96
Проблематика транспортных систем
Общетехнические и социальные проблемы
УДК 1
Д. А. Блануца
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА
Одной из главных проблем в философии является определение понятия идеала. В статье рассматривается как понятие идеала, так и особенности его формирования и реализации на примере социального идеала.
понятие идеала, мононормы, социальный идеал, формирование идеала, селектор, реализация идеала.
Введение
В философской и методологической литературе последних десятилетий предметом исследования все чаще становятся фундаментальные идеи, понятия и представления, образующие относительно устойчивые основания, на которых развиваются конкретные эмпирические знания и объясняющие их теории.
Выявление этих оснований и их анализ предполагает рассмотрение научных знаний как целостной развивающейся системы. В философии такое видение науки начало формироваться сравнительно недавно. Одной из главных проблем в философии является определение понятия идеала. Эта проблема - одна из самых старых в философии, хотя определение идеала существует довольно давно.
На протяжении всей истории философии появлялось множество теорий, пытавшихся объяснить, что такое идеал. Само понятие эволюционировало на протяжении всей своей истории. Идеал имел различные названия: «благо» (Платон), «форма созерцания» (Вельфлин), «дух эпохи» (Дворжак), «культурный образец или стандарт ценности (Манро), «душа культуры» (О. Шпенглер) и др. Э. Дюркгейм в работе «О разделении общественного труда» отметил, что идеал - это представление людей о желаемом для них будущем.
Современное определение идеала можно найти в социальной философии. Так, по Бранскому, идеал - «предельное представление, получающееся в результате идеализации реального или воображаемого объекта» [1]. Содержание идеала определяют «коренные, т. е. предельно устойчивые
2007/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
97
интересы» [2] социального субъекта. Социально-культурный идеал может быть представлен в качестве особой, интегративной социальнокогнитивной структуры, содержащей квинтэссенцию социального знания и выступающей его системообразующим фактором.
В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни - социальной, политической, нравственной, эстетической и т. д. Именно поэтому всестороннее изучение понятия идеала нужно не только как научная проблема, но и для изучения того, как он влияет на общество и что с собой приносит для него.
Для того чтобы понять, как функционирует идеал в обществе, нужно сначала понять, как он формируется, что и является целью данной статьи.
1 Понятие идеала в философии
1.1 Нормы как основа для формирования идеала
Самыми древними формами регуляции человеческого поведения можно считать так называемые мононормы [3]. Эти первичные нормативы соединяли в себе бытовые привычки, мифологические и религиозные представления людей о мире, специфические для того или иного общества табу, ритуалы и обряды и представляли, как правило, перечень действий, которые необходимо производить в той или иной ситуации. Позже эти мононормы закрепляются в моральных, религиозных и правовых нормах, а также в форме традиций и обычаев.
В различных общинах мононормы были разными, это связано в первую очередь с бытийными особенностями, которые характерны для членов данной общины. Соответственно нравственные и правовые нормы для различных обществ различны, они формируются по мере развития общества, меняясь под воздействием экономического базиса, соответствующего определенному этапу развития общества, при этом сами они так же оказывают влияние на экономический базис, как и вся культурная надстройка.
Можно предположить, что изначально закреплялись нормы поведения, выгодные коллективу, те, которые позволяли выжить сообществу с максимальным комфортом, неся при этом минимальные потери. Затем появляются моральные оценки поведения как хорошего или плохого. То поведение, которое совпадает с принятым в данной группе, оценивается как хорошее, положительное, правильное, а несоответствующее поведение, разрушающее устои группы, рассматривается как плохое, морально отрицательное, негативное. Так появляются первые моральные оценки, связанные с поведением, соответствующим или не соответствующим определенным требованиям. На основе моральных оценок и норм жизнедеятельности стал образовываться и политический идеал. Он определял, что для общества хорошо или плохо и чего нужно добиваться в будущем для улучшения комфорта.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2007/3
98
Проблематика транспортных систем
1.2 Сущность идеала
Сначала нужно понять, что такое идеал. Чтобы выяснить, что же такое идеал, необходимо провести ряд сравнений его с исходными принципами философского мировоззрения, которых придерживается носитель идеала. Идеал нельзя смешивать ни с идеей, ни с целью, ни с истиной, ни с ценностью. Идея - абстрактна, идеал же вполне конкретен, причем фиксирует не знание, а желание. Истина не может заменить идеал (как и идеал истину), истина относится к сфере науки, тогда как идеал - к сфере идеологии, при этом понятие истины ассоциируется прежде всего с такими понятиями, как знание и эксперимент, понятие идеала - с такими как вера и жертва. Цель также не является идеалом, ибо целью выступает не сам идеал, а его реализация, т. е. реализация идеала может быть целью, но сама по себе цель может и вовсе не иметь отношения к идеалу. Ценность является результатом «деятельности» идеала, идеал воплощает в себе «стандарт ценности» [1].
Для того чтобы выяснить, что такое идеал, необходимо проследить процесс его формирования и развития. Идеализация как таковая означает «устремление к нулю» [4] одного из признаков идеализируемого предмета. Поэтому в самом общем виде можно определить идеал следующим образом: идеал - «мысленный образец совершенства чего-либо в каком-либо роде» [5].
Именно так в науке получают представление об идеальном газе, материальной точке, идеальном правовом обществе и т. д. Любой идеализированный объект в науке представляет собой предельное представление, получаемое в результате процесса идеализации. Кроме того, идеал должен совпадать с собственной сущностью. Мы знаем, что любой момент действительности обладает двумя характеристиками: явлением и сущностью, причем явление никогда полностью не совпадает с сущностью объекта, но теоретически этого можно добиться искусственно в процессе идеализации. Из этого следует, что идеал - это такое явление, которое совпадало бы со своей сущностью.
Идеалу можно дать следующее определение: идеал - это предельное суждение, содержание которого совпадает со своей сущностью. При этом идеал - не просто очищение исходного объекта от несущественных признаков, а нечто качественно новое, именно поэтому в нем иногда могут сочетаться такие качества, которые являются взаимоисключающими в реальных объектах. И именно поэтому идеал является окончательно недостижимым, поскольку изначально содержит в самом себе гибельное противоречие. Кант определял идеал как «представление о единичной сущности, адекватной какой-либо идее» [6]. Гегель характеризовал его как идею «в чувственно определенной форме» [7].
Материальный мир предполагает разделение объективной реальности на сущность и явление, причем изначально мы сталкиваемся именно с яв-
2007/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
99
лением. Сущность, лежащая в основе этого явления, познается нами позже путем различных логических операций и не всегда становится ясна окончательно. Именно поэтому явление, совпадающее со своей сущностью, доступное нашему восприятию не только на рациональном, но и на эмпирическом уровне, есть идеал, и именно поэтому идеал по природе своей недостижим. Итак, идеал не является отражением объективной реальности, наоборот - он соответствует тому, какой она должна быть согласно нашему желанию, идеал можно определить как «точное представление о желаемом изменении реальности» [8] и об объективной возможности такого изменения.
Идеал имеет вовсе не сверхъестественное происхождение, а является отражением тех условий, в которых живет человек, и тех возможных изменений, которые при определенных условиях он может совершить. И поскольку идеал истинен и адекватно отражает объективную реальность, он определяет в конечном итоге целесообразность нашей деятельности. В то же время идеалы не встроены в нашу действительность, а выходят за ее рамки, обладая потенциальным бытием. «Идеал не совпадает с действительностью по всем параметрам. Вместе с тем он диалектически совпадает с ее глубочайшей основой, высвеченной красками сущности.
Претворение идеала в действительность означает как бы выход сущности на поверхность, выступление ее в мир явлений, переход от потенциального бытия к реальному. Сущность разливается в существовании, обнаруживается в зримых феноменах действительной жизни, однако поскольку сущность неисчерпаема, то за ее конструкциями, всплывшими в мир явлений и тем самым превратившимися в свою противоположность, просвечивает иной, более глубокий слой сущности. Он находит свое духовное выражение в новых идеальных формообразованиях» [9]. И процесс этот бесконечен, чем и объясняется такое множество идеалов - как существующих одновременно, так и сменяющих друг друга в ходе смены исторических эпох.
После выяснения в первом приближении сущности идеала следует установить, каким образом он существует в культуре, как происходит зарождение, развитие и смена идеалов в определенный исторический период и что из этого получается.
2 Социальный идеал в философии
2.1 Место социального идеала в обществе
Социальный идеал имеет сложную структуру и определенный порядок существования. Однако прежде чем прейти к их детальному разбору, посмотрим, какое место идеал занимает в общественной жизни. Исследуя исторический процесс, мы можем проследить функционирование идеала в любую эпоху, на любом этапе развития общества. В ходе истории менялась не только сама жизнь людей, но и представления о том, какой эта
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2007/3
100
тем
Проблематика транспортных сис-
жизнь должна быть, а стремление к воплощению этой идеальной жизни во многом определяет ход дальнейших событий в обществе, тот или иной поворот в жизни общества.
Идеал существует по определенным законам, которые будут подробно рассмотрены ниже. И именно реализация идеала определяет всю систему ценностей конкретного общества, его культуру. Идеал дает возможность сделать человеческую жизнь осмысленной, ответить на те или иные, казалось бы, неразрешимые вопросы, которые возникают в ходе человеческой жизни и деятельности. Идеал определяет не только цель, но и способы достижения этой цели. Всю историю человеческой деятельности можно рассматривать как зарождение, развитие, деградацию и смену различных идеалов. В определенном смысле идеал выступает как сила, объединяющая людей на более или менее длительный период, он проявляется как «высшая святыня», подобно сверхъестественной силе связывая людей друг с другом, обеспечивая рациональный и эмоциональный контакт между ними, общность интересов и действий. Выступает в качестве основы, позволяющей воспринимать мир одинаково.
Идеал лежит в основе системы ценностей данной культуры на конкретном этапе ее развития. Тогда культуру можно рассматривать как систему ценностей и навыков по их производству и потреблению, определяемую некоторым общезначимым идеалом [1]. При этом нельзя забывать, что идеал - это не нечто абстрактное, он вполне конкретен и включает в себя не только моменты духовной жизни, но и материальной.
Общество - это не просто сосуществование людей на определенной территории, это совместная жизнедеятельность, в основе которой лежит производство материальных благ и услуг, которые обеспечивают возможность всех остальных отношений в обществе. Соответственно в основе любого социального идеала лежит экономический идеал, который отражает желаемые производственные отношения и материальное положение людей и заключает в себе описание способов достижения желаемого. Кроме того, в обществе существуют и другие типы деятельности, логично связанные между собой.
Производственная деятельность порождает необходимость в управлении (в наиболее развитом обществе - это сочетание законодательной, исполнительной и судебной деятельности), которую иначе можно назвать политической деятельностью. Существует также духовная деятельность, которая включает в себя мораль и искусство, социальная деятельность, в которой особенным образом можно выделить педагогическую деятельность, кроме того, в развитом обществе существует научная деятельность. Это лишь наиболее значимые формы деятельности в любой развитой социальной системе, которые, собственно говоря, и формируют общество в том виде, который доступен нам сегодня.
2007/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
101
Отражение процесса любой деятельности приводит к выработке идеалов-целей этой же деятельности. Каждому из перечисленных типов деятельности соответствует свой идеал. Так, выше было показано, что в основе социального идеала лежит экономический идеал, ему соответствует определенный политический, этический, эстетический, педагогический, научный идеалы и т. д. В то же время в культуре существуют религиозный, философский, экологический и друге идеалы, соответствующие той или иной деятельности в обществе. При этом различные идеалы имеют определенную внутреннюю связь и представляют собой стройную систему, которая и получила название социальный идеал.
2.2 Особенности формирования социального идеала
Каким образом формируется идеал? По всей видимости, главной причиной формирования идеала служит потребность в преодолении противоречий между обществом и природой, возникающих и разрешающихся в процессе материального производства, а также внутри общественных противоречий, являющихся в большей мере производными от первых. Человек, стремясь разрешить эти противоречия максимально комфортным для себя образом, изначально делает это мысленно, представляя идеальный вариант той ситуации, что причиняет ему неудобства. В результате действительное, то, что есть на самом деле, противопоставляется идеальному, тому, что должно быть.
В развитом обществе, где существуют уже готовые идеалы, формирование нового идеала представляет собой сложный процесс. Можно предположить, что здесь идеалы возникают в результате критического пересмотра предыдущих. При этом старые идеалы подвергаются анализу, разлагаясь на отдельные элементы, точнее - нормативы, те действия, которые необходимо производить, чтобы добиться успеха на пути к данному идеалу. Затем осуществляется «необычный синтез» фрагментов различных идеалов. Далее из множества возможных комбинаций выбирается одна наиболее предпочтительная. Однако нельзя забывать, что в основе всего лежит общественное бытие и именно многообразие общественного бытия “виновато” в многообразии общественных идеалов. Именно это порождает не только различные, но и прямо противоположные идеалы, соответствующие объективному противоречию, существующему в обществе, складывающемуся в процессе деятельности и распределения ее результатов.
Развитие идеала включает в себя следующие моменты: формирование идеала, связанное с познанием истины и модификацией действительности на ее основе; распространение идеала; его реализация и крушение. В результате мы получаем «диалектическую спираль» в ходе смены поколений в процессе формирования и развития идеалов [8]. Можно предположить, что любые идеалы формируются подобным образом, т. е. для каждого последующего идеала в роли селектора будет выступать предыдущий.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2007/3
102
тем
Проблематика транспортных сис-
Итак, если социальный идеал представляет собой систему, в которой идеалы распределены следующим образом: экономический идеал лежит в основе системы, за ним следует политический идеал, затем этический и эстетический, а далее все остальные идеалы, это значит, что селектором для эстетического идеала выступает этический, для этического - политический, для политического - экономический. Что же является селектором для экономического идеала? Таким селектором выступает бытие, та объективная реальность, на базе которой формируется экономический идеал, поскольку в конечном итоге бытие определяет сознание. Общность общественного бытия дает общность идеалов. Идеалы формируются не в результате химического процесса в голове, а в результате отражения объективной реальности.
Теперь, после того как мы выяснили способы формирования идеала, разберемся, каким образом он реализуется.
2.3 Особенности реализации социального идеала
Выше уже упоминалось о том, что любой идеал содержит в себе рекомендации по воплощению данного идеала в действительность - нормативы. Система нормативов представляет собой канон, который порождает тот или иной идеал. Этот канон независимо от того, реален он или нет, должен строго и неукоснительно выполняться носителем идеала. Канон в свою очередь порождает соответствующий ритуал. Формы его могут быть самыми разнообразными: от всевозможных парадов до публичных казней и транспарантов. Все эти на первый взгляд излишние действия и атрибуты служат средством воспитания и укрепления в массах веры в идеал. Потому как существует он именно благодаря вере, которая заменяет ему доказательства. Такие действия имеют определенный смысл, они служат средством воспитания и укрепления в массах или в отдельно взятом человеке (в зависимости от того, о каком идеале идет речь - об индивидуальном или массовом) веры в идеал. Для носителя идеала все действия, связанные с его воплощением, имеют огромное значение, являются грандиозной, торжественной задачей, отличающейся от обычной повседневной деятельности [4].
Для успешной реализации идеала также необходим особый символ -символ веры, или идеологический символ. Он обозначает идеал, является как бы его эмблемой. Таких символов в истории можно найти огромное множество: например, христианский крест, звезда Давида, нацистская свастика, коммунистическая пятиконечная звезда и т. д. Символ веры имеет особый характер - характер особой реальности, т. е. такой реальности, при которой духовная форма идеала приобретает материальную оболочку, идеал становится осязаемым. Эта своего рода материализация идеала делает
2007/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
103
его более осязаемым и доступным, способствует его распространению. Это первая ступень на пути воплощения идеала.
Следующей ступенью является идеологический образ - условное изображение идеала, которое может приобретать совершенно разные формы. На основе такого образа выстраивается идеологический миф - своего рода наглядная иллюстрация нормативов данного идеала, призванная не только разъяснить, но и привлечь новых носителей идеала. В качестве такого мифа может выступать жизнеописание основоположника идеала, исторические или псевдоисторические события, связанные с идеалом в целом или отдельными нормативами, легенды, предания и т. д. При этом миф не может быть просто вымыслом, за ним всегда стоит особая реальность, но в то же время миф основывается не на знании, а на желании, за ним стоит реальность желания.
Идеологический миф иносказательно описывает идеал и способ его реализации. В результате формируется идеологический культ, система операций для поддержания и усиления веры в идеал. Таким образом, идеал разворачивается и воплощается, превращаясь в идеологию. Эту сторону реализации идеала можно назвать «реальной» или «материальной», но есть еще одна сторона - эмоциональная, поскольку именно через эмоциональную сферу идеал воздействует сильнее всего.
Эмоциональный аспект идеала начинает свою «работу» с появлением символа веры, о котором речь уже шла раньше. Символ веры с самого начала приобретает реальность (особую реальность), а вместе с ней и святость. Святость в первую очередь означает неподвластность идеала какой бы то ни было критике со стороны, идеал приобретает характер «откровения» для его носителей, которое не требует доказательств, а основывается исключительно на вере. В связи со святостью идеала и идеологического символа возникает мистическое чувство. Оно связано с иррациональным отношением к символу веры и присутствием тайны, чего-то необъяснимого. Дело в том, что святость символа веры в отличие от святости самого идеала имеет иррациональную основу, поскольку не всегда можно проследить однозначную связь между идеалом и идеологическим символом. Поэтому иногда с одним и тем же идеалом сопоставимы разные идеологические образы, а с одним и тем же идеологическим образом - разные идеалы
[4].
Кроме того, в эмоциональной сфере идеал приобретает черты сверхъестественного и порождает мистическое чувство, что связано с эмоциональным отношением к иррациональному, незримым присутствием тайны. Поэтому всякая идеология на определенном этапе приобретает мистический оттенок, он временно укрепляет идеологию, ставит ее вне поля критики, усиливает ее харизматическое действие.
Следующий важный момент реализации идеала - момент жертвоприношений. Для воплощения идеала жертва необходима так же, как необ-
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2007/3
104
тем
Проблематика транспортных сис-
ходим эксперимент для установления истины. Под жертвоприношением мы будем понимать «любой поступок, которым сознательно и бескорыстно причиняется материальный или моральный ущерб тому, кто его совершает» [1]. Жертва является как бы мерой веры в идеал: чем больше вера, тем на большие жертвы готов пойти ради нее человек. Таким образом, конкретному идеалу соответствует конкретная мораль, которая определяет масштабы жертвенности, допустимые в данных условиях. Моральный закон, соответствующий определенному идеалу, может быть совершенно неприемлемым с точки зрения другого идеала.
Любая теория морали, порождаемая конкретным идеалом, определяет, что есть добро и что есть зло. Добром в данном случае будет поступок, соответствующий именно таким моральным нормам, злом - поступок, их нарушающий. Именно соответствующая система моральных норм задает верхнюю и нижнюю границы допустимого для данного идеала, определяет его оптимальность.
Анализируя социальную жизнь, можно выделить семь основных видов деятельности: производство материальных благ, экономическая деятельность, политическая, педагогическая, художественная, научная и техническая. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом и необходимо вытекают одна из другой, начиная с материального производства. Затем мы можем предположить, что каждому из перечисленных видов деятельности соответствует свой идеал: экономический, политический, этический, эстетический и т. д. Эти идеалы, так же как и соответствующие им типы деятельности, не находятся в анархическом беспорядке, а образуют «стройную самосогласованную систему, которую естественно назвать социальным идеалом» [1]. Это значит, что многообразие художественных стилей и направлений является только проявлением многообразия социальных идеалов.
Сначала мы должны выяснить, с чем связано формирование идеала. Можно предположить, что источником идеализации является потребность в преодолении противоречий на конкретном этапе развития общества, что и приводит к разделению «сущего и должного». В развитом обществе, где уже имеются определенные идеалы, происходит их критический пересмотр и анализ, в результате чего создаются новые.
Чтобы понять, что такое селектор, посмотрим, каким образом влияет на формирование эстетического идеала этический идеал. В. П. Бранский предлагает рассматривать его в качестве селектора при выборе нового эстетического идеала. Это значит, что мораль не диктует свою волю искусству, но помогает ему определиться, выбрать из множества комбинаций наиболее подходящую, которая имеет больше шансов стать новым эстетическим идеалом на соответствующем этапе развития социальной жизни. Сам этический идеал формируется подобным образом при помощи анали-
2007/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
105
за, отбора и синтеза предшествующего опыта, в результате которого общество получает новый, приемлемый для себя идеал морали. И в этом случае имеется некий селектор, роль которого в данном случае будет выполнять политический идеал. По отношению же к политическому идеалу роль селектора будет выполнять, как уже нетрудно догадаться, экономический идеал.
Однако бывают и исключения: например, один и тот же политический идеал, например республиканский строй, может привести к формированию классицизма, романтизма или реализма [1]. Это происходит потому, что нет однозначной связи политического и этического идеалов, т. к. конечный результат зависит не только от существующего селективного идеала, но и от имеющегося набора потенциально возможных новых идеалов.
В результате мы получаем развитую систему, где типы социальной деятельности взаимодействуют с соответствующими идеалами, не только влияя на них, но и подвергаясь обратному влиянию, которая существует и изменяется соответственно собственным законам.
Возвращаясь к проблеме реализации идеала в обществе, необходимо отметить следующую тенденцию: идеал в конечном итоге порождается существующей до и независимо от него социальной системой, но также существует и обратный процесс, т. е. сама эта система является результатом реализации идеала.
Необходимо отметить, что как новые духовные идеалы формируются под воздействием утилитарных, так и новые утилитарные идеалы могут реализовываться только с помощью новых духовных, т. е. процесс формирования и реализации имеет характер взаимодействия. Причем этический (т. е. идеал человеческой личности) идеал в такой схеме взаимодействия играет роль посредника между утилитарными - экономическим и политическим - и духовными - эстетическим и мировоззренческим - идеалами.
Заключение
На каждом этапе развития культуры мы можем обнаружить свой идеал, определяющий как специфические черты культуры, так и направление ее дальнейшего развития. Как только меняется идеал, соответственно меняются и нормативы, т. к. они являются всего лишь следствием конкретного идеала.
Идеал - это совокупность ответов на вопросы, задаваемые человеком в процессе его жизнедеятельности и социализации. Чтобы создать новый идеал, человек должен получить опыт общения с бытием и задать себе несколько вопросов: почему так получилось? что надо изменить? как это сделать? Отвечая на эти вопросы, человек переходит от одного пункта к другому. При этом он может и вернуться к предыдущему, если у него вновь возникают вопросы в связи с его дальнейшей деятельностью.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2007/3
106
тем
Проблематика транспортных сис-
Подводя итоги, можно сказать, что идеал, как и всякая наша мысль, с одной стороны, является отражением объективной реальности, а с другой -целью по ее желаемому изменению. В своем происхождении имеет вполне земные корни, т. е. формируется в процессе переосмысления человеком существующей реальности. Идеал не является неизменным и вечным, он меняется вместе с изменяющимся бытием.
Библиографический список
1. Искусство и философия / В. П. Бранский // Калининград: Янтарный сказ, 2000.
- 707 с. - ISBN 5-7406-0192-4.
2. Общественный идеал: диалектика развития / С. В. Туманов // М.: МГУ, 1986.
- 9 с.
3. Проблемы нормативной этнографии / А. И. Першиц // Исследования по общей этнографии. - М.: Наука, 1979. - 214 с.
4. Глобализация и синергетический историзм / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский // СПб.: Политехника, 2004. - 400 с.
5. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4 т. / В. Даль // Т. 2 - М.: Астрель; АСТ, 2001. - С. 8. - ISBN 5-17-009473-6.
6. Критика способности суждения / И. Кант // Собр. соч. в 6 т. - Т. 5. - М.: Мысль, 1966. - 236 с.
7. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель // В 3-х т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1974. - 109 с.
8. Социальная синергетика и акмеология. / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский // СПб.: Политехника, 2002. - С. 45. - ISBN 5-7325-0664-6.
9. Теория идеала / В. Е. Давидович // Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. -С. 161.
УДК625.25
П. Е. Булавский, А. А. Лыков, Г. В. Осадчий, А. В. Петров
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОСПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ В ВУЗАХ
Проведен анализ информационных потоков вуза. Выявлены предпосылки создания автоматизированной информационно-справочной системы вуза. Определена наиболее оптимальная структура организации предоставления информации в вузе, позволяющая увеличить скорость информационного обмена, улучшить информационную наполненность преподаваемых учебных курсов, обеспечить структурирование информационных потоков вуза и обеспечить обратную связь со студентами. Описана информационно-справочная система, разработанная в ПГУПС.
2007/3
Proceedings of Petersburg Transport University