Научная статья на тему 'К проблеме этнокультурной социализации татарской молодежи: прошлое и современные тенденции'

К проблеме этнокультурной социализации татарской молодежи: прошлое и современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
250
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Закиров Р. З.

Статья посвящена рассмотрению и анализу процессов становления татарской молодежи в этнокультурном аспекте. Рассматривается эволюция системы социализации молодежи с советских времен по настоящее время через развитие образования, культуры, родного языка и участия в общественных движениях. Как источниковая база используются документы двух форумов татарской молодежи, прошедших под эгидой Всемирного конгресса татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ETHNO-CULTURAL SOCIALIZATION OF THE TATAR YOUTH: PAST AND MODERN TRENDS

The paper analyses the Tatar youth socialization process in its ethno-cultural aspect. The evolution of the youth socialization system from Soviet times till the present through development of education, culture, native language and participation in public movements is studied. Documents of two forums of the Tatar youth, held under the auspices of the World Congress of Tatars, are used as a primary source.

Текст научной работы на тему «К проблеме этнокультурной социализации татарской молодежи: прошлое и современные тенденции»

УДК 947

К ПРОБЛЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТАТАРСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

© 2007 Р.З.Закиров

Институт истории имени Марджани Академии наук Неспублики Татарстан, Казань

Статья посвящена рассмотрению и анализу процессов становления татарской молодежи в этнокультурном аспекте. Рассматривается эволюция системы социализации молодежи с советских времен по настоящее время через развитие образования, культуры, родного языка и участия в общественных движениях. Как источниковая база используются документы двух форумов татарской молодежи, прошедших под эгидой Всемирного конгресса татар.

Этнокультурное движение молодежи стало одним из самых значимых явлений современной национальной жизни татарского населения Российской Федерации. Безусловно, процессы в молодежной среде нельзя пускать на самотек, ведь в пору становления и социализации личности молодые люди, несомненно, нуждаются в позитивных ориентирах и жизненных установках. Общеизвестно, что в силу возрастных особенностей у отдельных представителей молодежи наблюдается склонность к девиант-ному поведению и деструктивным поступкам, что нередко выливается в антиобщественные действия. Тому пример - печально известный «казанский феномен» 80-х годов ХХ столетия, когда подростковые группировки в различных городах республики устраивали массовые драки и другие действия антиобщественного характера. Тогда общественности и властям Татарстана пришлось затратить немало усилий для преодоления этих негативных тенденций в молодежной среде. Необходимо отметить, что в возникновении «казанского феномена» не последнюю роль сыграл фактор этнокультурной маргинализации определенной части молодого поколения. В силу проводившихся в СССР политики создания «единой общности - советского народа», т.е. массовой ассимиляции, заметная часть городских татар стала утрачивать национальные корни, но она не сумела укорениться и в другой культуре. Вот эта маргинальная среда и порождала антиобщественные проявления молодежи [1]. Нельзя не отметить также, что «казанский феномен» исчез с началом процессов национального возрождения в Татарстане.

Как известно, татарское молодежное движение имеет богатую историю. Начало ХХ века

ознаменовалось для татар бурным подъемом национальной культуры, образования, становлением современного литературного языка. В целом, этот период новейшей истории, получивший название татарского ренессанса, определял формирование современной этнонациональной общности татар. Что характерно, татары были одним из первых народов мусульманского Востока, вступивших на путь формирования современной нации европейского типа. Это очень важный момент татарской истории, поскольку народ в своем развитии проходил все типические этапы, как это было, к примеру, в Центральной Европе и на Балканах.

Анализируя этот период новейшей истории татарского народа, можно видеть, в бурных процессах национального возрождения именно молодежь выступила как наиболее активная часть общества. Видные деятели эпохи татарского ренессанса рубежа XIX - XX веков - Ю.Акчура, С.Максуди, Г.Исхаки, Г.Тукай, Ф.Амирхан и другие -были совсем молодыми людьми. Именно тогда татарская молодежь показала себя как зрелая, конструктивная, созидательная сила, опора и будущее нации. В период буржуазно-демократической революции 1905 - 1907 годов в России татарская молодежь сыграла важную роль в структуризации национального движения и общества в целом. Стараниями татарской молодежи шло становление национальной периодической печати, различных благотворительных обществ, организаций вспомоществования учащейся молодежи, библиотечного и клубного движения, просветительства. Конечно, материальную базу всего этого многогранного

движения народа обеспечивал национальный капитал, меценаты из числа состоятельных татар, но реально она наполнялась активным участием и конкретной работой молодежи. Так, газета «Аль-Ислах» («Реформа») была трибуной революционно-демократической молодежи, духовным лидером которой стал молодой публицист Фатих Амирхан.

Как пишет профессор А.Ю.Хабутдинов, «начало общественного движения у татар было положено на рубеже XIX - XX веков учащимися Казанской татарской учительской школы (КТУШ). Они создают кружок, связавший образование и просвещение с политической деятельностью» [2].

Татарское общественное движение в ту пору было связано с джадидизмом - новым методом преподавания, «вводимом в систему мусульманского образования народов России» [3]. Новый метод образования распространялся довольно быстро, о чем свидетельствуют и «сведения о распространении среди татар... прогрессивного направления в области задач и методов образования», приведенные в донесении казанского губернатора в Департамент полиции: «Новое направление (новометодничество) имеет уже значительное число приверженцев среди мулл, учителей русских классов и богатого купечества, которые ведут открытую борьбу с поборниками старины на примере литературы и школьной педагогики» [4]. О распространении нового метода обучения «по отдаленным деревням» свидетельствуют и сообщения из уездов. Так, в рапорте Спасского уездного исправника сообщается: «В пределах Спасского уезда мусульманских школ с преподаванием по новым методам... в настоящее время имеется три. Одна в деревне Больших Тарханах и две - в дер. Новых Челнах» [5]. (Подобные рапорты поступали и из других населенных пунктов Казанской губернии [6]).

В рапорте исправника Спасского уезда от 20 января 1901 года представляет интерес и следующая приписка: «Ни какой связи у магометан Спасского уезда с прогрессивной турецкой партией (младотуркалис) не имеется» [7]. Приписка связана, очевидно, с опасениями царских властей, как это явствует из Отношения Департамента полиции казанскому губернатору, «что за последнее время в татарской литературе замечаются совершенно новые веяния, грозящие расшатать весь многовековой уклад жизни

свыше 14-ти миллионного населения русского государства.» [8]. Далее в Отношении подчеркивается, что «первоначально эти новые веяния проявились в совершенно, по-видимому, невинной области нового метода обучения грамоте», но «вскоре. распространились и новые прогрессистские веяния, незамедлительно превратившиеся в. умственное и общественное движение».

Помимо учащихся КТУШ, большую общественную активность демонстрировали также шакирды известных джадидских медресе - «Мухаммадия» в Казани, «Галия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге и др. Таким образом, процессы национального возрождения татар в начале ХХ века проходили при самом активном участии молодежи. Это была также и большая школа их социализации.

В начале века основными направлениями деятельности татарской молодежи определялись культурное и общественно-политическое. В рамках первого ярко проявил себя клуб «Шарык» («Восточный клуб»), который был создан в 1907 году молодой татарской интеллигенцией в целях популяризации и развития национального театра, литературы, музыки. Клуб одновременно служил и сценой для показа новых спектаклей, презентаций новых литературных произведений, и местом бурных дискуссий. Несмотря на то, что клуб не позиционировал себя как молодежный и имел свой «Совет старейшин», основными активистами и аудиторией клуба были именно молодые люди. Деятельность клуба «Ша-рык» вводила татарскую молодежь в мир передовой культуры и прогрессивной общественной мысли. Следует подчеркнуть, что и культурные кружки, и общественно-политические группы, не называя себя молодежными, являлись таковыми, по сути.

В политической сфере первыми зачатками активности являлись молодежные кружки, некоторые из которых были весьма радикальными. Среди молодежи, под влиянием времени, распространились идеи социал-демократии. Мулланур Вахитов, например, участник клуба такой направленности -«Шимбэ» («Суббота»). Весной 1905 года многие кружки и шакирды (студенты мусульманских учебных заведений - Р.З.) объе-

динились и выступили с политическими требованиями. Среди них были Гаяз Исхаки, Фатих Амирхан, Бурхан Шараф и многие другие. Ис-хаки позже создает группу «Тангчылар» при своей газете «Танг йолдызы» («Утренняя звезда»). Эта группа смогла перерасти из движения шакирдов в часть общенационального политического движения [9]. Вместе со своими сторонниками она выступила наиболее активным инициатором созыва I Всероссийского мусульманского съезда, который состоялся 15 августа 1905 года в Нижнем Новгороде на борту парохода «Густав Струве» [10].

Представители группы «Тангчылар» упорно отстаивали свою позицию, связанную с созданием национальной системы образования, и на II съезде (состоялся 13 - 23 января 1906 года в Санкт-Петербурге) и, особенно, на III Всероссийских мусульманских съездах (третий съезд состоялся 16-20 августа 1906 года в Нижнем Новгороде) [11]. Шакирдское движение пережило подъемы и падения, его лидеры часто оказывались по разные стороны баррикад, однако оно подготовило почву для создания общетатарского молодежного движения, для оценки молодежью своей роли в культурном возрождении нации.

В годы советской власти татарское молодежное движение, естественно, было в русле комсомольского движения. Мусульманская молодежь постепенно вовлекалась в ряды комсомола. Уже 23 апреля 1919 года, например, состоялось заседание Казанского комитета Российского коммунистического союза молодежи, на котором рассматривался вопрос «О слиянии мусульманской организации Пороховой слободы с общерайонным объединением молодежи» [12].

Необходимо признать, что в первые годы советской власти татарская культура и просвещение развивались достаточно интенсивно. Национальная молодежь получила доступ к высшему образованию. Комсомол вовлекал молодежь в более развитые формы досуга: художественная самодеятельность, спорт, военно-патриотическое воспитание [13]. Татарская молодежь, как и весь народ, достойно проявила себя и в годы военного лихолетья [14], участвовала и в освоении целинных земель [15], и в строительстве Камского автозавода [16]. В 50-е годы прошлого века в СССР был взят курс на нивелирование национальных особенностей. Это

вызывало недовольство национальной интеллигенции, особенно молодежи. Случались протестные выступления. Например, в 1968 году группа молодых литераторов распространила среди делегатов съезда писателей Татарии листовки с требованием разрешить издание татарского молодежного журнала [17].

К слову сказать, рупором национального возрождения конца ХХ века стала также молодежная газета, только на сей раз русскоязычная - «Молодежь Татарстана». Она служила трибуной общественно-политических сил, отстаивающих становление новой государственности Татарстана в рамках демократической и федеративной России. Таким образом, в период недавнего национального подъема, молодежь внесла свой весомый вклад в развитие государственности Татарстана. Структурно-организационное оформление современного татарского молодежного движения сложилось на основе десятков неформальных молодежных объединений, многие из которых имеют свою историю и богатый опыт работы. Так, большую известность в начале 90-х годов прошлого века получили Союз татарской молодежи «Азатлык» («Свобода»), мусульманский молодежный центр «Иман» («Вера»), молодежные клубы - «Шарык» («Восток») в Казани, «Мизгел» («Мгновение») в Набережных Челнах, Московское татарское студенческое общество и др.

Исходя из важной роли молодежи в формировании будущности нации, Исполком Всемирного Конгресса татар уделяет большое внимание работе с молодежными объединениями. На всех трех съездах Конгресса работали специальные секции, посвященные молодежной проблематике, а также принимались соответствующие резолюции [18].

В целях активизации молодежного движения, усиления в нем конструктивного начала, а также координации действий составляющих его структур, Исполком ВКТ в 2004 и в 2006 годах организовал I и II Всемирные Форумы татарской молодежи [19]. После I Форума в различных регионах РФ были зарегистрированы более 40 молодежных объединений. Поскольку молодежная жизнь протекает весьма активно и интен-

сивно, в различных регионах Российской Федерации и в самой Республике Татарстан почти в непрерывном режиме проходят различные молодежные акции, в том числе и этнокультурного характера. Эти мероприятия инициируются и организуются молодежными организациями, которые выступают сегодня важными элементами социализации юношей и девушек в современных условиях.

Рассматривая проблему социализации молодежи, необходимо иметь в виду, что становление личности молодого человека наиболее плодотворно может проходить в атмосфере реальных и конкретных дел, способствующих развитию собственного самодеятельного творчества. Все это касается и этнокультурного аспекта социализации. Проблемы этнокультурной социализации татарской молодежи нашли отражение в работе упомянутых двух форумов молодежи. Вот перечень секций, организованных в рамках II Форума: «Проблемы сохранения татарского языка в условиях глобализации», «Современная массовая культура и проблемы сохранения национальной самобытности», «Значение религиозных ценностей в формировании всесторонне развитой личности», «Роль СМИ и информационных технологий в формировании национального самосознания татарской молодежи», «Участие татарской молодежи в общественно-политической жизни страны», «Татарская семья: вопросы ее создания и адаптации к современной жизни». Делегаты молодежных форумов смело берутся за рассмотрение самых острых и сложных проблем национальной жизни. Это значит, что в молодежной среде вполне осознается собственная ответственность и роль в решении реальных проблем своего народа, обеспечении его достойного будущего как современной нации.

Конечно, проблема родного языка остается наиважнейшей в сохранении и развитии национальной идентичности любого народа в современных условиях. «Язык народа и его состояние являются более или менее эксплицитной формой проявления общеэтнических процессов, поскольку последние реализуются, прежде всего, через общение, стало быть, через язык» [20]. К сожалению, необходимо признать, что, несмотря на определенные меры по защите, поддержке и развитию татарского языка в Республике Татарстан, лингвистическая ситуация в татарском обществе все более осложняется. И

дело здесь не только в законодательных мерах по защите и поддержке татарского языка, хотя, несомненно, это также имеет большое значение. На наш взгляд, необходимо переломить психологическую ситуацию в обществе. Социализация личности не локализуется лишь подростковым, юношеским периодом жизни человека. Что касается этнокультурной социализации, то тут не приходится сомневаться: процесс начинается с младенческих лет человека. Недаром говорят, что родной язык должен впитываться с молоком матери, а в татарском языке выражение «ана теле» («материнский язык») синоним понятия «родной язык».

Естественно, общемировые тенденции кризиса института семьи проникли и в татарское общество. Семья всегда была оплотом национальной идентичности татар, именно в ней сохранялись и передавались традиции и обычаи народа, духовные, культурные ценности, в том числе и родной язык. В мусульманских семьях практически никогда не было разводов. И, конечно, невозможно переоценить роль семьи в процессах социализации личности ребенка, подростка, юноши. Обнадеживает, что молодое поколение татар хорошо осознает и глубоко понимает современную ситуацию. Об этом свидетельствует работа секции «Татарская семья: вопросы ее создания и адаптации к современной жизни».

Возвращаясь к современной ситуации в татарском языке, приходится признать также отсутствие должного научного обеспечения его сохранения и развития. Например, сегодня еще недостаточно изучены процессы взаимодействия татарского и русского языков в современной городской среде. А это очень важный аспект проблемы этнокультурной социализации молодежи. Между тем, социолингвистические проблемы взаимодействия различных языков за рубежом активно изучаются, особенно в странах с полиэтническим населением, таких, например, как Бельгия, Канада, Великобритания, Испания и др. Нам представляется, для Российской Федерации, где немало регионов с полиэтническим населением, исследования конкретных ситуаций взаимодействия различных языков не менее актуальны.

Язык большинства населения принято считать мажоритарным (в Российской Федерации, естественно, это русский язык), а язык меньшинства - миноритарным. Если раньше собственную языковую среду национальным меньшинствам сохранять было проще, то сегодня, в условиях широкого распространения электронных СМИ и новых информационных технологий, трудно противостоять экспансии господствующего в них мажоритарного языка. В подобных ситуациях зарубежная социолингвистика рекомендует специальные меры поддержки миноритарных языков. Этим рекомендациям правительства многих стран следуют. Так, в Великобритании, в последние годы, государственная телерадиовещательная компания (Би-Би-Си) открыла специальные каналы вещания на валлийском и гэльском языках.

Современные информационные технологии, развитие сети Интернет становятся существенными факторами социализации сегодняшней молодежи. Поэтому очень важно влиять на эти процессы с точки зрения выработки позитивных ориентиров и установок в этой сфере. Необходимо сказать, что татарская молодежь весьма активна в сети Интернет и проявляет большую заинтересованность в функционировании его татарского сегмента. Очень важно, что Татнет (татарский сегмент Интернета) создан и функционирует усилиями самой татарской молодежи, здесь в полной мере проявляется ее самодеятельная гражданская активность. Существует огромный спрос на информацию о национальной жизни татарских общин Российской Федерации и стран зарубежья [21].

Проблемы этнокультурной социализации современной татарской молодежи невозможно рассматривать вне конкретного контекста национальной культуры, ее сегодняшнего состояния. Большую тревогу у всех слоев национальной общественности вызывает наступление обезличенной масс-культуры, нивелирующей любые проявления национального характера. Беда еще в том, что национальные культуры различных народов сегодня находятся под мощным воздействием масс-культуры. К сожалению, такие негативные тенденции проникают и в современную татарскую культуру. Особенно это заметно в сегменте молодежной субкультуры. На двух форумах татарской молодежи эти проблемы обсуждались весьма активно и заинтересованно. На II Форуме татарской молодежи

состоялась дискуссия на тему «О проблемах современного татарского песенного искусства», на которой присутствовали более пятисот человек. Существование низкопробной масс-культуры и ее негативное влияние на национальную культуру не так безобидно, с точки зрения социализации современной молодежи. В ситуации господства масс-культуры утрачиваются художественные и нравственные критерии искусства. Давно установлено отрицательное влияние масс-культуры на поведенческие установки молодежи. Однако молодежная субкультура, безусловно, имеет право на жизнь. Но и тут должны быть свои высокие критерии художественного вкуса. Что касается национальной культуры и ее воспроизводства, то, конечно, молодежь нельзя отчуждать от творчества классиков национальной литературы, театра, музыки и т.д. Именно в них сохраняются базисные элементы национальной культуры. Между прочим, в резолюции секции «Современная массовая культура и проблемы сохранения национальной культуры» II Форума татарской молодежи предлагается «. вписаться в субглобальные движения стран с мусульманской культурой, желающих развивать альтернативные модели поведения и сознания, соответствующие современным реалиям».

В этой связи, нельзя также обойти тему ислама и его роли в социализации современной татарской молодежи. В молодежной среде есть глубокое понимание места ислама, как одного из базисных элементов национальной идентичности татар. Даже в условиях, когда в отдельных семьях родной язык утрачен уже во втором-третьем поколениях, осознание своей укорененности в мусульманской культуре у большинства татар присутствует. Именно мусульманская молодежь активно поднимает вопросы нравственности в татарском обществе, сохранения и укрепления института брака, семьи. В качестве примера удачного сочетания светского образования, мусульманского воспитания и сохранения семейных традиций можно привести самое крупное татарское село в России - Старую Елюзань (Пензенская область). Молодежь этого села отличается трезвым образом жизни, отсутствием

правонарушений, профессиональной образованностью [22].

Современные процессы в молодежной среде показывают возрастающий интерес молодых людей к своим историческим корням. Весь опыт работы Исполкома Всемирного конгресса татар с татарской молодежью подтверждает этот вывод. Несомненно, такая практика представляет интерес и для других народов Российской Федерации. С проблемой социализации современной молодежи напрямую связано будущее страны. А на этом пути важными ориентирами служат духовные ценности предыдущих поколений, которые должны осваиваться молодыми россиянами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Лаллукка С. У нас схожие проблемы / Вечерняя Казань. - 1988. - 14 сентября.

2. Хабутдинов А.Ю. Общественное движение молодежи у татар-мусульман в начале XX века - Нижний Новгород: 2005. - С.64.

3. Юзеев А.А. Идеология джадидизма: История и современность / Гасырлар авызы - Эхо веков. - 2004. №3/4. - С.126

4. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф.1, оп.6, д.99, лл. 29 - 29 об.

5. НА РТ. Ф.1, оп.6, д.99, лл. 8 - 8 об.

6. НА РТ. Ф.1, оп.6, д.99, лл. 19 - 20 об.

7. ЦГА ИПД РТ ф.1, оп.6, д.99, л.8

8. НА РТ. Ф.1, оп.6, д.99, лл. 1 - 1 об.

9. Хабутдинов А.Ю. Лидеры нации. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. - С. 96.

10. Сенюткина О А. I Всероссийский съезд мусульман и его историческое значение/Вестник Международного Союза общественных объединений «Всемирный конгресс татар». - Казань, 2005. -С. 17 - 26.

11. НА РТ. Ф.199, оп.1, д.771, лл. 96 - 101.

12. НА РТ. Ф.868, оп.1, д.1996, л. 6 об.

13. См. Закиров Р.З. Татары в меняющемся мире. Очерки этнополитической истории в XX - начале XXI вв. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2006.

14. НА РТ. Ф.5952, оп.1, д.122, л. 75.

15. НА РТ. Ф.615, оп.6, д.141, л. 37.

16. НА РТ. Ф.7536, оп.1, д.57, лл. 8,73,81.

17. Якупова В.А. 100 историй о суверенитете. - Казань: Идел-Пресс, 2000. - С.14.

18. См. Всемирный конгресс татар (Первый созыв). Стенографический отчет. - Казань: 1992; Всемирный конгресс татар (Второй созыв). Стенографический отчет.- Казань: 1998; Всемирный конгресс татар (Третий созыв). Стенографический отчет. - Казань: 2003.

19. См. Материалы I Форума татарской молодежи. Стенографический отчет. - Казань: 2004; Материалы II Форума татарской молодежи. Стенографический отчет. - Казань: 2006.

20. Язык и этнос на рубеже веков: Этносоциологи-ческие очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан. - Казань: Магариф, 2002. - С.89.

21. Тагиров И.Р. На изломе истории. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. - С. 392.

22. См. Марданов Р. Т., Китаева Н.Б. Средняя Елю-зань. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2006.

THE PROBLEM OF ETHNO-CULTURAL SOCIALIZATION OF THE TATAR YOUTH: PAST AND MODERN TRENDS

© 2007 R.Z.Zakirov

Institute of History named after Mardgani, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan

The paper analyses the Tatar youth socialization process in its ethno-cultural aspect. The evolution of the youth socialization system from Soviet times till the present through development of education, culture, native language and participation in public movements is studied. Documents of two forums of the Tatar youth, held under the auspices of the World Congress of Tatars, are used as a primary source.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.