УДК 323.1 (476)« 1930/1940»
Л. В. Жарина, кандидат исторических наук, доцент (БГТУ)
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Стабильному развитию стран способствует бесконфликтное сосуществование представителей различных наций, населяющих их. Для положительной динамики движения в данном направлении важно изучение предшествующих исторических периодов. Интересными в этом плане являются 1920-1940-е гг. В статье нашли отражение изменения, происходящие в содержании и форме национальной политики и в урегулировании межнациональных отношений в БССР в эти годы.
The platform for stable development of any country appears to be conflict less existence of representatives of different nations constituting its population. For positive dynamics it's important to study 1920-1940s as the most interesting previous historical period for our research. The author gives disruption changes which took place in the contents form of national politics.
Введение. Современная Беларусь идет по пути преобразований политических и экономических институтов. Он далеко не безоблачен.
Возникающие экономические проблемы могут вызвать к жизни различного рода националистические настроения и ксенофобии. Сохранение межнационального мира и стабильности становится своеобразным экзаменом на прочность для государственной зрелости стран, и Беларуси в том числе. Изучение исторического опыта развития в данном направлении должно сыграть немаловажную роль. Особенно значим в этом плане анализ положительных и отрицательных результатов, что позволит не наступать дважды на одни и те же грабли.
Основная часть. Межнациональные отношения - явление многоаспектное. Они очень чувствительны к малейшим проявлениям напряженности, возникающей в обществе. Это могут быть факторы социально-экономического, общественно-политического, религиозного, этнопсихологического порядка и т. д. В 20-е гг. наиболее сильную роль сыграли экономический кризис, значительное аграрное перенаселение, безработица, материально-бытовая неустроенность многих жителей. В этот период национальная политика выдвинулась в приоритетные области государственного строительства, так как новые политические лидеры сумели осознать остроту данного вопроса.
Можно с уверенностью сказать, что фактор государственности сыграл определяющую этно-формирующую роль. Но процесс развития национального самосознания проходил очень сложно и противоречиво. Безусловно, налицо было очень сильное стремление к консолидации. Но этому же процессу оказались присущи и негативные моменты, связанные с администрированием, формальным отношением, попытками формирования национальной жизни. Неблаговидную роль сыграли и гонения по отношению
к обладателям религиозного самосознания, а также празднично-обрядовой культуре.
Надо сказать, что национальную политику 1920-х гг. отличал определенный прагматизм. Например, одной из центральных задач РКП(б) являлось укрепление своего влияния среди национального крестьянства. Очень важен был также диалог с национальной интеллигенцией. Реализация же экономической составляющей национальной политики осуществлялась сложнее.
После октября 1917 г. для еврейского населения были сняты ограничения по занятию сельскохозяйственным трудом и переселению в промышленные центры. 4 ноября 1927 г. СНК БССР принял специальную программу, которая предусматривала, помимо землеупорядочения, создание новых промышленных предприятий в местечке, укрепление коопераций, обеспечение населения кредитами. К 1929 г. для трудящихся евреев было выделено 23 064 га.
Принятые на XII съезде РКП(б) (1923 г.) решения о совершенствовании межнациональных отношений, а также постановление ЦК КПСС «О практических мероприятиях по проведению национальной политики в Белоруссии» (1924 г.) заложили основу для развития национальных меньшинств, проживавших на территории республики. С целью создания национальных рабочих кадров как главной опоры советской власти в белорусских городах началось развитие промышленного строительства, проводились мероприятия по привлечению национальных меньшинств на государственные фабрики и заводы, по их производственному обучению и повышению квалификации. Это имело целью преодоление экономической отсталости национальных районов, развитие промышленности, а также создание широкой прослойки национальных рабочих кадров, которые бы стали проводниками социалистических идей.
В постановлении объединенного пленума ЦК и ЦКК КП(б) от 23 декабря 1933 г. при подведении
58
ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2012. № 5. История, философия, филология
итогов по проведению национальной политики отмечалось, что увеличилась численность пролетариата БССР за счет вовлечения в производство выходцев из деревень. Это также способствовало изменению его национального состава. Например, за годы первой пятилетки количество белорусов увеличилось до 61,4 тыс., евреев -до 25,1 тыс. и т. д. Уменьшился разрыв, который существовал в национальном составе между пролетариатом и крестьянством в БССР [1].
Состояние межнациональных отношений в Беларуси в 30-е гг. также было неоднозначным, что обусловливалось такими факторами, как «пестрота» этнического состава населения, различная религиозная принадлежность, языково-культурные особенности и т. д. Эти моменты оказывали довольно существенное влияние на характер межнациональных отношений в Беларуси, которые могли меняться от дружеских до враждебных. Учитывая многонациональность, имела место ассимиляция. В ней было как бы две стороны: с одной стороны, ассимиляция белорусов другими нациями, с другой - представители иных наций переходили в ранг белорусов. В частности, об этом свидетельствует статья Горецкого Р., напечатанная в журнале «Полымя», № 5 в 1929 г. Она посвящена анализу демографической ситуации в БССР по материалам переписи населения 1926 г.
Еще в Конституции 1919 г. в статье 15 декларировалось, что ССРБ, признавая равные права граждан, независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет, что установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этой основе и также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия противоречит основным законам республики.
Межнациональные конфликты - сложные, труднорегулируемые явления. Они могут быть связаны с историческим прошлым народов; имеют «волнообразный» характер развития: то обостряются, то затухают; затрагивают бессознательное человека; достаточно тесно связаны с религией и т. д. И хотя перепись 1926 г. не содержала сведений о вероисповедании, следует учитывать, что в 20-х гг. XX в. население БССР еще было подвержено смешению критериев национальности и вероисповедания. Многие белорусы-католики считали себя поляками.
Различные народы по-разному сохраняли свои традиционные этнические черты и признаки. Например, польское население довольно быстро включалось в процессы модернизации, а немецкое и еврейское старались сохранить свою этническую оригинальность.
В связи с этим в первой половине 30-х гг. партийное и советское руководство БССР
предпринимает усилия, чтобы «повернуть» немецкое население «лицом» к Советской власти, превратить его из объекта «социалистических преобразований» в активного субъекта. Особенно обострился «немецкий вопрос» к 1934 г. [2].
Важным средством советизации немецкого населения было обучение и воспитание подрастающего поколения на родном языке. Поэтому на проходившем в Минске в январе 1932 г. съезде трудящихся немцев БССР наряду с вопросами о международном и внутреннем положении СССР, о «коллективизации и дальнейшем колхозном строительстве среди трудящихся немцев» обсуждался вопрос о школьном и культурном строительстве. Однако 1 декабря 1937 г. Оргбюро ЦК ВКП(б), рассмотрев вопрос «О национальных школах», признало нецелесообразным существование «особых национальных школ» (финских, эстонских, латышских, немецких и др.) на территории советских республик. 3 июля 1938 г. ЦК КП(б)Б принял решение о реорганизации всех национальных школ БССР в русские и белорусские [3].
В 1930-е гг. возникает угроза Советскому Союзу со стороны фашистских режимов и средства осуществления национальной политики претерпевают изменения. Ликвидируются мелкие формы территориальной автономии, начинается декоренизация партийного и советского аппаратов, активизируется борьба с проявлениями «местного» национализма. Такой путь избирается руководством страны с целью консолидировать народы СССР, объединить их посредством идеи обороны социалистического Отечества. Поэтому во всех регионах советской страны проводились массовые кампании, направленные на воспитание советского патриотизма.
К 1931 г. руководство национальных советов переориентировалось в области национальной политики. Основной задачей стало единение на классовой основе, а не на национальной. Во второй половине 30-х гг. советским сообществом была поставлена задача повысить уровень консолидации народов на советской основе. Была разработана целая система практических мероприятий, направленная на формирование социалистического сознания граждан. Среди различных средств, используемых с этой целью, можно выделить организацию и проведение всенародных праздников (день Великой Октябрьской социалистической революции, 1 Мая и др.), открытие исторических, художественных и мемориальных музеев, создание кинофильмов, спектаклей, выпуск учебной литературы и художественных произведений соответствующей тематики.
Вместе со средствами менялись и методы осуществления национальной политики. Главной
опасностью для существования СССР объявлялся «шовинизм ранее угнетенных наций» (еврейский, польский, белорусский и др.). Подобное утверждение XVI партийного съезда дало толчок необоснованным репрессиям, которые считались необходимым элементом наступления социализма.
В таких условиях деятельность государственных органов была направлена на создание и поддержку национальных общественных объединений, которые бы лояльно относились к советской власти и направляли свою воспитательную работу среди населения в соответствующее русло (МОПР, Осавиахим и др.). Постепенно этническая доминанта в СССР была заменена классовой, объединяющим началом стал выступать принцип пролетарского, а позднее и социалистического интернационализма.
Интернационализм в данном контексте означал преобладание политических и социально-экономических отношений над национально-этническими, соответственно сдерживал рост этнического самосознания и формирование самобытной культуры. Тем не менее нельзя отрицать факты своевременного оказания помощи. Марксистско-ленинская теория считала национальные отношения вторичными, порожденными классовыми и политическими. Но практика показывает, что этнические чувства и связанные с ними ценностные ориентации в определенных обстоятельствах могут взять верх над социально-классовыми и политическими интересами. Особенно это проявляется в кризисные моменты. Следует сказать, что в Беларуси никогда не было острых конфликтов на национальной почве. Даже белорусские фольклорные произведения (присказки, песни, сказки и т. д.) подтверждают, что белорусы не характеризуются отрицательным отношением к лицам других национальностей. Своеобразным показателем состояния межнациональных отношений является степень распространенности среди населения браков между представителями разных национальностей. В Беларуси смешанных браков было относительно мало - 2,98% от всего количества заключенных в республике (по данным на 1927 г.), но несколько выше, чем в РСФСР - 1,99% [4]. Самый высокий показатель дают браки, заключенные между украинцами и белорусами (в 1926 г. - 60,8%, в 1927 г. - 63,7%). Около 45%
белорусок заключили брак с мужчинами украинской национальности [5].
В начале 30-х гг. в печати все более настойчиво проводится мысль о неизбежности слияния культур и языков советских народов в строительстве социализма. Упор делается на интернациональное путем административных мер. Тезис о том, что культура должна быть национальной по форме и интернациональной по содержанию, стал расхожим. Но уловить эту грань, удержать баланс - архисложно. Тем более что соблюдение национального и интернационального сопровождалось различного рода коллизиями. Еще в 1928 г. Президиум Совета Национальностей ЦИК СССР отметил, что в Беларуси «в значительной степени изжиты национальная рознь и обособленность». А уже в мае - июне 1929 г. комиссия ЦК ВКП(б) во главе с ее членом, председателем ЦКК КП(б)У В. П. Затонским, обследовав «практику нацра-боты в БССР», сделала выводы, которые легли в основу политических репрессий в республике против национальной интеллигенции и местных кадров в 1929-1933 гг.
Заключение. Анализ действий властей в 1930-40-е гг. в области межнациональных отношений, национальной политики, интернационального воспитания свидетельствует о допущении ряда серьезных ошибок. Но они не были направлены на противопоставление или разжигание национальной розни.
Литература
1. Пасля крутога павароту. 1дэолага-пат-тычная барацьба у Беларусь 1932-1934 гг. / аут.-склад.: У. I. Адамушка [1 шш.]. - Мшск: БелНДЩАС, 2008. - С. 233.
2. Малые диаспоры Гомельщины в 20-30-е годы XX века: аналитические материалы и документы Государственного архива Гомельской области / сост.: В. П. Пичуков, М. А. Алейникова, 3. А. Александрович. - Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2008. - С. 61-66.
3. Там же. - С. 61-66.
4. Дубянецю, Э. С. М1жнацыянальныя ад-носшы на Беларус1 у 20-я гады XX ст.: аутарэф. дыс. ... канд. пет. навук: 07.00.01 / Э. С. Дубя-нецю; Беларус. дзярж. ун-т. - Мшск, 1995. - С. 9.
5. Нацыянальна-дэмаграф1чныя працэсы на Беларус1 / пад рэд. А. А. Кавалеш. - Мшск: БДПУ 1мя М. Танка, 1998. - С. 26.
Поступила 20.03.2012