Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КОДА РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ'

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КОДА РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный код / конфликт поколений / воспитательная деятельность / анализ культурного кода / cultural code / generational conflict / educational activity / analysis of cultural code

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпынёва Екатерина Михайловна, Голубчикова Марина Геннадьевна

Определение культурного кода и идентификация его составляющих, учитывая разницу поколений, позволяет наметить варианты решения множества педагогических и воспитательных задач. Именно передача опыта, ценностей, знаний, национальных, культурных особенностей, бытовой и жизненной мудрости формирует и определяет путь педагогов и старших поколений. Но проблема сохранения и передачи культурного кода современности будущим поколениям, в первую очередь, зарождается в конфликте между ними. Правильная реализация метода анонимного анкетирования участников всех условных возрастных категорий с вариативными ответами и открытыми вопросами позволяет точечно определить причины зарождения конфликта и проблемы взаимодействия поколений. В данной статье представлены результаты опроса, относящиеся к выявлению причин возникновения конфликта поколений. Отмечаются наиболее распространенные причины, по мнению представителей различных поколений, что свидетельствует о важности применения гуманистического подхода в воспитательном процессе при передаче культурного кода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of the cultural code and the identification of its components, taking into account the difference in generations, allows you to outline options for solving many pedagogical and educational problems. It is the transfer of experience, values, knowledge, national, cultural characteristics, every-day and life wisdom that forms and determines the path of teachers and older generations. But the problem of preserving and transmitting the cultural code of modernity to future generations, in the first place, is born in the conflict between them. The correct implementation of the method of anonymous questionnaire of participants in all conditional age categories with variable answers and open questions allows you to point out the causes of the origin of the conflict and the problems of generational interaction. This article presents the results of a survey related to identifying the causes of generational conflict. The most common reasons are noted, according to representatives of different generations, which indicates the importance of applying a humanistic approach in the educational process when transmitting cultural code.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КОДА РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ»

8. Усова, A.B. Условия успешного формирования у учащихся научных понятий / A.B. Усова // Наука и школа. - 2006. - №4. - С. 57-59

9. Фомина, Ж.В. Развитие творческих способностей обучающихся / Ж.В. Фомина, А.Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. -2014. - Вып. 1 (11). - С. 1-9

10. Ширяева, О.Ю. Биохимические понятия в школьном курсе химии / О.Ю. Ширяева, С.В. Бахарева // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 2. -С. 328-331

11. Ширяева, О.Ю. Творческие задания в обучении / О.Ю. Ширяева, В.Р. Туктамишева // Наука и образование: актуальные проблемы естествознания и экономики: Международная научно-практическая конференция / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «ОГПУ». - Оренбург, 2020. - С. 286-291

Педагогика

УДК 351.858

специалист по учебно-методической работе, магистрант Шпынёва Екатерина Михайловна

ФГБОУ ВО «Иркутский национальный

исследовательский технический университет» (г. Иркутск);

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий

кафедрой педагогики Голубчикова Марина Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск);

Иркутская государственная медицинская академия последипломного

образования - филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия

непрерывного профессионального образования» Минздрава России (г. Иркутск)

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КОДА РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Аннотация. Определение культурного кода и идентификация его составляющих, учитывая разницу поколений, позволяет наметить варианты решения множества педагогических и воспитательных задач. Именно передача опыта, ценностей, знаний, национальных, культурных особенностей, бытовой и жизненной мудрости формирует и определяет путь педагогов и старших поколений. Но проблема сохранения и передачи культурного кода современности будущим поколениям, в первую очередь, зарождается в конфликте между ними. Правильная реализация метода анонимного анкетирования участников всех условных возрастных категорий с вариативными ответами и открытыми вопросами позволяет точечно определить причины зарождения конфликта и проблемы взаимодействия поколений. В данной статье представлены результаты опроса, относящиеся к выявлению причин возникновения конфликта поколений. Отмечаются наиболее распространенные причины, по мнению представителей различных поколений, что свидетельствует о важности применения гуманистического подхода в воспитательном процессе при передаче культурного кода.

Ключевые слова: культурный код, конфликт поколений, воспитательная деятельность, анализ культурного кода.

Annotation. The definition of the cultural code and the identification of its components, taking into account the difference in generations, allows you to outline options for solving many pedagogical and educational problems. It is the transfer of experience, values, knowledge, national, cultural characteristics, every-day and life wisdom that forms and determines the path of teachers and older generations. But the problem of preserving and transmitting the cultural code of modernity to future generations, in the first place, is born in the conflict between them. The correct implementation of the method of anonymous questionnaire of participants in all conditional age categories with variable answers and open questions allows you to point out the causes of the origin of the conflict and the problems of generational interaction. This article presents the results of a survey related to identifying the causes of generational conflict. The most common reasons are noted, according to representatives of different generations, which indicates the importance of applying a humanistic approach in the educational process when transmitting cultural code.

Key words: cultural code, generational conflict, educational activity, analysis of cultural code.

Исследование проведено на средства гранта для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов и молодых

сотрудников ИКУ. Приказ №538 от 16.05.2023

Введение. Определение культурного кода приводит нас к очень широкому, но размытому восприятию его сущности. Культурный код - это ключ к пониманию поведенческих реакций, уникальных особенностей культуры и народной педагогики. Это набор характеристик, образов, устойчивых и понятных каждому представлений, доставшихся народу от предков [7].

В XXI веке понимание культурного кода необходимо нам, как минимум, для коммуникации с людьми из других социальных, культурных и возрастных групп [8]. Без понимания культурного кода невозможно качественное и полноценное взаимодействие, позволяющее созидать и благоприятно влиять на результаты межгрупповой коммуникации [4].

Современные тенденции, культура массового потребления, цифровая среда, все это создает, как никогда огромную пропасть и непонимание между поколениями. Но социальное взаимодействие предельно важно для представителей каждого из них. В процессе объединения усилий, обмена действиями, решения задач «здесь и сейчас», в обмене смыслов, в процессе взаимопонимания, оперируя символами и ценностными шкалами, происходит связь предков и потомков [1].

Взрослое поколение транслирует детям собственный опыт, переданный им от предшественников. Тем временем, принятие и признание культурного опыта подрастающим поколением проходит в несколько стадий осознания: через принятие родного языка и простейшего социального поведения [2]; через освоение обобщенных знаний в виде отдельных ценностей, мифологических образов, системы родства и более целостных норм поведения; через самостоятельную деятельность, систему научных знаний и формирование культурной картины мира; наконец, приводя к последней стадии связанной с ценностями и смыслами высшего порядка, «отвечающими» за духовное единство не только с нынешними, но и за связь с умершими и будущими поколениями (патриотизм, социальная справедливость, взаимопомощь и т.д.) [5].

Синергия опыта прошлого и современных реалий, позволяет подрастающему поколению определить совместимость и применимость полученных от предков знаний. А ежедневный актуальный опыт дает возможность выделить и сохранить для себя истинные и неизменные ценности, устойчивые характеристики и в дальнейшем внести свой творческий, обновляющий национальный опыт, вклад.

Опираясь на вышесказанное, приходим к выводу, что именно в процессе воспитательной деятельности перед старшим поколением и педагогами встает одна из важнейших задач - быть хранителями, контролерами и теми, кто возьмет на себя роль по гуманной передаче традиции нашей нации будущим поколениям [6].

Изложение основного материала статьи. Посредством анкетирования 152 человек мы приблизились не только к пониманию общих смыслов, ценностей людей разных возрастов, предпочтительным форматам их взаимодействия в коллективах, но ик особенностям разницы восприятия конфликта поколений.

В процессе разработки методики исследования и интерпретации результатов проведенного эксперимента были выявлены смысловые составляющие опроса и обозначены пути оценки и анализа полученных данных. В первую очередь, мы определили целевую и дополнительные категории анкетируемых. Целевой стала возрастная группа 15-25 лет, дополнительными - 25-35 лет, 35-50 лет, 50 лет и старше.

На следующем этапе были выбраны основные аспекты по выявлению конфликта поколений как составляющих культурного кода, на которых сделан акцент в рамках представленной части опроса [3]. Этими составляющими стали: важность мнения старшего поколения, причины возникновения конфликта поколений и важность проявления тех или иных духовно-нравственных качеств в обществе и взаимодействие внутри коллектива.

Для наиболее корректного выявления разницы были отобраны равные по количественной составляющей группы (38 человек). Анализ результатов по поколениям, позволил выявить следующие зависимости.

Итоги первого вопроса «Насколько важно для вас мнение старшего поколения?» с вариантами ответов (1. важно, прислушиваюсь; 2. слушаю, но поступаю по-своему; советуюсь, принимаю самостоятельно решения, делюсь результатами; не важно, не прислушиваюсь) показали, что наиболее важно мнение старшего поколения для возрастной категории 50+, наименее важно для поколения 25-35 лет. В ответе «слушаю, но поступаю по-своему» также преобладает категория 25-35 лет. А самым популярным ответом в целевой и во всех остальных категориях стал ответ «советуюсь, принимаю самостоятельно решения и делюсь результатами».

Благодаря статистике ответов на второй вопрос о причинах необращения за советом к старшим, с вариантами ответов (1 - авторитарное «навязывание» мнения; 2 - боюсь, что меня осудят; 3 - мне кажется, что совет не актуальный, я сам знаю лучше; 4 - нет диалога и понимания) мы констатируем возрастающую с годами тенденцию непонимания и отсутствия диалога. Поколения все меньше обращаются за советом к старшим, так как изначально 41,6% поколения 15-25 лет чувствуют авторитарное «навязывание» мнения, но при этом лишь 11,1% категории 50+ считают, что при коммуникации старшее поколение проявляет авторитаризм. Ощущение отсутствия диалога и понимания возрастает от 17,8% с каждой возрастной группой, резко падая до 11% в категории 50+. Наиболее распространенной причиной отсутствия коммуникации со старшими у поколения 35-50 и 50+ лет является страх осуждения. А самое независимое и наименее подверженное мнению старших - это поколение 25-35 лет (таблица 1).

Таблица 1

Сравнение ответов различных поколений на вопросы анкеты

Варианты ответов Возрастные категории анкетируемых

15-25 25-35 35-50 50+

Вопрос 1: «Насколько важно для вас мнение старшего поколения?»

Важно, прислушиваюсь 19% 4,5% 6,5% 38,8%

Слушаю, но поступаю по-своему 9,09% 37,5% 33,5% 11,2%

Советуюсь, принимаю самостоятельно 71% 47% 52.3% 50%

решения, делюсь результатами

Не важно, не прислушиваюсь 1% 11% 7,7% 0%

Вопрос 2: «Вы не обращаетесь за советом к старшим, потому что ...»

Авторитарное "навязывание" мнения 41,6% 40,7% 24% 11,1%

Боюсь, что меня осудят 19% 3.7% 33,3% 50%

Мне кажется, что совет неактуальный, я 21,6% 37,1% 23,7% 27,8%

сам знаю лучше

Нет диалога и понимания 17,8% 18,5% 19% 11,1%

Определяя самое главное качество во взаимоотношениях, которое необходимо и важно развивать, в возрастной категории 15-25 лет с явным преимуществом превосходит «доверие», для поколений 25-35 и 35-50 лет «поддерживать и не осуждать», категория 50 + ввела дополнительные понятия и лидерами опроса стали такие качества как «взаимовыручка, доверие, материальная и физическая помощь».

Выбирая как поступить: «от сердца и по добру» или «логично и справедливо», в категориях 15-25 и 25-35 преобладает «логично и справедливо», в категориях 35-50 и 50+ лет с явным преимуществом преобладает «от сердца и по добру». При этом, женщины всех возрастов склонны поступать «от сердца», а мужчины предпочитают «логично и справедливо».

Продолжая анализ разницы поколений, также был рассмотрен блок вопросов о важности коллектива и форматах предпочтительного взаимодействия при выполнении совместных задач.

Интересными мы считаем результаты первого вопроса этого блока «Насколько важен для Вас коллектив и коллективная работа?». На основе предложенных вариантов, ответы распределились следующим образом. 33,3% представителей поколения 35-50 лет считают, что коллектив - это главное богатство и им нравится делать все сообща. Этого мнения также придерживаются 28,5% поколения 15-25 лет, 27,8% поколения 50 + и 22,2% поколения 25-35 лет. В одиночестве предпочитают работать 23,8% представителей поколения 35-50, 22,2% от группы поколения 25-35, 21,4% представителей категории 15-25 лет и лишь 5,5% респондентов группы 50+. Нравится делиться результатами, но работать в одиночестве 33,3% представителей поколения 25-35 лет, 27% поколения 15-25, 23,8% поколения 35-50 лет и 22,2% поколения 50+ лет. Мини-группы выбирают 46% респондентов поколения 15-25 лет, 44,4% от группы поколения 50+, 40,7% от группы поколения 25-35 и 38% от группы поколения 35-50 лет.

Отвечая на вопрос: «Выполняя совместное задание в группе, что самое главное для Вас?», участники опроса выбирали из трех вариантов ответов: 1) четкое распределение обязанностей и ответственности по задачам; 2) возможность и поддержка, совместное выполнение; 3) важно учитывать мнение каждого и стараться найти общее решение. Проанализировав полученные результаты, мы обнаружили, что поколение 50+ в 44,4% случаев считают важным учитывать мнение каждого и находить общее решение, на 22,2% с этим согласно поколение 25-35 лет, на 17,9% поколение 15-25 и на 19% поколение 35-50 лет. Взаимопомощь и совместное выполнение задач на 33,3% предпочитают представители поколения

35-50 и 50+ лет, на 26,2% 15-25 летние участники и на 22,2% респонденты из поколения 25-35 лет. За четкое распределение обязанностей, ответственности и самостоятельное выполнение выступают 55,9% поколения 15-25 лет и 55,6% поколения 25-35 лет, также этот формат на 47,7% поддерживает поколение 35-50 лет и на 22,3% поколение 50+ лет.

Таким образом, результаты опроса по данной выборке представителей различных возрастных групп говорят о том, что в категории 50+ при выполнении совместных задач самой важной становится потребность в том, чтобы учитывали мнение каждого и находили общее решение. В то время как наиболее важным и ценным в работе для младших поколений становится четкое распределение обязанностей и ответственности по задачам.

Анализируя форматы комфортного взаимодействия внутри коллектива при выполнении совместных задач, можно отметить, что стратегии, при которой ответственность и обязанности распределяются руководителем, придерживаются 25% поколения 50+ лет, 27% поколения 25-35 лет, 19% поколения 35-50 и лишь 9,5% поколения 15-25 лет. Самостоятельно выбирать задачу и ее выполнять предпочитают 36% поколения 25-35 лет, 38% поколения 15-25 лет, 33,5% поколения 35-50 лет и 31,5% поколения 50+ лет. Работу в большой группе в виде дискуссий с ведущим выбирают 9,5% поколений 15-25 и 35-50 лет, 5,5% поколения 50+ и 3,7% поколения 25-35 лет. В мини-группах с встречами, обсуждениями и совместным выполнением задач предпочитают работать 43% поколения 15-25 лет, 38% поколений 35-50 и 50+ лет, а также 33,3% поколения 25-35 лет (таблица 2).

Таблица 2

Сравнение ответов различных поколений на вопросы анкеты о взаимодействии внутри коллектива

Варианты ответов Возрастные категории анкетируемых

15-25| 25-35| 35-50| 50+

Вопрос 1: «Выполняя совместное задание в г) эуппе, что самое главное для вас?»

Важно учитывать мнение каждого и находить общее решение 17,9% 22,2% 19% 44,4%

Поддержка и совместное выполнение задач 26,2% 22,2% 33,3% 33,3%

Четкое распределение обязанностей и ответственности по задачам 55,9% 55,6% 47,7% 22,3%

Вопрос 2: «Какое наиболее комфортное для вас социально взаимодействие внутри коллектива при выполнении задач?»

Каждый отвечает за выбранную по своему желанию часть, после объединяются результаты 38% 36% 33,5% 31,5%

Работа в мини-группах по 2-3 человека, постановка совместных целей, встречи, коллективный труд 43% 33,3% 38% 38%

Работа в большой группе в виде дискуссии с коллективно выбранным ведущим 9,5% 3,7% 9,5% 5,5%

За распределение задач внутри коллектива отвечает руководитель, отчет производится в формальной обстановке 9,5% 27% 19% 25%

Из этого следует, что в категории 25-35 самым комфортным является формат распределения задач руководителем или выбор по собственному желанию с дальнейшим объединением результатов. Для всех остальных категорий предпочтительна работа в мини-группах с совместными встречами, обсуждениями и коллективной постановкой целей, что позволяет нам отметить этот формат как наиболее комфортный для межпоколенческого взаимодействия с целевой группой 15-25 лет в коллективе.

В рамках открытого вопроса о причинах конфликта поколений, представителями возрастных категорий 15-25 лет и 25-35 лет были даны такие ответы, как:

- непринятие скорости развития мира, неготовность старших принимать быстрые изменения, разница в скорости восприятия информации; старшее поколение считает себя умнее в силу возраста;

- авторитарное навязывание мнения; старшее поколение считает мнение младшего неважным;

- люди слушают, но редко слышат и понимают друг друга;

- несовпадение жизненных приоритетов, целей и взглядов на жизнь;

- неактуальность опыта старшего поколения для младших;

- разница воспитания, обстоятельств взросления и социально-финансового положения в детстве;

- токсичность, страх перед новым (у старших за младших), недоверие, контроль и отрицание авторитетов младшего поколения;

- отсутствие терпимости, взаимный эгоизм, неготовность идти на компромисс, нежелание ставить себя на место другого, никто не хочет уступать.

При этом, представители поколения 35-50 лет и 50+ лет, к причинам конфликта поколений относят:

- недостаток образования младшего поколения;

- отсутствие моральных ценностей, поведение младшего поколения;

- отсутствие должного воспитания у младшего поколения;

- нежелание младшего поколения прислушиваться к старшим.

На наш взгляд, выводы об авторитарности в вопросах конфликта поколений у молодежи небезосновательны и дают нам повод направить внимание на представленные выше характеристики и необходимость внедрения различных методик корректировки процесса межпоколенческой коммуникации. Например, проведение мероприятий по цифровому обучению старшего поколения младшим, дискуссионные клубы с ведущим и благоприятным «климатом» взаимодействия, совместные тренинги по нахождению компромиссов и нивелированию разницы во взглядах, ценностях и т.д.

Выводы. Сочетая при взаимодействии ценностные ориентиры и важные качества во взаимоотношениях для каждого поколения, мы можем сокращать разрыв и нивелировать конфликт поколений. Так достаточное проявление доверия к поколению 15-25 лет, поддержки и неосуждения в коммуникации с поколениями 25-35 и 35-50 лет, а также взаимовыручка и физическая помощь поколению 50+ позволит нам нащупать новые векторы сближения.

Обращая внимание на наиболее востребованные форматы взаимодействия с коллективами 25-35 лет, следует не забывать о наиболее проявленной склонности к формату, когда задачи распределяются либо руководителем, либо выбираются и выполняются самостоятельно, а работая в мини-группах с поколением 15-25 следует давать им больше

свободы в распределении обязанностей и ответственности при выполнении задач, также делая акцент на взаимодействии и учете мнения возрастных категорий 35-50 и 50+.

На данном этапе исследования, мы также считаем, что у молодежи, при явной важности получения опыта и мнения предков, изначальная потребность в принятии культурного кода, ценностей и знаний старшего поколения угасает вследствие конфликта поколений, что дает повод задуматься о проявлении доверия друг к другу и уменьшению действия приведенных в статье причин конфликта.

Полученные результаты подтверждают актуальность исследования, демонстрируют интуитивное понимание поколениями конфликта между ними, а также позволяют наметить пути гуманистического взаимодействия друг с другом и приблизиться к решению проблемы по сохранению и передаче культурного кода современности будущим поколениям.

Литература:

1. Аванесова, Г.А. Коды культуры: понимание сущности, функциональная роль в культурной практике / Г.А. Аванесова, И.А. Купцова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии, сб. статей по материалам XLVII Международной научно-практической конференции (15 апреля 2015 г.). - Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2015. - №4 (47). - С. 28-37

2. Белоусов, И.В. Культурный код России и социальная значимость русского языка / И.В. Белоусов, Д.А. Мельников, В.В. Седых // Социальная педагогика в России. - М.: Древо, 2018. -Т.6.- С. 12-17

3. Букина, Н.В. К вопросу методологии исследования культурных кодов / Н.В. Букина // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - Улан-Удэ: БГУ, 2010. - №2(47). - С. 232-237

4. Гуревич, П.С. Философия человека / П.С. Гуревич. - М.: Наука, 2005. - 204 с.

5. Савицкий, М.В. Культурные коды: сущность, состав и функционирование в процессе общения / М.В. Савицкий // Дискурс профессиональной коммуникации. - М: МГИМО, 2019. - Т. 1, Вып. 4. - С. 68-77

6. Шпынева, Е.М. Сущность понятия «культурный код» с позиции значимости для воспитания детей и молодежи / Е.М. Шпынева, М.Г Голубчикова // Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск, 27-31 марта 2023. - Иркутск: ИГУ, 2023. - С. 230-236

7. Coyle, D. The Culture Code: The Secrets of Highly Successful Groups / D. Coyle. - UK: Random House, 2018. - 186 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Fong, M. Communicating ethnic and cultural identity / M. Fong, R. Chuang. - US: Rowman & Littlefield Publishers, MD, 2004.-408 p.

Педагогика

УДК 378.121

кандидат педагогических наук, доцент Эркенова Асият Владимировна

Карачаево-Черкесский государственный университет имениУ.Д. Алиева (г. Карачаевск)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»

Аннотация. Сегодня особую актуальность приобретает задача исследования процессов, влияющих на качество образования. Понимание термина «качество образования» - одна из серьезных проблем российского образования. Понятие «качество образования» сегодня трактуется неоднозначно. Анализ научных статей по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что в понимании этого понятия складывается разнообразный перечень подходов. Целью нашего исследования является анализ современных подходов в определении сущности понятия «качество образования». Проведен анализ понятия «качество образования», рассмотрены современные подходы в определении сущности данного понятия. Проанализирована общая структура понятия «качество образования».

Ключевые слова: качество образования, общая структура качества образования, оценка качества образования, система образования, образовательный процесс.

Annotation. Today, research that affects the quality of education is of particular relevance. Understanding the term "quality of education" is one of the serious problems of Russian education. The concept of "quality of education" is interpreted ambiguously today. The analysis of scientific articles on problematic research led to the conclusion that this concept contains a wide range of approaches. The purpose of our study is to analyze modern approaches in determining the essence of the concept of "quality of education". The analysis of the concept of "quality of education" was carried out, modern approaches to determining the essence of this concept were considered. The general structure of the concept of "education quality" is analyzed.

Key words: education quality, general structure of education quality, education quality assessment, education system, educational process.

Введение. Современная ситуация в политике и экономики нашей страны предъявляет новые требования к качеству подготовки специалистов и к процессу подготовки их в образовательных учреждениях. Ведь сейчас как никогда необходимы креативные, конкурентоспособные, мобильные, решительные, творческие люди, умеющие решать задачи в сложных, меняющихся ситуациях, критически мыслить и принимать быстрые и правильные решения. Сегодня возрос спрос на качественное образование. Актуальность приобретает задача исследования факторов, влияющих на качество подготовки специалистов. Ведь во все времена уровень развития страны оценивался по уровню образованности населения и знания являлись двигателем развития страны. В связи с этим необходим поиск новых возможностей для повышения качества образования.

Вуз реализует принцип «дать знания», а сегодня необходимо реализация принципа «научить получать знания». И этого недостаточно, возникает необходимость в специалистах не только знающих, но и умеющих использовать свои знания в производственных, нестандартных ситуациях, умеющих объединить все свои знания и компетенции для достижения намеченной цели.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим современные подходы к определению сущности понятия «качество образования» и факторы, влияющие на него. Отмечается неоднозначность в понимании этого термина. Отметим, что качественная подготовка специалистов необходимое условие для развития нашей страны. В связи с этим, актуальность исследуемой темы не вызывает сомнений.

Оценка качества образования и эффективность исследований в этой области зависит от определения и понимания понятия «качество образования».

В научных статьях ряда авторов (Безуглова Л.П., Ротова В.Н., Чупрова Л.В. и др.) проведена систематизация понятий «качество образования», представлены основные подходы ученых к проблеме. Анализ научных статей по данной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.