэтапно это может выглядеть следующим образом:

Таблица 1 - Этапы организации работы СНК

№ Этапы Содержание Результат

1 Ознакомительный - обучение методам исследовательской работы; - участие в работе проводимых исследований; - определение темы исследования.

1 Практический - апробация исследования; - выступление с докладами на заседаниях кружка; - участие на студенческих конференциях, семинарах; - подготовка курсовых проектов, научной статьи Формирование ПК: научная деятельность

3 Заключительный - презентация законченного исследования; - апробация результатов исследования; - подготовка ВКР и магистерской диссертации; - участие в грантовых проектах

ВЫВОДЫ

Остается добавить, что в современных условиях развития информационных технологий можно внедрять новые форматы организации работы студенческих научных кружков. Интересны, в частности, хакатоны, научные stand-up и др. По сути, эти формы погружения в науку не столь кардинально отличаются от традиционных, но формат общения, временные рамки и т д. несколько видоизменены, нешаблонны и могут быть интересны сегодняшней студенческой молодежи. Другими словами, главная задача - замотивировать студента к научно-исследовательской деятельности, чтобы подготовить конкурентоспособного специалиста, привлекательного для потенциальных работодателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аппакова, Э.Г. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения конкурентоспособности (социально-философский анализ) / Э.Г Аппакова, О.С. Фёдоров // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 12. - URL : https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-sotsialno-filosofskiy-analiz (дата обращения: 02.11.2018).

2. Андронов, Д.Е. Влияние научных кружков на студентов в образовательном процессе / Д.Е. Андронов, Р.В. Власов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки : сб. ст. по материалам VI междунар. студ. науч.-практ. конф. - Новосибирск : Сибирская академическая книга, 2017. - № 6. - URL : sibac.info/archive/social/6.pdf (дата обращения: 19.10.2018).

3. Александров, Д.А. Историческая антропология науки в России / Д. А. Александров // Вопросы истории естествознания и техники. - 1994. - № 4. - С. 3-22.

4. Сперанская, А.Н. Научный кружок как особая форма неформальных коммуникаций в отечественной науке (на примере «клуба Капицы» / А.Н. Сперанская // Вестник ЮУрГУ. Серия : Социально-гуманитарные науки. - 2016. - Т. 16. - № 2. - С. 49-53.

5. Примерное положение о студенческом научном кружке СВФУ - URL : https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/unir/otdel-organizatsii-nirs-i-muis/Stud_krugki/ (дата обращения 29.10.2018).

6. Алексеева, О.В. Исследование готовности студентов к профессиональной деятельности по спортивно-оздоровительному туризму / О.В. Алексеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 11-15.

REFERENCES

1. Appakova, E. and Fedorov, O. (2013), "Student research activities as a factor in increasing competitiveness (social and philosophical analysis)", available at: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposnnosti-sotsialno-filosof-skiy-analiz (accessed 02 November 2018).

2. Andronov, D. and Vlasov, R. (2015), "The influence of scientific circles on students in the educational process", available, at: http://sibac.info/archive/social/6.pdf (accessed 19 October 2018).

3. Alexandrov, D.A. (1994), "Historical anthropology of science in Russia", Questions of the history of natural science and technology, Vol. 4, pp. 3-22.

4. Speranskaya, A. (2016), "The scientific circle as a special form of informal communications in Russian science (on the example of the "Kapitsa Club")", SUSUBulletin. Social and Humanitarian Sciences series, No. 2, pp. 49-53.

5. Approximate position of the student scientific circle of NEFU (2015), available at: http://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye_podrazdeleniya/unir/otdel-organi-zatsii-nirs-i-muis/Stud_krugki/ (accessed 29 October 2018).

6. Alekseeva, O.V. (2011), "Study of students' readiness for professional activity in sports and health tourism", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (79), pp.11-15.

Контактная информация: kolsar@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.