Научная статья на тему 'К проблеме художественного метода драмы И. И. Лажечникова «Опричник»'

К проблеме художественного метода драмы И. И. Лажечникова «Опричник» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
400
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА / HISTORICAL DRAMA / РОМАНТИЗМ / ROMANTICISM / РЕАЛИЗМ / REALISM / СИМВОЛИКА ВЛАСТИ / SYMBOLICS OF POWER / ОПРИЧНИНА / OPRICHNINA / ТРАГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / TRAGIC CONFLICT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исупова Светлана Михайловна

В статье ставится вопрос о проблеме художественного метода драмы И. И. Лажечникова «Опричник». Автор отмечает, что в драматургии Лажечникова, так же как и в прозе, отразился процесс перехода от романтизма к реализму. Жанр исторической драмы, в котором сочетаются черты двух литературных направлений, помогает писателю передать новый уровень художественных поисков. В статье приводятся примеры романтических установок Лажечникова, а также особенностей драмы «Опричник», которые свидетельствуют о реалистических тенденциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ARTISTIC METHOD OF I. I. LAZHECHNIKOV’S DRAMA “OPRICHNIK”

The article raises the question of the problem of the artistic method of I. I. Lazhechnikov’s drama “Oprichnik”. The author notes that in Lazhechnikov’s dramaturgy as well as in prose the process of transition from romanticism to realism has been reflected. The genre of historical drama, in which the features of two literary directions are combined, helps the writer to convey a new level of artistic searches. The paper gives examples of Lazhechnikov’s romantic attitudes, and also the peculiarities of the drama “Oprichnik”, which speak well for realistic tendencies.

Текст научной работы на тему «К проблеме художественного метода драмы И. И. Лажечникова «Опричник»»

Исупова Светлана Михайловна

К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА ДРАМЫ И. И. ЛАЖЕЧНИКОВА "ОПРИЧНИК"

В статье ставится вопрос о проблеме художественного метода драмы И. И. Лажечникова "Опричник". Автор отмечает, что в драматургии Лажечникова, так же как и в прозе, отразился процесс перехода от романтизма к реализму. Жанр исторической драмы, в котором сочетаются черты двух литературных направлений, помогает писателю передать новый уровень художественных поисков. В статье приводятся примеры романтических установок Лажечникова, а также особенностей драмы "Опричник", которые свидетельствуют о реалистических тенденциях.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/4-3/7.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 3. C. 34-36. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/4-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

10. Завьялова О. С. К проблеме разграничения информативного и генеритивного регистров // Традиции и тенденции в современной грамматической науке: мат-лы I Междунар. конгресса исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность» / под ред. Г. А. Золотовой. М.: Изд-во Московского ун-та, 2005. С. 178-186.

11. Зверева Т. В. Картины И. Н. Крамского в структуре романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы" // Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. 2012. № 5. Ч. 4. С. 9-13.

12. Золотова Г. А. Грамматика композиции // Художественный текст как динамическая система: мат-лы науч. конф., посвященной 80-летию В. П. Григорьева / Институт русского языка РАН (Москва, 19-22 мая 2005 г.). М.: Азбуковник, 2006. С. 164-171.

13. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. 524 с.

14. Капица П. Л. Письма о науке. 1930-1980 / сост. П. Е. Рубинин. М.: Московский рабочий, 1989. 400 с.

15. Крамской И. Н. Письма: в 2-х т. Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1937. Т. I. 350 с.; Т. II. 492 с.

16. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство СПБ, 1998. C. 14-288.

17. Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. М. О русской литературе: статьи и исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы. СПб.: Искусство-СПБ, 1997. C. 712-729.

18. Манн Ю. В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: сборник статей / ред. П. А. Гринцер. М.: Наследие, 1994. С. 431-479.

19. Островский Н. А. Как закалялось сталь. М.: Детская литература, 1964. 415 с.

20. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф. 1. Ед. хр. 19.

21. Репин И. Е. Далекое близкое. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. 510 с.

22. Смирнов В. В. Жду и надеюсь: повести. М.: Воениздат, 1977. 520 с.

23. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. С. 9-218.

ON A FRAGMENT OF PLOT SPACE IN THE RUSSIAN NOVEL OF THE ХХ CENTURY AND ON THE TECHNIQUES OF ITS EMBODIMENT IN SOVIET WRITERS' WORKS

Zav'yalova Ol'ga Sergeevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Peoples' Friendship University of Russia zavialova_os@pfur. ru

The article considers one of the plots of the Russian novel of the XX century and the characters that perform a plot-forming function. Basing on the theory of communicative grammar the author studies the means of language and speech contributing to the embodiment of this plot and to the formation of the protagonist's image in the analyzed texts. It is stated that the succession of Soviet literature in relation to Russian classical culture (literature as its component) is manifested in the choice of the plot and the corresponding type of a character.

Key words and phrases: plot; plot space of Russian novel; plot of Christ's temptation in the wilderness; world literary image; originality of Russian literature.

УДК 882.0

В статье ставится вопрос о проблеме художественного метода драмы И. И. Лажечникова «Опричник». Автор отмечает, что в драматургии Лажечникова, так же как и в прозе, отразился процесс перехода от романтизма к реализму. Жанр исторической драмы, в котором сочетаются черты двух литературных направлений, помогает писателю передать новый уровень художественных поисков. В статье приводятся примеры романтических установок Лажечникова, а также особенностей драмы «Опричник», которые свидетельствуют о реалистических тенденциях.

Ключевые слова и фразы: историческая драма; романтизм; реализм; символика власти; опричнина; трагический конфликт.

Исупова Светлана Михайловна, к. филол. н., доцент

Вятский государственный университет nat shulateva@yandex. т

К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА ДРАМЫ И. И. ЛАЖЕЧНИКОВА «ОПРИЧНИК»

Обращение Лажечникова к жанру исторической драмы свидетельствует о явном интересе писателя к исторической тематике. В романтических исторических романах 30-х годов он пытается проникнуть в нравственный смысл истории, ее дух и колорит. Романтизм Лажечникова - сложная художественная система, предполагающая особую эстетику и тип историзма. Однако уже в романах «Последний Новик», «Ледяной дом», «Басурман» Лажечников делает попытки объяснить противоречивые характеры условиями среды и существующих нравов. Специфика художественного метода драматургии писателя состоит в том, что при явном тяготении к романтическому изображению жизни в исторических пьесах этого периода проступают черты реалистического воспроизведения действительности прошлого.

Как в прозе, так и в драматургии Лажечникова отразился процесс перехода от романтизма к реализму. Исторические пьесы «Христиерн II и Густав Ваза» (1841), «Опричник» (1842), «Матери-соперницы» (1868) практически

10.01.00 Литературоведение

35

не являются предметом исследования литературоведов, хотя драматургия Лажечникова - довольно интересная область творчества писателя, в ней проявился его поэтический дар, так как половина пьес написана стихами. Можно отметить, что художественный уровень драмы «Опричник» был гораздо выше пьес исторической тематики этого периода. Трагедия И. И. Лажечникова «Опричник», «давно известная многим и давно с восторгом читавшаяся многими» [1, с. 227], послужила основой для либретто оперы П. И. Чайковского «Опричник». Пьеса Лажечникова долгое время находилась под запретом из-за критики самовластья в лице Ивана Грозного. Только в 1853 году она была напечатана, на сцене поставлена в 1867 году. На премьере присутствовал П. И. Чайковский, на которого сильное впечатление произвели прекрасная игра актеров и занимательный русский сюжет. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что в этот период историческая драма и историческая опера занимали ведущее место в репертуаре театров. Необычайно возрос и интерес общества к прошлому. Основной темой большинства исторических произведений, созданных в это время, была эпоха становления русского государства при Иване Грозном, а также период крестьянских волнений в начале XVII века. Стремление Лажечникова к раскрытию духа сложной эпохи правления Грозного шло в границах романтического постижения «народности» через обращение к русскому национальному характеру, изображению нравов рисуемой эпохи. В творчестве писателя 40-60-х годов прослеживается и реалистический характер. В исторической драме «Опричник» наряду с романтическими установками в основе - уже реалистический колорит. Использованные материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина говорят о стремлении писателя создать русскую историческую драму. В трагедии описана опричнина времен Ивана Грозного, его окружение, что можно найти и у Карамзина примерно в том же аспекте. Художественный метод сюжетной коллизии трагедии «Опричник» строится на сочетании исторических реалий, исторических лиц и вымышленных автором героев и фабульных перипетий.

В драме изображено сложное время XVI века, когда шла борьба феодального боярства и дворянской опричнины, возглавляемой Иваном Грозным. В основе сюжета - история боярина Андрея Морозова, влюбленного в дочь князя Ивана Жемчужного Наталью. Эти герои являются вымышленными, однако многие персонажи и сюжетные линии созданы писателем с исторической достоверностью. События пьесы описывают период расцвета опричнины, деспотичной внутренней политики Ивана Грозного. Реалии времени передаются через исторических героев драмы: царя, Малюты Скуратова, сына и отца Басмановых-Плещеевых, Осипа Гвоздева, Василия Грязного-Ильина, членов Избранной рады, куда входили бояре Иван Федоров, Иван Висковатый, Молчан Митьков, Сильвестр Пересветов, Алексей Адашев. Неофициальное правительство Ивана Грозного перешло на сторону оппозиционного дворянства, выступило против продолжения Ливонской войны. С реалистических позиций Лажечников изображает жизнь в конкретике того времени: создание Избранной рады, опричнины, наступление на город Юрьев. Познание действительности идет через образы, создаваемые посредством типизации фактов действительности, которая осуществляется в конкретных исторических событиях, в условиях бытия персонажей, в правдивости деталей.

Однако исторические события не являются только понятийным содержанием произведения, автор создает жанровую модификацию исторической драмы - своеобразную историческую хронику в стихотворном воплощении, внося в жанровую структуру произведения романтические мотивы. Стремление к совершенству мироустройства, принципы самооценки личности, исторические и вымышленные персонажи, являющиеся носителями национального характера, обусловленного исторической обстановкой, обращение к историческому прошлому, внимание к внутреннему миру человека, символика смерти доказывают принадлежность произведения Лажечникова к исторической драматургии романтического направления. Сцена посвящения Морозова в опричники, овеянная настроением ужаса, зловещего предчувствия смерти, создана писателем с глубоким эмоциональным акцентом. Морозов произносит клятву, окруженный опричниками, которые держат меч над его головой, чтобы «снести ее, лишь только мысль измены родится в ней» [3, с. 292]. Символика смерти, культ власти и предательства являются доминирующими в сюжетостроении драмы. Деспотизм Ивана Грозного становится у Лажечникова не только символом власти, но и символом трагедии. Царь обрекает на смерть Андрея Морозова, становится причиной гибели матери Андрея и его невесты Натальи, казнит бояр Митькова, Висковатова, Федорова. Весь лейтмотив драмы, формирующий композицию и сюжет произведения, связан с символикой смерти. Несут гибель народу опричники, способные на предательство, обман и провокации, пользующиеся своей властью и разрешением царя убивать китайгородцев. Носителем смерти является и князь Жемчужный, ставший причиной трагической судьбы семейства Морозовых. Своеобразным проводником добра в мир ужаса и насилия становится царский любимец молодой Басманов. Иван Грозный по просьбе «дорогого кравчего» [Там же, с. 286] наказывает Жемчужного, дьяка Подседина, возвращает имущество Морозовым и назначает свадьбу Андрея и Натальи. Однако помощь Басманова другу оборачивается трагедией, так как в мире деспотизма нет места добру. Смешение романтической символики смерти с реалистическим изображением специфики правления Ивана Грозного, основанного на силе власти, насилия и ужаса, подчеркивает своеобразие жанровой структуры драмы Лажечникова «Опричник». Ретроспективным отражением становится и сказка слепцов о царе Вахроме, который ежедневно съедал по младенцу и запивал «свой вкус не вином заморским, не медами сладкими, а кровью человеческой» [Там же, с. 317]. Драма наполнена не только образно-ритуальными коллизиями, но и словесно-ритуальными мотивами поведения героев. «Трансформация словесно-ритуального поведения человека в исторической ситуации в собственно жанр исторической драмы как особую форму начинается в XVIII веке и достигает своей полноты в первой половине XIX века», - отмечает Т. П. Дудина [2, с. 51].

Произведение И. И. Лажечникова было создано в 40-е годы, поэтому уже чувствуется становление новой художественной реалистической системы. Автор ставит перед собой задачу конкретного изображения жизни, воссоздания исторических событий и лиц. Любимец царя Федор Басманов говорит Морозову, что помочь ему может только царь, и приглашает в опричники. Иван Грозный разрешает похитить невесту и сыграть свадьбу

в Александровской слободе. В день свадьбы царь велит привести к нему на первую брачную ночь красавицу Наталью. Андрей идет вместе с ней. «В родной земле, в святой Москве нас схорони! Прощай!» - обращается он к тестю с последней просьбой [3, с. 334]. За ослушание Иван Грозный казнит Андрея Морозова. Наталья, пытаясь защитить любимого, тоже погибает. На руках князя Жемчужного, которого по приказу царя привозят на свадьбу дочери, умирает и боярыня Морозова, узнавшая, что ее сын стал опричником. Характерные для данного жанра трагический конфликт и трагический финал подчеркивают авторскую установку на изображение социальных условий жизни. Конфликт вызван не сколько частными обстоятельствами, а существующими в то время общественными противоречиями. Основная коллизия трагедии из личного пространства перемещается в социальную сферу, делается акцент на противостоянии царя-деспота и порабощенного народа. Лажечников не отступает от исторической истины, продолжая уже развитую до него в литературе тему противоборства незаурядной личности с силами власти. Произведение наполнено внутренней логикой организации действия, четкой авторской позицией в изображении реалий эпохи. Тема осмысления исторической судьбы России становится в произведении сюжетноформирующей, текст драмы полон антидеспотического пафоса. Писатель не только выявляет реалии исторических событий, но и дает им вполне адекватную оценку. Жанр исторической драмы, в котором сочетаются черты романтизма и реализма, помогает Лажечникову выразить свое мироощущение, передать новый уровень художественных поисков писателя.

Широта содержания, стремление к осмыслению исторических событий, внимание к психологическим коллизиям, изображение реалий грозной эпохи правления Ивана Грозного свидетельствуют о реализме драмы, хотя обнаруживается связь Лажечникова с его романтическим прошлым. Продолжая развивать принципы, намеченные еще в 30-е годы, писатель представляет историю характеров, использует романтическую символику, дает художественную оценку национальных особенностей изображаемого.

Историческая драма «Опричник» интересна тем, что исторические процессы и конкретные ситуации объясняются взаимодействием в них исторических персонажей, хотя Лажечников художественно реконструирует факты, отобранные для воспроизведения в драме, в то же время он воссоздает мировоззрение людей сложной эпохи насилия и деспотичной власти, подчеркивая закономерности исторического процесса.

Список литературы

1. Григорьев А. А. Эстетика и критика / вступ. статья, сост. и примеч. А. И. Журавлевой. М.: Мысль, 1980. 496 с.

2. Дудина Т. П. Историческое сознание и жанровые формы в русской драматургии середины Х1Х века // Жанрологи-ческий сборник. Елец: ЕГУ имени И. А. Бунина, 2004. Вып. 1. С. 49-61.

3. Лажечников И. И. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Можайск-Терра, 1994. Т. 6. 620 с.

ON THE ISSUE OF THE ARTISTIC METHOD OF I I. LAZHECHNIKOV'S DRAMA "OPRICHNIK"

Isupova Svetlana Mikhailovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Vyatka State University nat.shulateva@yandex. ru

The article raises the question of the problem of the artistic method of I. I. Lazhechnikov's drama "Oprichnik". The author notes that in Lazhechnikov's dramaturgy as well as in prose the process of transition from romanticism to realism has been reflected. The genre of historical drama, in which the features of two literary directions are combined, helps the writer to convey a new level of artistic searches. The paper gives examples of Lazhechnikov's romantic attitudes, and also the peculiarities of the drama "Oprichnik", which speak well for realistic tendencies.

Key words and phrases: historical drama; romanticism; realism; symbolics of power; oprichnina; tragic conflict.

УДК 070

Статья основана на представлении, что теория журналистики должна обосновывать и исследовать принципы общения людей в словесно-речевой и письменной речи. На основе анализа взглядов на суть теории журналистики определена область противоречий, искажающих результаты ее исследования, проводимые общенаучными методами. Показано направление поиска предмета теории журналистики в филологическом исследовании феномена общения, целью которого является обоснование целесообразности представления человеческого общения как феномена филологии общения.

Ключевые слова и фразы: филология; общение; теория; журналистика; феномен; феноменология; метод.

Кодола Наталья Валерьевна, к. пед. н., доцент

Московский педагогический государственный университет nvkodola@mail. ru

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ФЕНОМЕН ФИЛОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

В эпоху глобальной коммуникативности взаимосвязь, взаимодействие и взаимопонимание множества индивидуумов человеческого сообщества можно охарактеризовать как «всецело зависимых» от средств массовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.