Научная статья на тему 'К проблеме описания динамики вербализаторов в практике создания словаря концептосферы Н. А. Заболоцкого'

К проблеме описания динамики вербализаторов в практике создания словаря концептосферы Н. А. Заболоцкого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Туктангулова Е. В.

The article is devoted to the analysis of a complex system of basic constituents of N.A. Zabolotsky's idiolect that are viewed from the standpoint of the word-image NATURE extended by the poet to the world of human ideas and feelings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT VERBALIZATOR DYNAMICS IN N.A. ZABOLOTSKY'S VOCABULARY

The article is devoted to the analysis of a complex system of basic constituents of N.A. Zabolotsky's idiolect that are viewed from the standpoint of the word-image NATURE extended by the poet to the world of human ideas and feelings.

Текст научной работы на тему «К проблеме описания динамики вербализаторов в практике создания словаря концептосферы Н. А. Заболоцкого»

© 2009

Е.В. Туктангулова

К ПРОБЛЕМЕ ОПИСАНИЯ ДИНАМИКИ ВЕРБАЛИЗАТОРОВ В ПРАКТИКЕ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ КОНЦЕПТОСФЕРЫ Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО

Н.А. Заболоцкий — поэт сложного мировосприятия, а потому система единиц, вербализующих концепты идиостиля поэта, представляется тоже весьма непростой.

Одной из важных составляющих идиостиля Н.А. Заболоцкого является особая репрезентация художественного концепта «Жизнь», включенного в слово-образ ПРИРОДА. В представленном словообразе конкретные, противопоставленные, на первый взгляд, ключевые слова день — ночь вступают в символические отношения с абстрактными, также противопоставленными, на первый взгляд, художественными концептами «Жизнь» — «Смерть». Концепты «Жизнь» — «Смерть» относятся к универсальным и подвергались анализу в работах ряда исследователей (Л.О. Чернейко и Хо Сон Тэ, Т.Ю. Хатунцевой, И.А. Тарасовой, А.Г. Грек, Е.Г. Малышевой, О.С. Чумак), однако воспринимались, как правило, резко противопоставленными и никогда, в отличие оттвор-чества Н. Заболоцкого, не включенными содержательно в словообраз ПРИРОДА, не проявляющими в этой связи единства.

Непринятие такой, искалеченной идеологией, родины приводит к манифестации художественного концепта «Жизнь» в раннем творчестве ключевым словом ночь (а не день), художественного концепта «Смерть» — ключевым словом день (а не ночь). Рождается сложный авторский образ мира в раннем творчестве, а затем переосмысляется в позднем, когда поэт «вернулся в жизнь» после тяжелых лет ссылки и молчания.

Содержательной основой ключа «ночь» является лексема ночь, лексикографическая интерпретация данной лексемы сводится к следующим определениям:

— 'часть суток от захода до восхода солнца, от вечера до утра' [МАС: 431];

— 'невежество, незнание истин и добра, мрак духовный' [Даль 1978—1980: 557].

Они расходятся с индивидуально-авторской интерпретацией этой лексемы. Ночь становится ключевым словом уже в раннем творчестве поэта. Его вычленение в тексте мотивировано такими критериями, как частотность употребления, образная информативность, эстетически моделируемая смысловая структура, способность обобщать смысловой объем текста, способность формировать микрообраз и микротему.

В сборнике «Столбцы», насчитывающем 46 стихотворений и 3 поэмы, лексема ночь употребляется 67 раз. «Превращаясь в художественной сфере в многоаспектную единицу, образно воспроизводящую действительность, способную обнаружить новые смысловые импульсы» [Донецких 1982: 13], ключевое слово ночь в индивидуально-авторском пространстве текстов может определяться как 'небытие' («На даче», 1929, «Футбол», 1926; «Игра в снежки», 1928; «Искуше-

ние», 1929), 'первоначало' («Лицо коня», 1926; «Часовой», 1927; «Фокстрот», 1928; «Пекарня», 1928; «На лестницах», 1928; «Народный дом», 1928; «Меркнут знаки Зодиака», 1929; «Отдых», 1930; «Звезды, розы и квадраты», 1930; «Торжество земледелия», 1929—1930; «Деревья», 1933), 'духовное, высшее начало' («Новый Быт», 1927; «Белая ночь», 1926; «Вечерний бар», 1926; «Свадьба», 1928; «Бродячие музыканты», 1928; «Самовар», 1929; «Царица мух», 1930; «Битва слонов», 1931).

Художественный концепт «Жизнь» трактуется исходя из эстетических значений его репрезентанта — ключевого слова ночь — как нечто нереальное в перевернутом, подчеркнуто вещном мире «Столбцов». Именно этим объясняется тот факт, что его репрезентантом является не слово, именующее концепт, максимально точно отражающее ядро как смысловой центр, а контекстуальный синоним — ночь 'скрытое, темное'. Подлинная жизнь еще только собирается появиться на свет, ее нет и не может быть в «доисторическое» время «Столбцов». Художественный концепт «Жизнь», понимаемый поэтом как 'высшее начало, лишенное места в подобной реальности', является важной составляющей слово-образа ПРИРОДА, представленного как соединение человеческого и вещного начала, лишенного гармоничной цельности и привычной красоты: всё подменено приземленными чувствами, даже любовь — страстью (стихотворение «Белая ночь», 1926; «Нарынке», 1927; «Свадьба», 1928; «На лестницах», 1928).

Вербализатором художественного концепта «Жизнь» в позднем творчестве Н.А. Заболоцкого становится ключевое слово день. Вступающие, на первый взгляд, в антонимические отношения, ключевые слова ночь и день оказываются составляющими одного художественного концепта «Жизнь». И не контраст, а мнимая синонимия характеризует отношения художественного концепта и ключевого слова день.

Содержательной основой ключа «день» является лексема день, лексикографическая интерпретация которой сводится к следующим определениям:

— 'часть суток от восхода до захода солнца, от утра до вечера';

— 'сутки, промежуток времени в 24 часа';

— 'календарная дата, число месяца';

— 'время, период' [МАС: 387].

Ключевое слово день, образно отражая действительность, обнаруживает новые смысловые импульсы в эмоционально-содержательной сфере стихотворений, реализуясь как 'разумное начало' («Я не ищу гармонии в природе», 1947; «Весна в лесу», 1935; «Вчера, о смерти размышляя», «Творцы дорог», 1947); 'чистота' («Утренняя песня», 1932; «Утро», 1946), 'новая жизнь, пробуждение' («Начало зимы», 1935; «Слепой», 1946; «Венчание плодами», 1932—[1948]; «Еще заря не встала над селом», 1946; «Урал», 1947; «Я воспитан природой суровой...», 1953).

Отмеченные эстетические значимости ключевого слова день позволяют расширить смысловое содержание относящегося к базовым для идиостиля Н.А. Заболоцкого художественного концепта «Жизнь» до 'разумного высшего начала, свойственного современному мыслящему миру'.

«Другой язык» позднего Заболоцкого и изменившийся мир его позднего творчества, «вставший на ноги», позволяет появиться такому фундаментально-

му для поэта понятию, как жизнь. В связи с этим художественный концепт «Жизнь» в позднем творчестве репрезентирован сложнее, а именно, не только ключевым словом день, но и ключевым словом жизнь. Лексикографическая характеристика слова жизнь заключается в следующем:

— 'особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития';

— 'физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти';

— 'полнота проявления физических и духовных сил';

— 'период существования кого-либо';

— 'образ существования кого-либо';

— 'деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях, в различных областях, сферах';

— 'окружающая нас реальная действительность, бытие';

— 'оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ' [МАС: 485].

Авторская интерпретация семантически многопланова и эмоциональна. На основе словарного значения 'образ существования кого-либо', ключевое слово жизнь обогащается эстетическим значением 'музыка' («В этой роще березовой» 1946), 'упорядоченность' («Венчание плодами» 1932—1948, «Горийская симфония» 1936, «Дождь» 1953), 'перерождение' («Воспоминание» 1952, «Метаморфозы» 1937).

Слово, именующее концепт, максимально точно отражает его смысловой центр, а именно: сочетаемость лексемы жизнь, репрезентирующей художественный концепт «Жизнь», позволяет говорить о новых пластах значения художественного концепта: от 'разумного высшего начала, свойственного современному состоянию мыслящего мира' до 'гармонии и упорядоченности' в сло-вообразе ПРИРОДА, порождаемом данным концептом.

Таким образом, определяя лексемы день, ночь, жизнь как составляющие словаря языка Н.А. Заболоцкого, необходимо учитывать их принципиально новые, в сравнении со словарными, значения. Они вступают в антонимические и синонимические отношения друг с другом в разные периоды творчества поэта, но их постоянным связующим компонентом всегда является Природа, понимаемая автором как все сущее, космос: материя, малые и большие частицы, из которых строится плоть звезд, планет, предметов, организмов, — все, что заполняет космос. Именно это понимание включается в индивидуально-авторское созначение каждой из рассмотренных лексем. Фундаментальная идея преобразования мироздания делает словообраз ПРИРОДА динамичным. И жизнь здесь является связующим звеном.

ЛИТЕРАТУРА

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. — М.: Рус. яз., 1978-1980.

Донецких Л.И. Эстетические функции слова. — Кишинев: Штиинца, 1982.

Зализняк Анна А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: сб. статей. — М.: Яз. слав. культуры, 2005.

Квятковский А. Поэтический словарь. — М.: Сов. энцикл., 1966. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / сост. В.И. Чернышов [и др.]. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948-1965.

CONCEPT VERBALIZATOR DYNAMICS IN N.A. ZABOLOTSKY'S VOCABULARY

E.V. Tuktangulova

The article is devoted to the analysis of a complex system of basic constituents of N.A. Zabolotsky's idiolect that are viewed from the standpoint of the word-image NATURE extended by the poet to the world of human ideas and feelings.

© 2009

В.Н. Гончарова

СЛОВАРНОЕ ОПИСАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОГО

КОНЦЕПТА

(на примере концепта «Стланик» в творчестве В. Шаламова)

Среди многообразия русских словарей, особое место занимают словари языка писателей. Немногим более ста лет отделяет нас от «времени зарождения писательской лексикографии как нового направления в русской словарной науке» (о периодизации истории русской писательской лексикографии см., напр., в программе спецкурса «Русская писательская лексикография», составленной Л.Л. Шестаковой). За данный период накоплен «богатый опыт лексикографической интерпретации языка выдающихся личностей современности и прошлого. С этой целью созданы как полные словари ко всем произведениям авторов или отдельным текстам, так и словари "однопараметровые", отражающие отдельные показатели словоупотребления — частоту встречаемости лексических единиц, тропы, синонимы, фразеологизмы, эпитеты, неологизмы, экс-прессемы, имена собственные и перифразы, редкие и устаревшие слова, рифмы в поэтических текстах, конкордансы и т.п.» [Караулов, Гинзбург 2001: 10]. Однако и в настоящее время разработка теоретических основ авторской лексикографии и составление словарей языка отдельных авторов ставят перед исследователями сложные вопросы, поиск ответов на которые связан с определением концептуальных установок. Коллектив создателей «Словаря языка Достоевского», работающий под руководством Ю.Н. Караулова, видит свою задачу в «комплексном представлении языка и мысли Достоевского» [Караулов, Гинзбург 2001: 22]. Решить эту задачу можно путем составления серии словарей. В одном из словарей серии должны быть представлены идеоглоссы, т.е. ключевые слова, «лексические средства выражения того, что является актуальным в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.