Научная статья на тему 'К проблеме формирования экологического сознания военнослужащих'

К проблеме формирования экологического сознания военнослужащих Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ВООРУЖЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / ОПАСНОСТЬ / ПРИРОДА / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ARMED MAN / MILITARY MAN / WARRIOR / METHODS OF COOPERATION / EVOLUTION / DANGER / NATURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беркут Виктор Петрович, Пучкин Сергей Иванович

Представлены результаты социально-философского анализа формирования экологического сознания военнослужащих, определены исторические этапы его развития: от подчинения воина силам природы, происходившего от поклонения безличным природным силам и стихиям к тотемизму, анимизму и политеизму, господства вооруженного человека над природой посредством деятельностного подхода, ограниченного целями, потребностями воина и возможностями природы, гармонии военнослужащих с природой, обусловленного достижениями научно-технического прогресса, появлением новых средств вооруженной борьбы и их катастрофическими последствиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF THE FORMING OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS SERVICEMEN’S

Presents the results of socio-philosophical analysis of formation of ecological consciousness of the servicemen, identified historical stages of its development: from subordination of the warrior forces of nature that took place from the worship of the impersonal natural forces and elements to totemism, and animism and polytheism, armed domination of man over nature by means of the activity approach, the limited goals, the needs of the warrior and the possibilities of nature, harmony military personnel with nature, due to the achievements of scientific-technical progress, the emergence of new means of warfare and their devastating consequences.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования экологического сознания военнослужащих»

УДК 355:1

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В.П.Беркут, С.И.Пучкин

Представлены результаты социально-философского анализа формирования экологического сознания военнослужащих, определены исторические этапы его развития: от подчинения воина силам природы, происходившего от поклонения безличным природным силам и стихиям к тотемизму, анимизму и политеизму, господства вооруженного человека над природой посредством деятельностного подхода, ограниченного целями, потребностями воина и возможностями природы, гармонии военнослужащих с природой, обусловленного достижениями научно-технического прогресса, появлением новых средств вооруженной борьбы и их катастрофическими последствиями.

Ключевые слова: экологическое сознание, вооруженный человек, военнослужащий, способы взаимодействия, эволюция, опасность, природа.

Рациональный поход к обеспечению выживания рода и семьи, их безопасного существования и развития, издревле присущий воинам, во многом обусловил стремление ответственных и социально активных членов общества -военнослужащих - защищать и совершенствовать окружающий их социальный и природный мир.

На протяжении всей эволюции развития человечества люди старались защитить свою территорию как основное условие жизни племени (народа), или расширить среду своего обитания за счёт соседей. Кулаки, камни, палки, в том числе заостренные, пращи, луки, стрелы, копья - поиск в окружающей среде всё более совершенных средств вооруженной борьбы начался на заре нашего существования.

Объектом экологического сознания военнослужащих выступает взаимодействие природы и вооруженного сообщества, которое традиционно входит в сферу научного интереса социальных философов. Выделяются три способа такого взаимодействия: подчинение воинов силам природы, господство людей, обладающих вооружением и военной техникой, над природой, и гармония военнослужащих с природой.

В социально-философских источниках относительно эпохи зарождения человеческого сообщества подчёркивались слабость и зависимость людей от природных стихий, проявление их подчинения силам природы и необходимость вооруженной защиты от возникающих угроз, прежде всего, диких зверей. Для выживания было важно взаимодействовать со средой обитания, полностью принимать ее законы, приспосабливаться к ней. Поскольку выживали сильнейшие, люди были вынуждены скрываться от более сильных и нападать на слабых, подражая образу жизни животных. Человек признавал свою принадлежность и подчинённость «царству природной необходимости», но выражал её по-своему: обращался к силам природы в заклинаниях как к себе

подобному существу -милосердному или жестокому, щедрому или скупому, но неизменно более сильному и могущественному. То есть уже в первобытном обществе, по мнению исследователей, обнаруживалось стремление людей понять мир природы исходя из собственного опыта[1, с. 143-144; 2, с. 93-94].

В бессознательном общении первобытного человека с окружающей средой, нередко возникали ситуации, приводившие к неожиданным результатам («техника случая») [3, с. 58]. Так, испускаемые от страха вопли, леденящие душу крики и свисты отпугивали нападавших зверей и со временем превращались в боевой клич племени, а одежды из шкур, головные уборы из перьев или оскаленных голов убитых животных и птиц, помимо защиты от холода также пугали зверей и представителей других племен, становясь впоследствии атрибутами охоты или войны в виде боевых доспехов и снаряжения.

В качестве существенной характеристики подчиненного отношения древних воинов к природе выделяется религиозная составляющая. Одним из первых шагов на пути теологического объяснения окружающего мира, формой самосохранения и защиты, осознания единства людей с природой стал тотемизм. Жизнь племени была тесно связана с определёнными видами наиболее почитаемых животных и растений. Как правило, тотемная группа носила имя и чтила свой тотем, подражая его повадкам в бою, ритуальных танцах и в повседневной жизни. Почитание не исключало, но даже предполагало ритуальное употребление тотемных животных и растений в пищу, что символизировало единство рода. Это вызывало убеждение воина о родстве со своим тотемом -поскольку они состояли из одной субстанции.

Данный тезис может быть подтвержден примерами подражания человека силам природы. В животном мире существует правило «кто больше, тот сильней», и каждое существо старается выглядеть значительнее, чем есть на самом деле: жаба в случае опасности раздувается; кобра поднимается и раскрывает «капюшон»; кошка выгибается дугой и поднимает шерсть дыбом; вожак стаи всегда сидят на возвышении. Аналогично поступали люди: вожди - стремились занять позицию на возвышении; жрецы, монахи и бояре - носили высокие клобуки; римские легионеры, русские гусары и прочие солдаты носили шлемы с рогами, перьями, гребнями, киверами, зрительно увеличивающими рост их носителя. Это простой психологический прием, механизм которого спрятан в глубинах мозга и включается автоматически, минуя сознание. Поэтому он всегда действует.

Оружие, орудия труда и предметы обихода, найденные в древних усыпальницах, свидетельствуют о том, что у людей первобытного общества имелись представления о продолжении существования души после смерти тела. Поэтому другой религиозной формой взаимодействия природы и сообщества людей, стремящихся защитить свою жизнь, считают анимизм- веру в существование душ и духов. Неизбежная враждебность окружающего мира принуждала людей противопоставлять ему деяния великих предков, наиболее почитае-

мыми из которых были герои и воины, павшие в бою ради спасения своего племени.

В соответствии с теорией Э. Тайлора [4, с. 278] представление о существовании души распространялось на мир природы. Считалось, что все составляющие природы имеют свою душу, что природные тела и явления (небо и земля, солнце и луна, дождь и ветер, гром и молния), от которых зависело их существование, даже отдельные заметные детали рельефа (горы, реки и т.д.), находясь в распоряжении определенных духов, проявляют свою силу, а потому духов следовало привлечь на свою сторону, задобрить. Это было особенно важно из-за необходимости использовать различные природные объекты (пещеры, холмы, леса, болота и др.) в качестве укрытий для защиты жизни людей и, наоборот, для охоты или нападения на противника. Отсюда возникла вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе эволюции трансформировалась в политеизм.

Воины одухотворяли природу, но вместе с тем уже тогда считали возможным наказывать её стихии и проявления. Легенда о персидском царе Ксерксе (5 в. до н. э.) гласит, что его поход в Грецию (480—479 гг. до н.э.) окончился поражением по причине разрушения сильным ветром наведенного понтонного моста для переброски войск к месту битвы. Разъяренный царь приказал наказать море и персидские палачи, бывшие при войске, высекли морскую воду. Море было «наказано» [5].

То есть формирование осознанного взаимодействия подчинённости воинов силам природы происходило постепенно: от поклонения безличным природным силам и стихиям к тотемизму и анимизму, в виде одухотворения конкретных окружающих природных объектов, а затем к политеизму, где каждый бог выступал олицетворением конкретной природной стихии или явления, животного или растения.

Осваивая среду обитания, вооруженные, а значит, наиболее деятельные люди, стремились «навести в ней порядок» - обезопасить и организовать окружающий мир по своему разумению. Существовавший уровень орудий борьбы и преобразования сводил этот порядок к минимуму: не обустроенная человеком часть природы в сравнении с обустроенной представлялась опасной бесконечностью, где царил хаос. Понятием «хаос» воин невольно утверждал отсутствие защищенности и какого-либо порядка в окружающем мире до его собственного появления, как разумного существа. В этом «хаосе» содержалась бессознательная установка на изменение, преобразование природы. Казалось бы, безобидная претензия: природа ещё не преобразована человеческой деятельностью, сила даже наиболее подготовленного - вооруженного человека не сопоставима с природными стихиями, но воин убежден, что фактом своего присутствия уже вносит элемент защищенности и порядка в окружающий мир. Часть мира, где воина (а значит и порядка) нет, вызывала у него отрицательные эмоции: страх, чувство опасности, тревожное ожидание неизвестного.

Окружающая среда воспринималась позитивно лишь тогда, когда была обеспечена его безопасность и заполнена знакомыми предметами и явлениями, которые он понимал. Действующие в природе силы представлялись непредсказуемыми, вступающими в конфликты и несущими угрозу. Деятельный воин стремился укрепить свои позиции в мире неупорядоченных природных стихий. Придавая им согласованность и меру, «формируя» в природных объектах, животных и растениях полезные для себя свойства, вырабатывая более изощрённый технический инструментарий защиты (нападения) и деятельности, сохраняя и передавая приобретенные в борьбе за выживание способности и знания, воин создавал культуру, особый мир орудий и предметов, живых и действующих сил, наделённых ценностью безопасности жизни и связью, последовательностью и соответствием. Значимость окружающего мира воспринималась через ценностное значение заполняющих предметов: в нём есть опасные и безопасные места, ситуации, существа и духи. И все эти «опасно» и «безопасно» применялись воином для реализации главной потребности племени - выжить.

С развитием общества совершенствовалось вооружение, изменялись способы ведения войны, содержательное наполнение военных ценностей и система отношений к окружающей среде.

Следующим способом взаимодействия военного сообщества и природы является господство вооруженного человека над природой.

Существенным признаком рассматриваемого способа экологического взаимодействия (господства над природой) стал деятельностный подход, ограниченный целями и потребностями воина, и возможностями природы.

Одним из его проявлений стало возникшее в античности стремление полководцев использовать природные объекты и явления для достижения победы в бою. В известной битве при Фермопилах (480 г. до н.э.) - Фермопильскую теснину (проход между горой Эта и морем) блокировал отряд из 300 спартанцев под предводительством царя Спарты Леонида, преградив путь многотысячному войску персов (250 тыс. чел.) царя Ксеркса и задержав его продвижение к Элладе.

В Древней Греции произошло осознание значимости разделения труда умственного и физического, воинского труда простого ратника и полководца, что имело огромное (хотя и опосредованное) значение для последующего осмысления ценности природы: произошёл разрыв между теоретическими и прикладными знаниями о природе. На обыденном уровне они имели практическую направленность, характеризовались избирательностью и эклектичностью. Теоретический уровень представлений о способе и перспективах взаимодействия с природой превращался в отвлечённую от жизни абстракцию.

Так, Демокриту в качестве исходного пункта всех рассуждений служила мёртвая природа, тогда как Аристотелю - живая. В связи с этим можно говорить о существовании, как минимум, двух альтернативных моделей взаимодей-

ствия человека с природой в античности[6, с. 15]. Одна заимствовала понятия из исследований живых организмов, другая - неживой природы. То есть налицо взаимодействие альтернативных моделей экологического взаимодействия -«механистической» и «органистической». Тем не менее, «хотя в философских представлениях ... греко-римского мира господствовала нравственная концепция природы, она не спасла человечество от экологических проблем»[7, с. 11]. Отношение воина к природе было обусловлено его потребностями, методами и средствами вооруженной борьбы, которые не делали это развитие необходимым.

Разделение окружающего мира на культурный и дикий, неупорядоченный, характерное для «господствующего» над природой способа экологического взаимодействия эпохи античности, было перенесено и на понимание целей войны. Наряду с культурными народами, живущими по закону, выделялись «варвары», существующие как бы по природе, без норм и законов. Это деление фиксировало различие между «своими» и «чужими», отождествляло своё с культурным, освоенным, безопасным, а чужое - с диким, несущим неопределенность и угрозу. В такой трактовке определяющим было непонимание и, следовательно, отрицание чуждого образа жизни, вполне объяснимое с точки зрения воина-земледельца на жизнь кочевников, угрожавших ему набегами, разорением и гибелью.

Со временем в сознание воина насаждались антиэкологичные идеи. Методология их внедрения основывалась на концепции обогащения через формирование так называемых неестественных потребностей, изначально не заложенных в человека природой, как считал Эпикур. В условиях кризиса в древних цивилизациях возникал избыток накопленных материальных благ, что приводило к нерациональному потреблению природных ресурсов. Древнегреческие философы отмечали упадок духовных настроений людей, рост их стремления к удовлетворению потребностей плоти [8]. Появлялись и экологические проблемы - их порождала, к примеру, добыча полезных ископаемых. В VII - IV веках до нашей эры интенсивная разработка серебряно-свинцовых рудников, увеличение размеров и количества деревянных военных кораблей, необходимых для ведения многочисленных войн, требовали больших объемов крепёжного леса, что привело к уничтожению средиземноморских лесов. Значительные изменения в природных ландшафтах вызывало строительство крепостей, оборонительных сооружений и прочие результаты технической деятельности человека. К примеру, это засоление почв в результате ирригационных работ в междуречье Тигра и Евфрата, что привело в итоге к упадку государств этого региона.

Средневековые философы особо подчёркивали влияние христианства, приоритетность божественного замысла во взаимодействии воина с природой. Установившаяся христианская традиция господства вооруженного человека над природой совершила революцию в сердцах, умах и морали, отвергнув господствовавшие языческие представления.

Характерной чертой философских воззрений этого этапа стало построение взаимоотношений воина и живой природы с позиций креационизма и антропоцентризма: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» [9]. Но эффективно реализовывать одобренное библейскими заповедями свое право господства над природой человек мог только при опоре на силу оружия. Увеличился разрыв между теоретическими и прикладными знаниями о природе. В период становления христианства воин на обыденном уровне не противопоставлял себя природе, поскольку считал себя её частью, измерял окружающую среду размерами своего тела - саженями, локтями, пядями и футами. Его природа - близкая и доступная, которая соответствовала телесным меркам. На теоретическом уровне способ взаимодействия воина с природой шёл дальше и характеризовался духовным превосходством над ней. Вооруженный человек вознёс себя над природой, опираясь на силу божественного духа. Относительно небольшой пространственный ареал жизнедеятельности воина компенсировался высоким духовным напряжением, переживанием своего неустойчивого положения между конечным «здесь» и вечным «там». Жизнь как ценность была интересна не тем, что она - каждодневная борьба за выживание, но важна результатами веры, которые будут достигнуты в итоге. Христианские идеи греха и спасения заняли место греческих представлений о добродетелях. При этом наиболее существенной стала история жизни человеческой, история войн за веру (Крестовые походы), а вовсе не природа.

Исследования показывают, что наличие размышлений и стремление к гармоническому способу взаимодействия человека с природой прослеживаются на всём протяжении эволюции человеческого социума. Так, теория познания окружающего мира и целостное мировоззрение нашли отражение в древнекитайском философском трактате «И-цзин» (Книга Перемен)[10, с. 17-30]. Согласно данной позиции гармония мироздания обусловлена борьбой тёмного и светлого начал, которые рассматривались как изначально присущие всем материальным объектам. Противостояние этих динамических сил постоянно вызывает изменения в природе и человеческих отношениях. Эти свойства породили противоборствующие общественные группы, которые зависели друг от друга, возникали и погибали, используя средства вооруженного противостояния, Характерной особенностью гармонического способа экологического взаимодействия, выраженного в раннем натурализме и диалектике концепции «И-цзин», было рассмотрение противоречий в мире природы и общества как результата взаимодействия противоположных сил.

Проявлением гармонического типа отношения военнослужащих к природе можно назвать естественнонаучные открытия, совершенные российскими офицерами, учеными и первопроходцами, руководившими географическими

экспедициями, нацеленными на усиление безопасности и мощи своего Отечества, а также расширения человеческих знаний о природных явлениях.

Витус Беринг(1680-1741) - выдающийся русский офицер датского происхождения, мореплаватель и землепроходец - исследовал побережья Камчатки, Чукотки и северной части Тихого океана. В честь его названы Командорские острова, Берингово море и пролив между Азией и Америкой. Беринг выдвинул планы дальнейших исследований северо-восточного побережья Азии, разведки морского пути к устью Амура, Японским островам и к американскому континенту.

Генерал-майор Пржевальский Н.М. (1839-1888) офицер российского Генерального Штаба (военной разведки), известный путешественник и натуралист стал всемирно известен благодаря своим экспедициям, но они напрямую связаны с его разведдеятельностью. В составе всех четырех его походов (18701885) были только люди, состоявшие на службе в Российской армии, что обеспечивало железную дисциплину, сплоченность и отличную боевую выучку экспедиционных отрядов. Н.М. Пржевальский сумел закрепить за собой особый статус и алгоритм путешествий: военной разведке не мешали научные изыскания в ботанике, зоологии, метеорологии, этнографии и других дисциплинах. Военный исследователь открыл десятки видов растений и животных, названных его именем. Но мало известно о том, что он выступил пионером нового типа разведки - проактивной, предупреждающей важные события и, отчасти, меняющей их. Н.М. Пржевальский своими открытиями способствовал освоению новых земель и росту, таким образом, могущества России. В условиях развернувшегося глобального соперничества с Великобританией за влияние в Центральной Азии он предоставлял точные координаты имеющихся дорог, водных и других природных преград, горных вершин как точек топографической привязки и проходов в труднодоступных местах [11, с. 28].

Особую актуальность стремление к гармонизации взаимодействия общества и природы приобрело во второй половине ХХ века, что обусловлено экологическими последствиями двух мировых и ряда локальных войн; ростом научно-технического прогресса, в том числе в военном деле, появлением новых средств вооруженной борьбы - химических и их катастрофическими последствиями.

Так сложилось, что военные полигоны обязаны соответствовать требованиям сохранения биологического многообразия. Несмотря на проведение военных учений, территорию полигонов мало затрагивает влияние, оказываемое людьми на природу - сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, туризм. А в практику ряда военных полигонов вошли мероприятия по облагораживанию природы в охраняемой ландшафтной местности, сохранению редких видов животных и птиц на военных территориях. Под влиянием военных учений - передвижений военной техники, взрывов и частых пожаров на полигонах образуются открытые ландшафты вересковых пустошей и пространства, по-

крытые песком, на которых находят себе места обитания многие подверженные исчезновению виды растений и животных.

Проявление гармоничного типа экологического сознания военнослужащих мы наблюдаем сегодня в Арктическом регионе. Загрязнение Арктики произошло во второй половине ХХ века вследствие необходимости создания там большого количества военных баз для упреждения ядерного удара США через Северный полюс. За период с 2015 по 2018 года силами экологических подразделений ВС РФ там очищено 104 тыс. кв. км; собрано более 18,5 тыс. тонн и вывезено более 16 тыс. тонн металлолома. В 2019 году планируется завершить экологические работы по Арктике и очистить оставшиеся 9 000 км2 [12].

Таким образом, характерной чертой современного этапа развития экологического, т.е. гармонического, сознания военнослужащих выступает противоречивая тенденция, когда, стремясь к познанию и преобразованию природы с пользой для себя, военный человек, с одной стороны, сознает необходимость выполнения приказа и причинения ущерба противнику, окружающей его среде обитания, с другой стороны, понимает важность защиты себя, Отечества и окружающей природы с помощью современного вооружения как средства сдерживания потенциального противника от разрушительных ударов, а также природы от самого себя и человечества в целом через экосообразную военную деятельность, сохранение и создание новых военных полигонов (при этом являющихся заповедниками), защищая от уничтожения отдельные виды животных и растений, минимизируя техногенные воздействия на окружающую среду исходящих от лица вооружения и военной техники.

Список литературы

1. Монтескье Ш.П. О духе законов. Избр. произведения. М.: ИПЛ, 1955.

803 с.

2. Гельвеций К.А. Об уме // Соч.: в 2т. М.: Мысль, 1973. Т.2. С.89-103.

3. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. 1993. №10. 192 с.

4. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Прогресс, 1989. 568с.

5. Петров А. Климатическое оружие: Властелины погоды [Электронный ресурс]. URL: https://www.popmech.ru/weapon/12370-klimaticheskoe-oruzhie-vlasteliny-pogody/ (дата обращения: 01.03.2019).

6. Философия природы в античности и в средние века. М.: Прогресс-Традиция, 2000. Ч.1. 608с.

7. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: Наука, 1987.

182с.

8. Платон. Тимей // Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1970. Т.3. С.421-500; Критий / Там же. С.501-515.

9. Библия. Ветхий Завет.

10. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М.: Наука, 1993. 606с.; История китайской философии. М.: Прогресс, 1989. 552 с.

11. Самохин А. Разведка путешествиями // Свой. 2019. Апрель. С.28-29.

12. Итоги деятельности Министерства обороны России в 2018 году [Электронный ресурс]// URL: https://itogi2018.mil.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).

Беркут Виктор Петрович, д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой, v_berkut@mail.т,Россия, Балашиха, Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого,

Пучкин Сергей Иванович, преподаватель, puchkinsergeiamail.ru, Россия, Балашиха, Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

TO THE PROBLEM OF THE FORMING OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS SERVICEMEN'S

V.P. Berkut, S.I. Puchkin

Presents the results of socio-philosophical analysis of formation of ecological consciousness of the servicemen, identified historical stages of its development: from subordination of the warrior forces of nature that took place from the worship of the impersonal natural forces and elements to totemism, and animism and polytheism, armed domination of man over nature by means of the activity approach, the limited goals, the needs of the warrior and the possibilities of nature, harmony military personnel with nature, due to the achievements of scientific-technical progress, the emergence of new means of warfare and their devastating consequences.

Key words: ecological consciousness, armed man, military man, ecological consciousness, warrior, methods of cooperation,evolution, danger, nature

Berkut Victor Petrovich, doctor of philosophical sciences, professor, manager of department, v berkut@mail.ru, Russiа, Balashikha, The Military Academy of Strategic Rocket Troops after Peter the Great.

Puchkin Sergey Ivanovich, teacher, puchkinsergei@mail.ru, Russiа, Balashikha. The Military Academy of Strategic Rocket Troops after Peter the Great.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.