Т. Е. Симакова
К проблеме детских страхов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дошкольники с недостатками речевого развития в настоящее время составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Е.М. Мастюковой и других исследователей.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Анализируя имеющиеся исследования психологопедагогического сопровождения детей с речевыми дефектами, следует отметить, что большой интерес представляет исследование особенностей личностного развития дошкольников с ОНР, выполненное на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А. Шолохова под руководством И.Ю. Левченко. Авторы исследования (И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова) доказали, что личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности. В целом исследование поднимает вопрос не только дефекта речи, но и психологического нарушения в развитии личности ребенка-дошкольника.
В трудах И.Ю. Левченко, А.И. Захарова и других подчеркивается проблема эмоционального развития. А именно, исследователями подчеркнуто значение эмоционального самочувствия детей с речевыми недостатками для их полноценного межличностного общения и гармоничного развития личности. Трудности эмоционального развития ребенка с недостатками речевого развития в дошкольном возрасте становятся фактором, осложняющим взаимодействие со сверстниками и адаптацию в дошкольном учреждении и в школе. Неблагоприятное эмоциональное самочувствие негативно влияет на психическое здоровье дошкольников с недостатками речевого развития, а также ограничивает их социальные возможности в процессе адаптации и интеграции.
Говоря о детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы:
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
244
- органический инфантилизм;
- нескоординированность эмоциональных процессов;
- особенно гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам;
- тревожность и страхи.
Исследователями отмечено, что страхи могут выступать одним из главных показателей нарушения эмоционального развития дошкольников с речевыми нарушениями.
В психологической справочной литературе, страх - это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленная на источник реальной или воображаемой опасности.
Детский страх - это эмоциональная реакция детей на ситуации или объекты, которые воспринимаются ими как угрожающие (опасные).
В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируют в достаточно широком диапазоне: опасение, боязнь, испуг, ужас.
Страхи у детей возникают зачастую самые разные: страх сильного шума, появление странного или незнакомого для ребёнка человека, различные звуки (например, пылесоса и т. п.). Часто дети испытывают страх темноты, тени и непривычного света, боятся оставаться одни, страх докторов и, особенно зубных врачей, животных и пр. Сильные, продолжительные патологические страхи, с которыми ребенок не может справиться, приводят к появлению нежелательных черт характера, нарушению адаптации и другим неблагоприятным последствиям. В этом случае необходима быстрая и точная диагностика, а затем и терапия патологического состояния. Достаточно значима эта проблема для ребенка дошкольного возраста, и особенно она важна, если у ребенка зафиксирован речевой дефект.
Основываясь на результатах исследования многих специалистов по выявлению и изучению психологических особенностей страхов у дошкольников с недостатками речевого развития (общее недоразвитие речи), можно сделать вывод о том, что для большинства детей с ОНР характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, а также они испытывают как возрастные, так и специфические страхи.
Дошкольники с ОНР испытывают такие доминирующие группы страхов, как:
1) страхи, связанные с причинением ребенку физического ущерба, в основе которых лежит интенсивный страх за свое здоровье и жизнь;
2) социально опосредованные страхи;
3) медицинские страхи (врачей, уколов и т. д.).
245
При изучении проблемы возникновения страхов у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормой речевого развития установлено:
- у дошкольников с ОНР медицинские страхи проявляются на 2 % чаще, чем у детей с нормой речевого развития;
- у дошкольников с ОНР страх физического ущерба на 7 % реже, чем у детей с нормой речевого развития;
- у дошкольников с ОНР страх смерти на 8 % реже, чем у детей с нормой речевого развития;
- у дошкольников с ОНР страх животных и сказочных персонажей на 3 % чаще, чем у детей с нормой речевого развития;
- у детей с ОНР страх темноты и страшных снов на 7 % чаще, чем у детей с нормой речевого развития;
- у детей с ОНР и нормой речевого развития пространственные страхи на одном уровне;
- у детей с ОНР социальные страхи на 3 % чаще, чем у детей с нормой речевого развития.
Страхи детей, имеющих речевые нарушения, характеризуются устойчивостью и высокой интенсивностью переживания, тесной связью с родительскими страхами и условиями воспитания в семье, а также эмоциональной фиксацией специфических страхов (фрустри-рованность на речевом дефекте). Старшие дошкольники с нормальным психофизическим развитием в большинстве случаев критичны к своим страхам и не фиксируют на них внимание. Таким образом, личностное развитие детей с ОНР характеризуется качественным своеобразием по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Для них могут быть более характерны такие особенности, как пониженная самооценка, трудности вербального общения, тревожность, агрессивность, страхи.
У части детей с диагнозом ОНР наблюдается фрустрирован-ность на речевом дефекте. Это проявляется в переживании и неуверенности в себе, но не сказывается на речевой активности детей и на их взаимоотношениях с окружающими людьми. К сожалению, одна из причин выявленного факта - взрослые, которые акцентируют внимание детей на речевом дефекте, усиливая их переживания.
Проведенный анализ имеющихся литературных источников и исследований по проблеме детского страха у детей дошкольного возраста с ОНР позволяет говорить о том, что данная проблема весьма актуальна для современной детской психологии и логопедии. Отсутствие или недостаточно грамотное сопровождение коррекционного психолого-педагогического воздействия на детей дошкольного возраста с ОНР может привести не только к увеличению детских страхов, но и к появлению нежелательных черт характера, нарушению адаптации и другим неблагоприятным последствиям развития личности ребёнка.
246