Научная статья на тему 'К построению моделей проектного менеджмента'

К построению моделей проектного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В А. Рач

Предложена системная модель построения познавательных моделей управления проектами как основы научных исследований в этой сфере. Доказана необходимость рассмотрения внешней среды как одного из элементов модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К построению моделей проектного менеджмента»

Переважна ктькють професшних асоцiацiй формуе свою кадрову пол^ику. В цiй ролi часто виступають великi транснацiональнi корпораци якi практично, визначають i реалiзують науково-технiчну полiтику у вiдповiдних секторах галузей економки, забезпечують основнi досягнення в цих секторах, формують i переважно задовольняють вiдповiднi потреби суспiльства в тих чи iнших товарах або послугах.

Професшш асо^аци критичних галузей свп~овоТ економiки, де реалiзуються наукомiсткi прогресивнi високi технологiТ, мають своТ системи пiслядипломноТ освiти (переподготовки i пiдвищення квалiфiкацN), своТ системи лщензування i атестацiТ, своТ системи оцшювання рiвнiв компетентностi кадрового корпусу фажв^в i керiвникiв, вони розробляють, запроваджують i використовують сучаснi освп~ш технологи i системи освiти.

Галузь професшноТ освiти нацiональноТ економiки повинна враховувати ц тенденци i знаходити гармоншш шляхи взаемоди iз споживачами ТТ кiнцевого продукту, в першу чергу, змiстовно узгоджуючи вимоги ринку праф, якi вiдбивають професiйнi асо^аци i властивостi кiнцевого продукту СПО. Це означае, що роздiл осв^ньо-професшних стандартiв, який вмiщуe осв^ньо-квалiфiкацiйнi характеристики, тобто вимоги до кшцевого продукту освiтньоТ дiяльностi, повинен бути максимально наближеним до стандартизованих професшних вимог професшних асо^ацш (стандарт професшних асо^ацш).

Водночас, заходи, методи, засоби, технологи i середовище оцiнювання, яю, багато в чому, вiдбиваються в осв^ньо-професшних стандартах, також повиннi бути максимально наближен (приведенi у вщповщжсть) до тих, якi використовуються професшними асоцiацiями в Тх системах осв^и i професiйноТ сертифкаци (рис. 6).

На сьогодн в УкраТш вже е позитивний досвщ впровадження описаноТ вище методологiТ. Це стосуеться спе^альносп "Проектний менеджмент", де на етап проведення комплексних квалiфiкацiйних завдань та державноТ атестаци застосовуються пiдходи та методи, як використовуються при визначенн компетенцiТ й сертифiкацiТ професiйних керiвникiв i фахiвцiв з управлiння проектами по вимогам 1МжнародноТ Асо^аци Управлшня проектами [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушуев С.Д., Бушуева Н.С. Биков В.Ю., Шпильовий В.Д. Кер1вництво з питань визначення

компетентности й сертиф1кацп укра'шських профес1ональних кер1вник1в \ фах1вц1в з управлшня проектами МСВ(иа). К.: УКРНЕТ, 2000.

УДК 517

В.А. Рач

К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛЕЙ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Предложена системная модель построения познавательных моделей управления проектами как основы научных исследований в этой сфере. Доказана необходимость рассмотрения внешней среды как одного из элементов модели. Рис. 1, табл. 2, ист. 10.

Существует большое количество определений понятия «управление проектами». В широком смысле - это профессиональная творческая деятельность, основанная на использовании современных научных знаний, навыков, методов, средств, технологий и ориентированная на получение

эффективных результатов в созидательной деятельности путем успешного осуществления проектов как целенаправленных изменений [1]. С другой стороны, управление проектами можно определить как искусство управления изменениями при помощи определенных законов, принципов и правил. Искусство управления неотделимо от личности, и оно формируется,

оттачивается в процессе ее творческой, инновационной, практической деятельности. А законы, принципы формируются в сфере научной деятельности, которая в Украине осуществляется в рамках научной специальности 05.13.22 «Управление проектами и развитие производства» и смежных с ней специальностей, связанных с общим управлением, менеджментом и

управлением производством. Вышеуказанная специальность появилась в Украине больше года назад [2]. Поэтому в настоящее время происходит этап ее становления, формируется общая концепция научных исследований в этой области.

В статье рассматривается системная модель построения познавательных моделей управления проектами как основы научных исследований в этой сфере.

Любая целенаправленная деятельность человека предопределяет наличие этапа моделирования, т.е. построения, использования и

совершенствования моделей [3]. Основным целям деятельности человека (получение новых знаний, передача знаний, использование знаний) можно поставить в соответствие три типа моделей: познавательные, образовательные и прагматические (табл.1). Выделение в самостоятельный класс деятельность, связанную с обучением (передачей знаний), предопределило наличие единственной возможности развития (человека, организации) только через обучение [4].

Классификация моделей

__Таблица1

Цель Сфера приоритетного Тип

модели применения модели

Установление связей и

Получение новых знаний и соединение с имеющимися закономерностей, возникающих в процессе функционирования системы Познавательная

Передача знаний Структуризация и классификация научных и практических знаний, навыков, умений Образовател ьная

Использование знаний для совершенствования функционирования системы Разработка научнообоснованных управленческих, организационных и Прагматическая

других подходов

1 1 1 1

Модели, построенные для достижения одних целей, могут использоваться и для достижения других целей. Однако при несовпадении условий применения моделей с теми, для которых она разрабатывалась, ее

использование может привести к нежелательному результату. Это особенно часто наблюдается при применении моделей управления производством, регулирования экономикой, заимствованных из других стран. На практике они не дают первоначально планируемого результата.

В области управления проектами модели нужны для: нахождения путей эффективной работы проекта как системы; нахождения различий между проектами в разных культурных средах. В настоящее время разработано достаточно прагматических и образовательных моделей (табл.2). Это модели элементов проекта (описаны в РМ ВОК [5]), модели проектов (подсолнечник [6], лотос [7], дерево [8]). Образовательные модели всегда относятся к трем уровням общности и детализации, а прагматические, как правило, к двум. Последние в основном реализуются в виде инструментов, методик, алгоритмов. На познавательном уровне построение моделей происходит в условиях недостаточности знаний, которую они призваны уменьшить.

Модели формируются с определенных методологических позиций. Они позволяют установить связи и закономерности в функционировании систем, а затем перевести полученные научные знания на уровень методов. Научность знаний определяется тем, что их применение путем использования конкретных методик, реализующих определенные методы, позволяет достичь поставленной цели без проб и ошибок.

Системные модели проектного менеджмента _1_Таблица2

Тип модели Модели

проектов элементов Уровни

проекта

Познавате- М (С т

льные

О

д м Е т О д

Прагматические ДЕРЕВО Подсолнечник Лотос Р М О л О г и и

Карта К. и О. Паненба-керов В и 1 О 1 1 К I О в м Е

Образова- ■л! Т О

тельные д и

к

Если верхние границы уровней общности и детализации для различных типов моделей жестко определены, то нижние - весьма расплывчаты (табл.2). Для успешного применения ряда методик (прагматических моделей) необходимо четкое понимание методологии, с позиций которой они реализуются. Это особенно ярко проявляется в моделях поведения, членов команды,

динамического лидерства, т.е. там, где задействованы мягкие компоненты проектов.

Для облегчения построения познавательных моделей в управлении проектами целесообразно рассмотреть процесс ее создания. Такая модель должна давать возможность учета того мирового опыта, который уже накоплен в управлении проектами, и национальных особенностей, присущих любому государству. Управление проектами относится к надотраслевой деятельности. Поэтому модель должна также давать возможность реализовывать основные принципы системного подхода, которые являются наиболее общими и универсальными.

Определим основные элементы модели. Учитывая рекомендации, изложенные в работе [9], ограничимся четырьмя элементами. В качестве первого - необходимо выбрать'объект научного исследования. В соответствии с требованиями ВАК объектом исследования (изучения) являются процессы или явления, которые порождают проблемную ситуацию. А предмет исследования заключен в границах объекта [10]. Поэтому в зону модели попадает не весь объект, а только часть, содержащая проблему. При этом предмет исследования жестко неотделим от объекта.

Никакое получение новых знаний невозможно без исследователя. Поэтому его необходимо рассматривать как элемент системы. Именно персональное видение и понимание исследователем процессов и явлений, происходящих в предмете и объекте исследования, во многом определяет качество полученного результата (новых знаний). В силу того, что исследователь не может быть «отделен» от других сторон своей жизнедеятельности (социальной, духовной, политической), он тоже входит в модель как часть единого целого.

Одной из задач управления проектами является удовлетворение участников проекта его результатами. При этом цель проекта, показатели результата формулируются заказчиком, который обычно выступает и в роли инициатора. Следовательно, в модели должен присутствовать элемент, который эквивалентен участникам проекта и заказчику. Назовем его субъектом.

Анализ информации о реализованных проектах показывает, что практически все имели отклонения от запланированного результата по стоимости, времени и качеству. Главной причиной этого можно считать различие в культурах как внутри организации, так и во внешней среде. Эта причина является основной, не позволяющей квалифицированным западным топ-менеджерам добиваться таких же результатов в странах с переходной экономикой, каких они добивались при реализации проектов у себя на родине. Поэтому среда (подразумевается культура), в которой реализуется проект, должна тоже быть элементом модели.

В управлении проектами используется понятие «окружение проекта». Это, по сути, та среда, в которой он реализуется. Одной из особенностей проектов является то, что результат проекта всегда потребляется (используется) внешней средой. Для того, чтобы модель позволяла постоянно отслеживать восприятие внешней средой будущего результата (продукта проекта), элемент модели «среда» необходимо изобразить открытым. Это позволит также учитывать другие изменения во внешней среде и гораздо раньше и более осознанно реагировать на них.

Отличительными чертами проекта является его уникальность, временность. Поэтому познавательные модели в управлении проектами тоже уникальны и временны как по цели, так и по результату. На рис. 1 приведена модель познавательной модели. Последняя на рисунке обозначена границей и

имеет на входе цель, а на выходе результат. Обратная связь организована через субъект. Вначале субъект воспринимает результат как пользователь, а затем, осмыслив его, воздействует на цель как инициатор (или заказчик). Поэтому результат всегда целеопределен. Цель по своей природе иерархична так как является элементом множества других целей субъекта.

СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ МОДЕЛИ

О— безусловно истины, (=

условно истины, ложны

допределен

СВОЙСТВА Рис. 1 Модель построения познавательной модели

Учитывая в модели наличие двух субъективных элементов, неполноту знаний об объекте и неопределенность среды, можно сделать вывод о том, что цель, модель и результат необходимо всегда рассматривать и воспринимать одновременно как безусловную истину, условную истину и ложь. Именно эта тройственность свидетельствует об ограниченности применения любых знаний, которые будут получены на основе применения любой модели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разу М.Л. и др. Управление программами и проектами. - М.: «ИНФРА - М», 1999. - 392 с. 2 Наказ ВАК Украши вщ 10 червня 1999 р. № 228 "Про затвердження перел1ку спец1альностей, за якими проводиться захист дисертацш..."

3. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высшая школа, 1989. - 367 с.

4. Акофф Р.Л. Теория практики в науках о социальных системах // Искусство и наука системной практики. - М.: НИИВШ, 1989. - С. 24-36.

5. Кершництво з основ проектного менеджменту. 1нститут проектного менеджменту США. - Ки'в: В1ПОЛ 1999. 197 с. г

6. Бушуев С.Д. Введение в международную систему сертификации профессиональных проектных менеджеров. Структура и содержание сертификационного экзамена 1РМА // Подготовка и сдача примерного сертификационного экзамена 1РМА. Учебные материалы. Киев. - Украинская Ассоциация Управления проектами. - 1998. - С. 1-6.

7 Рач О.В., Россошанский О.Ю. Об одном подходе к представлению структуры знаний по управлению проектами// Вюник Схщноукрашського державного ушверситету.-1998. - № 6. - С. 23-27.

8. Пупенко В.П. Методичш аспекти викладання проектного менеджменту в умовах Украши // Н:мецько-укра'|'нський досвщ з питань пщвищення квал1ф1кацп державних службовцш, кершникш державних пщприемств, установ \ оргажзацш. - Ки'в / Роттенбург: 1999. - С. 82-90.

9. Россошанская О.В. Особенности планирования проектов на основе системной модели // Управлшня проектами та розвиток виробництва. - 2000. - № 1. - С. 57-62.

Ю. Основы вимоги до дисертацш та автореферата дисертацш // Бюлетень ВАК Укра'ни. - 2000. - № 2-С. 28-40.

УДК 519.68:681.3:658.512

В.В.Морозов

РОЗРОБКА МОДЕЛ1 ВАРТ1СНОГО АНАЛ1ЗУ ПРОЕКТ1В НА ПОЧАТКОВИХ ЕТАПАХ ЖИТТСВОГО ЦИКЛУ

Запропоновано та розроблено модель вартюного анал1зу проект1в на початкових стад1ях розробки проекпв в умовах багатовар1антного моделювання \ досл1дження структурних \ конструктивних ршень, показник1в проект1в з 'х обгрунтованою оц1нкою. Рис. 4, дж. 6.

Коло основних проблем в галузi управлшня проектами, пов'язане з шновацшним характером проеклв, становленням ринково'Т економiки в кра'Тнах СНД i в УкраТ'ж, формуванням нових умов i методiв формування контрактних цш на товарну продукцiю, забезпеченням всебiчного Т'х аналiзу i обгрунтованостi, контролем i регулюванням кошторисноТ' вартостi в процесах розробки i реалiзацiТ' проеклв.

У цей час при управлшш проектами в Укра'Тш через динамку рiвня цiн, ряду регiональних особливостей, практично вщсутня система нормативiв для визначення вартост продукци, яка до того ж носить со^альну спрямованють, а стара не вiдповiдаe сучасним вимогам [2]. Особливо ця криза вщчутна на раншх, попереднiх стадiях проекту, коли потрiбно провести всебiчне економiчне обгрунтування проекту в умовах неповноти i частоТ' змiни шформаци щодо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.