Научная статья на тему 'К проблеме обращения твердых бытовых отходов в регионе'

К проблеме обращения твердых бытовых отходов в регионе Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
79
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тимофеева О. Г.

Анализируется состояние обращения твердых бытовых отходов, сложившееся в г. Курск. На основе исследования морфологического состава твердых бытовых отходов в г. Курск и среднерыночных цен на вторичное сырье, рассчитана сумма поступлений в бюджет города от его продажи. Обоснован выбор наиболее эффективной программы по селективному сбору мусора на основе зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме обращения твердых бытовых отходов в регионе»

3. Выстробец Е. Если есть на то политическая воля... / Е. Выстробец // Зеленый мир. - 2010. - № 17-18. - С. 10.

4. Подосенова О.А. Снижение негативного влияние нефтегазового комплекса на окружающую среду./ О.А. Подосенова // Сборник докладов Международного экологического форума «Оптимизация управления антропогенными воздействиями в целях устойчивого развития северных территорий». - Нижневартовск: 2008. - 133 с.

5. Бюллетень Центра экологической политики России «На пути к устойчивому развитию» [Электронный ресурс]. - 2007. - № 37. - 39 с. - Режим доступа: www/ecopolicy.ru/ upload/ File/ Bull_37ru.pdf.

6. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.admhmao.ru/committe/departament/dep_ekolog/dep_ekolog.htm.

К ПРОБЛЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В РЕГИОНЕ

© Тимофеева О.Г.*

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Анализируется состояние обращения твердых бытовых отходов, сложившееся в г. Курск. На основе исследования морфологического состава твердых бытовых отходов в г. Курск и среднерыночных цен на вторичное сырье, рассчитана сумма поступлений в бюджет города от его продажи. Обоснован выбор наиболее эффективной программы по селективному сбору мусора на основе зарубежного опыта.

Социально-экономическое развитие общества в XX в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества.

Устранение сложившихся противоречий возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы. Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.

* Аспирант.

Однако переход к устойчивому развитию осуществить нельзя, сохраняя нынешние стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.

При этом необходимо учитывать, что переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов [1].

Повестка дня на XXI в., принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.), в 21 главе «Экологически безопасное удаление твердых отходов и вопросы, связанные с очисткой сточных вод» II раздела «Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития» указывает, что необходимо уделять основное внимание следующим четырем программным областям: минимизация отходов; максимизация экологически безопасного повторного использования и рециркуляции отходов; содействие экологически безопасному удалению и обработке отходов; расширение охвата операций, связанных с отходами. Причем эти четыре программные области взаимодо-полняют друг друга и поэтому должны быть увязаны во всех аспектах, с тем чтобы служить комплексной и обеспечивающей охрану окружающей среды основой для удаления городских твердых отходов. Содержание и значение каждой из этих четырех программных областей будут различными и будут зависеть от существующих на местах социально-экономических и физических условий, темпов образования отходов и их состава [2].

Рассмотрим ситуацию обращения твердых бытовых отходов (ТБО), сложившуюся в г. Курск.

В настоящее время полигон захоронения твердых бытовых отходов в г. Курск, построенный в 1979 г. и имеющий срок эксплуатации 20 лет, переполнен. При захоронении отходов грубо нарушаются правила и нормативы к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, предусмотренные СанПиН «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов», а также требования ст. 11-13 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По предварительным подсчетам Управления Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области, за 2005 г. объем незаконно захороненных без соответствующих разрешительных документов бытовых отходов на полигоне ТБО составил 182,7 тыс. т, за 2006 - 157,5 тыс. т. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях устанавливается в пятикратном размере. Таким образом, на бюджет города Курска могут быть обращены необоснованные расходы по сверхлимитной плате за загрязнение окружающей среды, которая только за 2006 г. составила 13,6 млн. руб. [3].

К тому же полигон ТБО является мощнейшим источником загрязнения окружающей среды. Стоимость земель, отведенных под свалки и, таким об-

разом, надолго выведенных из хозяйственного использования, противопожарных мероприятий, обустройства свалок после их закрытия, контроля за состоянием этих объектов, негативное влияние свалочных масс на природу и человека - все это должно учитываться при определении стоимости захоронения ТКО на свалках. С учетом упомянутых факторов использование свалок оказывается далеко не самым дешевым способом избавляться от отходов.

Анализ морфологического состава бытового мусора в г. Курск показал, что первое место, как в большинстве других городах, занимают пищевые и растительные отходы (25 %). Причем, чем южнее находится город, тем большую долю они занимают. На втором месте - бумага и картон (18 %); третье место делят стекло и полимеры (по 10 %) (табл. 1) [4].

Таблица 1

Морфологический состав ТБО г. Курска (данные 2007-2008 гг.)

Наименование компонентов Доля, %

Бумага и картон 18

Пищевые и растительные отходы 25

Стекло 10

Камень и керамика 1,60

Металл цветной 0,40

Металл черный 4

Полимеры 10

Элементы питания и радиодетали 0,30

Кожа, резина 2

Текстиль 5

Дерево 2

Медицинские отходы 0,02

Крупногабаритные отходы 0,30

Прочее 11

Отсев (менее 16 мм) 10

Итого: 100

По данным Росстата [5], в 2008 г. было вывезено спецтранспортом бытового мусора 562,7 тыс. куб. м. Таким образом, рассматривая основные составляющие бытового мусора (бумага и картон, стекло, полимеры, черный металл) и принимая во внимание средние цены на рынке вторсырья [6], получаем, что при использовании селективного сбора бытового мусора, в бюджет г. Курска ежегодно может поступать до 1175672 тыс. руб. (табл. 2).

Таблица 2

Расчет поступлений в бюджет г. Курска от продажи вторсырья

Наименование компонентов тыс. куб. м цена, руб./т. Итого, тыс.руб.

бумага и картон 101,286 1000 121700

стекло 56,27 1300 117182

полимеры 56,27 11000 318340

металл черный 22,508 3500 618450

Итого: 236,334 1175672

Вторичное сырье может стать основой для: бумажного литья, производства эковаты, брикетного топлива, выгорающей добавки для керамики, полимернаполненных изделий, дробленки, агломерата, гранулята, стекольных производств (рис. 1).

Рис. 1. Варианты переработки вторичного сырья

Кроме того, производство бумаги из вторичного сырья позволяет снизить: выбросы в атмосферу на 74 %, загрязнение вод - на 35 %; производство стали из металлолома позволяет снизить выбросы в атмосферу - на 86 %; использование вторичного сырья дает экономию энергии при производстве: стали - на 74 %, алюминия - на 95 %, меди - на 85 %, свинца - на 65 %, бумаги - на 64 %, пластика - на 80 %, стекла - на 25 %.

Таким образом, при очевидности необходимости организации селективного сбора мусора, возникает проблема, связанная с человеческим фактором - желанием населения проводить селективный выброс мусора.

Анализ зарубежного опыта показал, что в большинстве случаев, людей заставляют отправлять отходы на переработку с помощью публичных угроз и штрафных санкций. Однако метод «кнута» для русских людей менее эффективен, нежели, к примеру, для законопослушных японцев. А вот метод «пряника», возможно, принесет свои плоды.

В качестве такого метода можно рассмотреть программу Recycle Bank, разработанную в США. Её идея заключается в следующем: людям предлагается установить контейнер для сбора отходов, которые возможно переработать - бумага во всех видах, металл (алюминиевые и жестяные банки

банки и крышки, пустые аэрозольные баллоны и тому подобное), картон, стекло, где-то даже электронный мусор и пластик. Ранее все это смешивать не дозволялось и считалось деянием наказуемым. Каждый контейнер маркируется специальным чипом с антенной размером с книжку, в памяти которого хранится информация о владельце. Приехавший за контейнером специальный мусоровоз оснащен считывающим устройством с памятью и весами. При погрузке контейнер взвешивается, информация о весе отходов и обывателе, сдавшем отходы, запоминается мусоровозом, а по прибытии на базу в конце рабочего дня переписывается в общую базу данных. За сданные отходы семье, участвующей в программе, начисляется определенное количество баллов - пунктов (в соответствии с весом сданных отходов), которые конвертируются в сотнях магазинов-участников программы. Баллы можно обменять на призы и подарки, а также на купоны со скидками до 20 долл. или 20 % на сумму в общей сложности до 35 долл. в месяц [7].

Понятно, что приобретение подобной системы требует значительных капитальных вложений, но как показывает опыт, эта программа сама себя окупает и увеличивает объем пригодного для производства вторсырья, что оказывает положительное влияние на экологию.

Список литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

2. www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/раП2/сЬ21Ь.Ыт.

3. www.upravdom-kursk.ru/?id=60.

4. www.adm.rkursk.ru.

5. www.gks.ru.

6. www.recyclers.ru/modules/soapbox/

7. www.eko-fond.ru/index.php/blogecologistlive/RecycleBank.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.