УДК 336.225.673 СОЛЕХЗОДА АЮБДЖОН МАРУФ
соискатель лаборатории Интеграции российской экономики в мировое хозяйство ФГБУН «Институт проблем рынка» РАН,
e-mail: [email protected]
ДЖОМИИ АБДУРАХМОН
соискатель лаборатории Интеграции российской экономики в мировое хозяйство ФГБУН «Институт проблем рынка» РАН,
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-421-427 К ПРОБЛЕМАМ АНАЛИЗА И РЕГУЛИРОВАНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Аннотация. Предмет. В статье исследуются особенности группировки и влияния факторов внешней институциональной среды на формирование системы налогового администрирования Республики Таджикистан. Цель работы. Исследовать проблемы анализа и регулирования факторов внешней институциональной среды, влияющих на формирование системы налогового администрирования Республики Таджикистан. Методология проведения работы. В процессе исследования использованы методы эволюционно-институциональной теории и аналитической оценки. Результаты работы. В работе проанализированы основные группы факторов институциональной среды и типы существенного влияния на организацию налогового администрирования. В ходе исследования сформирован основной алгоритм анализа факторов внешней институциональной среды, последовательность их определения и интерпретации. Выводы. Институциональная среда представляет собой проблему социального, политического и экономического характера, которая может быть решена в комплексном подходе путем воздействия на особенности построения системы налогового администрирования. Область применения результатов. Результаты могут быть использованы в исследованиях по проблемам макроэкономического анализа национальной экономики в условиях глобальных трансформаций, а также при подготовке планов по формированию системы налогового администрирования.
Ключевые слова: налоговое администрирование, институциональная среда, факторы налогового администрирования, экономические кризисы, бюджет, регулирование.
SOLEKHZODA AUBJON MARUF
applicant of the laboratory of Integration of the Russian economy in the world economy Institute of market problems RAS,
e-mail: [email protected]
JOMII ABRUDAKHMON
applicant of the laboratory of Integration of the Russian economy in the world economy Institute of market problems RAS,
e-mail: [email protected]
TO THE ISSUE OF ANALYSIS AND REGULATION OF FACTORS OF THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT TO FORM A SYSTEM OF TAXATION ADMINISTRATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Abstract. The manuscript studies the typical features of the grouping and impact of factors of the external institutional environment on the formation of a system of taxation administration of the Republic of Tajikistan. In the process of the study we have used the methods of evolu-
tionary-institutional theory and analytical evaluation. In this study we have analyzed the main groups of factors of the institutional environment and the types of the existing impact on the organization of taxation administration. In the process of the study we have formed the main algorithm of analysis of the factors of external institutional environment, the sequence of defining and interpreting them. The results may be used in studies on problems of macroeco-nomic analysis of the national economy in the conditions of global transformations, as well as when preparing plans to form a system of taxation administration.
Keywords: taxation administration, an institutional environment, factors of taxation administration, economic crises, a budget, regulation.
Введение. Система налогового администрирования Республики Таджикистан, в том числе эффективность ее функционирования с точки зрения реализации на уровне налогоплательщиков и налоговых органов, формируется под воздействием различного рода факторов внутреннего и внешнего характера.
Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Налоговое администрирование как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему [1-20].
Реализация налогового администрирования в Республике Таджикистан осуществляется посредством разнообразных институциональных образований, в том числе органов государственной власти, преимущественно исполнительной, Республики Таджикистан. К таким органам следует отнести органы государственного финансового контроля, непосредственно органы налогового регулирования, органы судебного и судебно-процессуального контроля и т. д.
Налоговое администрирование осуществляется путем трансляции по иерархии власти и исполнительных органов от центральных, таких как правительство Республики Таджикистан, к органам исполнительной власти непосредственно на местах. Деятельность налогового органа как субъекта налогового администрирования направлена на формирование государственной системы управления в области налогообложения, которая позволяет создать механизмы государственного контроля в целях полного сбора налогов.
Особенности группировки и влияния факторов внешней институциональной среды на формирование системы налогового администрирования Республики Таджикистан. Одной из важнейших групп факторов являются факторы внешней институциональной среды, определяющие архитектуру, строение и качественные характеристики системы налогового администрирования, реализуемой в рамках конкретного государства. В связи с этим в рамках построения и развития системы налогового администрирования Республики Таджикистан в этой интерпретационной плоскости следует выделить несколько взаимосвязанных рефлексивных и моделирующих процессов:
1. Сбор и фиксация аналитических данных. Мониторинг и обследование внешней среды формирования системы налогового администрирования и выделение корреляционных, причинно-следственных связей между характеристиками и динамикой изменения внешней институциональной среды и действующей моделью системы налогового администрирования статистическими и иными научно обоснованными методами.
2. Выделение и классификация факторов влияния, определяющих в той или иной степени модель системы налогового администрирования. При определении институционального фактора целесообразно использование критерия прямого причинно-следственного или опосредованного однонаправленного влияния особенностей функционирования и уровня развития институтов на формирование системы налогового администрирования. Группировка и классификация факторов предполагает, что в качестве классификационных признаков будут выбраны признаки, определяющие процесс моделирования системы налогового администрирования.
3. Определение взаимосвязей между факторами и построение единой системы факторов, влияющей на систему налогового администрирования как единый комплекс и инициирующей синергетический эффект влияния на модель налогового администрирования, отличающийся от влияния каждого отдельного фактора в отдельности.
4. Определение и группировка форм и видов влияния институциональных факторов, определение негативного и позитивного воздействия, установления типов влияния по группам факторов.
5. Определение особенностей, архитектуры и специфики налоговой системы исходя из полученных данных анализа влияния институциональных факторов на систему налогового администрирования.
6. Выработка оптимальных методов трансформации результатов, возникающих в ходе воздействия институциональных факторов на систему налогового администрирования.
Институциональная среда представляет собой проблему социального, политического и экономического характера, которая может быть решена в комплексном подходе путем воздействия на особенности построения системы налогового администрирования. В таблице 1 представлена систематизация факторов, оказывающих существенное влияние на выбор и оптимизацию модели налогового администрирования.
Таблица 1
Институциональные факторы влияния в системе налогового администрирования
Группа Факторы
1 2
Функционирование социально-экономических институтов Функционирование институтов макроэкономического регулирования Республики Таджикистан, в том числе работы министерств и ведомств экономического регулирования, центрального банка, механизмов. Особенности и развитие социальных институтов.
Правовые факторы Институты и механизмы их взаимодействия, разработки правовой среды, определяющей систему налогового администрирования.
Политические Организация и эффективность работы политических институтов, оказывающих влияние на создание стабильной политической среды, последовательности и определенности всех видов внутренней и внешней политики Республики Таджикистан.
Информационные Качество работы, особенности и организация институтов информационного обеспечения работы налоговых органов и связанных с ними органов государственного регулирования в смежных областях.
Организационно-технические факторы Институциональное устройство организационной среды формирования налогового администрирования. Особенности организационных связей, моделей и систем в сфере технологий и 1Т.
Этнокультурологические факторы Этнокультурная институциональная среда, влияющая как на поведенческие модели налогоплательщиков на уровне субъектов регулирования в системе налогового администрирования.
Психологические и этические факторы Этико-психологические институты, определяющие уровень налоговой и корпоративной культуры.
Экономические факторы, такие как макроэкономическая нестабильность, регулярные финансово-экономические кризисы, низкий уровень финансовой стабильности на микроуровне как для бизнеса, так и для граждан-налогоплательщиков, модель налоговой системы, предполагающая избыточную налоговую нагрузку, несоответствующую реальному финансовому положению налогоплательщиков, что связано с налоговым реформированием или особенностями налогового законодательства.
Система институциональных факторов и направления их влияния на формирование системы налогового администрирования включают ряд компонентов, в том числе:
1. Качество и особенности функционирования институтов макроэкономического регулирования Республики Таджикистан, в том числе работы министерств и ведомств экономиче-
ского регулирования, Центрального банка, механизмов их взаимодействия с функционированием институтов налогового регулирования, стратегий макроэкономического развития, в том числе системы государственных финансов.
2. Особенности и развитие социальных институтов, в том числе института социальных обязательств финансово-экономического характера и механизма их признания в этнокультурной, правовой и организационной модели Республики Таджикистан. Характер и содержание финансовой политики в области социального обеспечения государства. Во многом направления и эффективность расходования средств бюджета Республики Таджикистан влияет на качество социального обеспечения общества. Наличие компенсации и общественных благ социально-экономического характера, соблюдение принципа справедливости, принятие финансовых решений демократическими средствами за добросовестное поведение, своевременность и полноценный объем уплаты налогов и сборов. Чем выше социально-экономический уровень благ и справедливости их распределения, тем ниже стимулы к использованию недобросовестных схем уклонения от налогообложения. Например, в Дании уровень налоговой нагрузки превышает 50 % ВВП, действуют довольно высокие налоговые ставки, и они, по данным социального наблюдения, пользуются одобрением общества и предпринимателей, поскольку население положительно оценивает общественные блага, предоставляемые государством.
3. Институты и механизмы их взаимодействия разработки правовой среды, определяющей систему налогового администрирования, которая может включать в себя элементы финансового, административного, уголовного, налогового права и форматы их реализации через субъекты государственного контроля и регулирования норм и положения права. Налоговое законодательство содержит в себе нормы и положения, которые могут трактоваться двусмысленно или же иным способом использоваться при неправомерном уклонении от уплаты налогов и сборов, сокращении налоговых обязательств, сокрытия налоговых объектов и т. д. Это становится в системе налогового администрирования ключевой зоной воздействия и предупреждения причин и факторов, порождающих недобросовестное поведение налогоплательщиков.
4. Организация и эффективность работы политических институтов, оказывающих влияние на создание стабильной политической среды, последовательности и определенности всех видов внутренней и внешней политики Республики Таджикистан, в том числе наиболее существенно влияющих на налоговое администрирование:
- социальная политика;
- финансовая, в том числе денежно-кредитная политика;
- налоговая политика;
- политика по регулированию информационно-технических ресурсов;
- международная политика интегрирования социально-экономических подсистем Республики Таджикистан;
5. Качество работы, особенности и организация институтов информационного обеспечения работы налоговых органов и связанных с ними органов государственного регулирования в смежных областях.
6. Институциональное устройство и динамика развития информационных процессов в области налогов и налогового администрирования в обществе, в том числе информирование налогоплательщиков и формирование единого информационного пространства как среды взаимодействия всех субъектов налогового администрирования.
7. Институциональное устройство организационной среды формирования налогового администрирования. Наличие организационных и институциональных барьеров, предусмотренных фискальной политикой в секторе государственного управления. Наличие необоснованных и неаргументированных барьеров и высокий уровень фискального давления побуждает налогоплательщиков к сокрытию налогооблагаемой базы, которая в этом случае является защитой от высокого уровня власти государства.
Особенности организационных связей, моделей и систем в сфере технического регулирования и обеспечения налогового администрирования на макроуровне, а также на уровне взаимодействия с индивидуальными налогоплательщиками. Недостаточный уровень разви-
тия механизмов, обеспечивающих координацию и взаимодействие субъектов эмиссии правовых норм и законов в области налогообложения и органов налогового контроля и иных контролирующих органов:
1. несогласованность функций и процедур органов налогового контроля, расследования налоговой ответственности, судов различной юрисдикции и иных органов, вовлеченных в процесс налогового администрирования;
2. некорректное применение способов и методов налогового администрирования, в том числе методики налогового контроля. В том числе избыточный налоговый контроль, отсутствие обратной связи с налогоплательщиками, применение иных некорректных форм обращения с налогоплательщиком;
3. низкая квалификация сотрудников менеджмента, учета, сотрудников органов налогового контроля, что ведет в слабому взаимодействию и конфликтам в процессе налогового администрирования;
4. влияние этнокультурных институтов, воздействующих как на поведенческие модели и траектории налогоплательщиков, в том числе на исполнение социальных и налоговых обязательств, уровень культуры и специфику признания обязательств перед обществом, механизмы взаимодействия с органами государственного регулирования, в том числе с органами налогового администрирования.
Заключение. Влияние этнокультурных институтов на сформированную модель налогового администрирования и ее реализацию в практических формах на уровне субъектов регулирования в системе налогового администрирования:
1. Развитие уровня налоговой и правовой культуры, наличие развитого этического комплекса норм и правил поведения как в секторе бизнеса, так и в секторе государственного управления. Простота и возможность нарушения правовых норм, распространенность практики уклонения от налогов, снисходительное отношение общественного мнения к практике использования неправовых схем налогообложения и уклонения от налогов и сборов приводят к негативным последствиям снижения общего уровня налоговой культуры в стране.
2. Этико-психологические институты, определяющие уровень налоговой и корпоративной культуры, неудовлетворенность общества результатами работа государственного налогового механизма, социальная необеспеченность, корыстные цели и недобросовестные модели поведения субъектов налогообложения. Особенности психологии личности плательщиков и собственников экономических субъектов, принимающих решения относительно налоговых платежей.
3. Низкий уровень корпоративной и налоговой культуры налогоплательщиков, отсутствие доверия к органам налогового контроля, негативное отношение к фискальной системе регулирования налоговых правоотношений и т. д.
4. Низкий социальный эффект, нечувствительность со стороны бизнеса и общества к результатам уплаты налогов и сборов. Слабая социальная защищенность и непонимание обществом результатов уплаты налогов, что влечет за собой снижение лояльности налогоплательщиков к уплате налогов и сборов.
5. Недобросовестное поведение, асоциальные модели поведения отельных групп налогоплательщиков (нравственно-психологические) причины.
Литература
1. Арутюнян О. К., Арутюнян Н. О. Этапы формирования налогового администрирования и организационная структура налоговых органов // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. -2016. - № 11. - С. 55-63.
2. Дохолян А. С. Стратегия комплексного инновационного развития как основа эффективной экономической и социальной политики региона / А. С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 2. - С. 55-64.
3. Дохолян С. В. Современные проблемы инновационного социально-экономического развития региона / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц А. М. Садыкова //Региональные проблемы преобразования экономики. - №3. - 2012. - С. 30-37.
4. Зоидов К. Х., Зоидов З. К. Ретроспективный анализ и прогнозирование циклических колебаний макроэкономической динамики Республики Таджикистан на основе эконометрических методов. -М.: ЦЭМИРАН, 2012. - 341 с.
5. Зоидов К. Х., Махмудова Л. Ш. Особенности трансформационного кризиса и проблемы формирования бизнес-ориентированной рыночной экономики в Республике Таджикистан. - М.: ИПР РАН, ИМ АН РТ, 1999. - 206 с.
6. Зоидов К. Х., Медков А. А., Зоидов З. К. Развитие транзитной экономики - основа стабильности, безопасности и модернизации России и стран Центральной Азии / Под ред. чл. -корр. РАН В.А. Цветкова. - М.: ЦЭМИ РАН/ИПР РАН, 2016. - 339 с.
7. Зоидов К. Х., Турсунова Г. Н., Зоидов З. К. Эволюция трансформационных экономических систем стран Центральной Азии в условиях интеграции и глобальной нестабильности. Часть I // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 9(47). - С. 215-228.
8. Зоидов К. Х., Турсунова Г. Н., Зоидов З. К. Эволюция трансформационных экономических систем стран Центральной Азии в условиях интеграции и глобальной нестабильности. Часть II // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 10(48). - С. 200-214.
9. Кашин В. А., Абрамов М. Д. Промышленная политика и налоговое регулирование. Монография. -М.: ИПР РАН, 2015. - 164 с.
10. Петросянц В. З. Эконометрическая модель прогнозирования и сценарные варианты модернизации региональной экономики / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян, А. С. Каллаева // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2008. - № 1. - С. 4-17.
11. Сайфиева С. Н. Налоговая нагрузка на российскую экономику: макроэкономический анализ. - М.: URSS, 2010. - 240 с.
12. Сайфиева С. Н., Соловьева С. В., Ермилина Д. А., Ремезова М. Ю. Проблемы финансово -денежного регулирования российской экономики / Под ред. к. э. н., доцента С. Н. Сайфиевой. - М.: ИПР РАН, 2017. - 517 с.
13. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян, Д. В. Петросянц, А. А. Баширова; под общ. ред. д. э. н., проф. В. З. Пет-росянца; РАН; Дагестан. Науч. Ценрт; Ин-т соц.-экон. исследований. - Москва: Экономика, 2011. -302 с.
14. Цветков В. А., Сухарев О. С. Экономический рост России: Новая модель управления. - М.: ЛЕ-НАНД, 2017. - 352 с.
15. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций. Под общ. ред. акад. РАН Н.Я. Петракова, д-ра экон. наук, проф. В. И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. Г. П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 384 с.
16. Alchian, Armen A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy, 1950. Vol. 58. P. 211-221.
17. Nelson R. R., Winter S. J. An evolutionary theory of economic change. M.: Finstatinform, 2000. 474 p.
18. The Conference Board Total Economy Database, September 2010. М., 2010. [An electronic resource]. Access mode: http://www.conferenceboard.org/data/economydatabase// (дата обращения 15.10.2016), free. Heading from the screen.
19. Zoidov K. Kh. Modeling the crisis cyclical dynamics of the evolution of the socio-economic system of the countries of Central Asia. Part I // Today and tomorrow of the Russian economy (Сегодня и завтра российской экономики), 2017. No. 83-84. P. 59-82.
20. Zoidov K. Kh. Modeling the crisis cyclical dynamics of the evolution of the socio-economic system of the countries of Central Asia. Part II // Scientific review. Series 1: Economics and Law (Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право), 2017. No. 6. P. 152-175.
References:
1. Harutyunyan O. K., Harutyunyan N. O. Stages of formation of tax administration and organizational structure of tax authorities // Socio-economic Sciences and Humanities. 2016. No. 11. P. 55-63.
2. Dokholyan A. S. Strategy of comprehensive innovation development as the basis for effective economic and social policy of the region / A. S. Dokholyan // Regional problems of transformation of the economy. 2011. No. 2. P. 55-64.
3. Modern problems of innovative economic development of the region / S. V. Dokholyan, V. Z. Petrosyan, S. M. Sadykova // Regional problems of economic transformation. No. 3. 2012. P. 30-37.
4. Zoidov K. Kh., Zoidov Z. K. Retrospective analysis and forecasting of cyclic fluctuations of macroeconomic dynamics of the Republic of Tajikistan on the basis of econometric methods. M.: CEMI ran, 2012. 341 p.
5. Zoidov K. Kh., Makhmudova L. Sh. Characteristics of the transformational crisis and the problems of formation of business-oriented market economy in the Republic of Tajikistan. M.: MEIRAS, 1999. 206p.
6. Zoidov K. Kh., Medkov A. A., Zoidov Z. K. Development of a transit economy - the Foundation of stability, security and the modernization of Russia and the countries of Central Asia / Under the editorship of corresponding member RAS V. A. Tsvetkov. Moscow: CEMI RAS /MEI RAS, 2016. 339 p.
7. Zoidov K. Kh., Tursunova G. N., Zoidov Z. K. Evolution of transformational economic systems of Central Asian countries in the context of integration and global instability. Part I // Regional problems of economic transformation. 2014. No. 9 (47). P. 215-228.
8. Zoidov K. Kh., Tursunova G. N., Zoidov Z. K. Evolution of transformational economic systems of Central Asian countries in the context of integration and global instability. Part II // Regional problems of economic transformation. 2014. No. 10 (48). P. 200-214.
9. Kashin V. A., Abramov, M. D. Industrial policy and tax regulation. Monograph. M.: MEI RAS, 2015. 164p.
10. Petrosyants V. Z. Econometric model forecasting and scenarios of modernization of regional economy / V. Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan, A. S. Kulaeva // Regional problems of transformation of the economy.
2008. No. 1. P. 4-17.
11. Sajfieva. S. N. The tax burden on the Russian economy: a macroeconomic analysis. M.: URSS, 2010. 240p.
12. Sajfieva S. N., Solovieva S. V., Ermilina D. A., Remezova M. Y. Problems offinancial -monetary regulation of the Russian economy / Under the editorship of candidate of economic Sciences, associate Professor S. N. Sajfieva. Moscow: MEIRAS, 2017. 517p.
13. The regional development strategy in the conditions of innovative transformations of economy / V. Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan, D. V. Petrosyants, A. A. Bashirova; Ls. Ed. doctor of Economics, Professor V. Z. Petrosyants; Russian Academy of Sciences, Dagestan. Scientific. Centre, Institute of social. -Econ. Research. Moscow: Economics, 2011. 302 p.
14. Tsvetkov V. A., Sukharev O. S. Economic growth of Russia: a New model of management. Moscow: LE-NAND, 2017. 352 p.
15. Economic systems: cybernetic nature of development, market methods of management, coordination of economic activities of corporations. Under the General editorship of Acad. the Russian academy of sciences N. YA. Petrakov, d-ra ekon. Sciences, Professor V. I. Vidyapin, d-ra ekon. Sciences, prof. G. P. Zhurav-leva. M.: INFRA-M, 2008. 384 p.
16. Alchian, Armen A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy, 1950. Vol. 58. P. 211-221.
17. Nelson R. R., Winter S. J. An evolutionary theory of economic change. M.: Finstatinform, 2000. 474 p.
18. The Conference Board Total Economy Database, September 2010. М., 2010. [An electronic resource]. Access mode: http://www.conferenceboard.org/data/economydatabase// (дата обращения 15.10.2016), free. Heading from the screen.
19. Zoidov K. Kh. Modeling the crisis cyclical dynamics of the evolution of the socio-economic system of the countries of Central Asia. Part I // Today and tomorrow of the Russian economy, 2017. No. 83-84. P. 59-82.
20. Zoidov K. Kh. Modeling the crisis cyclical dynamics of the evolution of the socio-economic system of the countries of Central Asia. Part II // Scientific review. Series 1: Economics and Law, 2017. No. 6. P. 152 -175.