Научная статья на тему 'К проблеме качественной идентификации наукоемкого производства'

К проблеме качественной идентификации наукоемкого производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
983
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуев Сергей Юрьевич

Обосновывается необходимость дополнения статистического подхода к определению наукоёмкого производства его сущностной качественной характеристикой. Определяется функциональное назначение высокотехнологичного сектора в национальной экономике. Предлагается и подробно характеризуется перечень признаков идентификации наукоёмких отраслей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To Problem of high-technology industry qualitative Identification

In the following article necessity of complementing statistical definition of high-technology industry with qualitative definition were proved. Accordingly the criterions of qualitative identification were suggested and characterized in detail. Besides article contains description of the main function of high-tech sector.

Текст научной работы на тему «К проблеме качественной идентификации наукоемкого производства»

С.Ю. Зуев

К ПРОБЛЕМЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НАУКОЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Обосновывается необходимость дополнения статистического подхода к определению наукоёмкого производства его сущностной качественной характеристикой. Определяется функциональное назначение высокотехнологичного сектора в национальной экономике. Предлагается и подробно характеризуется перечень признаков идентификации наукоёмких отраслей промышленности.

Развитие наукоёмкого производства рассматривается отечественными учёными в качестве важнейшего фактора подъема экономики. Именно высокотехнологичные наукоёмкие отрасли в современных условиях определяют опережающее развитие страны, обеспечивая ей место одного из мировых интеллектуальных лидеров, что крайне важно в условиях ускоряющихся процессов глобализации мировой экономики.

В силу названных причин к самой теме особенностей функционирования и развития наукоёмких отраслей в настоящее время наблюдается повышенный интерес. Однако несмотря на наличие большого количества научных трудов по данной теме, а также тот факт, что понятие наукоёмких отраслей было введено в оборот почти три десятилетия назад, следует констатировать, что на сегодняшний момент в науке доминирует статистический (количественный) подход к определению наукоёмкого производства.

Так, наиболее часто используемым показателем при идентификации наукоёмких отраслей является коэффициент наукоёмкости, рассчитываемый как отношение величины расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) (за вычетом стоимости работ для сторонних организаций) к базовому показателю результата деятельности предприятий отрасли. В качестве базового показателя предлагаются следующие: а) стоимость валовой, товарной, отгруженной, чистой продукции; б) себестоимость продукции; в) стоимостная оценка основных факторов производства, например производственных основных фондов, труда. Наукоёмкими будут являться те отрасли сферы промышленного производства, для которых значение указанного коэффициента будет превышать некую пороговую величину. При этом в качестве данной пороговой величины рассматривается средний либо некоторый специально выбранный уровень для промышленности в целом или для отдельных групп отраслей, в первую очередь для обрабатывающих. (В качестве корреспондирующих показателей при идентификации наукоёмкого производства обычно используются следующие критерии: расходы на НИОКР в расчёте на одного работающего в отрасли; отношение числа занятых в отраслевой науке и научном обслуживании к общей численности занятых в отрасли либо только к численности промышленно-производственного персонала и пр.) [1-5].

На основе коэффициента наукоёмкости разрабатываются классификации наукоёмких отраслей. В экономической литературе приводятся различные варианты данных классификаций [2, 3, 5]. К наукоёмким относят рынки промышленной продукции пятого и более высоких технологических укладов. Так, ядро пятого технологического уклада составляют: электронная промыш-

ленность, производство вычислительной, оптоволоконной техники, телекоммуникации, роботостроение и пр. Ядро шестого уклада составляют: нанотехнологии и новые материалы, генная инженерия, тонкая химия, производство авиационной и космической техники и др. [1].

Напротив, подход сущностного характера, по нашему мнению, недостаточно глубоко проработан. В данной статье ставится задача актуализировать проблему качественного определения наукоёмкого производства. Следует понимать, что только при условии наличия конечного набора методологически непротиворечивых качественных критериев наукоёмкости, дополняющих количественные, становится возможным выработать в итоге именно системное представление о рассматриваемой категории.

Необходимость выделения качественных критериев идентификации наукоемкого сектора в рамках промышленности обусловлена, как представляется, и тем обстоятельством, что в современных условиях функциональное назначение этого сектора в национальной экономике все более отличается от роли традиционной промышленности. Последняя, являясь ведущим сектором экономики, призвана обеспечивать продукцией остальные отрасли материальной и нематериальной сфер на непрерывной основе, в рамках достигнутого научно-технического уровня. Очевидно, что от динамичности процесса технического перевооружения активной части основных промышленных фондов зависит успешность дальнейшей реконструкции основных фондов в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте на базе новейшего отечественного оборудования и машин.

Успешное функционирование и развитие наукоемкого сектора промышленности является основополагающим фактором дальнейшего повышения научнотехнического уровня производства и, соответственно, повышения уровня его конкурентоспособности. Наукоемкие отрасли промышленного производства, концентрируя на конечных звеньях технологических цепочек значительную величину вновь созданной стоимости, по сути, обеспечивают в современных условиях основу ускоренного экономического роста. Таким образом, границы наукоемкого промышленного воспроизводства определяются границами расширенного воспроизводства тех отраслей, из которых перераспределяется стоимость [5].

Выявление перечня качественных критериев, необходимых для цели идентификации наукоёмкого производства, в данной работе производилось на основе применения системного подхода. Рассматривая наукоёмкий сектор как систему, мы выделяем и обосновываем: 1) существенные, на наш взгляд, связи данной сис-

темы с объектами окружающей среды («входы» и «выходы»); 2) целенаправленные воздействия системы на окружающую среду или на саму себя. Таким образом, из представленных ниже качественных критериев первый отражает «выход» системы наукоёмкого производства как продукт её работы, предназначенный для потребления вне самой системы; второй и третий характеризуют «входы» (начальные состояния) системы как ресурсное обеспечение её деятельности. Четвертый и пятый критерии выражают действия системы, так или иначе связанные с реализацией обозначенной выше целевой функции системы наукоёмкого производства.

Основными качественными признаками идентификации наукоёмких отраслей являются следующие:

1. Производство продукции (в литературе получает разные названия: наукоёмкая, научно-техническая, высокотехнологичная, высокоинтеллектуальная и др.), имеющей в своей основе долгосрочные конкурентные преимущества.

Данные преимущества обеспечиваются вследствие использования в процессе производства последних передовых достижений науки и техники (результатов законченных НИОКР), что отражается в создании добавленной стоимости, причём в размере, значительно превышающем произведенные затраты. В свою очередь, производство продукции на базе результатов законченных НИОКР предполагает необходимость установления долговременных устойчивых связей и отношений производства с научно-образовательной сферой. Подчеркнём следующий важный, на наш взгляд, момент. Речь идёт именно о требованиях долговременности и устойчивости, сам же факт наличия данных связей и отношений является имманентным, т. е. внутренне присущим наукоёмкому производству. При этом отношения последнего с научно-образовательной сферой могут быть двух видов:

- на координационной основе, когда научноисследовательские, конструкторские организации, промышленные предприятия являются самостоятельными субъектами и совместно организовывают и координируют деятельность по разработке и производству продукции высокого научно-технического уровня;

- на базе интеграции, когда они организационно объединены в единый научно-производственный комплекс.

Перечислим основные, на наш взгляд, характеристики, отражающие экономическую природу продукции наукоёмкого производства. В первую очередь, важным представляется определение соотношения между понятиями наукоёмкой продукции и собственно продукции науки. В экономической литературе имеет место как синонимирование данными терминами, так и их раздельное применение. В первом случае утверждается, что «непосредственный продукт науки - это понятия, теоретические конструкции, модели, знаковые системы, наглядные графические образы и другая информация, содержащая новое знание и обеспечивающая его одинаковое понимание и освоение специалистами. Конечный продукт науки - нововведения, точнее фактический эффект от их использования» [6. С. 43]. Во втором случае рассматриваемые понятия разграничиваются. Так, например, с точки зрения

А.И. Анчишкина, к продукции науки относятся только научные знания: «Фундаментальные научные знания... являются “промежуточной” продукцией науки, благодаря которой создаётся её “конечная” продукция -прикладные научные знания» [7. С. 60]. Являясь продуктом научного труда, научные знания «имеют свою специфическую форму существования - информацию о законах развития природы и общества и о способах их практического применения» [7. С. 59]. На наш взгляд, применение термина «продукция науки» правомерно и целесообразно, когда анализ ограничивается непосредственно самой сферой науки как определённой системы познавательной деятельности. В том случае, когда в качестве объекта анализа выступает именно наукоёмкое производство, характеризующееся наличием отношений с научной сферой, продукцию науки в виде результатов законченных НИОКР необходимо рассматривать как итог первоначального этапа процесса создания наукоёмкой продукции.

Продукция на базе результатов законченных НИОКР представляет собой сложнотехнические изделия, реализующие свою потребительскую функцию с использованием новейших физико-химических эффектов. Подчёркивая высокий научно-технический уровень данного вида продукции и её воплощения, в анализ часто вводят сравнительный аспект, говоря о сопоставимости продукции по указанному научнотехническому уровню зарубежным аналогам (или даже об отсутствии таковых) либо о наличии качественных отличий от предыдущего поколения данного вида продукции [1, 3]. Кроме того, данная продукция, как правило, является многофункциональной, что предполагает дополнительное увеличение затрат производителя и соответственно согласие потребителя их оплатить при условии получения требуемого эффекта от эксплуатации.

Отличительной особенностью наукоёмкой продукции также является значительная продолжительность её полного жизненного цикла, составляющая для некоторых видов несколько десятилетий.

Отмеченная выше техническая сложность, а также длительный период функционирования определяют необходимость дополнительного обеспечения производителем особых условий эксплуатации наукоёмкой продукции. Обеспечение данных условий предполагает, кроме непосредственно услуг установки (монтажа) товара, его постоянное послепродажное сопровождение (обслуживание и ремонт), а также дальнейшую модернизацию, что, во-первых, является возможным при условии поддержания контакта производителя (или его посредников) с потребителем, а во-вторых, требует привлечения высококвалифицированного персонала.

Наконец, важным представляется то обстоятельство, что, являясь фактором эффективной эксплуатации, послепродажная модернизация наукоёмкой продукции фактически представляет собой процесс её обновления во времени. Дополнительные эксплуатационные затраты пользователя наукоёмкой продукции (в общем случае они выше, чем затраты эксплуатации традиционной продукции) на протяжении длительного периода функционирования товара обеспечивают, с одной стороны, восстановление его определённых функциональных

возможностей, а с другой - появление новых. Данный процесс имеет вполне выраженное сходство с процессом возмещения стоимости основного капитала (в течение нескольких периодов, по частям, т.е. путём амортизационных отчислений в цене нового продукта, не теряя при этом своей натуральной формы). Таким образом, наукоёмкая продукция характеризуется особенностями, присущими капитальным благам. При этом, однако, собственно основным капиталом являются те её виды, которые выступают в качестве средств труда в производственном процессе (например, рабочие машины, оборудование, производственный инвентарь и т.д.).

2. Высокий организационно-технологический уровень производственного процесса.

Необходимость в таком уровне диктуется самой спецификой деятельности по выпуску высокотехнологичной продукции, составляющей обычно основной удельный вес в объёме всей продукции, выпускаемой предприятиями наукоёмкого сектора. В связи с этим некоторые авторы предлагают вкладывать в понятие наукоёмкости продукции не только собственно соответствующие характеристики самих изделий, но и оценку уровня производственного потенциала по их выпуску. (Так, Ю.П. Анискин и А.М. Лукьянов определяют наукоёмкость продукции как «комплексную характеристику наукоёмкости нового изделия и наукоём-кости организационно-технологической структуры его производства» [8. С. 50].)

Высокий организационно-технологический уровень производственного процесса в наукоёмких отраслях подразумевает: а) переход на качественно новые вида сырья и материалов, источников энергии и информации; б) использование преимущественно передовых технологий (т.е. технологий, определяющих в настоящее время направления НТП); в) существенное повышение удельного веса экспериментального и опытного оборудования в структуре производственного аппарата; г) качественное изменение существующих форм организации труда; д) внедрение автоматизированных систем управления, обеспечивающих эффективное управление производством путем согласования (синхронизации) материальных, финансовых и информационных потоков.

Высокая динамичность развития наукоёмких производств проявляется в постоянном обновлении, с одной стороны, элементов производственного процесса (технологических и трудовых процессов), а с другой - объектов материально-технической (и в частности опытноэкспериментальной) базы производства. (Так, например, считается, что темпы обновления активной части основных производственных фондов, в соответствии с общемировой практикой, должны ежегодно достигать 10-13%, отдельно в научно-экспериментальной базе -30-40% [1]. В отраслях оборонной промышленности, традиционно имеющих значительный удельный вес в структуре наукоёмкого сектора, чётко фиксируется нижний, критический, предел темпов обновления активной части фондов, который составляет 8% [5].)

Необходимость поддержания высокой динамичности выпуска наукоёмкой продукции приводит к некоторым трудностям в процессе функционирования

предприятий, в том числе существенно усложняет задачу равномерной загрузки и использования потенциала промышленного производства. Кроме того, значительная продолжительность жизненного цикла наукоёмкой продукции также усложняет управление производством из-за запаздывания во времени эффекта управляющих воздействий и соответственно повышает ответственность за выбор той или иной стратегии развития предприятия.

3. Наличие значительного кадрового потенциала высококвалифицированного научного, инженерно-

технического и производственного персонала, способного создавать конкурентную на мировом рынке продукцию, удерживать лидерство в развитии необходимых для этого научных направлений и технологий, а также обеспечивать своевременное внедрение результатов законченных НИОКР в производство.

В наукоёмких отраслях существенно повышена величина расходов на оплату труда высококвалифицированного персонала. Кроме того, высокими являются затраты, связанные с ротацией, непрерывным обучением и переподготовкой, рекреацией персонала (восстановлением его способности к труду). В частности, увеличение затрат на переподготовку кадров диктуется очевидной необходимостью постоянного повышения квалификации персонала в условиях: а) наличия обязательств по послепродажному сопровождению высокотехнологичной продукции (включая её техническую модернизацию); б) расширения и усложнения структуры платёжеспособного спроса на продукцию с высокими потребительскими характеристиками; в) необходимости освоения, получения навыков работы и успешной эксплуатации периодически обновляющегося современного оборудования.

Высокий уровень оплаты труда обусловлен объективно высоким уровнем его производительности, значительно превышающим производительность труда в традиционных отраслях промышленности. Кроме того, в наукоёмком производстве сложились все предпосылки для его перманентного ускоренного наращивания. Данный факт является одним из основополагающих факторов роста конкурентоспособности анализируемого сектора промышленности.

В общем случае отмеченный высокий уровень производительности труда обусловлен действием многих факторов. (Безусловно, можно говорить и о факторе повышенных затрат на переподготовку работников.) Однако сам феномен высокой отраслевой производительности труда в наукоёмком производстве должен получить более обстоятельное объяснение. На наш взгляд, данному требованию в полной мере отвечает концепция, предложенная Б.М. Генкиным. Согласно концепции в структуре трудового процесса деятельности отраслей материального производства четко выделяются два компонента: 1) регламентированный труд (условно, а-труд), выполняемый в строгом соответствии с заданной технологией и не предполагающий объективных возможностей для изменения этой технологии исполнителем; 2) новационный, творческий труд (Р-труд), направленный на создание новых технических, организационных и предпринимательских идей. На основе данных идей создаются новые виды продук-

ции, методы их производства (улучшаются параметры существующих), а также достигается сокращение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта продукции [9].

Так как результат Р-труда «непосредственно зависит от способности к данному виду творчества и активности (пассионарности), ориентированной в соответствующем направлении», то за счёт данного вида труда становится возможным увеличивать объём производства при неизменных или уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда [9. С. 168]. (Тогда как за счёт а-труда рост выпуска возможен только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности.)

Поскольку трудовой процесс деятельности предприятий наукоёмкого сектора является в большей степени новационным, постольку удельный вес затрат на личное потребление в результатах работы персонала (учёных, инженеров и других представителей творческой деятельности) меньше, чем в традиционном производстве. Таким образом, в данном случае можно говорить об объективно более высоком, по сравнению с предприятиями традиционных отраслей промышленности, уровне производительности труда. В соответствии с этим эффективность труда различных категорий работников на предприятиях наукоёмкого сектора, как представляется, следует оценивать в первую очередь с точки зрения результативности реализации ими собственных творческих способностей в системе задач перспективного развития предприятия (количество рационализаторских предложений рабочих, уровень изобретательской активности учёных и инженеров, величина реализованных управленческих инноваций на всех уровнях менеджмента).

4. «Агрессивная» маркетинговая политика, обусловленная современной спецификой процесса финансового (кредитного) обеспечения наукоёмкого производства.

Кругооборот Д - Т - Д' предполагает авансирование денежных средств для целей организации производственного процесса, выпуска продукции и её дальнейшей реализации, в результате чего происходит сохранение авансированной стоимости и создание стоимости прибавочной. При этом источником средств, кроме собственных, в традиционных отраслях промышленности в общем случае (как для решения задачи увеличения оборотных средств, так и для перспективы расширения производства) выступает банковский кредит. В подобных условиях маркетинговая политика предприятия преимущественно направлена на анализ динамики продаж на основе дополнительного изучения рынка и соответственно на разработку и обоснование либо плана стимулирующих маркетинговых мероприятий, либо перспективного плана выпуска новой продукции. Условно говоря, такую маркетинговую политику можно назвать «спокойной».

В обеспечении функционирования и развития наукоёмких отраслей существенно возрастает роль коммерческого кредитования, связывающего самих хозяйствующих субъектов и выступающего в виде отсрочки платежа за поставленные товары, а также «кредитования» со стороны потребителей. Последнее по своей форме является скрытым и выступает в следующих двух видах:

- приобретение продукции с достаточно высокой наценкой, предполагающей возможность дальнейшего расширения спектра её функциональных возможностей, о чём потребитель специально информируется с помощью технологий рекламы (таким образом, потребитель, по сути, неявно оплачивает часть затрат перспективного развития предприятия);

- так называемая предварительная продажа продукции, когда потребитель морально готов к приобретению ещё невыпущенного продукта (либо нового варианта существующего высокотехнологичного продукта) [1, 3].

В данном случае комплекс операционного маркетинга направлен на формирование доверительного отношения, определённой степени приверженности покупателя к продавцу, что даёт возможность реализовывать на практике указанные выше формы «кредитования» со стороны потребителей (в том числе фактически получать «кредит доверия», заранее решая вопрос реализации ещё не произведённого продукта, в отношении которого на рынке существует определённый выявленный спрос). Таким образом, маркетинг на предприятиях наукоёмкого сектора предполагает активное «наступление» на рынок. Решение некоторых задач ценовой, сбытовой видов маркетинговой политики, а также реклама и продвижение товара могут начинаться задолго до того, как осуществляется не только производство, но даже и проектирование предлагаемого товара. Такая маркетинговая политика и получает название «агрессивной».

5. Выстраивание стратегии и тактики хозяйственной деятельности с учётом высокой степени неоп-ределённости процесса управления современными разработками, по которым при принятии решений используются прогнозные оценки технологий будущего.

В общем случае достижение заданных технических и экономических параметров новой высокотехнологичной продукции - при отсутствии истории коммерческой апробации - характеризуется высокой степенью рисков. Именно поэтому специфика деятельности современных научно-производственных комплексов в основных областях направлена на минимизацию указанных рисков. Так, в научно-технической области обеспечивается политемность исследований и разработок, т.е. проведение поисковых исследований в разных областях науки и техники, параллельная разработка альтернативных вариантов продукции, отдельных компонентов продукции; в производственной области - диверсифицированность производства и многономенклатурность выпускаемой продукции; в инвестиционной сфере - интенсивный инвестиционный процесс, основывающийся на постоянном расширении спектра привлекаемых источников, обеспечивающий саму возможность реализации крупных проектов по разработке и созданию высокотехнологичной продукции. При этом должны покрываться экономически нецелесообразные затраты на проведение поисковых исследований и разработок альтернативных вариантов продукции, а также расходы, связанные с диверсификацией производства [2, 3].

Представленный в данной статье набор качественных критериев, как представляется, является необходимым для цели сущностного разграничения наукоёмкого и традиционного видов производств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубе-

жом. 2001. № 2. С. 57-71.

2. Варшавский А.Е. Наукоёмкие отрасли и высокие технологии: определение, показатели, техническая политика, удельный вес в структуре

экономики России // Экономическая наука современной России. 2000. № 2. С. 61-83.

3. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия / Рук. авт. кол-ва В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2001.

636 с.

4. Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов; Ред. кол.: В.С. Автономов, О.Т. Богомолов, С.П. Глинкина и др. М.:

Большая Российская энциклопедия, 2001. 367 с.

5. Фролов И.Э. Потенциал развития наукоемкого, высокотехнологичного сектора российской промышленности // Проблемы прогнозирования.

2004. № 1. С. 79-100.

6. Ценообразование и рынок / Общ. ред. и предисл. Е.И. Пунина и С.Б. Рычкова. М.: Прогресс, 1992. 320 с.

7. АнчишкинА.И. Наука - техника - экономика. М.: Экономика, 1986. 384 с.

8. Анискин Ю.П., Лукьянов А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М.: МИЭТ, 2000. 120 с.

9. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук. М.: ИНФРА-М, 2002. 384 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 6 февраля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.