Научная статья на тему 'К проблеме формирования методологической культуры будущего учителя музыки»'

К проблеме формирования методологической культуры будущего учителя музыки» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕФЛЕКСИЯ / METHODOLOGY / CULTURE / METHODOLOGICAL CULTURE / THE REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брова Т. П.

Работа посвящена проблеме формирования методологической культуры будущего учителя музыки, которая рассмотрена как система, включающая научные знания, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH TO THE FORMATION OF METHODOLOGICAL CULTURE OF FUTURE MUSIC MASTERS

The article talks about the formation of methodological culture of future music masters, which is considered as a system, including scientific knowledge, experience of creative activity and experience of emotional value attitude to research.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования методологической культуры будущего учителя музыки»»

модели ЯЛ обнаруживает устойчивую тенденцию превращения потребителя языковой системы в активную ЯЛ, в интересах которой и для которой язык описывается в учебных целях. Личность в категориях лингводидактики динамична, подвижна уже в силу того, что она - часть обучающей системы и часть языковой системы, которые в совокупности предоставляют человеку многочисленные варианты выбора той или иной формы речевого самовыражения. Развитие личности -цель, язык как базовая часть культуры - средство достижения цели. Последнее позволяет заключить, что 1) модель обучения языку не может рассматриваться в отрыве от структурнодифференцированной модели ЯЛ;. 2) обучение культуре диалога не исчерпывается необходимостью грамотно писать, читать и говорить, поскольку необходимым компонентом, составляющим понятие профессиональной речи менеджера, является понятие субъектность как основной атрибут ядра личности (способность человека действовать), которое объединяет структурные и динамические компоненты всей метамодели на основе систематизации «кирпичиков» языковых, речевых, коммуникативных готовностей ЯЛ, «единиц» жизненного и профессионального опыта человека. Из разрозненных знаний, умений и навыков они переходят в разряд смысловых структур методики обучения.

Метамодель обучения русскому языку и культуре речи основывается на двух аксиоматических положениях: 1) обучение - не механическая передача знаний от преподавателя к студенту, знания нельзя вложить, нельзя их взять. (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев) Присвоение знаний есть процесс и результат личной активности студента; 2) процесс усвоения знаний организуется на основе текстуальнодиалогической модели по правилу условно-адекватной интерпретации «чужого» текста и создания «своего» с учетом основных функций текста - информативной, коммуникативной, познавательной. Причем, коммуникативная система выполняет первые две, а познавательная функция реализуется в интегральной системе. Коммуникативная система хранит информацию, а интегральная - обеспечивает ее приращение.

Интегративный подход позволил нам определить основные структурные компоненты процесса обучения: 1) интен-циональность или мотивация как познавательная активность ЯЛ; 2) узнавание как поэлементный анализ на основе уже

имеющегося знания (разделение текста на субтексты, выделение слов, предложений, тематических вопросов, тезисов и т.п.); 3) усвоение как процесс присвоения нового знания и его субъективация. Таким образом, можно сказать, что традиционная знаниевая образовательная парадигма в построенной нами интегрированной метамодели получает принципиально иное звучание. Знание не привносится извне, не существует само по себе, во-первых, оно всегда вписано в определенную систему; во-вторых, в процессе интерпретации оно позволяет ЯЛ генерировать новые тексты, перестраивая языковой опыт личности в целом на диалоговый стиль взаимодействия в системе «ЯЛ-язык», «ЯЛ-текст», «ЯЛ-контекст».

Рассматривая язык в единстве структуры и функции («базы данных» и способов ее употребления), мы учитывали прагматические потребности студентов-экономистов - приобрести знания, умения и навыки, свойственные коммуникативному лидеру. Диалог как учебная, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная форма деятельности развивает эмоционально-ценностную, языковую, предметную и прагматическую компетенции ЯЛ (Д.И. Изаренков) в силу специфики дидактико-коммуникативной среды субъект-субъектного взаимодействия. Особый психологический климат в диалоговом общении обеспечивает субъективно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности: установление и поддержание контакта, порождение «своего» текста-монолога и интерпретация «чужого», аргументация своей и чужой точки зрения, резюмирование и т.д. Причем, каждое из названных речевых действий подразумевает владение определенными операциональными навыками: 1) действовать в позиции и 2) действовать в жанре, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Метамодель обучения русскому языку и культуре речи, отражая особенности, специфику и миссию учебного предмета в системе подготовки менеджеров, предлагается в качестве интегративной логико-дидактической матрицы для дальнейших методических поисков и призвана выполнить две базовые образовательные функции: 1) познавательную - приращение новых знаний; 2) проективную, развивающую - формирование языковой личности диалогического типа.

Библиографический список

1. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост.пед.ун-та. 2000.

2. Титова, И.М. Метаметодический подход к модернизации обучения в общеобразовательной школе // Академические чтения. Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб., 2002. - Вып. 3.

3. Валицкая, А.П. Метаметодический подход: конфликт интерпретаций//Метаметодика как перспективное направление частных методик: Материалы II Всерос. нау.-практ. конф. - СПб., 2005.

Bibliography

1. Danyluk, A.J. The theory of integrating education. - Rostov n / D.: Izd Rost.ped.un-ta. 2000.

2. Titova, I.M. Metametodichesky approach to modernizing education in secondary school / academic reading. Vol. 3. Theory and practice of modernization of national education. SPb., 2002.

3. Valitskaya, A.P. Metametodichesky approach: the conflict of interpretations / Metametodika as a promising trend of private methods: Proceedings of II All-Russia. Nau.-Pract. Conf.. - SPb., 2005.

Article Submitted 10.01.11

УДК 378.14

Т.П. Брова, канд. доц., ГОУ ВПОВГПУ, г. Вологда, E-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»

Работа посвящена проблеме формирования методологической культуры будущего учителя музыки, которая рассмотрена как система, включающая научные знания, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: методология, культура, методологическая культура, рефлексия.

І29

В понятие «методологическая культура» входят два родовых понятия «методология» и «культура». Методология трактуется как наука о научном познании, как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

В контексте образовательной проблематики культура понимается как уровень развития личности, характеризуемой мерой освоения накопленного человечеством социального опыта и способностью к его обогащению. Существуют ценностный и деятельностный подходы к трактовке понятия «культура». Ценностный подход рассматривает культуру как традицию. С позиции деятельностного подхода культура определяется как исторически изменяющаяся совокупность тех методов, приемов, норм и стандартов, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности. В данном контексте культура выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизнедеятельности, социальной и индивидуальной. В связи с этим Т.Е. Климова отмечает способность культуры давать четкие предписания о выполнении в определенной последовательности некоторой совокупности действий, образующих в единстве технологию деятельности. Понимание культуры как способа деятельности рассматривается ею как устойчивый момент в изменяющемся содержании деятельности, перенос которого в новые условия, трансляция образцов деятельности, объяснение направленности деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений, и обеспечивают, по мнению автора, непрерывность исторического процесса, связи его ступеней. Базируясь на деятельностном подходе, методологическую культуру, на наш взгляд, можно рассматривать как технологию научно-исследовательской деятельности [1].

Известный методолог педагогики В. В. Краевский методологическую культуру определяет как культуру мышления, предполагающую знания методологических норм и умение применять эти нормы в процессе решения проблемных педагогических задач [2]. В обобщенном виде он предлагает структуру методологической культуры, в которой выделяет научные знания, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения.

Научные знания понимаются как результат усвоения обучаемым системы фактов, понятий, закономерностей, теорий. В философии закономерности трактуются как объективно существующие, устойчиво повторяющиеся, необходимые связи между явлениями и процессами, характеризующие их. Так в педагогике выявлено, что образованность личности закономерно зависит от целостности образования в единстве обучения, воспитания и развития. Целостность образовательного процесса отражена также в закономерных связях между:

- целями, задачами, содержанием, формами и методами обучения и социально-экономическими потребностями общества;

- процессом обучения и качественным уровнем педагогического взаимодействия;

- средствами педагогической деятельности, задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации;

- уровнем и качеством усвоения и учетом педагогом степени личной значимости для обучаемого усваиваемого содержания.

Особенностью деятельности учителя музыки является то, что в образовании учащихся он опирается на закономерности музыкального искусства, а именно: жанровую, стилевую, интонационную, драматургическую, полихудожественную природу его существования.

Педагогические и музыкальные закономерности служат теоретической основой для разработки принципов. В научной литературе педагогические принципы трактуют как исходные, основополагающие положения, определяющие деятельность преподавателя и характер познавательной деятельности учащегося [3]. Закономерности и принципы являются главными элементами связи педагогической науки и практики. Разработка новых принципов является показателем исследовательской деятельности и творчества педагога. Так, исходя из педа-

гогических и музыкальных закономерностей, Д.Б. Кабалевский сформулировал принципы, ориентирующие педагога на творческую самореализацию учащегося. Авторский коллектив ученых лаборатории музыкально-эстетического воспитания ИХО РАО под руководством Л.В. Школяр предложил принципы, актуализирующую философско-эстетическую сущность музыкального искусства. Следование данным принципам требует от педагога высокой научной эрудиции.

Таким образом, научные знания будущего учителя музыки включают в себя знания музыкально-педагогических категорий, закономерностей и принципов.

Опыт творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения, как считает В. В. Краевский, включает в себя:

1. Конструирование и проектирование учебновоспитательного процесса, предполагающее владение следующими умениями:

- проектировать содержание будущей деятельности;

- проектировать систему и последовательность собственных действий (изучая особенности процесса и результаты собственной деятельности);

- проектировать систему и последовательность действий учащихся (изучая возрастные и индивидуальные особенности).

2. Осознание, формулирование и творческое решение задач на основе умений:

- видеть проблему и соотносить с ней практический материал;

- представить проблему в конкретной практической задаче;

- выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент: «что было бы, если...»;

- ясно видеть несколько различных возможных путей и мысленно выбрать наиболее эффективный;

- распределить решение на «шаги» в оптимальной последовательности.

3. Методическую рефлексию, построенную на:

- самоанализе, включенном в непосредственную деятельность учителя и осуществляемый с ходом процесса обучения (самонаблюдение, самоконтроль, самооценка);

- самоанализе ретроспективного типа, обращенного в прошлое:

а) осмыслении и анализе своей деятельности в терминах проекта;

б) анализе своей деятельности в терминах науки;

- самоанализе прогнозирующего типа, обращенного в будущее (самопредвидение, самообязательство и самоотчет) [2].

В методологической культуре учителя-практика и педаго-га-исследователя существуют различия, которые обусловлены разным сочетанием компонентов структуры педагогической деятельности: конструктивного, организаторского, коммуникативного, гностического. Для учителя-практика характерна недостаточная сформированность конструктивного и гностического компонентов, без которых невозможно моделирование педагогического процесса. По-разному они относятся к педагогической науке. Первый использует ее как методическую опору в своей учебной деятельности, второй создает ее в ходе исследовательской деятельности и изменяет сквозь призму собственных результатов и позиций. Поэтому учитель-практик осуществляет анализ в рамках методической рефлексии, а педагогу-исследователю для анализа практической деятельности необходима рефлексия научной работы.

Общими как для учителя-практика, так и для педагога-исследователя являются интеллектуальные задачи, для решения которых они должны уметь:

- видеть проблему и соотносить с ней практический материал;

- представлять проблему в конкретной практической задаче;

- выдвигать гипотезу и осуществлять мысленный эксперимент;

- видеть варианты путей и мысленно выбирать наиболее эффективный;

- распределять решение на «шаги» в оптимальной последовательности;

- анализировать процесс и результаты решения задачи.

Анализ практики, осуществленный С. В. Кульневич, показывает недостатки в методологической подготовке будущего учителя. Мы их наблюдаем и в нашем вузовском обучении.

1. Студент не проникает в сущностный смысл педагогического явления, а припоминает какая методика, прием, средство больше подходят к данной ситуации. Такая деятельность исключает смысловую сферу деятельности будущего педагога.

2. Он способен выделять противоречия на уровне видения их проявлений, а не на уровне определения причин, их обусловивших.

3. Методическая рефлексия полагает самоанализ средством обнаружения своих педагогических неудач, которые увязываются не с той или иной образовательной парадигмой, как их главным источником, а с недостаточным знанием и умением применять на практике теоретические знания.

4. Возникает противоречие между целевыми гуманистическими установками и формирующими, задаваемыми извне средствами их «присвоения». Студент принимает гуманистические ценности не на уровне своего педагогического творчества, а чужого.

5. Субъектность сознания, его ведущая роль в выработке внутренней позиции личности по отношению к образовательной деятельности остается невостребованной [4].

В. В. Краевский предлагает теоретическую модель формирования методологической культуры будущего учителя, в которой выделяет теоретическую, практическую подготовку в вузе и практическую работу в школе. На теоретическом уровне, как считает автор, формируется целостное видение всех аспектов деятельности через ориентацию будущего учителя на осознание творческого характера профессиональной деятельности. Это обеспечивается проблематизацией содержания образования с использованием продуктивных технологий обучения. В действительности теоретический уровень методологической подготовки студентов характеризуется тем, что они плохо владеют профессиональным категориальным аппаратом, не могут проанализировать собственный и чужой опыт в научных понятиях изучаемой дисциплины.

На уровне практической подготовки в вузе формируются умения использовать научно-педагогические знания в решении профессиональных задач посредством формирования мотивации и умения использовать научные знания для совершенствования практической деятельности, реализации системы задач, способствующих развитию умений и навыков проблемного видения, конструирования задач, выдвижения гипотез и рефлексирования. Это достигается через эвристические беседы, решение поисковых задач с применением технологии проектного обучения.

В практической подготовке современного вуза проектное обучение еще не нашло своего широкого применения. Наш опыт показывает, что участие студентов в разработке и реали-

Библиографический список

зации проектов формирует ценностно-смысловое отношение к будущей профессии педагога, актуализирует методологические знания и умения. Включение студентов в проектную деятельность от этапа формулирования проблемы, темы и решения всех проектных процедур до рефлексии и оценки полученного результата обеспечивает их личностный и общекультурный рост. Эмоционально проживая спроектированные ситуации, методологический анализ приобретает черты «живого» научного знания.

Между тем, участие студентов в проектной деятельности позволило вскрыть недостатки в их теоретической и практической подготовке:

- неумение применять научные знания в решении профессиональных задач;

- невладение диагностическими методами анализа педагогических ситуаций;

- несформированность конструктивных умений, обеспечивающих создание модели предполагаемого результата и ее реализацию;

- неумение определять критерии оценки, содержащие эталонные характеристики будущего результата;

- неумение проектировать систему и последовательность собственных действий и действий учащихся;

- неумение осмысливать и анализировать свою деятельность в терминах проекта.

На уровне практической работы в школе следует побуждать к осмыслению собственных действий и к профессиональному совершенствованию через усвоение методологических знаний. Этому способствует самостоятельный поиск решения проблемных задач, возникающих в ходе учебной практики.

Анализ педагогической практики показывает, что методологические знания и умения, которые формируются в теоретической и практической подготовке, не актуализируются, а значит, не усваиваются. Студенты:

1. Не умеют конструировать диалог, формирующий личностное отношение ученика к содержанию урока. Это обусловлено тем, что педагогическое взаимодействие часто носит характер воздействия учителя на учащегося.

2. Не актуализируют музыкально-педагогические понятия, закономерности и принципы, раскрывающие сущность, содержание и технологию художественного познания музыки учащимся.

3. Выделяют собственные педагогические трудности и затруднения детей, но не умеют формулировать проблему и причины, порождающие ее.

4. Преобладает методическая рефлексия.

Таким образом, мы видим, что методологическая культура учителя музыки формируется в тесной взаимосвязи научных знаний, опыта исследовательской деятельности, необходимым «источником» которой является методическая и методологическая рефлексия. Ей необходимо обучать студентов в вузе, развивая у них самостоятельность в процессе поиска существующих музыкально-педагогических проблем, формируя у них умения пользоваться наукой для их решения в своей практической деятельности.

1. Климова, Т.Е. Технологический компонент научно-исследовательской культуры будущего учителя. - Магнитогорск, 2006.

2. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. - М.: Изд. центр Академия, 2006.

3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.

4. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие для студ. сред. и высш. пед учеб. заведений, слушателей ИПК, ФПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Москва-Ростов - н/Д: Творческий центр Учитель, 1999.

Bibliography

1. Klimova, T.E. Technological component of research culture ofthe future teachers. - Magnitogorsk, 2006.

2. Kraevskiy, V.V. The methodology of pedagogy: a new stage: schoolbook for students of higher educational establishment.- M.: Publishing Center Academy, 2006.

3. Vishnyakova, S.M. Professional education: Glossary. Key concepts, terms, relevant vocabulary. - M.: NMC SPO, 1999.

4. Bondarevskaya, E.V. Pedagogy: the identity of a humanistic theories and systems of education: schoolbook for students of higher educational establishment, and for students of IPK, FPK. [E.V .Bondarevskaya, S. V. Kulnevich]. - Moscow-Rostov - n / D: Teacher Creativity Center, 1999.

Article Submitted 18.01.11

ІЗІ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.