УДК 378.146 ББК 74.5
Александра Ивановна Улзытуева,
доктор педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александрово-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Татьяна Сергеевна Лысикова,
старший преподаватель, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александрово-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
К проблеме контроля и оценки результатов обучения будущих педагогов дошкольного образования1
Сегодня в системе высшего образования растёт понимание того, что существующая система контроля и оценки результатов обучения не позволяет отследить многие компетентности, умения и навыки, которые необходимо формировать у современных студентов для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания вуза. Направления развития высшего образования диктуют необходимость модификации существующей системы оценочных средств, дополнения её новыми методами контроля и оценки и использование потенциала в оценке достижений студентов работодателей. На данном этапе перед педагогом высшей школы возникает проблема конкретизации и определения параметров и форм контроля и оценки результатов обучения в соответствии с современными требованиями. В представляемой статье обобщён теоретический опыт оценивания и контроля, предложены пути взаимодействия с работодателями в области оценки результатов обучения будущих бакалавров педагогики, описаны результаты взаимодействия с опытными педагогами и администрацией образовательных организаций в процессе педагогических практик в детском саду, намечены пути в выборе продуктивных методов оценивания. Исследование показало, что привлечение работодателя в качестве активного участника контроля и оценки результатов обучения позволяет преподавателю преобразовывать образовательный процесс с учётом возникших проблем. Результаты исследования расширяют знания о современных тенденциях в методологии оценки и контроля, позволяют по-новому взглянуть на процесс создания фонда оценочных средств преподавателями вузов.
Ключевые слова: качество образования, результаты обучения, контроль, виды контроля, оценка, критерии оценки, работодатель.
Alexandra Ivanovna Ulzitueva,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039),
e-mail: [email protected]
Tatiana Sergeevna Lysikova,
Senior Lecturer, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039), e-mail: [email protected]
On the Problem of Monitoring and Evaluation of Training Future Pre-School Teachers2
Today, in the system of higher education the recognition that the current system of monitoring and evaluation of learning outcomes does not allow scienists to track many competencies and skills that are necessary to form in today's students for their successful life and professional strategies after graduation is growing. Directions of higher education development necessitate modification
1 Статья выполнена в русле исследования Т. С. Лысиковой под руководством А. И. Улзытуевой. Авторами проанализирован теоретический материал по изученной проблеме, составлена анкета для работодателей, соискателем представлены результаты анкетирования и их анализ.
2 The article is written in line with studies of T. S. Lysikova led by A. I. Ulzytueva. The authors have analyzed the theoretical material to study the problem; and compiled a questionnaire for employers, the results of the survey and analysis have been presented.
40
© Улзытуева А. И., Лысикова Е. С., 2015
of the existing system of assessment tools, its supplement with new methods of monitoring and evaluation and use of the potential in the evaluation of students' achievements the employers. At this stage, in front of the teacher of higher school there is a problem of specification and definition of the parameters and forms of monitoring and evaluation of learning outcomes in accordance with modern requirements. The article submitted summarizes theoretical experience of evaluation and control, the ways of cooperation with employers in the assessment of learning outcomes of future bachelors of pedagogy, describes the results of the interaction with experienced teachers and administrators of educational institutions in the course of student teaching in kindergarten, outlines the ways in choosing productive methods of evaluation. The research has shown that the involvement of the employer as an active participant of monitoring and evaluation of learning outcomes allows the teacher to transform the educational process taking into account the problems. The findings extend knowledge about current trends in the methodology of evaluation and monitoring, provide a new look at the process of establishing the fund of evaluation tools by university lecturers.
Keywords: quality of education, learning outcomes, monitoring, checks, evaluation, assessment criteria, the employer.
Происходящие в настоящее время изменения в сфере высшего профессионального образования, связанные с включением Российской Федерации в Болонский процесс, предъявляют новые требования к подготовке бакалавров педагогики. Перспективы качественного совершенствования и обновления образовательной подготовки и создание современной действенной системы контроля и оценки качества образования как «комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося» [14] определяет ФЗ № 273 «Об образовании в Российской федерации». В подпрограмме «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. подчёркивается «необходимость преодолеть «усреднённость» существующих подходов, обеспечить индивидуализацию оценки, учёт многообразия образовательных результатов» [13, с. 219]. Одним из приоритетных изменений в сфере оценки результатов образования выделяется «введение инструментов оценки и учёта разнообразных индивидуальных образовательных достижений школьников и студентов, направленных на поддержку и повышение результатов обучения конкретных обучаемых» [13, с. 221]. В связи с этим, по мнению ряда авторов, в современном высшем образовании в настоящее время осуществляется переход от традиционных способов оценки результатов обучения к методам, ориентированным на результаты обучения и формируемые компетенции [5, с. 61].
Вопрос об оценке как компоненте дидактического процесса остаётся наиболее сложным и мало разработанным, несмотря на то, что интерес к данной проблеме отражен ещё в трудах М. В. Ломоносова. До сих пор не существует единства в трактовке понятия качества образования, оно рассматривается в разных аспектах в трудах И. М. Осмоловской, В. И. Андреева,
В. А. Мижерикова, А. М. Моисеева, П. И. Пидка-систого. Способы оценки результатов качества образования отражены в трудах В. П. Беспаль-ко, Г. К. Селевко, П. И. Пидкасистого, А. М. Новикова, В. И. Блинова. Вопросы содержания, форм, методов и видов контроля и оценки представлены в работах Ю. К. Бабанского, В. А. Сластёнина, Б. Г. Ананьева, А. А. Вербицкого, И. А. Зимней, В. М. Полонского. Проблема самоконтроля и самооценки рассматривается в работах А. М. Новикова, А. А. Вербицкого, А. П. Тряпициной. Анализ современных и инновационных средств оценивания результатов обучения в вузе можно встретить у В. И. Звон-никова, А. В. Хуторского, М. Б. Челышковой, Е. Н. Ковтуна, С. А. Русиновой, Р. А. Жидковой, Г. М. Губайдулиной и др.
Понятие оценки результатов обучения неразрывно связано с понятием качества образования. Нам близко определение понятие «качество образования», предложенное П. И. Пидка-систым и представленное им с двух позиций:
- «социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям отдельной личности, общества в формировании и развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности;
- определённый уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, профессиональной компетентности, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями» [8, с. 453].
Не вызывает сомнения, что оценка является основным направляющим элементом педагогического процесса вуза и изменение методов контроля и оценки будет способствовать другому отношению к учебной деятельности студентов. В пособии В. И. Блинова, В. Г. Ви-ненко, И. С. Сергеева отмечается, что оценка результатов обучения в современном вузе включает, главным образом, отбор и анализ об-
разцов деятельности студента им самим, одно-группниками, преподавателями или работодателями [5, с. 58].
Рассмотрим особенности оценки результатов обучения на уровне преподавателя, осуществляющего подготовку бакалавров, с точки зрения современных тенденций, на основе анализа доступных ресурсов учебно-практической литературы и материалов интернета, связанных с практической деятельностью в вузе; можно констатировать, что существует два вида оценки: формирующая (formative) и итоговая (summative).
В большинстве стран, подписавших Болон-скую декларацию, наиболее широко используемым форматом итоговой оценки служат письменный или устный экзамен [5, с. 59], а также исследовательские работы (курсовые, выпускные квалификационные работы, диссертации).
Формирующая оценка предполагает наличие обратной связи и от студентов, и от преподавателя, обеспечивает для данных субъектов понимание того, на каком уровне усвоен материал. Кроме того, по словам А. М. Новикова, формирующее оценивание призвано выявлять пробелы в освоении теоретического и практического материала с целью эффективного их восполнения и нацелено на формирование адекватной самооценки у студентов [6, с. 335]. Итоговая оценка в свою очередь фиксирует определённый уровень достижений обучающегося и не предполагает обратной связи от преподавателя. Однако, если по итогам государственных экзаменов и защит ВКР выпускающей кафедрой проводятся семинары с участием работодателей, обратная связь осуществляется.
Эффективность обучения будущих бакалавров педагогики во многом зависит от постоянной, целенаправленной, адекватной, справедливой и объективной и, что немаловажно, интегративной оценки результатов обучения на уровне образовательной организации. Она должна включать все возможные виды контроля: предварительный (диагностический), текущий, периодический (рубежный), отсроченный, итоговый. Для всех видов контроля требуется создание фонда оценочных средств. Включённые формы оценки и контроля, безусловно, будут предметно специфичны, однако, по мнению экспертов авторитетного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» («Tuning Educational Structures in Europe» - TUNING), они обязательно должны предусматривать творческий элемент, высокую степень самостоятельности, активности, ответственности студентов, то есть быть «студентоцентриро-ванными». TUNING рекомендует использовать широкий спектр оценочных средств как тради-
ционного характера, так и инновационные методы контроля результатов обучения, содержащих интегративную оценку. При этом необходимо понимать, что позволяет оценить образцы деятельности обучающихся, какие критерии и шкалы могут быть использованы. Важно помнить, что студентам необходимо предоставить информацию о средствах и критериях оценивания образовательных результатов. Критерии оценки (Assesment Criteria) достижения результатов обучения представляют собой описания того, что должен уметь делать обучающийся, чтобы их продемонстрировать.
Кроме вышеперечисленного, в оценке результатов обучения большое значение, по мнению В. И. Звонникова, имеет решение вопроса о создании жизнеспособной схемы взаимодействия с работодателями [3, с. 42], для этого необходимо наряду с другими шагами проводить анкетирование работодателей по результатам прохождения практик студентами [3, с. 44]. Анкетирование позволяет определить проблемные области в подготовке студентов и внести соответствующие коррективы в процесс обучения и оценки. При этом взаимодействие вуза и работодателя должно представлять собой замкнутый круг: определение уровня удовлетворённости работодателя качеством подготовки практиканта - выявление основных пробелов в подготовке - внесение корректив в образовательный процесс - вновь исследование уровня удовлетворенности работодателя [1, с. 60].
Принимая участие в руководстве педагогическими практиками студентов в дошкольных образовательных организациях, мы разработали «Карту оценки качества подготовки студентов психолого-педагогического факультета опытными практиками и администрацией детского сада», которая позволяет уточнить степень подготовленности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности. Карта оценки качества используется во время педагогических практик постоянно и позволяет на разных этапах обучения выявить проблемные области в подготовке студентов и скорректировать оценку результатов обучения. Например, выявив недостаточный уровень владения технологиями деятельностного типа, планируем использовать в дальнейшем творческие задания, кейс-измерители, деловые игры, в рамках которых студент мог бы не только показать свои теоретические знания, но и продемонстрировать, как он эти знания будет применять на практике. Как мы видим, работодатели реализуют не только экспертную, но и преобразующую функцию, помогая преподавателям в корректировке фонда оценочных средств (см. таблицу).
Таблица
Карта оценки качества подготовки студентов психолого-педагогического факультета опытными практиками и администрацией детского сада*
Обучающийся продемонстрировал: ++ + ? - --
умение работать на компьютере
знание приоритетных направлений развития российского образования
умение вести соответствующую документацию
умение учитывать индивидуальные особенности ребёнка при работе в группе
знание особенностей применения проблемно-игровой технологии в развитии детей
умение строить работу с учётом специфики современного дошкольного образования
умение решать профессиональные задачи в контексте образовательной ситуации, режимного момента, игровой деятельности детей
знание роли игровых технологий в развитии детей
умение организовывать различные виды игр с детьми
умение выстраивать отношения сотрудничества с детьми в процессе образовательной деятельности
умение направлять и организовывать самостоятельную деятельность детей
знание особенностей воспитания и образования дошкольника в семье
умение использовать элементы художественной литературы в образовательных ситуациях
знание технологий деятельностного типа (технология уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные технологии, технология обучения на основе компетентностно-ориенти-рованных заданий и др.)
знание о возможностях информационно-коммуникационных технологий в развитии детей
умение работать с особыми детьми.
* Примечание: ++ - высокий уровень; + - достаточный уровень; ? - неопределённый уровень; - - низкий уровень; — отсутствие подготовки.
В последнее время в качестве проблемных областей опытные педагоги и работодатели отмечают недостаточный уровень умения решать профессиональные задачи в образовательной ситуации, в режимные моменты, в игровой деятельности детей, поэтому нами намечены перспективы применения учебно-профессиональных задач в виде одного из методов оценки результатов обучения на этапе текущего контроля.
Кроме анкетирования, преподаватели должны учитывать оценку продуктов деятельности студентов руководителями практик в
школе (конспекты занятий и образовательных ситуаций, мероприятий и др.), отзывы представителей общественно-профессионального сообщества (воспитателей, методистов, руководителей) по результатам предзащит на базах детских садов, отзывы работодателей по результатам государственных экзаменов. На наш взгляд, в этом случае возможно продуктивное планирование и создание фонда оценочных средств.
Таким образом, можно схематично представить модель комплексной оценки результатов обучения студента:
Оценка результатов обучения студентов
Оценка индивидуальных достижений
Диагностический
КОНТРОЛЬ
Отсроченный контооль
Текущий контроль
Рубежный контроль
Итоговый контроль
Оценка общественно-профессионального сообщества (опытные педагоги, работодатели)
Изучение и оценка контекстной информации (конспекты занятий, мероприятий и др.)
Результаты анкетирования руководителей педагогической практики в школе
Предварительная оценка по результатам предзащиты ВКР
Оценка на государственном экзамене
Проблема контроля и оценки результатов обучения будущих педагогов напрямую связана с проблемой выявления показателей качества труда преподавателей вуза, поскольку важным показателем качества образования вуза являются, по мнению Ф. В. Шарипова, показатели качества труда преподавателей, один из этих показателей - соответствие профессиональных умений выпускников требованиям занимаемых рабочих мест [11, с. 228]. Данное положение свидетельствует о том, что каждый преподаватель может получать обратную связь от выпускников вуза при взаимодействии с базами практик, инновационными площадками с целью мониторинга возможных затруднений у молодых педагогов на рабочих местах.
Рассматривая особенности контроля и оценки результатов обучения на уровне преподавателя, отметим следующее:
- формы контроля являются ведущими факторами учебной деятельности, позволяющими студенту осознавать свои достижения и неудачи, оценка должна быть действенным средством обучения, стать «точкой роста» как для студента, так и для преподавателя;
- оценивание обязательно должно содержать рецензирование со стороны преподавателя, в соответствии с выбранными критериями;
- к оцениванию обучающихся вузов должны быть привлечены члены общественно-педагогических сообществ. Опытные педагоги, руководителя образовательных организаций должны выступать не только в роли экспертов, но и как активные участники, преобразующие образовательный процесс;
- преподаватели в процессе формирования фонда оценочных средств должны учитывать результаты диагностического контроля; выводы работодателей по итогам педагогических практик об уровне подготовки студентов; результаты мониторинга проблем, возникающих у выпускников вуза.
В заключение хотелось бы отметить, что проблема контроля и оценки результатов обучения будущих педагогов имеет двусторонний характер, правильно организованная оценочная деятельность педагога повышает качество образования в вузе и направлена прежде всего на социально-психологическое и профессиональное развитие личности студента.
Список литературы
1. Ефимова Е. А. Мониторинг требований работодателей к качеству подготовки специалистов с высшим образованием: функции и структура // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2012. № 7 (71). С. 59-62.
2. Ефимова Е. А. Работодатель в системе управления качеством образовательного процесса в вузе // Вестн. Адыгейск. гос. ун-та. 2013. № 1 (112). С. 86-91.
3. Звонников В. И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). М.: Логос, 2012. 280 с.
4. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образ. М.: Академия, 2011. 224 с.
5. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практ. пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. М.: Юрайт, 2014. 315 с.
6. Новиков А. М. Методология образования. Изд. второе. М.: Эвгес, 2006. 448 с.
7. Опфер Е. В. Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе // Известия ВГПУ. 2013. № 10 (85). С. 89-93.
8. Психология и педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Юрайт, 2010. 714 с.
9. Русинова С. А. Педагогическая диагностика и контроль обученности в вузе как система // Изв. Рос. гос. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 84. С. 246-252.
10. Средства оценивания результатов обучения студентов вуза: метод. рек. / авт.-сост. Е. Ю. Игнатье-
References
1. Efimova E. A. Monitoring trebovanii raboto-datelei k kachestvu podgotovki spetsialistov s vysshim obrazovaniem: funktsii i struktura // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 7 (71). S. 59-62.
2. Efimova E. A. Rabotodatel' v sisteme up-ravleniya kachestvom obrazovatel'nogo protsessa v vuze // Vestn. Adygeisk. gos. un-ta. 2013. № 1 (112). S. 86-91.
3. Zvonnikov V. I. Otsenka kachestva rezul'tatov obucheniya pri attestatsii (kompetentnostnyi podkhod). M.: Logos, 2012. 280 c.
4. Zvonnikov V. I., Chelyshkova M. B. Sovre-mennye sredstva otsenivaniya rezul'tatov obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. uchrezhd. vyssh. prof. obraz. M.: Akademiya, 2011. 224 s.
5. Metodika prepodavaniya v vysshei shkole: ucheb.-prakt. posobie / V. I. Blinov, V. G. Vinenko, I. S. Sergeev. M.: Yurait, 2014. 315 s.
6. Novikov A. M. Metodologiya obrazovaniya. Izd. vtoroe. M.: Evges, 2006. 448 s.
7. Opfer E. V. Monitoring trebovanii rabotodatelei kak sredstvo upravleniya kachestvom obrazovatel'nogo protsessa v vuze // Izvestiya VGPU. 2013. № 10 (85). S. 89-93.
8. Psikhologiya i pedagogika / pod red. P. I. Pid-kasistogo. M.: Yurait, 2010. 714 s.
9. Rusinova S. A. Pedagogicheskaya diagnostika i kontrol' obuchennosti v vuze kak sistema // Izv. Ros. gos. un-ta im. A.I. Gertsena. 2008. № 84. S. 246-252.
10. Sredstva otsenivaniya rezul'tatov obucheniya studentov vuza: metod. rek. / avt.-cost. E. Yu. Ignat'eva.
ва. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. 62 с.
11. Шарипов, Ф. В. Педагогика и психология высшей школы. М.: Логос, 2012. 448 c.
12. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клеще-ва И. В., Багаутдинова А. Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфо-лио студента. СПб.: НИУ ИТМО, 2014. 80 с.
Источники
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Утв. постан. Правительства Рос. Федер. от 15 апреля 2014 г. № 295 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cdnimg.rg.ru/pril/95/79/95/295. pdf (дата обраще-ния:14.06.2015).
14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru/70291362/1/ (дата обращения: 14.06.2015).
15. TUNING Educational Structures in Europe. Русские версии основных документов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tempus-russia.ru. (дата обращения: 14.06.2015).
Velikii Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2014. 62 s.
11. Sharipov, F. V. Pedagogika i psikhologiya vyss-hei shkoly. M.: Logos, 2012. 448 c.
12. Shekhonin A. A., Tarlykov V. A., Kleshcheva I. V., Bagautdinova A. Sh. Otsenka obrazovatel'nykh rezul'tatov v protsesse formirovaniya portfolio studenta. SPb.: NIU ITMO, 2014. 80 s.
Istochniki
13. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya» (Utv. postan. Pravitel'stva Ros. Feder. ot 15 aprelya 2014 g. № 295 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// cdnimg.rg.ru/pril/95/79/95/295. pdf (data obrashcheni-ya:14.06.2015).
14. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// base.garant.ru/70291362/1/ (data obrashcheniya: 14.06.2015).
15. TUNING Educational Structures in Europe. Russkie versii osnovnykh dokumentov [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.tempus-russia.ru. (data obrashcheniya: 14.06.2015).
Статья поступила в редакцию 28.08.2015