Научная статья на тему 'К проблеме нейропсихологического анализа структуры психоречевой патологии современных детей поликультурного региона'

К проблеме нейропсихологического анализа структуры психоречевой патологии современных детей поликультурного региона Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОРЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ / PSYCHOVERBAL PATHOLOGY / MULTICULTURAL REGION / NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH / NEUROPSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS AND CORRECTION / MODERN INNOVATIVE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOLLOW-UP OF CHILDREN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернова Елена Павловна

В статье обосновывается актуальность исследования проблемы структуры специфической психоречевой патологии современных детей поликультурного региона. Обозначены выявленные в процессе изучения проблемы противоречия, обуславливающие необходимость постановки исследовательских задач. Описывается нейропсихологический подход как один из перспективных научных подходов к изучению и анализу структуры специфической психоречевой патологии современных детей поликультурного региона. Определены задачи и подходы научного исследования проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернова Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of Neuropsychological Analysis of the Psychoverbal Pathology Structure of Modern Children in the Multicultural Region

The article substantiates the research relevance of the problem of the specific psychoverbal pathology structure of modern children in the multicultural region. It defines discrepancies problems revealed in the process of studying that stipulate the necessity of setting research goals. The neuropsychological approach is described as one of the promising scientific approaches to the study and the analysis of the specific psychoverbal pathology structure of children in the multicultural region. The author defines the tasks and the approaches of scientific research of the problem.

Текст научной работы на тему «К проблеме нейропсихологического анализа структуры психоречевой патологии современных детей поликультурного региона»

УДК 376.3

Е. П. Чернова E. P. Chernova

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

К ПРОБЛЕМЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПСИХОРЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА

To the Problem of Neuropsychological Analysis of the Psychoverbal Pathology Structure of Modern Children in the Multicultural Region

В статье обосновывается актуальность исследования проблемы структуры специфической психоречевой патологии современных детей поли культур ног о региона. Обозначены выявленные в процессе изучения проблемы противоречия, обуславливающие необходимость постановки исследовательских задач. Описывается нейропсихологический подход как один из перспективных научных подходов к изучению и анализу структуры специфической психоречевой патологии современных детей поликультурного региона. Определены задачи и подходы научного исследования проблемы.

The article substantiates the research relevance of the problem of the specific psychoverbal pathology structure of modern children in the multicultural region. It defines discrepancies problems revealed in the process of studying that stipulate the necessity of setting research goals. The neuropsychological approach is described as one of the promising scientific approaches to the study and the analysis of the specific psychoverbal pathology structure of children in the multicultural region. The author defines the tasks and the approaches of scientific research of the problem.

Ключевые слова: психоречевая патология, поликультурный регион, нейропсихологический подход, нейропсихологическая диагностика и коррекция, современная инновационная система психологопедагогического сопровождения развития детей.

Key words: psychoverbal pathology, multicultural region, neuropsychological approach, neuropsychological diagnostics and correction, modern innovative system of psychological and pedagogical follow-up of children development.

На сегодняшний день в теории и практике специальной психологии все более очевидной становится проблема структуры специфической психоречевой патологии современных детей поликультурного региона, требующая научного изучения.

Актуальность обозначенной проблемы определяется, на наш взгляд, двумя важными факторами:

1. Глобальные общественные, политические, экономические стремительные изменения приводят к трансформации сущности и содержания различных сред: экологической, культурной, социальной, образовательной, что приводит к количественным и качественным изменениям в физиологическом и психическом развитии ребенка. Это порождает необходимость системного научного изучения и анализа онтогенеза и дизонтогенеза психики современного ребенка.

2. Одна из характеристик современного глобали-стического мира — активная миграция населения, ввиду чего возникают многонациональные полиэтнические общества с присущими им культурными элементами (язык, традиции и др.). В связи с существующей в России и в мире поликультурностью, современный ребенок развивается в полилингвистической среде, что обуславливает необходимость научного изучения нейропсихологических и психологических механизмов и факторов развития речи современного

ребенка как высшей психической функции в условиях языкового разнообразия.

В современной науке как классиками специальной психологии (Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский и др.), так и современными учеными (Т. Г. Визель, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, У. В. Ульенкова, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.) представлены научно обоснованные классификации нарушений психического развития и речи детей дошкольного и школьного возраста; описаны технологии, методы коррекции и компенсации, а также способы развития нарушенных функций, на основании которых строится специальная коррекционная помощь современным детям.

Однако имеющаяся специфика психоречевой патологии современных детей, обусловленная поликультурностью среды, в практике психологической и педагогической работы специалистов при описании как самого нарушения психоречевого развития ребенка, так и при определении способов коррекции выявленного нарушения практически не учитывается или учитывается частично.

В связи с этим возникает ряд противоречий, разрешение которых определяет содержание задач научного исследования обозначенной проблемы. Это противоречия:

1. Между заказом общества на поликультурную языковую личность, способную успешно общаться в ситуациях межкультурного взаимодействия, и нарастающим количеством детей с отклонениями в психическом развитии, неспособных овладеть одним или несколькими языками ввиду специфической психоречевой патологии.

2. Между необходимостью успешной адаптации и интеграции ребенка в быстро меняющееся современное общество и неразработанностью современных психолого-педагогических технологий коррекции и раз -вития ребенка со специфической психоречевой патологией, обеспечивающих его успешное включение в поликультурное общество как активной деятельной личности.

3. Между необходимостью осуществления адресной помощи современным детям с учетом этипатогенеза психических и речевых нарушений и неразработанностью современных параметров, критериев нейропси-хологической, психологической, педагогической оценки, а также современной классификации специфической психоречевой патологии ребенка поликультурного региона.

Решение обозначенных противоречий особенно актуально для Республики Марий Эл, которая является поликультурным регионом.

Преимущественно на территории Республики проживают жители, относящиеся к финно-угорской группе народов и говорящие на марийском, удмуртском, чувашском, татарском и других языках. В результате активной миграции населения в последние несколько десятилетий из республик Кавказа и стран Средней Азии в Марий Эл переселились жители Грузии, Азербайджана, Чеченской республики, Армении, Таджикистана, Узбекистана, Дагестана, что привело к значительному увеличению национальных языков и обусловило возникновение разнообразной лингвистической среды.

В таких полилингвальных условиях, по мнению Т. Г. Визель [2], возможными специфическими особенностями психоречевых нарушений, например, алалии, как системного недоразвития речи ребенка, обусловленного патологией центральной нервной системы на уровне коры мозга, будут:

1) большая степень тяжести речевых расстройств;

2) наличие явлений языковой интерференции, выступающих в виде парафазий (вербальных и литеральных) по межъязыковому типу; контаминаций частей разных слов, аграмматизмах и параграмматизмах; на письме — в виде параграфий и разнообразных грамматических искажений;

3) нарушения смысловой структуры слов при их понимании и употреблении в собственной речи, обусловленные их различными семантическими оттенками в разных языках;

4) трудности использования правил синтаксической связи слов в предложении;

5) нарушения просодической стороны речи (акцентах) на стадии выхода из алалии.

Обозначенные возможные специфические характеристики системного недоразвития речи ребенка, обусловленные поликультурностью среды его развития, требуют определения научных подходов к их научному изучению, а также к исследованию других качественных и количественных изменений патологии психического и речевого развития детей.

На наш взгляд, одним из перспективных подходов к анализу специфической психоречевой патологии ребенка поликультурного региона является нейро-психологический подход (Т. Г. Визель, А. Р. Лурия, Э. Г. Симерницкая, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, В. М. Шкловский и др.), позволяющий исследовать факторы и механизмы мозговой организации функционирования высших психических функций в условиях поликультурной среды.

Т. Г. Визель относительно влияния поликультур-ного пространства на развитие ребенка в онтогенезе и дизонтогенезе отмечает: «С нейропсихологической точки зрения поликультурное пространство отличается от монокультурного тем, что его воздействие на одну и ту же структуру мозга происходит в нем по разным линиям. В рамках слуховой и зрительной и других неречевых модальностей это проявляется в увеличении числа стимулов, их большем разнообразии (этнически разные музыкальные, ритмические, вкусовые, зрительно-образные впечатления). Такая особенность требует увеличения объема разных ответных реакций, что обусловливает необходимость совмещения их различных версий в одних и тех же нейронах. Они, в свою очередь, служат базисным материалом для приобретения различных по числу и качеству ассоциаций и, соответственно, увеличивают информационную емкость мозга и обогащают когнитивный багаж... Наличие значимых повреждений ЦНС является основным серьезным препятствием для полноценного развития в поликультур ной среде. Неполноценно функционирующий мозг не в состоянии работать по нескольким линиям сразу: возникают интерференции (помехи), не позволяющие нормативно усвоить ни одну из этих линий. Прежде всего, это относится к усвоению разных языков, требующих наиболее сложной обработки воспринимаемых стимулов...» [2, с. 116].

Нейропсихологический анализ структуры специфической психоречевой патологии позволит описать и классифицировать психоречевые нарушения современных детей, а также разработать современную инновационную систему психолого-педагогического сопровождения развития детей, воспитывающихся в условиях поликультурного региона.

В связи с этим важными задачами научного исследования обозначенной актуальной проблемы являются:

1. Создание технологии нейропсихологической диагностики (А. Р. Лурия, Т. Г. Визель) с определением дифференциальных диагностических параметров и критериев оценки состояния психического и, в частности, речевого развития ребенка поликультурного региона.

2. Выявление, описание и классификация специфических психоречевых нарушений детей 3-12 лет, воспитывающихся в условиях поликультурного региона, на основе существующих педагогической (Р. Е. Левина), психолингвистической (В. А. Ковшиков), нейролингвистической (Т. Г. Визель) классификаций речевых нарушений.

3. Формирование программы психолого-педагоги-ческого сопровождения, включающей нейропсихоло-гическую коррекцию специфических психоречевых нарушений детей 3-12 лет, воспитывающихся в условиях поликультурного региона.

Не менее важной является задача разработки программ дополнительной профессиональной подготовки студентов и профессиональной переподготовки специалистов: дефектологов, специальных психологов и логопедов к реализации нейропсихологической и педагогической диагностики и коррекции специфических психоречевых нарушений детей, воспитывающихся в условиях поликультурного региона.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- культурно-историческая концепция психического развития (Л. С. Выготский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др.);

- положения нейропсихологии о психологическом строении и мозговой организации высших психических функций человека (Т. Г. Визель, А. Р Лурия.,

Э. Г. Симерницкая, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, В. М. Шкловский и др.);

- системный подход (П. К Анохин., В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) и его реализация при исследовании речевых и познавательных особенностей детей с недостатками речи (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.);

- научные положения диалога культур как принципа и формы культурного взаимодействия (М. М. Бахтин,

В. С. Библер и др.);

- культурологический и этнокультурный подходы в образовании (П. В. Алексеев, Б. С. Гершунский,

С. И. Гессен, Г. М. Гогиберидзе, П. К. Гречко, С. Г. За-ржевский, М. К. Мамардашвили, А. И. Пискунов);

- деятельностный подход в понимании важнейших детерминант социально-личностного развития ребенка (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н Леонтьев., М. И. Лисина, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

- личностно ориентированный подход к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии (И. А. Коробейников, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук и др.);

- принципы нейропсихологической и психологопедагогической диагностики (Л. С. Выготский, Т. Г. Визель, С. Д. Забрамная, И. Ю Левченко., В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, У. В. Ульенкова, О. Н. Усанова и др.)

Научное исследование обозначенной проблемы перспективно и имеет не только всероссийское, но и мировое значение для науки и практики нейропсихологии и специальной психологии, что связано с поликультурностью общества и полилингвальностью среды не только в России, но и в европейских странах и странах Запада.

Литература

1. Визель Т. Г. Мозговая организация речевой функции в зависимости от особенностей межполушарной асимметрии мозга // Асимметрия: научно-практический рецензируемый журнал Научного центра неврологии РАМН. 2008. Т. 4. № 4. С. 61-92.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 112-117.

3. Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. СПб.: Питер, 2012. 288 с.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.

5. Образование и воспитание дошкольников и младших школьников в условиях поликультурного региона: 48-е Евсевьевские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. школы для молодых ученых, посв. 50-летию института, 23-25 мая 2012 г.: / Мордов. гос. пед. ин-т; редкол.: И. Г. Рябова, Е. С. Ошки-на [и др.]. Саранск, 2012. 332 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.