Научная статья на тему 'К проблеме исследования процессов управления в филиале ВУЗа'

К проблеме исследования процессов управления в филиале ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ФУНКЦИОНАЛ / FUNCTIONALITY / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / МОДЕЛИ / MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородкина Т.А., Иванов В.Н.

Цель настоящей работы является выявление и исследование основных модулей управления образовательным процессом в филиале ВУЗа, на основе методики системного анализа, для построения автоматизированной системы управления ВУЗом. Предлагается классический подход для построения автоматизированной системы управления ВУЗом с решением основных экономических задач, в том числе и задач управления филиалом ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Aim of this work is to identify and study the core modules of management of educational process in the branch of the University, based on the methodology of system analysis to build an automated system of University management. Offers a classic approach for building of automated system of University management with solving major economic problems, including task management, a branch of the University.

Текст научной работы на тему «К проблеме исследования процессов управления в филиале ВУЗа»

7. Granovetter, M.S. The Strength of Weak Ties // American Journal of Sociology - 1973. - Vol. 78, iss. 6. P. 1360-1380.

8. Scott, J.C. The Moral Economy of the Peasant. Rebellion and subsistence in Southeast Asia - New Haven and London : Yale University Press, 1976 - 254 p.

Бородкина Т.А., Иванов В.Н.

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ В ФИЛИАЛЕ ВУЗА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: Система образования, образовательный процесс, функционал, ресурсы, знания, модели.

Аннотация: Цель настоящей работы является выявление и исследование основных модулей управления образовательным процессом в филиале ВУЗа, на основе методики системного анализа, для построения автоматизированной системы управления ВУЗом.

Предлагается классический подход для построения автоматизированной системы управления ВУЗом с решением основных экономических задач, в том числе и задач управления филиалом ВУЗа.

Key words: education System, educational process, functionality, resources, knowledge, models.

Abstract: the Aim of this work is to identify and study the core modules of management of educational process in the branch of the University, based on the methodology of system analysis to build an automated system of University management.

Offers a classic approach for building of automated system of University management with solving major economic problems, including task management, a branch of the University.

Основой образования сегодня, как и всегда, должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпускать специалиста высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать его к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным принимать решения. Перестройка системы образования подразумевает использование новых педагогических подходов, автоматизации образовательного процесса, образовательных технологий.

В то же время образование определяется в качестве приоритетного направления развития общества, как долгосрочная перспектива, способная обеспечить интеграцию науки, образования и экономики. В таких условиях высшие учебные заведения должны не только осуществлять воспроизводство накопленных знаний и опыта поколений, но и выступать в качестве производителей интеллектуального продукта, востребованного инновационной экономикой [1-2].

В настоящем материале рассматриваются основные аспекты автоматизации управления образовательного процесса с учетом проблем менеджмента и экономических аспектов. Предлагается классический системный подход для решения задач построения автоматизированной системы управления филиалом ВУЗа. Следует отметить, что образовательный процесс в ВУЗе это сложнейший комплекс взаимосвязанных оптимизационных задач, например: задача формирования учебных групп, подгрупп и потоков; задача планирования учебного процесса; задача формирования учебной нагрузки профессорско - преподавательского состава; задача формирования и управления расписанием учебного процесса; задача организации обеспечения образовательного процесса и т.д.

Рассмотрим образовательный процесс в ВУЗе, как некоторую систему [3-4]:

где: 2 - система образования в ВУЗе, Ж - функционал, т -материальные ресурсы, ^ - трудовые ресурсы, / - финансовые ресурсы, п - научные ресурсы, г -образовательные ресурсы, и-процессы управления, рзн - процессы образования (передача знаний), г - результаты процесса образования.

Таким образом, систему образования в ВУЗе можно описать восьмеркой. Причем каждый оператор функционала описывается собственным функционалом [5-6].

Если же исследовать образовательный процесс в филиале ВУЗа, то он примерно одинаков с головным, но с существенным отличием, функции управления, в большинстве случаев ограничиваются функциями контроля, то есть реально филиалы не управляют ресурсами, а лишь контролируют их использование по концепции головного ВУЗа.

Информационную модель системы по формуле (1) можно представить следующим образом, рис. 1.

Структуру данной модели можно применить и для исследования образовательного процесса в филиале ВУЗа, но с некоторыми

(1)

оговорками. В первых использование материальных и финансовых ресурсов в филиалах не регулируется, а только используются по указаниям головного ВУЗа. Во вторых трудовые, образовательные и научные ресурсы филиала стратегически управляются головным ВУЗом, а в оперативном управлении эти ресурсы почти полностью переданы филиалам. Отсюда просматривается необходимость определения временных интервалов управления и их распределения по структурам управления.

Рисунок 1 - Информационная модель системы образования в ВУЗе

Интервалы управления в ВУЗе можно сформировать следующим образом: учебный год; семестр; месяц; неделя; рабочий день; одна пара (2 часа).

Прежде чем приступить к дальнейшему исследованию системы образования в филиалах ВУЗа необходимо отметить следующее, процесс образования это творческий процесс и излишняя формализация может только ухудшить его качество. В то же время процесс образования это и решение экономических вопросов, которые естественно требует соблюдения и экономических законов. В данном исследовании рассматриваются проблемы образования в большей степени с точки зрения экономических аспектов, но с учетом специфики процесса обучения.

Так как настоящий материал посвящен рассмотрению вопросам управления в филиалах ВУЗа, то в данном случае наибольший интерес представляют вопросы описания проблем управления филиалом:

и_ и(ир,иппс,ипо,иф,иа,инир,ист,,иаб)' (2)

где: и - процессы управления, и - функционал процессов управления, ир - процессы управления расписанием, иппс - процессы управления профессорско-преподавательским составом, ипо -управление персоналом обеспечения, Иф - управление финансами и бюджетирование, иа - управление материальными и нематериальными активами, инир - управление НИР, ист - управление студентами, иаб -управление абитуриентами (приемная комиссия).

Отсюда проблемы управления образованием в ВУЗе можно описать семеркой. Для дальнейшего исследования данного функционала необходимо описать все операторы, выявить какие процессы необходимо оптимизировать и по каким критериям, а так же распределить функции управления между головным ВУЗом и филиалом в аспекте временных интервалов. Укрупнено это можно представить следующим образом (Табл. 1).

Таблица 1 - Основные функции управления филиалов

Основные функции управления филиалом Головной ВУЗ Филиал

ир - процессы управления расписанием Г, С, М, Н Н, Д, П

иппс - процессы управления профессорско-преподавательским составом Г, С, М, Н Н, Д, П

ипо - управление персоналом обеспечения филиала Г, С, М, Н, Д

Иф - управление финансами и бюджетирование Г, С, М

иа - управление материальными и нематериальными активами Г, С М, Н, Д

инир - управление НИР Г, С М, Н, Д

Ист - управление студентами. Г, С М, Н, Д

Иаб - управление абитуриентами (приемная комиссия). Г, С, М М, Н, Д

Основные обозначения в таблице: Г - учебный год, С - семестр, М - месяц, Н - учебная неделя, Д - день, П - учебная пара (2 часа).

На основе рассмотренного исследования можно сделать предварительный вывод по особенностям методов управления филиалами ВУЗов. Одна из главных особенностей управления образовательного процесса в филиале ВУЗа это смещения функций к более оперативному управлению и отсюда значительно повышается значимость этих функций.

Список литературы

1. Меерсон А.Ю., Смирнова Е.И. Принятие управленческих решений на основе игровых моделей // Информационные технологии и математические методы в экономике и управлении (ИТИММ-2017) Сборник научных статей. 2017. С. 77-80.

2. Троценко В.В., Федоров В.К., Забудский А.И., Комендантов В.В. Системы управления технологическими процессами и информационные технологии. - Москва, 2017. - 136 с.

3. Кацуба О.Б. Совершенствование управления процессом товародвижения в организациях потребительской кооперации с использованием информационных технологий (на примере кооперативных организаций Саратовской области) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 236 с.

4. Драгунов А.В., Демьяненко Ю.А., Микушев В.М., Седунов А.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовательном кластере Псковской области // Информатика и образование. 2013. № 9 (248). С. 3-9.

5. Зайцева Е.В., Шкурин Д.В. Адекватная система мотивации персонала как инструмент достижения стратегических целей ВУЗа // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. Т. 119. № 4. С. 148-162.

6. Ушаков А.В. Об изучении свойств параллельного проектирования в педагогическом ВУЗе // Педагогические науки. 2008. № 4. С. 140-144.

Брянцева Л.В.

БИЗНЕС-АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДСИСТЕМ АПК

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

Ключевые слова: кластеры, продовольственная безопасность, производственная безопасность промышленная безопасность, подсистемы АПК.

Аннотация. В статье обоснована целесообразность создания и оценка потенциала агропищевых поликластерных формирований в АПК, обеспечивающих сопряжение целевых интересов субъектов. Доказананаименьшаязначимостьсельхозпроизводственнойилипромыш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.