УДК 13.09
С.А.Бельская
К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ»
В статье рассмотрена взаимосвязь понятий «культурная ценность» и «культурное наследие». В работе использованы международные и отечественные законодательные акты, обозначены содержательные и структурные характеристики культурных ценностей, затронуты вопросы практики сохранения культурного наследия.
Ключевые слова: культурная ценность; культурное наследие; эстетическая, духовная, социальная, историческая ценность; стратегия сохранения.
Belskaya S.A.TO THE PROBLEM OF THE “CULTURAL VALUE” CONCEPT’S defenition
The article represents the interrelation of concepts "cultural value" and "cultural heritage". The work performs the brief analyses of the international and domestic laws, investigates substantial and structural characteristics of cultural values and mentions questions of cultural heritage preservation.
Key words: cultural value; cultural heritage; aesthetic, spiritual, social, historical value; conservation strategy.
На сегодняшний день поиск наиболее оптимальной формулировки понятия «культурная ценность» остается актуальным. Исследователи рассматривают совокупность культурных ценностей народа или общества и как критерий социальной преемственности поколений [3], и как культурное наследие в целом [4, с. 312]. Данная статья представляет собой попытку рассмотреть культурные ценности в единстве их содержательных и процессуальных характеристик, с целью конкретизации и обогащения самого понятия.
Понятие «культурная ценность» неразрывно связано с культурным наследием и встречается практически в каждом его определении. В самом общем виде культурное наследие - «совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями» [4, с.312]. Понятием «культурные ценности» принято обозначать предметы материального и духовного мира, имеющие в представлении общества культурную значимость. В определениях различных авторов подчеркивается историческая, художественная, эстетическая и научная ценность объектов и явлений культуры.
С целью определить основные составляющие понятия обратимся к международным актам ЮНЕСКО. Так, в Конвенции Генеральной Конференции ЮНЕСКО 1970 года представлен подробный перечень предметов культурных ценностей, перечислим некоторые из них:
• редкие коллекции и образцы флоры и фауны;
• ценности, касающиеся истории;
• объекты, связанные с жизнью национальных деятелей;
• археологические находки;
• старинные предметы;
• редкие рукописи, книги и документы;
• почтовые марки;
• фоно-, фото- и кинодокументы;
• старинные музыкальные инструменты и другие.
Согласно Конвенции, в понятие «культурная ценность» следует включать широкий круг предметов, однако общим для них являются отображение особенностей национальной культуры и связь с историей конкретного народа.
Основным критерием причисления объектов культуры к той или иной категории выступает «выдающаяся универсальная ценность», значение которой более подробно раскрывается в материалах Рекомендации и Конвенции ЮНЕСКО 1972 года. В данных законодательных актах впервые перечислены компоненты культурного наследия - памятники, ансамбли и достопримечательные места. Причисление объектов к культурному наследию основывается на их выдающейся ценности с точки зрения истории, искусства, эстетики, антропологии и этнологии, а их универсальность отождествляется с уникальностью и незаменимостью вне зависимости от принадлежности какому-либо народу [1, с.22-23]. Следует отметить, что отбор культурных объектов, равно как и определение их ценности находятся в компетенции стран-участников Конвенции.
Ценностная составляющая объектов культурного наследия рассматривается и в ряде отечественных законодательных актов в области культуры. Так, закон РСФСР «Об охране и
использовании памятников истории и культуры» 1978 года к «памятникам истории и культуры» относит «сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие научную, художественную или иную культурную ценность» [10].
В современном российском законодательстве, в частности в законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 2002 года понятия «памятники истории и культуры» и «объекты культурного наследия» отождествляются. К объектам культурного наследия относятся «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры» [11].
Согласно данному документу, объекты федерального, регионального и муниципального значения, имеющие историко-культурную значимость, соответственно представляют собой историкоархитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность. Что касается понятия «выдающаяся универсальная ценность», то она определяется как совокупность исторических, археологических, архитектурных, художественных, научных, эстетических, этнологических или антропологических составляющих.
В другом законодательном акте «О вывозе и ввозе культурных ценностей», фигурирует термин «исторические ценности». В данном контексте они представляют собой категорию предметов, связанных с «историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящихся к жизни выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства)» [12].
В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» термин «культурные ценности» рассмотрен как совокупность ряда составляющих, в частности [7]:
• нравственные и эстетические идеалы;
• нормы и образцы поведения;
• языки, диалекты и говоры;
• национальные традиции и обычаи;
• художественные промыслы и ремесла;
• фольклор;
• произведения культуры и искусства;
• результаты научных исследований культурной деятельности;
• территории, здания и предметы, имеющие историко-культурную значимость и другие.
Итак, под культурными ценностями подразумеваются «не только отдельные объекты (памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, фольклора), которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т.п., но и такие явления, как традиции и навыки в области искусства и образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных лиц» [5, с.20].
Выявленные в составе культурной ценности компоненты подчеркивают необходимость перемещения акцента с их механического перечисления на определение содержания данного понятия не только как государственно правового, но и научного явления. В связи с этим интересна теория Давида Тросби (David Throsby), рассматривающая содержание культурной ценности как единство следующих характеристик [8, c.8]:
• эстетическая ценность - красота, гармония;
• духовная ценность - понимание, просветление, проникновение;
• социальная ценность - связь, идентификация, единство;
• историческая ценность - связь с прошлым;
• символическая ценность - отображение значения.
Значение этой теории состоит в определении внутренней структуры культурной ценности как таковой. Следует заметить, что основной целью сохранения наследия является не столько сохранение объектов, сколько поддержание ценностей, которые они воплощают (Подчеркнуто мною - Б.С.). Успешная трансляция этих ценностей будущим поколениям невозможна без ответа на вопросы о том, кто, почему и как оценивает культурное наследие. Иными словами, нерешенной остается проблема определения степени ценности того или иного объекта культурного наследия. Представленный выше
анализ содержательной стороны культурной ценности лишь подтверждает ее актуальность.
Согласно теории Д.Тросби процедура оценивания культурного наследия может проводиться на различных основаниях, в частности экономическом, политическом, культурном и других, что имеет определяющее значение для практики сохранения культурных объектов. Выбор того или иного основания определяет «стратегию сохранения» [8, с.8]. По мнению исследователя, сохранение исторического здания при доминировании культурно-исторических ценностей предполагает повышение его значимости для местных жителей, для которых ассоциации со старинным зданием и его историей являются значительным вкладом в их групповую идентичность. Если же в основу сохранения положены, например, экономические ценности, то это приводит к усиленному строительству парковок, сувенирных лавок в ущерб историческому ландшафту, с целью привлечения наибольшего числа туристов.
Приоритет того или иного подхода к сохранению культурного наследия зависит от ценностных ориентаций общества, представителей правительства и специалистов, вовлеченных в процесс сохранения, и от контекста, в котором он осуществляется [8, с.8].
Ценностные ориентации общества, скорее всего, являются предметом междисциплинарного исследования, так как их исследование предполагает использование данных культурологии, психологии, социологии. Проведение данного исследования в рамках российского общества остается актуальным и предполагает определение важности понятии «культура» для членов общества, тех содержательных характеристик, которые в него вкладывают (например, образование и научная деятельность, семейные отношения, манеры поведения, этикет и т.п.), а также наиболее существенных ценностных ориентиров -мирное сосуществование, доброжелательность и открытость, уважение к истории, культурное многообразие, прогресс, инновации и другие [9, с.78].
Что касается профессиональной работы с объектами культурного наследия, то она осуществляется на трех уровнях: эвристическом, гносеологическом и аксиологическом [3].
Эвристический уровень связан с целенаправленным поиском предметов, их сбором и последующим комплектованием в музейные коллекции. Гносеологический уровень характеризуется всесторонним исследованием предмета: причин его возникновения, особенностей внешнего устройства, а также назначения и внутреннего смысла. Результатом деятельности на данном уровне становится приращение нового знания в виде каталогов, электронных баз данных, научных статей и монографий.
Именно на аксиологическом уровне работы с объектами культурного наследия происходит выявление их ценностного потенциала. Отбирая определенные предметы и явления, музей признает их историческую, эстетическую и мемориальную ценность, тем самым отображает и отношение общества к составляющим культурного наследия. Культурное наследие в части недвижимых объектов также является неотъемлемой частью культурного потенциала определенного территориального сообщества и выступает в качестве объекта охраны со стороны государства. Итак, культурные ценности являются критерием соотнесения культурного наследия с современными запросами общества и, как следствие, условием воспроизводства и развития культуры в целом.
Представленный выше анализ нормативно-правовых документов и опыта отечественных и зарубежных исследователей позволяет сделать вывод о том, что понятие «культурная ценность» многогранно и в основе его характеристики могут лежать различные подходы.
Во-первых, исследование содержательной стороны понятия «культурная ценность» позволяет рассматривать ее как совокупность объектов и явлений материальной и духовной культуры. Во-вторых, предметная характеристика понятия представляет культурную ценность как одновременное воплощение национальной культуры и истории народа, что делает ее созвучным с понятием «историко-культурное наследие». В-третьих, анализ структуры культурной ценности позволяет говорить о единстве эстетической, духовной, социальной, исторической и символической составляющих. В-четвертых, важную роль играют социальные характеристики феномена, поскольку культурная ценность служит критерием их отбора на аксиологическом уровне и отражает отношение общества к составляющим культурного наследия. В-пятых, большую важность представляет сохранение выдающихся универсальных ценностей - уникальных, незаменимых, представляющих исключительный интерес для всех народов мира - как части всемирного наследия всего человечества. В-шестых, для практики сохранения культурного наследия решающее значение имеет выбор культурной ценности как основы стратегии сохранения объектов культурного наследия. И, наконец, культурная ценность представляет собой условие воспроизводства и развития культуры в целом.
Литература
І.Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. - М., 1979. - С. 22-23.
2. Основы культурологии: Учебное пособие / Отв. Ред. И.М.Быховская. - М.: Едиториал УРСС, 2005 - 496
с.
3.Доверительное управление культурным и природным наследием в России: прецеденты, аргументы, документы / отв.ред. А.П.Кудрявцев, Ю.Л.Мазуров. - М., 2005.
4. Дьячков АН. Культурное наследие. Культурные ценности // Российская музейная энциклопедия. Т.1. М.,
2001.
5.Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Культурное наследие Российского государства. СПб.,
1998.
6.Наследие за рубежом: Опыт прошлого и современные проблемы: сб.ст. - М., 1995.
7.Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Растопчин В.Г. Культурные ценности: справочное пособие / В.Г.Растопчин, Л.Е.Иванова. - М., 1995.
8.Erica Avrami, Randall Mason, Marta de la Torre. Values and Heritage Conservation. Research report. The Getty Conservation Institute, Los Angeles. - The J. Paul Getty Trust, 2000. - 73 p.//http://www.getty.edu/ conservati on/publications_resources/pdf_publications/valuesrpt.pdf
9. TNS Opinion and Social. European Cultural Values. - Report Publication, 2007. - 167 p. //http://ec.europa.eu/ culture/pdf/doc95 8_en.pdf
10. Об охране и использовании памятников истории и культуры: закон РСФСР. - М., 1979. - С.
329.
11. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: закон РФ № 73 от 25.06.02 г.
12. О вывозе и ввозе культурных ценностей: закон РФ № 4804-1 от 15.04.93 г.// Российская газета. - 1993. - № 92 - 15
мая.