Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА»'

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1038
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ / INFORMATIONAL AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / INFORMATIONAL REALITY / VIRTUAL REALITY / DEFINITION OF THE TERM INFORMATIONAL AND COMMUNICATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фурсова Дарья Аветисовна

Информационно-коммуникативная среда - одно из часто используемых понятий в современном научном и общественном дискурсе. Однако использование этого термина сопряжено с определёнными проблемами терминологического характера, в частности, наблюдается дублирование синонимичных терминов ( информационная реальность, информационно-коммуникативное поле, виртуальная реальность и пр.) и недостаточность, неполнота имеющихся дефиниций данного понятия. Рассмотрев существующие определения понятия информационно-коммуникативная среда , как словарные, так и предлагаемые в научных публикациях, а также опираясь на определение самого понятия среда , автор выводит собственное определение. В данной статье информационно-коммуникативную среду предлагается рассматривать как синтез онлайн- и офлайн-сред, в котором основообразующим «веществом» можно считать информацию; Интернет и множество цифровых устройств - совокупностью условий; а социальным окружением, детерминирующим социокультурные условия, - субъектов информационно-коммуникативной среды, которые представлены как людьми, так и различными андроид-программами. Сосуществование в информационно-коммуникативном пространстве цифровых субъектов человеческой и нечеловеческой природы является, по мнению автора, принципиальным моментом. Автору представляется крайне важным прийти к единому, максимально полному определению понятия информационно-коммуникативная среда , так как данный феномен, без сомнения, трансформирует существующие социокультурные институты и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE PROBLEM OF THE DEFINITON “INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT”

Information and communication environment is one of the common, often used terms in modern scientific and social discourse. However, using of this term is connected with certain terminological problems, such as its polysemy (information reality, information and communication field, virtual reality) and incompleteness of the existing definitions of this term. Having analyzed the existing definitions of this term information and communication environment in the dictionaries as well as in several studies, and basing on the definition of the term environment the author suggests her own definition of this term. In this article the information and communication environment is considered to be a synthesis of online and offline environments. The base (foundation) matter is information. The Internet is the amount of conditions. Social environment determine the social and cultural conditions are the subjects of information and communication environment - humans and non-humans. Co-existence of the subjects of human and non-human nature in the information and communication environment is, according to the author, the main and specific characteristic of information and communication environment. Author believes that’s very important to work out a common and specific definition, which will reflect all the aspects of this phenomena as soon as the information and communication environment undoubtly changes the existing social and cultural institutions and practices.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА»»



ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА»

УДК 004.5:001.5

Б01: 10.24412/1997-0803-2020-10218 Д. А. Фурсова

Московский государственный лингвистический университет

Информационно-коммуникативная среда - одно из часто используемых понятий в современном научном и общественном дискурсе. Однако использование этого термина сопряжено с определёнными проблемами терминологического характера, в частности, наблюдается дублирование синонимичных терминов (информационнаяреальность, информационно-коммуникативное поле, виртуальная реальность и пр.) и недостаточность, неполнота имеющихся дефиниций данного понятия. Рассмотрев существующие определения понятия информационно-коммуникативная среда, как словарные, так и предлагаемые в научных публикациях, а также опираясь на определение самого понятия среда, автор выводит собственное определение. В данной статье информационно-коммуникативную среду предлагается рассматривать как синтез онлайн- и офлайн-сред, в котором основообразующим «веществом» можно считать информацию; Интернет и множество цифровых устройств - совокупностью условий; а социальным окружением, детерминирующим социокультурные условия, - субъектов информационно-коммуникативной среды, которые представлены как людьми, так и различными андроид-программами. Сосуществование в информационно-коммуникативном пространстве цифровых субъектов человеческой и нечеловеческой природы является, по мнению автора, принципиальным моментом. Автору представляется крайне важным прийти к единому, максимально полному определению понятия информационно-коммуникативная среда, так как данный феномен, без сомнения, трансформирует существующие социокультурные институты и практики.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная среда, информационная реальность, виртуальная реальность, определение информационно-коммуникативной среды.

Darya A. Fursova

Moscow State Linguistic University, the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ostozhenka Str., 38/1, 119034, Moscow, Russian Federation

TOWARDS THE PROBLEM OF THE DEFINITON "INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT"

Information and communication environment is one of the common, often used terms in modern scientific and social discourse. However, using of this term is connected with certain terminological problems, such as its polysemy (information reality, information and communication field, virtual reality) and incompleteness of the existing definitions of this term. Having analyzed the existing definitions of this term information and communication environment in the dictionaries as well as

ФУРСОВА ДАРЬЯ АВЕТИСОВНА - преподаватель кафедры второго иностранного языка Института иностранных языков имени М. Тореза Московского государственного лингвистического университета

FURSOVA DARYA AVETISOVNA - teacher, the Maurice Thorez Institute of Foreign Languages, the Moscow State Linguistic University

e-mail: da_fursova@mail.ru © Фурсова Д. А., 2020

in several studies, and basing on the definition of the term environment the author suggests her own definition of this term. In this article the information and communication environment is considered to be a synthesis of online and offline environments. The base (foundation) matter is information. The Internet is the amount of conditions. Social environment determine the social and cultural conditions are the subjects of information and communication environment - humans and non-humans. Co-existence of the subjects of human and non-human nature in the information and communication environment is, according to the author, the main and specific characteristic of information and communication environment. Author believes that's very important to work out a common and specific definition, which will reflect all the aspects of this phenomena as soon as the information and communication environment undoubtly changes the existing social and cultural institutions and practices.

Keywords: informational and communication environment, informational reality, virtual reality, definition of the term informational and communication environment.

Для цитирования: Фурсова Д. А. К проблеме определения понятия «информационно-коммуникативная среда» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 163-168. DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10218

Информационно-коммуникативная среда - одно из понятий, часто используемых в современном научном и общественном дискурсе. Однако, несмотря на частотность его употребления, с его использованием, на наш взгляд, связано несколько проблем, которые можно назвать терминологическими. Во-первых, во многих научных работах термин информационно-коммуникативная среда используется по умолчанию, без его определения (М. В. Бештоков, Т. А.Головина, И. В. Беспалова). Во-вторых, те немногие существующие определения, на наш взгляд, не в полной мере отражают сущность и свойства информационно-коммуникативной среды на настоящем этапе её развития. В-третьих, многие исследователи зачастую, с нашей точки зрения, не вполне корректно используют в качестве синонимов данного термина целый ряд других.

Эти терминологические проблемы, очевидно, прежде всего можно объяснить трудностями, естественно возникающими у исследователей, живущих непосредственно в информационно-коммуникативной среде, а не наблюдающих её отстранённо.

Для того чтобы разобраться в проблеме, обратимся к словарным определениям данного понятия. Прежде всего следует отметить, что, несмотря на высокий дискурсивный рейтинг данного понятия, оно практически не отражено в словарях. Нам удалось найти дефиницию понятия информационно-коммуникативная среда только в «Словаре по технологиям обучения». В данном словаре под информационно-коммуникативной средой понимается «совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационно-коммуникативных технологий» [9].

Стоит обратить внимание на то, что в данном словарном определении отмечается только такой параметр, как «деятельность пользователя с информационным ресурсом», при этом игнорируется взаимодействие программ, основанных на искусственном интеллекте, с человеком. Между тем коммуникация искусственного интеллекта с человеком является важнейшим условием экзистирования человека в новой среде -информационно-коммуникативной, специ-

фика которой состоит в возможности такого типа коммуникации, где человеку предлагается выступать в роли объекта.

Можно отметить также недостаточность и даже определённую противоречивость данного определения, которая состоит в том, что, с одной стороны, в нём отражён только технологический компонент; а с другой - используется слово «среда», которое, согласно толковому словарю, означает не только совокупность условий, но и «вещество, заполняющее пространство, окружение, социально-бытовые условия» [3]. То есть в представленном определении рассматриваемого нами термина акцент смещён в сторону технологий, а гуманитарный аспект среды игнорируется. Между тем информационно-коммуникативная среда содержит в себе как гуманитарный, так и технологический аспекты [7]. Именно поэтому использование слова «среда» в данном контексте оправданно, так как термин «информационно-коммуникативная среда» описывает процессы, действительно происходящие в среде, причём не в одной, а в двух: офлайн и онлайн. Это проявляется в том, что, с одной стороны, происходит активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в реальную, так называемую офлайн-среду (появление новых средств коммуникации, хранения и передачи информации). Это и есть технологическая составляющая, которая отражена в приведённом выше определении. С другой стороны, наблюдается активная цифровиза-ция традиционных социокультурных практик. То есть происходит трансформация социокультурных и социально-бытовых условий жизни человека, его жизненной среды. При этом происходит взаимовлияние и взаимопроникновение двух сред, в результате чего и появляется то, что можно назвать информационно-коммуникативной средой.

Таким образом, на наш взгляд, информационно-коммуникативную среду можно определить как синтез онлайн- и офлайн-сред, в котором основообразующим «веществом» можно считать информацию; Интернет и множество цифровых устройств - совокупностью условий; а социальным окружением, детерминирующим социокультурные условия, - субъектов информационно-коммуникативной среды, которые представлены как людьми, так и различными андроид-программами.

При этом важно отметить, что в информационно-коммуникативной среде человек выступает одновременно как субъект информационного общения (цифровой субъект информационно-коммуникативной среды) и как личность. Его личность, с одной стороны, может не совпадать с его цифровым субъектом, а с другой - одна личность может быть представлена несколькими цифровыми субъектами.

Рассмотрим ещё одно определение, представленное в работах В. В. Зотова. Под информационно-коммуникативной средой он понимает «сетевое распределение информационно-коммуникативных субъектов, удовлетворяющих информационно-коммуникативные потребности с помощью информационно-телекоммуникационных технологий» [4]. Раскрывая данное определение, В. В. Зотов называет информационно-коммуникативную среду одной из детерминант развития современного российского общества, отмечая встраивание информационно-коммуникативной среды в социальные отношения на правах нового социального института, трансформирующего существующий социальный порядок, формирующего новые социальные практики в рамках существующих институтов. В. В. Зотов отмечает, что информационно-коммуникативная среда является также

средством удовлетворения информационно-коммуникативных потребностей субъектов. К информационно-коммуникативным потребностям он прежде всего относит потребности в общении и познании, а также в социальном признании, развлечении, эмоциональной разрядке. Помимо этого, согласно В. В. Зотову, информационно-коммуникативная среда является сетью для осуществления коммуникации между отдельными субъектами посредством информационных технологий, а также хранилищем массивов знания и информации.

Таким образом, В. В. Зотов в своём определении информационно-коммуникативной среды отмечает следующие компоненты значения слова «среда»: социальное окружение и совокупность условий. И хотя остаётся не очевидным, что имеется в виду под информационно-коммуникативными субъектами: только люди или также программы искусственного интеллекта, в целом можно отметить, что определение, данное В. В. Зотовым, значительно более чёткое, чем словарное определение, которое мы рассмотрели выше, так как оно даёт достаточно полное и релевантное представление об информационно-коммуникативной среде.

Обратимся к третьей проблеме, которую можно назвать терминологической избыточностью или терминологической «разбалан-сировкой». Так, в ряде работ используются такие термины, как информационно-коммуникативное поле (Д. Ю. Астапенко), информационно-коммуникативное пространство (Е. В. Чиликина, Д. Ю. Кутюгин, А. А. Копы-тов, Д.А. Журавлёв), информационно-коммуникативная система (Е. Н. Юхвид), инфосфера (С. А. Дятлов), виртуальная социально-коммуникативная среда (Р. В. Леушкин), информационная реальность (В. М. Розин), digital-среда (термин, принятый в англоязычном научном дискурсе). Терминологиче-

ская разрозненность, с одной стороны, свидетельствует о многомерности исследуемого явления, о разнообразии подходов к его изучению, а с другой стороны, о несформиро-ванности в научном сознании единого представления о сущности и свойствах информационно-коммуникативной среды.

В работах В. М. Розина упоминается об использовании также таких терминов, как Интернет-вселенная или Планета Интернет, под которыми понимается «интеллектуальная техногенная система, в которой реализуются интерактивные функции коммуникации как людей, так и интернет-роботов и смарт-устройств» [8]. Комментируя эти термины, В. М. Розин предлагает говорить об «урбанистике Интернета», так как «вселенная» или «планета» имеют нерукотворный характер, они не созданы человеком, в то время как Интернет - продукт человеческой мысли [8]. Соглашаясь с В. М. Рози-ным в том, что критикуемые им термины излишне метафоричны, отметим, что предлагаемый им термин «урбанистика», в свою очередь, представляется нам понятием, слишком ограниченным в силу акцентирования идеи «рукотворности». Информационно-коммуникативная среда всё же представляет собой синтез рукотворного и нерукотворного. Кроме того, введение В. М. Ро-зиным в научный дискурс нового термина, по сути, не решает проблемы терминологической избыточности.

В работах некоторых исследователей под информационно-коммуникативной средой понимается просто Интернет (Б. М. Кузнецов, Т. А. Головина, С. И. Бобовникова), что также не является, на наш взгляд, вполне корректным. Тем более что Интернет сам по себе, как глобальная информационная система, объединяющая компьютерные сети [10], является в большей степени инструментом, чем средой.

Своеобразный взгляд на информационно-коммуникативную среду предложен в работе М. В. Бештокова. Он полагает, что информационно-коммуникативная среда -это результат функционирования компьютерно-интерактивной социальной системы (КИСС), под которой он понимает «опосредованную техническими устройствами систему взаимодействия социальных акторов, обеспечивающую создание, функционирование и воспроизводство высокотехнологичной информационно-коммуникативной среды» [1]. Хотелось бы отметить основное противоречие определения, предлагаемого М. В. Бештоковым: согласно его определению, система порождает среду, тогда как система существует внутри среды и неразрывно связана с ней, проявляя свою целостность именно во взаимоотношениях со средой [13]. Кроме того, при редуцировании определения понятия компьютерно-интерактивная социальная система становится очевидным, что оно сводится к формуле «Интернет + люди», а между тем взаимодействие людей и Интернета реализуется внутри информационно-коммуникативной среды.

Для номинирования информационно-коммуникативной среды в ряде исследований можно встретить ещё и такие понятия, как виртуальная реальность или виртуальная среда (Н. С. Черноярова, Т. А. Жданова). Термин виртуальная реальность связан с именем Д. Ланьера, который подразумевает под ним искусственно созданную компьютерными средствами среду, в которую можно проникать и изменять её, испытывая реальные ощущения, при помощи специальной экипировки (очки, шлем виртуальной реальности и т.п.) [5]. Термин виртуальная реальность Д. Ланьера соответствует термину киберпространство, введённому У Гибсоном в романе «Нейромант» [2]. Та-

ким образом, использование термина виртуальная реальность/среда в значении информационно-коммуникативная среда представляется не вполне корректным. Впрочем, использование этого термина в работах, по-свящённых информационно-коммуникативной среде, можно объяснить принадлежностью исследователей к школе виртуалистики Н. А. Носова. Так, например, Р. В. Леушкин рассматривает виртуальное социальное пространство (виртуальную социально-коммуникативную среду) как эволюционно новую форму социальной коммуникации [6].

Упоминание о компьютерной, виртуальной и информационной реальностях, а также о виртуальных состояниях человека-пользователя встречается также в работах В. М. Розина [8]. Он рассматривает информационную реальность, выделяя четыре плана: специфическую технологию, се-миозис, широкий спектр средств решения социальных и индивидуальных задач, а также фактор и аспект современной среды обитания человека. Таким образом, информационная реальность, по В. М. Розину, на наш взгляд, совпадает с понятием информационно-коммуникативная среда.

Подводя итог, отметим, что использование термина информационно-коммуникативная среда сопряжено с определёнными проблемами терминологического характера, в частности, недостаточностью, неполнотой имеющихся дефиниций данного понятия, терминологической избыточностью. Нам представляется крайне важным прийти к единому, максимально полному и точному определению понятия информационно-коммуникативная среда. Мы не настаиваем на предлагаемом нами определении как на единственно возможном, однако считаем, что в качестве рабочего определения оно имеет право на существование в научном дискурсе.

Примечания

1. Бештоков М. В. Компьютерно-интерактивная социальная система как среда социализации

российской молодёжи: структура, потенциал и социализационные риски : автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата социологических наук : 22.00.04 / Бештоков Магомет Владимирович. Ростов-на-Дону, 2018. 38 с.

2. Гибсон У. Нейромант / пер. с англ. [М. Пчелинцев]. Санкт-Петербург : Азбука, 2015. 480 с.

3. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс].

URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/249351

4. Зотов В. В. Становление информационно-коммуникативной среды как основание общественных

трансформаций // Общество: политика, экономика, право. 2008. № 2.

5. Ланьер Д. Вы не гаджет. Манифест [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/lanir_

dgaron/vi_ne_gadget_manifest.html#707006

6. Леушкин Р. В. Виртуальная социальная коммуникация: социально-онтологические условия

существования : автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата философских наук : 09.00.11 / Леушкин Руслан Викторович. Ульяновск, 2015. 20 с.

7. Мороз О. В. Как цифровые технологии изменили среду обитания человека? [Электронный ресурс].

URL: https://postnauka.ru/video/75092

8. Розин В. M. Интернет - новая информационная технология, семиозис, виртуальная среда.

[Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/page48296943.htm

9. Словарь по технологиям обучения [Электронный ресурс]. URL: www.ndce.edu.ru

10. Социологическая энциклопедия : в 2 томах / Национальный общественно-научный фонд ;

[науч. ред. В. Н. Иванов (гл. ред.) и др.]. Москва : Мысль, 2003.

11. Философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://ksana-k.narod.ru/Book/Filosof/main.html

References

1. Beshtokov M. V. Komp'yuterno-interaktivnaya sistema kak sreda sotsializatsii sovremennoy molodezhi:

struktura, potentsial i sotsializatsionnye riski. Avtoreferat diss. kand. sotsiolog. nauk [Interactive Computer System as Social Environment for Modern Youth: Structure, Potential and Socialization Risks. Synopsis cand. sociolog. sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2018. 38 p. (In Russian)

2. Gibson W. Neyromant [Neuromancer]. St. Petersburg, "Azbooka" Publishing House, 2015. 480 p.

(In English)

3. Efremova T. F. Sovremennyy tolkovyy slovar' russkogo yazyka Efremovoy [The Modern Russian Dictionary

by T. Efremova]. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/249351 (In Russian)

4. Zotov V. V. Formation of Information and Communication Medium as Basis of Social Transformation.

Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo [Society: Politics, Economics, Law]. 2008, no. 2. (In Russian)

5. Lanyer D. Vy ne gadzhet. Manifest [You are not a gadget. Manifestation]. Available at: https://royallib.com/

read/lanir_dgaron/vi_ne_gadget_manifest.html#707006 (In English)

6. Leushkin R. V. Virtual'naya sotsial'naya kommunikatsiya: sotsial'no-ontologicheskie usloviya

sushchestvovaniya. Avtoreferat diss. kand. filos. nauk [Virtual Social Communication: Social and Ontological Conditions of Existence. Synopsis cand. philos. sci. diss.]. Ulyanovsk, 2015. 20 p. (In Russian)

7. Moroz O. V. Kak tsifrovye tekhnologii izmenili sredu obitaniya cheloveka? [How Have the Digital-Technologies

Impacted the Human Environment?]. Available at: https://postnauka.ru/video/75092 (In Russian)

8. Rozin V. M. Internet - novaya informatsionnaya tekhnologiya, semiozis, virtual'naya sreda [The Internet

as a New Informational Technology, Semiosis and Virtual Environment]. Available at: https://iphras.ru/ page48296943.htm (In Russian)

9. Slovar'po tekhnologiyam obucheniya [Dictionary in Learning Technologies]. Available at: www.ndce.edu.ru

(In Russian)

10. Sotsilogicheskaya entsyclopediya [Encyclopedia of Sociology]. Moscow, Mysl Publishers, 2003. (In Russian)

11. Philosofskiy slovar' [Philosophy Dictionary]. Available at: http://ksana-k.narod.ru/Book/Filosof/main.html

(In Russian)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.