References
1. Najdenova Z.G. Nastoyaschee i buduschee obrazovatel'noj shkoly: celevye orientiry i novye resursy upravleniya obrazovaniem. Obrazovanie: resursy razvitiya. 2011; 3: 7 - 16.
2. Kivarina M.V. Korporativnaya social'naya otvetstvennost'. 'Ekonomicheskijzhurnal. 2011; 23: 116 - 121.
3. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
4. Pshenichnaya V.V. Otvetstvennost' kak sredstvo professional'noj socializacii molodogo specialista. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: teoriya ipraktika: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2012: 418 - 422.
5. Maron A.E. Obrazovanie vzroslyh: formirovanie modeli podgotovki rezerva upravlencheskih kadrov. Chelovekiobrazovanie. 2011; 4: 44 - 48.
Статья поступила в редакцию 01.12.15
УДК 316.6
Tuguzhekova V.N., Doctor of Sciences (History), Professor, Director of Khakass Research Institute of Language, Literature and
History (Abakan, Russia), E-mail: khaknauka@yandex.ru
Kanzychakova N.G., research fellow, Department of Ethnopsychology, Khakass Research Institute of Language, Literature and
History (Abakan, Russia), E-mail: kanzychakova.nadia@yandex.ru
ON THE STUDY OF A PROBLEM OF ASOCIAL PHENOMENA IN THE SOCIETY: SUICIDE. A problem of suicide is considered by the author. The problem of voluntary departure from life will always concern the humanity. Suicide is one of persistent problems of the mankind, because it has been existing as a phenomenon as long as the humanity lives. This is a difficult theme that is not usually discussed in our society, especially if we talk about suicide among teenagers. Over the last decade the number of case of suicide among young people has increased. According to the Federal Service of State Statistics, Khakassia is one of the leaders in the country with a very high number of suicides. In 2014 we carried out an empirical research of suicidal tendencies of students from 3 schools of the Askiz District and 2 schools of the Tashtyp District. The objective of the research is a study and prevention of suicidal behavior in youth environment of the Republic of Khakassia with an emphasis on Askiz and Tashtyp Districts. Having studied and trashed out the theme of teenagers' suicidal activity, we can conclude that the theme of suicides among teenagers is relevant, widespread and is a significant phenomenon of the society at the present stage of its development.
Key words: teenager, suicide, suicidal symptoms.
В.Н. Тугужекова, д-р ист. наук, проф., директор ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ», г. Абакан, E-mail: khaknauka@yandex.ru
Н.Г. Канзычакова, науч. сотр. сектора этнопсихологии ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ», г. Абакан,
E-mail: kanzychakova.nadia@yandex.ru
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ: СУИЦИД
В данной статье рассматривается проблема суицида. Проблема добровольного ухода из жизни всегда будет волновать человечество. Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление столько же, сколько существует на земле человек. Эта сложная тема, которую в нашем обществе не принято обсуждать. Особенно если речь идет о подростковом суициде. За последние десятилетия число самоубийств среди молодёжи возросло. По данным Федеральной службы государственной статистики, Хакасия занимает одну из лидирующих позиций по количеству самоубийств в стране. В 2014 году нами проведено практическое исследование суицидальных наклонностей учащихся 3-х школ Аскизского района и 2-х школ Таштыпского района. Целью нашего исследования являлось изучение и профилактика суицидального поведения в молодёжной среде Республики Хакасия, на примере Аскизского и Таштыпского районов. Изучив и проработав тему суицидальной активности среди подростков, можно сделать вывод о том, что тема подросткового суицида является актуальной. Это распространенное и значимое явление общества на современном этапе его развития.
Ключевые слова: подросток, суицид, самоубийство, суицидальные проявления.
Сведения о самоубийствах появляются со сведениями о возникновении человеческой цивилизации. В истории человечества самоубийство оценивалось по-разному: от резкого осуждения до признания достойным способом ухода из жизни. В разные исторические эпохи в различных обществах, а иногда и в разных слоях одного общества самоубийству давались противоположные моральные оценки. По-разному оценивалось самоубийство и правом. Отношение к этому акту находилось в зависимости от философских, религиозных, правовых и научных мировоззрений [1, с. 302].
В исламе самоубийство было тяжелейшим из грехов и решительно запрещалось Кораном. Правоверные мусульмане верят, что кысмет, то есть судьба, предначертанная Аллахом, будет определять всю их жизнь, но они обязаны терпеливо сносить все удары судьбы как ниспосланные свыше испытания в этой жизни.
Так в христианстве чёткое отношение к суицидам сформировалось не сразу. В Евангелии о них сказано лишь косвенно при упоминании о смерти Иуды Искариота. Первым из Отцов Церкви самоубийство осудил в IV веке Блаженный Августин, таким образом, отреагировав на эпидемический рост случаев добровольных смертей и неистового мученичества среди фанатических последователей христианских сект. Он считал суицид поступком, который заранее исключает возможность покаяния и является формой убийства, нарушающей заповедь «Не убей». Его следует считать злом при всех обстоятельствах, за исключением ситуаций, когда от Бога поступает прямая команда (как это было в библейской истории с Самсоном) [2, с. 16 - 17].
З. Фрейд в своё время ввел понятие «инстинкт смерти» -иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если всё живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают неожиданную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с ней. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно [3, с. 15].
К.Г. Юнг (1879 - 1961), касаясь проблемы самоубийства, указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению, которое может стать важной причиной суицида. Это стремление обусловлено актуализацией архетипа коллективного бессознательного, принимающего различные формы.
А. Адлер (1870 - 1937) полагал, что быть человеком означает, прежде всего, - ощущать собственную неполноценность. Жизнь заключается в стремлении к цели, которая может осознаваться, но направляет все поступки индивида и формирует жизненный стиль. Чувство неполноценности возникает в раннем детстве и основано на физической и психической беспомощности, усугубляемой различными дефектами. Поэтому в течение всей жизни он находится в поиске преодоления комплекса неполноценности, его компенсации и сверхкомпенсации [4, с. 74].
Однако этот поиск может натолкнуться на значительные препятствия и привести к кризисной ситуации, с которой начинается «бегство» к суициду: утрачивается чувство общности; меж-
ду человеком и окружающими устанавливается «дистанция», канонизирующая непереносимость трудностей; в сфере эмоций возникает нечто напоминающее «предстартовую лихорадку» с преобладанием аффектов ярости, ненависти и мщения.
Изучение данной проблематики активно начинается с конца XIX в. в рамках французской школы структурно-функционального анализа (Э. Дюркгейм). Научный труд, имеющий название «Самоубийство», привлёк внимание социума к данной проблеме. В нём автор акцентировал внимание на социальном факторе, влияющем на рост суицидов. Среди выделенных переменных были обозначены неправильно выстроенные отношения общества и индивида, тянущие за собой цепочку - обезличенность государственной машины, бесцельность существования, падение идеалов и морали...
Значимыми для нашей страны явились исследования начала XX в. по данной проблеме, что было связано с всплеском суицидальных проявлений. Были выделены несколько школ, разнящихся в определяющих факторах: биолого-психологический (П.М. Минаков), предполагающий наличие внутренних проблем в человеке (строение черепа, особенности нервной системы, восприятия и проч.); социальный (А.М. Коровин), ставящий в основу внешние причины, не зависящие от индивида (урбанизация, алкоголизация и проч.). В зависимости от школы предлагались наработки по профилактике данных проявлений: работа по совершенствованию духовной основы для тренировки силы воли и характера индивида, борьба с одиночеством.
Общепринятым определением суицида является категория, выработанная родоначальником суицидологии - Э. Дюркгеймом, который представлял его, как каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершённого пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. При этом учёный выделял два характера проявления суицида - личностный и социальный. Если в первом случае, явление являлось предметом изучения педагогики, медицины, психологии, этики, то во втором случае - социологии и социальной психологии [5, с. 10 - 11].
К концу 1980-х годов в нашей стране окончательно сформировался биопсихосоциальный подход к объяснению самоубийств. В соответствии с данным подходом суицидальное поведение возникает в результате комплексного взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, действующих на разных системных уровнях и в тесной взаимосвязи друг с другом.
Несмотря на то, что различными науками разрабатываются и внедряются в практику всё новые и новые методы и технологии предупреждения самоубийств, опасные тенденции не исчезают. В настоящее время многие специалисты, работающие с подростками «группы риска», нуждаются в диагностическом инструментарии: методиках, направленных на выявление личностной предрасположенности к суицидальному поведению. Только на основе грамотной диагностики, возможно проведение профилактической и коррекционной работы с учащимися [6, с. 4 - 5].
В региональном аспекте данной темой в той или иной степени с различных предметных позиций занимались: В.Н. Тугужеко-ва, В.П. Кривоногов, О.Г. Япарова, Е.А. Калягина и др.
Проблема добровольного ухода из жизни всегда будет волновать человечество. Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на земле человек. Каждое самоубийство индивидуально и затрагивает тысячи различных причин, как социальных, так и внутриличностных [6, с. 160].
По данным Федеральной службы государственной статистики, Хакасия занимает одну из лидирующих позиций по количеству самоубийств в стране.
Различия в смертности подростков от самоубийств по территориям России огромны, по данным за 2010 год они составляют 110 раз - от 255,4 на 100 тысяч в Чукотском ОА до 2,3 на 100 тысяч в Чечне. В группу с низкими показателями вошли, помимо Чечни, Дагестан (3,1), Северная Осетия (4,6), Кабардино-Балкария (5,8), Карачаево-Черкесия (7,4), Ставропольский рай (3,2), Рязанская (3,2), Брянская (4,4), Ростовская (5,8), Орловская (5,9), Курская (7,2), Калужская (7,2), Ульяновская (8,2), Белгородская (8,4) области и Москва (3,4). В группу с высокими показателями вошли, помимо Чукотского АО, Алтай (70,9), Бурятия (70,4), Чи-
тинская область (66,6), Якутия (55,1), Тыва (54,8), Хакасия (49,1), Иркутская (44,9), Камчатская (43,5) области, Еврейская АО, Удмуртия (55,4), Калмыкия (61,2)1.
Исходя из данных Минздрава, МВД по Республике Хакасия, суицидальные явления (попытки, смертность) имели волнообразно-нисходящую динамику. Высокие показатели приходились на 1990-е годы. Показатель постепенно снижался до минимальной отметки в 2012 году. С 2013 года вновь отмечается его незначительное повышение. Доля подростковой суицидальности в общей доле составляет более 20% [5, с. 6].
Так, по данным МВД по Республике Хакасия, проведён анализ суицидальной активности взрослого населения в Республике Хакасия за 2014 год. В ходе проведенного анализа установлено, что за 2014 год гражданами республики совершено 368 суицидов: 213 человек покончили жизнь самоубийством, 155 пытались покончить с жизнью.
В разрезе городов и районов республики суицидальные проявления населения выглядят следующим образом: в г. Абакане законченных суицидов - 48, в Аскизском районе - 35, в Таштыпском районе - 16.
По данным МВД по Республике Хакасия за первое полугодие 2015 года поступили сведения о 212 случаях, содержащих признаки суицидального поведения граждан, в том числе совершенных 13 несовершеннолетними. Ситуация выглядит так же как и в АППГ, а именно в г. Абакане законченных суицидов 32, в Аскизском районе - 14, в Таштыпском районе - 9.
За 6 месяцев 2015 года в республике подростками совершено 10 попыток покончить жизнь самоубийством и 2 законченных суицида (а Аскизском и Таштыпском районах). По возрасту значительное количество составляют подростки 13-14-16 лет.
Так наиболее проблемными территориями с повышенными коэффициентами асоциальных проявлений являются места компактного проживания коренного населения республики - Аскиз-ский и Таштыпский районы, а также г. Абакан [5, с. 7].
В связи с тем, что на протяжении продолжительного времени по суицидальному поведению коренного этноса слабо изменилась, возникает необходимость изучения факторов, влияющих на это явление в регионе. В связи с этим, проведено исследование, где выраженно преобладание коренного населения -хакасы. Так в Аскизском районе (66%) и в Таштыпском районе (21,2%).
В настоящее время суицид среди несовершеннолетних вызывает серьёзные опасения, так как в последние годы случаи участились.
У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера (в свое время опубликование гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств среди немецкой молодёжи).
Эффект Вертера подтверждается статистически достоверной взаимосвязью между отражением проблемы суицидов в средствах массовой информации и повышением частоты самоубийств среди подростков. Кроме того, хорошо известен такой факт в школах: если один из подростков совершает суицид, то его примеру могут последовать другие [2, с. 298].
Трагический случай произошел в средней школе с. Кызлас (численность учащихся 302 человека), когда в течение одного месяца марта (7, 23, 28) 2002 года в двух 8 классах ушли из жизни 3 ученика. В другой школе на станции Бискамжа этого же района в течение 1998 - 2004 годов произошло 5 случаев суицида подростков, последний - в январе 2004 года (ученик 8 класса) [5, с. 14 - 15].
Подростковый возраст обычно считают трудным периодом возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни. В наиболее сложном положении оказываются растущие люди, так как противоречия развития, свойственные детскому и юношескому возрастам, значительно усилилась в нынешней ситуации, которая приводит к повышенной тревожности, отклонению в поведении [7, с. 64].
Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием показать себя, нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами. Психологическими особенностями детей и подростков группы риска является впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность,
1 Available at: http://ria.ru/spravka/20120220/570313334.html#13950246097514&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=reg istration (Дата обращения 17.03.2014 г.).
способность ярко чувствовать и переживать. Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния.
В 2014 году нами проведено практическое исследование суицидальных наклонностей учащихся 3-х школ Аскизского района и 2-х школ Таштыпского района. Целью нашего исследования являлось изучение и профилактика суицидального поведения в молодёжной среде Республики Хакасия, на примере Аскизского и Таштыпского районов. Задачи проекта были таковы:
- изучение статистических материалов по данной теме, а также теоретическо-методологической основы подобных исследований по регионам России;
- разработка и проведение социологического исследования по 2 районам Хакасии для выявления асоциального поведения среди школьников старших классов;
- разработка методических рекомендаций по профилактике асоциального поведения школьников по итогам проведенных исследований в Хакасии.
В исследовании приняло участие 233 респондента - это учащиеся подросткового и юношеского возрастов (седьмые, восьмые, девятые, десятые и одиннадцатые классы). Количество испытуемых представлено следующим образом: Нижне-Базин-ская основная общеобразовательная школа - 17, Калининская средняя общеобразовательная школа - 14, средняя общеобразовательная школа п. Аскиз - 121, Таштыпская средняя общеобразовательная школа № 2 - 29, Матурская средняя общеобразовательная школа - 52.
По результатам исследования выявлено, что у 23% опрошенных респондентов наблюдается высокий уровень тревожности, у 74,3% умеренная тревожность, у 2,6% - низкий уровень тревожности.
Подростки с высокой тревожностью попадают в группу риска. Подросткам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха, повышать самооценку, обучать подростка умению управлять собой (своим поведением) в конкретных наиболее волнующих мероприятиях.
Высокотревожные подростки отличаются такими индивидуальными психологическими особенностями: ранимость, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе, неадекватная самооценка.
Библиографический список
Причины и формы добровольного ухода из жизни не зависят от этнической принадлежности и социальных условий. Тем не менее, количество самоубийств, среди лиц хакасской национальности выше, чем в других этносах, проживающих в республике, так как подростки-хакасы наиболее обидчивы, замкнуты, медлительны, стеснительны, скупы в проявлениях эмоций, могут быть достаточно неуступчивыми, резкими в суждениях и поступках.
Несмотря на то, что различными науками разрабатываются и внедряются в практику всё новые и новые методы и технологии предупреждения самоубийств, опасные тенденции не исчезают. Очевидно, что предотвращение роста суицидальной активности среди подростков не может быть решено только силами врачей. Эта проблема должна решаться объединением усилий различных государственных и общественных структур. Возникновение аутоагрессивных представлений у детей и подростков, безусловно, зависит от психологического климата в семье, а также проводимой воспитательной работе в школе. В связи с этим участие образовательных учреждений в решении данных проблем имеет важное значение.
Под профилактикой суицидального поведения понимаются различные мероприятия, направленные на снижение уровня суицидальной активности, в частности, превенцию формирования суицидальных побуждений, осуществления суицидальных действий и рецидивирования суицидального поведения [6, с. 73].
Для решения сложившейся ситуации следует создать и внедрять коррекционно-развивающиеся программы, которые могут способствовать поднятию жизненных интересов. Создание межведомственного центра профилактики суицида, с включением в работу Министерства здравоохранения, образования и науки, внутренних дел, который должен сыграть важную роль в профилактике здорового образа жизни молодежи [5, с. 57].
Кроме этого, необходимо для успешного решения этих проблем невозможно без систематических научных исследований, посвящённых изучению биологических, медико-психологических и социально-средовых факторов, способствующих возникновению суицидального поведения.
Изучив и проработав тему суицидальной активности среди подростков, можно сделать вывод о том, что тема подросткового суицида является актуальной. Это распространенное и значимое явление общества на современном этапе его развития [8, с. 43].
1. Социальные отклонения. Кудрявцев В.Н., С.В. Бородин, В.С. Нерсесянц, Кудрявцев Ю.В. Редактор Л.А. Плеханова. Москва: Юридическая литература, 1989.
2. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. Издание 2-е, стереотипное. Москва, Когито-Центр, 2013.
3. Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве. Журнал практической психологии и психоанализа. Москва: Институт практической психологии и психоанализа, 2003.
4. Суицидология: учебное пособие. И.Л. Шелехов, Т.В. Каштанова, А.Н. Корнетов, Е.С. Толстолес. Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011.
5. Суицидальные проявления в молодежной среде титульного этноса Республики Хакасия: состояние, организация работы по её профилактике (по материалам исследований). В.Н. Тугужекова и др.. Ответственный редактор В.Н. Тугужекова. Абакан: «Книжное издательство «Бригантина», 2014.
6. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков: учебное пособие. Составитель Е.А. Калягина, О.Г. Япарова. Абакан, 2009.
7. Карпенюк К.В. Подростковый суицид. Общая характеристика работы в образовательных учреждениях после завершенного суицида. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва: АНО/ЦНПРО, 2013: 64 - 66.
8. Корестелева Н.А., Усик Е.Р. Суицид как социально-психологическая проблема в подростковом и юношеских возрастах. Актуальные вопросы психологии: материалы III международной научной конференции. Челябинск, 2015: 40 - 43.
References
1. Social'nye otkloneniya. Kudryavcev V.N., S.V. Borodin, V.S. Nersesyanc, Kudryavcev Yu.V. Redaktor L.A. Plehanova. Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1989.
2. Suicidologiya: Proshloe i nastoyaschee: Problema samoubijstva v trudah filosofov, sociologov, psihoterapevtovi vhudozhestvennyh tekstah. Izdanie 2-e, stereotipnoe. Moskva, Kogito-Centr, 2013.
3. Litmen R. Zigmund Frejd o samoubijstve. Zhurnalprakticheskojpsihologiiipsihoanaliza. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii i psihoa-naliza, 2003.
4. Suicidologiya: uchebnoe posobie. I.L. Shelehov, T.V. Kashtanova, A.N. Kornetov, E.S. Tolstoles. Tomsk: Sibirskij gosudarstvennyj medicinskij universitet, 2011.
5. Suicidal'nye proyavleniya vmolodezhnoj srede titul'nogo 'etnosa Respubliki Hakasiya: sostoyanie, organizaciya raboty po ee profilaktike (po materialam issledovanij). V.N. Tuguzhekova i dr.. Otvetstvennyj redaktor V.N. Tuguzhekova. Abakan: «Knizhnoe izdatel'stvo «Brigantina», 2014.
6. Diagnostika iprofilaktika suicidal'nogo povedeniya podrostkov: uchebnoe posobie. Sostavitel' E.A. Kalyagina, O.G. Yaparova. Abakan, 2009.
7. Karpenyuk K.V. Podrostkovyj suicid. Obschaya harakteristika raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah posle zavershennogo suicida. Psiho-logicheskie aspekty detskogo suicida: tehnologiiprofilaktiki: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: ANO/CNPRO, 2013: 64 - 66.
8. Koresteleva N.A., Usik E.R. Suicid kak social'no-psihologicheskaya problema v podrostkovom i yunosheskih vozrastah. Aktual'nye voprosy psihologii: materialy III mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk, 2015: 40 - 43.
Статья поступила в редакцию 26.10.15
УДК 159.9.075
Frolova S.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Pirogov Russian
National Research Medical University (Moscow, Russia), E-mail: frolova-s80@mail.ru
FEATURES OF EMOTIONAL RESPONSE TO THE STRESS OF SECURITY GUARDS. The urgency of the topic is explained by the shortage of psychological research in our country in the field of professional activity of security staff. In the modern world the risk of emergency increases every day, and so does the need for specialists in professions, connected with risk. The article analyses the urgent problem of the influence of emotional and personality characteristics of security officers on the effectiveness of professional activity. The scientific novelty of the research is a study of the characteristics of emotional response in stressful situations by the members of private, personal and panel guard. The results can be applied to professional activities of extreme medical psychologists, of rapid-response teams to identify groups at risk, take preventive measures and develop methods of training these specialists.
Key words: emotional and personality traits, stress, security guards, private security, bodyguard, panel protection.
С.В. Фролова, канд. психол. наук, доц. каф. общей психологии и педагогики, Российский национальный
исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва, E-mail: frolova-s80@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА СТРЕСС СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ
Актуальность темы статьи обусловлена дефицитом психологических исследований в нашей стране в области профессиональной деятельности сотрудников службы охраны. В современном мире с каждым днём повышается степень риска возникновения экстремальных ситуаций, поэтому усиливается потребность в специалистах экстремального профиля профессий. В статье рассматривается актуальная проблема влияния эмоционально-личностных особенностей сотрудников службы охраны на эффективность выполнения профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в изучении особенностей эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях сотрудников частной, личной и пультовой охраны. Полученные результаты могут быть применены в своей профессиональной деятельности медицинскими и экстремальными психологами, специалистами групп быстрого реагирования для выявления «группы риска», проведения профилактических мер и разработки методов подготовки данных специалистов.
Ключевые слова: эмоционально-личностные особенности, стресс, сотрудники службы охраны, частная охрана, личная охрана, пультовая охрана.
В последнее десятилетие наблюдается тенденция учащения напряжённых, конфликтных ситуаций и опасных для жизни обстоятельств. Особенно трудными являются чрезвычайные обстоятельства, вызываемые факторами природного, техногенного или социального характера, которые нередко нарушают нормальную жизнь населения, общественную безопасность и порядок на конкретной территории.
Экстремальная ситуация - это риск для жизни человека, который может навредить и оставить неизгладимый след в жизни; это ситуация, к которой человек не приспособлен [1]. Экстремальные профессионально-психологические факторы характеризуются общим воздействием на психику, затрудняющим реализацию обычных, отработанных ранее действий, успешно выполнявшихся в относительно спокойных рабочих условиях. К таким факторам относят новизну, необычность, внезапность, неопределённость, стремительность, дефицит времени, риск и высокие нагрузки [1]. Специалисты, работающие в профессиях, предназначенных для защиты и спокойствия населения, каждый день рискуют собственным здоровьем ради других.
Попав в экстремальные условия, каждый работник испытывает большие, а порой и предельные нагрузки, наблюдая за всем происходящим и выполняя необходимые профессиональные действия. Он много и напряженно размышляет, оценивает, делает для себя выводы, принимает решения, продумывает способы поведения и действий, мобилизует собственные силы и возможности, преодолевает внутренние трудности и колебания, подчиняет своё поведение долгу, решению поставленных задач и т. п. То, что происходит в его психике, неизбежно отражается на качестве его профессиональных действий. Поэтому так важно вовремя анализировать изменения, которые происходят в личности специалистов экстремальных профессий [2].
Особое значение при этом приобретает изучение видов деятельности, связанных с обеспечением правопорядка, безопасности граждан и их имущества. В настоящее время недостаточно разработанными остаются психологические аспекты такого вида правоохранительной деятельности, как охранная деятельность.
Между тем, всё больше организаций и фирм прибегают к услугам охранных предприятий.
По мнению Э.Ф. Зеера, любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определённые требования, которые касаются разных аспектов этой деятельности, в том числе психологических [3]. Чем больше динамика психологической напряжённости труда, тем выше требования к психологической подготовке работника. Большое значение имеет психологическая подготовка для работников, чья специфика деятельности связана с экстремальными ситуациями. Например, силовые структуры, спецподразделения, спасательные службы, службы охраны и т. д. Без подобной подготовки сложно рассчитывать на то, что человек, оказавшись в опасных для жизни условиях деятельности или на месте произошедшей катастрофы, сможет вести себя адекватно и действовать эффективно. А таких ситуаций в охранной деятельности достаточно много.
Чтобы можно было говорить о качестве выполняемой деятельности сотрудника службы охраны, его личность должна быть не только профессионально подготовлена, но изначально обладать определёнными качествами характера, индивидуальными особенностями в структуре, располагающими к такому роду деятельности, т. е. профессионально пригодна [4].
Профессия сотрудника службы охраны предъявляет достаточно высокие требования к профессионально важным качествам её субъектов. Помимо хорошей физической, огневой и рукопашной подготовки она предполагает знание психологии, владение навыками саморегуляции, профессионального общения с людьми, умение быстро разрешать конфликтные ситуации и многое другое [5].
По мнению Н.Г. Краюшенко, основным содержанием деятельности сотрудников службы охраны является, прежде всего, профилактика правонарушений, активность по предупреждению конфликтов, а в случае их возникновения, быстрое и успешное разрешение [6].
Таким образом, профессионализм сотрудников службы охраны определяется, прежде всего, репертуаром и качеством