Научная статья на тему 'К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ГРУППА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бырканов Андрей Викторович

Необходимость изучения представлений об информационно-психологической безопасности личности связана с тем, что в сложившихся условиях существует психологическая напряженность, которая системно влияет на благополучие личности в целом. Особо интересна данная тематика еще и в том плане, что она увязывает безопасность как таковую с адаптационными процессами, в которых личность, проявляя социальную активность, испытывает доверие на разных уровнях к отдельным людям и социальным системам, устойчиво себя чувствует в контексте реальных социальных, экономических, техногенных угроз, перестраивается, влияя тем самым на устойчивое развитие социальной среды. При этом междисциплинарность исследуемого феномена обеспечивает всестороннее изучение механизмов формирования субъективного ощущения защищенности, устойчивости личности, психологических основ адаптивного поведения, психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бырканов Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS STATING THE ISSUE OF STUDYING IDEAS ABOUT INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF PERSONALITY

The need to study the perceptions of information and psychological security of the individual is due to the fact that in the current environment there is a psychological tension, which systematically affects the well-being of the individual as a whole. Of particular interest to this topic is the fact that it links security as such with adaptation processes in which the individual, showing social activity, experiences confidence at different levels in individuals and social systems, feels stable in the context of real social, economic, man-made threats, restructuring, thereby influencing the sustainable development of the social environment. At the same time, the interdisciplinary nature of the phenomenon under study provides a comprehensive examination of the mechanisms of formation of a subjective sense of shelteredness, personal stability, the psychological foundations of adaptive behavior, and psychological well-being.

Текст научной работы на тему «К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 207-212. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 12. P. 207-212.

Научная статья УДК 159.99

https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.31

К постановке проблемы исследования представлений об информационно-психологической

безопасности личности

Андрей Викторович Бырканов

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, chessteaguitar@gmail.com

Аннотация. Необходимость изучения представлений об информационно-психологической безопасности личности связана с тем, что в сложившихся условиях существует психологическая напряженность, которая системно влияет на благополучие личности в целом. Особо интересна данная тематика еще и в том плане, что она увязывает безопасность как таковую с адаптационными процессами, в которых личность, проявляя социальную активность, испытывает доверие на разных уровнях к отдельным людям и социальным системам, устойчиво себя чувствует в контексте реальных социальных, экономических, техногенных угроз, перестраивается, влияя тем самым на устойчивое развитие социальной среды. При этом междисциплинарность исследуемого феномена обеспечивает всестороннее изучение механизмов формирования субъективного ощущения защищенности, устойчивости личности, психологических основ адаптивного поведения, психологического благополучия.

Ключевые слова: безопасность, информационно-психологическая безопасность, психологическая безопасность, личность, группа

Для цитирования: Бырканов А.В. К постановке проблемы исследования представлений об информационно-психологической безопасности личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 207-212. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.31.

Original article

Towards Stating the Issue of Studying Ideas about Information and Psychological Security of Personality

Andrey V. Byrkanov

Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia, chessteaguitar@gmail.com

Abstract. The need to study the perceptions of information and psychological security of the individual is due to the fact that in the current environment there is a psychological tension, which systematically affects the well-being of the individual as a whole. Of particular interest to this topic is the fact that it links security as such with adaptation processes in which the individual, showing social activity, experiences confidence at different levels in individuals and social systems, feels stable in the context of real social, economic, man-made threats, restructuring, thereby influencing the sustainable development of the social environment. At the same time, the interdisciplinary nature of the phenomenon under study provides a comprehensive examination of the mechanisms of formation of a subjective sense of shel-teredness, personal stability, the psychological foundations of adaptive behavior, and psychological well-being.

Keywords: security, information and psychological security, psychological security, personality, group For citation: Byrkanov, A.V. (2023) Towards Stating the Issue of Studying Ideas about Information and Psychological Security of Personality. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 207-212. Available from: doi:10.24158/spp.2022.12.31 (In Russian).

Ориентация современности на безопасность продиктована турбулентными кризисами и изменениями в политической, экономической и социальных сферах. Усиление внешних угроз мгновенно увеличивает нарастание психологической тревоги, что дезориентирует личность в отношении своих будущих планов и адаптации в рамках социальных систем. Неуверенность в завтрашнем дне, несформированная толерантность к неопределенности усиливают субъективные переживания по поводу системных представлений о безопасности: жилища, социального функционирования, жизни в целом.

© Бырканов А.В., 2022

РЭУСНОЬООУ

На протяжении длительного времени происходит разрастание спектра парадигм исследований безопасности личностного и социального пространства, где изучаются разнообразные показатели стабильности. К этим показателям относят сферы благополучия, субъективное личностное благополучие, стабильность смысложизненных ориентаций и убеждений, обеспечивающих гармоничное ценностно-смысловое единство личности при надвигающихся рисках различной природы. Каждое исследование опираются на личностную системную интегральную характеристику, благодаря которой поддерживается чувство удовлетворенности жизнью, психологическое благополучие.

В разнообразных подходах психологическая безопасность трактуется, с одной стороны, как личностная индивидуально-психологическая характеристика, с другой - как феномен, охватывающий глубокие внутригрупповые и социальные процессы, трансформационно влияющие на субъективное состояние благополучия населения, качество его жизни. В рамках отечественных исследований стала складываться школа изучения психологической безопасности (Г.В. Грачев, 1998, 2013, 2021; Ю.П. Зинченко, 2011; Ю.П. Зинченко, А.И. Донцов, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелы-гина, 20201; Л.В. Тарасова, 2019, 2020; Н.А.Лызь, Куповых, 2015; М.Ю. Водолагин, Н.С. Аринуш-кина, 2021 и др.). В ряде исследований понятия «информационно-психологическая безопасность» и «психологическая безопасность» синонимичны. В нашем исследовании мы также рассматриваем их семантически близкими понятиями.

Согласно имеющемуся массиву исследований, можно констатировать, что с 2000-х годов сложилось несколько теоретических фундаментов для данного явления. А в рамках социальных, психологических, педагогических и юридических наук феномен «психологическая безопасность» стал междисциплинарным.

С точки зрения психологической науки, понятие «психологическая безопасность» опирается на теорию стресса, на подходы к вопросам аффективных проявлений эмоциональной сферы. Позже появились теории психологической адаптации, которые напрямую связывали безопасность с внутренними личностными и индивидуально-психологическими параметрами и ко-пинг-стратегиями, поведенческим адаптационным репертуаром.

Также в начале нового тысячелетия появились и стали активно разрабатываться в психологии вопросы профессионально-деятельностной безопасности и безопасной среды. Психология деятельностной безопасности охватывала спектр системных исследований субъекта профессиональной деятельности, условий безопасности деятельности в разнообразных сферах, исходя из профиля подготовки специалиста. А психология безопасной среды обращена к анализу факторов, в том числе информационных, влияющих на безопасность социальных субъектов.

В рамках педагогической парадигмы рассматриваются особые условия - безопасная образовательная среда, в которой происходит становление личности ученика. В основе данной парадигмы лежит ценностное отношение к «защищенности сознания» от разнообразных, в том числе информационных, воздействий, что вырабатывает способность к волевым усилиям, побуждающим личность следовать нравственно устойчивым, приемлемым и позитивным поведенческим конструктам. Уравновешенность, способность относиться к другим дружелюбно, рефлексивность, адекватная оценка себя и своей деятельности, добросовестность в деятельности, устойчивые гуманистические ценности личности, гибкость мышления и эмоциональная толерантность в ситуациях разного спектра позволяют сформировать личность безопасного типа поведения (Ко-даспиров, Ерофеева, Полякова, 2019).

В рамках междисциплинарных исследований, на стыке юриспруденции и психологии, предприняты попытки изучения личности с позиций теории виктимности. С разных сторон описаны кризисные этапы, которые являются сенситивными для формирования виктимности личности, даны системные представлений о структуре и уязвимости детско-родительских и семейных стратегий воспитания, которые ведут к виктимизации ребенка; социально-психологические факторы, влияющие на опыт формирования виктимного и общественно опасного поведения. Согласно данным исследований, жертвенное поведение, или структура личности с виктимными признаками, строится на базисе наследственных и личностных показателей как предрасположенности личности к виктимности. На формирование патологических личностных установок, поведенческий репертуар и на стабильность нервной системы личности также влияют социально-психологические условия, неблагополучие в семье, зависимости родителей, опыт раннего насилия.

В психологии появилась отрасль - психология рисков, в которой сформулирована новая трактовка безопасного поведения личности. Изучение разнообразных особенностей поведения, личностных профилей, связанных с рискованным поведением, позволило сосредоточиться на

1 Зинченко Ю.П., Донцов А.И., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Психологическая безопасность личности. Учебник и практикум. М., 2020. 222 с.

совокупности личностных качеств, обеспечивающих успешность управления рисками на разных уровнях (Петимко1; Шарок2, 2010; Кленова3). А.И. Петимко также опирается на формирование системной готовности личности действовать в ситуации опасности. Содержание мотивационно-ценностного компонента взаимосвязано с готовностью личности идти на риск4.

В.В. Шарок описывает компоненты, влияющие на формирование склонного к риску типа личности: мотивационно-когнитивный, эмоционально-поведенческий (конструктивный), деструктивный поведенческий. Обобщенный портрет личности, выбирающий безопасный тип реагирования, представлен через следующие показатели: удовлетворенность потребности в безопасности; ценностная и эмоционально-положительная тенденция в оценке безопасности социальной среды, окружающего мира, ближнего круга взаимодействия; высокая сензитивность к угрозам, гибкость как стратегия реагирования, способность контролировать и управлять нарастающими тревожными навязчивыми идеями в условиях рискованного поведения5.

М.А. Кленова установила, что личность с тенденцией к рискованному поведению формирует готовность действовать в рискогенных ситуациях, оценивает свои ресурсы, мотивирована, ориентирована на достижение успеха и в высшей степени самоактуализирована. Тем самым в совокупности данных качеств обнаруживается высокий уровень адаптированности личности, способность обеспечить включение на разных уровнях в деятельность и достижение успеха6.

В.В. Лихолетов, А.Г. Абдуллин, опираясь на данные ранних исследований института психологии РАН, отмечают, что дефиниция понятия «информационно-психологическая безопасность» первоначально рассматривалась плоско, через формы защищенности личности от разного рода угроз, что приводит к удовлетворению базовых жизненно важных потребностей и имеет перспективы для их реализации. Однако на современном этапе, в условиях информатизации и усложнения социальных систем, можно говорить о появлении информационно-технической составляющей, социально-экономической, информационно-психологической безопасности (Лихолетов, Абдуллин, 2022).

Таким образом, можно сделать вывод о существовании нескольких направлений исследовательских интересов:

- психологическая безопасность как личностное свойство, обеспечивающее целостность личности, ее защищенность и функционирование на разных уровнях, что проявляется в социально-психологической адаптированности личности в условиях информационных, социально-политических, экономических угроз;

- психологическая безопасность как социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в готовности личности сопротивляться негативным воздействиям, функционировать на уровне успешности реализации поведения и деятельности;

Y.P. Zinchenko, A.N. Veraksa, S.V. Leonov актуализируют рассмотрение информационно-психологической безопасности через системный поиск взаимодействия разных социальных отраслей: военного дела, политики, международных отношений, психологии влияния и т. д. Поэтому уровни рассмотрения могут быть представлены через изучения личностного, социально-психологического (группового) и общественного аспектов (Zinchenko, Veraksa, Leonov, 2011).

Y.P. Zinchenko отмечает, что феномен «безопасность» получил новое звучание в контексте экстремальной психологии, психиатрии, медицины, что обеспечило данному феномену междисциплинарный взгляд на природу формирования и структурность его становления. Особые процессы в данном случае опираются на формирование социально-психологической и личностной адаптированности индивида (Zinchenko, 2011).

O.Y. Blynova, L.S. Holovkova, O.V. Sheviakov использовали субъектно-деятельностный, системный подходы при интерпретации структурных компонентов психологической безопасности личности. Безопасность создает оптимальные условия для поддержания гармоничного состояния бытия и устойчивого развитие общества. Однако авторы отмечают, что нельзя говорить об объективной безопасности, ее как таковой нет. Субъективную безопасность, авторы разделяют на восприятие человеком состояния безопасности или угрозы, психологические механизмы формирования страха в социальных группах, разрушение или манипулирование идентичностью, гражданское самосознание и способность к самоорганизации сообщества при внешних и внутренних угрозах (Blynova, Holovkova, Sheviakov, 2018).

1 Петимко А.И. Отношение к риску как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности сотрудников МЧС России: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 23 с.

2 Шарок В.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы и самоотношения личности, склонной к рискованному поведению: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 27 с.

3 Кленова М.А. Взаимосвязь представлений о риске и готовности к рискованному поведению с социально-психологическими характеристиками личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Саратов, 2011. 29 с.

4 Петимко А.И. Указ. соч.

5 Шарок В.В. Указ. соч.

6 Кленова М.А. Указ. соч.

Таким образом, современные социогуманитарные теории расширили понимание субъективного измерения безопасности путем включения в аналитическое поле социокультурных, психологических и феноменологических проблем, влияющих на восприятие индивидуальной и социальной группой их собственной защищенности, на показатели социально-психологической адаптации.

С позиций субъектно-деятельностного подхода не следует ограничиваться пониманием психологической безопасности как чувства, основанного на доверии к миру, людям, себе. Это чувство более сложно по структуре, оно динамично, поскольку связано с деятельность человека. И оно отражает реализацию не только основных потребностей в безопасности, но и в саморазвитии, самореализации.

Таким образом, психологическая безопасность рассматривалась как уравновешенное состояние, обусловленное безопасными условиями внешней среды, представленная на разных уровнях: в контексте национальных процессов безопасности, социальной, психологической и информационной безопасности.

В англоязычной литературе авторы уделяют особое внимание понятию социально-психологической безопасности, что позволяет говорить об особой системности формирования при проявлении личностной активности и самостоятельности в процессе включения в социальные отношения. В работах отмечается, что традиции в рассмотрении понятия «безопасность» связаны с разделением безопасности по источникам возникновения угроз: экологическая, технологическая, психологическая.

J. Wang, R. Long, H. Chen, Q. Li отмечают, что психологическая безопасность городских жителей как отдельной локации не исследовалась и не измерялась. Она представляет собой сложную многомерную структуру, состоящую из психологического, социального и экологического элементов. Авторы статьи предприняли попытку разработки шкалы психологической безопасности горожан с отсылкой к процессам их социально-психологической интегрированности. Проявления социально-психологической безопасности связаны с чувствами и переживаниями (уверенностью, эмоциональной стабильностью), адаптивным поведением (способностью контролировать и предвидеть рискованное поведение, изменять поведение при необходимости), физическим и психически здоровьем, готовы проявлять доверие к окружающему миру, готовы при необходимости вносить изменения в окружающую среду. Значение индивидуальной психологической безопасности меняется в зависимости от средового фона, например психологической безопасности на рабочем месте. Обычно это связано со степенью признания во внешнем мире или степенью готовности внести в него свой вклад (Wang, Long, Chen, Li, 2019).

Эти исследователи трактуют «психологическую безопасность горожан» через совокупность трех компонентов:

- социально-психологическая безопасность, проявляющаяся в ожиданиях личности в отношении безопасности будущей жизни, основанная на опыте прошлой жизни, процессах адаптации в межличностном взаимодействии;

- социально-экологическая безопасность, отражающая психологическую привязанность к городу, в котором они живут, и идентичность горожан, а также их комплексное восприятие риска социальной среды, городской атмосферы и профессионального статуса;

- естественная экологическая безопасность, т. е. восприятие горожанами риска по отношению к окружающей их природной городской среде.

Подобные исследования были проведены и в Китае, в которых также отмечается значимость адаптационных механизмов для реализации безопасности личности в контексте социальных отношений (Zhang, 2007).

J.S. Murray, S. Kelly, C. Hanover описывают стратегии обеспечения психологической безопасности. В рамках организационной психологии ими были выделены факторы, влияющие на эффективность и продуктивность профессиональной деятельности. Одной из центральных категорий является психологическая безопасность. Субъективное ощущение безопасности повышает удовлетворенность работой, снижает стресс на рабочем месте, повышает интерес и инициативу. Лидеры группы играют одну из важных ролей в формировании культуры психологической безопасности. Рабочие места, где люди чувствуют себя в психологической безопасности, возглавляются людьми, которые поощряют инклюзивность и культуру высказывания, продвигают и признают передовые модели поведения, что способствует созданию здоровой рабочей среды. Культура доверия повышает социально-психологические показатели адаптации личности на рабочем месте и в рамках межличностных отношений внутри коллектива (Murray, Kelly, Hanover, 2022).

Таким образом, в рамках проведенного экскурса в имеющемся научном заделе можно выделить феномен информационно-психологической безопасности как совокупности системных субъектных характеристик, обеспечивающих стабильность состояний, переживаний человека, связанных с его положением в настоящем, перспективами на будущее и чувством защищенности

от разного рода опасностей. Сформированность стратегий сопротивляемости и противодействия позволяет на высоком уровне поддерживать баланс и стабильность психических состояний, процессов, обеспечивать стабильную структуру личностных смыслов, приспособительный потенциал личности. Понимание составляющих и природы формирования психологической безопасности важно в условиях кризисных проявлений в социально-политической, экономической среде.

Список источников:

Водолагин М.Ю., Аринушкина Н.С. Факторы риска профессиональной среды в деятельности менеджера // Актуальные проблемы социально-гуманитарных и экономических знаний: сб. науч. тр. Саратов, 2021. С. 161-165.

Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998. 125 с.

Грачев Г.В. Формирование культуры личной информационной безопасности: проблема и перспективы // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе: сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.В. Белых, Г.В. Грачева. Саратов, 2021. С. 10-16.

Ефимова Н.С., Субботина Л. Ю. Психология безопасности человека: монография. М., 2013. 191 с.

Зинченко Ю.П. Методологические основы психологии безопасности // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 11-14.

Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г. М., Ерофеева М.А., Полякова Л.В. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 223-235. https://doi.org/10.32744/pse.2019.1.16.

Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г. Проблема безопасности личности: анализ базовых понятий и подходов к моделированию // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 3. С. 483-502. https://doi.org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.483-502.

Лызь Н.А., Куповых Ж.Г. Представления о безопасности как предмет эмпирических исследований // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8-2. 161-166.

Blynova O.Y., Holovkova L.S., Sheviakov O.V. Philosophical and sociocultural dimensions of personality psychological security // Антрополопчы вимiри ф™софських дослщжень. 2018. № 14. С. 73-83. https://doi.org/10.15802/ampr.v0i14.150750.

Grachev G.V. Sociology of information-psychological security: the problem of formulating the definitions // NB: Международные отношения. 2013. № 4. С. 61-85.

Murray J.S., Kelly S., Hanover C. Promoting Psychological Safety in Healthcare Organizations // Military Medicine. 2022. Vol. 187. № 7-8. P. 808-810. https://doi.org/10.1093/milmed/usac041.

Shlyakhtunov M.A. Human Psychological Security in Terms of National Security // Special education. 2022. № 1 (43). С. 1013-1020.

Wang J., Long R., Chen H., Li Q. Measuring the Psychological Security of Urban Residents: Construction and Validation of a New Scale // Sec. Quantitative Psychology and Measurement. 2019. October https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02423.

Zhang Y. Synthetic index of sense of security of the Residents in Beijing // J. Capital Univ. Econ. Bus. 2007. № 20. С. 115-117. https://doi.org/10.3969/j.issn.1008-2700.2007.02.021.

Zinchenko Yu.P., Veraksa A.N., Leonov S.V. Methodological foundations of military psychology and psychological security // Psychology in Russia: State of the Art. 2011. Т. 4. С. 53-61.

Zotova O., Karapetyan L. Psychological security as the foundation of personal psychological wellbeing (analytical review) // Psychology of Russia: State of Art. 2018. № 11 (2). С. 100-113. https://orcid.org/10.11621/pir.2018.0208.

Zotova O.Yu., Tarasova L.V., Nikolaeva T.N., Klimenko V.A., Donskaya O.A. Procrastination as a factor of avoiding threats to subjective wellbeing // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019 Р. 809-815. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.105.

References:

Blynova, O.Y., Holovkova, L.S. & Sheviakov, O.V. (2018) Philosophical and sociocultural dimensions of personality psychological security. Anthropological Measurements of Philosophical Research. (14), 73-83. Available from: doi:10.15802/ampr.v0i14.150750 (In Russian).

Efimova, N.S. & Subbotina, L.Yu. (2013) Psikhologiya bezopasnosti cheloveka [The Psychology of Human Security: A Monograph]. Moscow. RKHTU im. D. I. Mendeleyeva. 191 (In Russian).

Grachev, G.V. (1998) Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti: sostoyaniye i vozmozhnosti psikholog-icheskoy zashchity [Information-Psychological Security of the Person: Condition and Possibilities of Psychological Protection]. Moscow. Izdatel'stvo RAGS. 125 (In Russian).

Grachev, G.V. (2013) Sociology of information-psychological security: the problem of formulating the definitions. NB: Mezhdunarodnyye otnosheniya. (4), 61-85.

Grachev, G.V. (2021) Formation of Culture Personal Information Security: Problem and Prospects. In: Belykh, T.V. & Grachev, G.V. (eds.) Psikhologiya integral'noy individual'nosti v informatsionnom obshchestve. Proceedings of the Conference. Saratov. 10-16 (in Russian).

Kodzhaspirov, A.Yu., Kodzhaspirova, G.M., Erofeeva, M.A. & Polyakova, L.V. (2019) The Formation of Personality Safe Type of Conduct from Pupils as ONE of the Conditions of Comfort of the Educational Environment. Perspectives of Science and Education. (1 (37)), 223-235. Available from: doi:10.32744/pse.2019.1.16 (In Russian).

Likholetov, V.V. & Abdullin, A.G. (2022) The Problem of Personal Security: An Analysis of Basic. Concepts and Approaches to Modeling. Integration of Education. 26, (3), 483-502. Available from: doi: 10.15507/1991-9468.108.026.202203.483-502 (In Russian).

Lyz, N.A. & Kupovykh, Zh.G. (2015) Ideas about Safety as a Subject of Empirical Studies. Sovremennyye nauchnyye issle-dovaniya i innovatsii. (8-2), 161-166 (In Russian).

Murray, J.S., Kelly, S. & Hanover, C. (2022) Promoting Psychological Safety in Healthcare Organizations. Military Medicine. 187, (7-8), 808-810. Available from: doi:10.1093/milmed/usac041.

Shlyakhtunov, M.A. (2022) Human Psychological Security in Terms of National Security. Special education. (1 (43)), 1013-1020.

Vodolagin, M.Yu. & Arinushkina, N.S. (2021) Arinushkina N.S. Faktory riska professional'noy sredy v deyatel'nosti menedzhera [Risk Factors of Professional Environment in Manager's Activity]. In: Aktual'nyye problemy sotsial'no-gumanitarnykh i ekonomicheskikh znaniy. Proceedings of the Conference. Saratov. 161-165. (In Russian).

Wang, J., Long, R., Chen, H. & Li, Q. (2019) Measuring the Psychological Security of Urban Residents: Construction and Validation of a New Scale. Sec. Quantitative Psychology and Measurement. October. Available from: doi:10.3389/fpsyg.2019.02423.

Zhang, Y. (2007) Synthetic index of sense of security of the Residents in Beijing. J. Capital Univ. Econ. Bus. (20), 115-117. Available from: doi:10.3969/j.issn.1008-2700.2007.02.021.

Zinchenko, Yu.P. (2011) Metodologicheskiye osnovy psikhologii bezopasnosti [Methodological Foundations of Security Psychology]. Natsional'nyypsikhologicheskiy zhurnal. (2), 11-14 (In Russian).

Zinchenko, Yu.P., Veraksa, A.N. & Leonov, S.V. (2011) Methodological foundations of military psychology and psychological security. Psychology in Russia: State of the Art. 4, 53-61.

Zotova, O. & Karapetyan, L. (2018) Psychological security as the foundation of personal psychological wellbeing (analytical review). Psychology of Russia: State of Art. (11 (2)), 100-113. Available from: doi:10.11621/pir.2018.0208.

Zotova, O.Yu., Tarasova, L.V., Nikolaeva, T.N., Klimenko, V.A. & Donskaya, O.A. (2019) Procrastination as a factor of avoiding threats to subjective wellbeing. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 809-815. Available from: doi:10.15405/epsbs.2019.07.105.

Информация об авторе А.В. Бырканов - аспирант Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия.

Information about the author A.V. Byrkanov - PhD student, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.