Научная статья на тему 'К портрету журналиста Дмитрия киселева'

К портрету журналиста Дмитрия киселева Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
446
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАДАТКИ / ПРИЗВАНИЕ ЖУРНАЛИСТА / СЕМЬЯ ЖУРНАЛИСТА / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЖУРНАЛИСТА / LITERARY INCLINATIONS / CALLING OF THE JOURNALIST / JOURNALIST'S FAMILY / SOCIAL FUNCTION OF JOURNALISM / PROFESSIONAL EXPERIENCE AND PERSONAL ACHIEVEMENTS OF THE JOURNALIST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рачков Михаил Парфирьевич

На примере журналистской деятельности заместителя главного редактора газеты «Мои года» Д.Г. Киселева раскрываются профессиональные качества журналиста, особенности журналистики как профессии. Затрагивается вопрос о социальной функции журналистики в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Рачков Михаил Парфирьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the portrait of journalist Dmitry Kiselyov

On the example of journalistic activity of the deputy the editor in chief of the «Moi Goda» newspaper of D.G. Kiselyov professional qualities of the journalist, feature of journalism as professions reveal. The question of social function of journalism in modern conditions is raised.

Текст научной работы на тему «К портрету журналиста Дмитрия киселева»

УДК 070(092) ББК 76.0

Михаил Парфирьевич Рачков

доктор экономических наук, профессор, проректор по связям с общественностью и СМИ, Байкальский государственный университет экономики и права,

664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, Россия, e-mail: press@isea.ru

Mikhail P. Rachkov

Dr. of Economics, Professor, Vice Rector on Public Relations and Mass Media, Baikal State University of Economics and Law, 664003, Irkutsk, Lenin str., 11, Russia, e-mail: press@isea.ru

К ПОРТРЕТУ ЖУРНАЛИСТА ДМИТРИЯ КИСЕЛЕВА

На примере журналистской деятельности заместителя главного редактора газеты «Мои года» Д.Г. Киселева раскрываются профессиональные качества журналиста, особенности журналистики как профессии. Затрагивается вопрос о социальной функции журналистики в современных условиях.

Ключевые слова: литературные задатки, призвание журналиста, семья журналиста, социальная функция журналистики, профессиональный опыт и личные достижения журналиста.

FOR THE PORTRAIT OF JOURNALIST DMITRY KISELYOV

On the example of journalistic activity of the deputy the editor in chief of the «Moi Goda» newspaper of D.G. Kiselyov professional qualities of the journalist, feature of journalism as professions reveal. The question of social function of journalism in modern conditions is raised.

Keywords: literary inclinations, calling of the journalist, journalist's family, social function of journalism, professional experience and personal achievements of the journalist.

В данной статье мне хочется не только рассказать о моем друге Дмитрии Киселеве, деятельность которого в журналистике, на мой взгляд, может считаться классической, но и поразмышлять, на его примере, о профессии журналиста и ее специфических, если можно так выразиться, особенностях.

Журналистами не становятся случайно. «Случайные» журналисты не задерживаются в журналистике. Журналистика требует призвания, и это призвание опирается на задатки, сформированные еще в детстве.

© М.П. Рачков, 2014

99

Дима Киселев родился 25 декабря 1943 г. в поселке Оротукан Магаданской области в семье геолога. Его отец, Киселев Григорий Сергеевич (1908—1972), — заслуженный геолог Якутии, участник знаменитой Би-либинской экспедиции, осваивавшей северо-восточные районы СССР. Мать, Александра Филипповна (девичья фамилия Молоко), окончила два курса Ленинградского Политеха, но после комсомольского собрания, на котором ее земляк из Сочи, откуда родом была Саша, «разоблачил» ее, рассказав, что Александра Молоко вовсе не из семьи служащих, как написано в анкете, а представитель буржуазии — ее отец владеет кинотеатром, а дед был приглашен принцем Ольденбургским из Москвы строить Сочи и Гагры. Дело было в тридцатые годы — Александре грозила репрессия. Она срочно вышла замуж за Григория Киселева, уехала с ним на Крайний Север и потом всю жизнь выполняла функции помощника своего мужа в его бесконечных переездах с места на место.

В семье было трое детей: две старшие сестры, Ирина и Наталья, и маленький Дима. Мама много читала детям вслух и пробудила у них интерес к книгам, особенно у Дмитрия. Позднее он сам напишет и издаст книжку для детей «Рассказы о Топтыжке». В десять лет Дима стал писать стихи. И не только писать, но и публиковать в газетах — сначала в районной, затем в областной.

Повзрослев, он часто отправлялся с отцом в тайгу в качестве рабочего геологической партии. Геологи даже не подозревали, что Дима является сыном их начальника. В геологических походах Дима наблюдал, как отец заполняет дневники: полевые и личные. Иногда это были одна-две строчки, как, например, эта: «С Новым годом, моя дорогая семья! На

Камчатке Новый год встретил нас не очень приветливо. Сидим в палатке. Сильная пурга».

Между профессией геолога и профессией журналиста нередко проводят параллели: любовь к перемене мест, романтика. Любовь к перемене мест быстро проходит. Что касается романтики, то Дмитрий Григорьевич, через призму прожитых лет и личного опыта, напрочь отрицает эту черту у журналистики: «Журналистика — тяжелый повседневный, я бы даже сказал рутинный, труд. Какая тут романтика, когда уложив детей спать, садишься за стол, чтобы утром сдать редактору очередной (тысяча первый!) материал». А то, что есть общего между геологией и журналистикой, лучше всех выразил, пожалуй, Владимир Маяковский. Правда, писал он о поэзии, но — тем не менее:

Поэзия — та же добыча радия.

В грамм добыча, в годы труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

Да, добыча информации, вычленение из нее нужных, полезных людям сведений — огромный труд «геолога-работяги» в журналистике. К сожалению, в современных СМИ публикуется много пустой, никчемной информации, с горечью констатирует Дмитрий Григорьевич. Ну что, например, дает читателю информация, распространенная Интерфаксом и перепечатанная местными газетами: «Полиция отправила в больницу художника Петра Пав-ленского, который 10 ноября прибил свою мошонку к брусчатке Красной площади»?!

Литературные задатки, являющиеся необходимым условием для занятий журналистской деятельностью, сыграли свою роль в дальнейшей судьбе Дмитрия Киселе-

ва. Еще до службы в армии, будучи студентом лесного, а затем горного техникума, он не расставался с карандашом и блокнотом, делая различные зарисовки.

Отслужив срочную, Дмитрий в 1967 г. устроился на работу младшим техником в так называемую НИП — нормативно-исследовательскую партию в Якутске. Работа была малоинтересной, на что он посетовал давнему другу семьи Киселевых Михаилу Александровичу Сучкову. М.А. Сучков работал главным редактором газеты Якутского геологического управления «Разведчик недр». Зная о творческих наклонностях Дмитрия, Михаил Александрович порекомендовал его литературному редактору газеты «Молодежь Якутии» Виктору Журавлеву. После встречи с главным редактором газеты Владленом Гусевым Киселев получил несколько пробных заданий, с которыми успешно справился. Одним из первых его материалов была заметка «Знание в резерве». В ней ставилась проблема неэффективного использования молодых специалистов, приехавших по распределению в Якутск после окончания Ленинградского полиграфического института.

Коллегами Дмитрия, у которых он многому учился, делая первые шаги в журналистике, были Эдуард Волков, Евгения Кузьмина, Людмила Макарова, Александр Петров. Почти все они имели базовое журналистское образование, окончили столичные вузы. В журналистике, может быть даже больше, чем в любой другой профессии, важно равнение на лучших. Читатель (телезритель, радиослушатель) невольно сравнивает журналистов друг с другом. Остро ощущая недостаток профессиональной подготовки, Дмитрий, в возрасте 25 лет, поступает заочно на факультет журналистики ИГУ.

На первой установочной сессии он обратил внимание на студентку Галину Тарачкову. По зарубежной литературе не хватало учебников, и Дмитрий, раздобыв дефицитный учебник, поехал к Галине в Ново-Ленино, где она жила с матерью, готовиться к экзамену. Будущей теще он показался несолидным: худой, в очках.

Литературные наклонности жениха сделали свое дело. В 1970 г. состоялась свадьба. Новоиспеченная жена приехала в Якутск, где журналистская семья дружно прожила 27 лет. У Киселевых две дочери: Алена, кандидат биологических наук, и Эвелина, журналист. Растут и три внучки: Екатерина, Лада и Алиса.

Семейная жизнь у журналистов складывается по-разному. Многие талантливые женщины-журналистки одиноки. Дмитрий Григорьевич размышляет: мужчинам нравятся умные женщины, но они и боятся их. Когда мужчина начинает ощущать интеллектуальное превосходство женщины, он уходит от нее. В cемье Киселевых в этом отношении сохраняется баланс: никто из супругов не превосходит друг друга, но и за сохранением своей журналистской формы каждый следит внимательно. Галина Сергеевна работает в сфере научной журналистики, Дмитрий Григорьевич — в сфере социальной журналистики.

Но вернемся к якутскому периоду журналистской работы Д.Г. Киселева. В 1968 г. его пригласили вести передачи на производственные темы на Якутском телевидении. В качестве телеведущего он проработал четыре года, а с 1973 г. продолжал сотрудничать с республиканским телевидением уже в роли заведующего сектором пропаганды и ведущего ТВ-программы Якутского научно-информационного центра. «Раскрученный» на телевидении,

Д.Г. Киселев в 1980 г. был приглашен в штат Республиканского комитета по телевидению и радиовещанию, а 1983 стал руководителем редакции экономических передач Якутского республиканского радио.

Практика показывает: журналисту, по возможности, нужно попробовать себя в различных видах СМИ, чтобы убедиться в своем истинном призвании. Иркутский журналист Леонид Гунин из газетной журналистики перешел на телевидение и за несколько лет заявил себя как талантливый тележурналист и руководитель ИГТРК. Его коллега по телевизионному цеху Алексей Елизарьев, наоборот, стал успешным редактором газеты «СМ-Номер один».

Д.Г. Киселев нашел себя на радио. Спокойный приятный голос, литературный язык, логично выстроенная речь сразу привлекли к себе внимание радиослушателей, а умение оперативно откликаться на животрепещущие темы сделало его передачи популярными. Особым вниманием пользовался его радиожурнал «Человек. Факты. Проблемы». За цикл передач на социально-экономические темы Дмитрий Григорьевич был отмечен почетной грамотой Госкомитета СССР по ТВ и РВ, а позже удостоен звания «Отличник телевидения и радио СССР».

В радиожурналистике есть одно «но», связанное с очень ограниченным полем конкуренции. Заняв однажды место радиожурналиста, можно удерживать его до самой старости (востребованный голос — гарантия стабильности), но стоит переехать в другой город — сразу начинаешь понимать, что в узкий круг избранных пробиться практически невозможно.

После семи лет работы на радио Дмитрий Григорьевич переходит в газету «Советы Якутии», приняв реше-

ние со временем перебраться в Иркутск. В возрасте пятидесяти пяти лет он переезжает в столицу Восточной Сибири, где его никто не ждет. Никаких связей с местным журналистским бомондом. На радио путь заказан: здесь вещают свои «соловьи» и «жаворонки». На телевидении действует неписаный закон возрастных ограничений. В старых региональных газетах штаты заполнены коренными иркутянами. Остаются случайные подработки в новодельных газетах, выживающих от номера к номеру. Однако первые же публикации на экономические темы в газете «Что почем», привлекают внимание, имя становится известным, его даже пытаются переманить в другие издания.

Большой опыт, накопленный Д.Г. Киселевым во время работы в Якутске, не прошел даром. В 2000 г. Дмитрий Григорьевич был приглашен на государственную службу в информационно-аналитический отдел Комитета по информационной политике Администрации Иркутской области. Умение работать с медийной информацией сразу оценили губернатор Иркутской области Борис Говорин и главный федеральный инспектор по Иркутской области Игорь Тутеволь. И.Н. Тутеволь («тетя Валя», как его ласково называл Дмитрий Григорьевич) стал давать ему специальные поручения для составления докладных записок Полномочному представителю Президента РФ в Сибирском федеральном округе.

Как это ни парадоксально, но не все журналисты обладают способностью анализировать потоки массовой информации, делать выводы о ее истинном содержании и подводных течениях, прогнозировать информационные запросы и вбросы. Чувствовать пульс циркулирующей массовой информации — одно из достоинств журналиста Д.Г. Кисе-

лева. Помню, как Дмитрий Григорьевич на основе анализа публикаций в федеральных СМИ предсказал арест Михаила Ходорковского за месяц до оного.

Он был одним из первых, кто почувствовал потребность в межрегиональном обмене медийной информацией, и в 2003 г. согласился стать обозревателем, а затем главным редактором журнала «БизнесМост» уникального издания, ставшего действительно связующим информационным мостом для бизнеса, политической и научной элиты субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ, изданием, наиболее полно освещавшим работу Байкальских экономических форумов.

В 2006 г. Дмитрий Григорьевич становится заместителем главного редактора газеты пенсионеров При-ангарья «Мои годы». В тандеме с главным редактором издания Игорем Широбоковым он занимается тем, что можно смело назвать социальной журналистикой. В журнале «Вопросы теории и практики журналистики» (2013 г., № 3) член Национального союза журналистов Украины Татьяна Хлебникова остро поставила вопрос об утрате современной журналистикой социальной функции — функции заступничества за бедных и униженных, пробуждения милости к падшим, освещения проблем «маленького человека». В демократическом обществе эта функция должна быть наипервейшей, к тому же это давняя традиция русской журналистики. Дмитрий Григорьевич одним из первых стал возрождать эту традицию в Иркутске.

Говоря о Д.Г. Киселеве, не могу не отметить его активного участия в создании книги очерков «С Нархо-зом связанные судьбы», посвященной 80-летию Байкальского государственного университета экономики и

права. Меньше чем за полтора года Дмитрий Григорьевич написал о преподавателях университета 27 очерков, каждый из которых был не просто биографией, но и психологическим портретом человека, порой раскрытым с неожиданной стороны. Меня удивляло, как, пообщавшись в течение полутора-двух часов с героем будущего очерка, журналист проникал в его неведомую душу. Однажды я предупредил его, что заведующий кафедрой Б. очень сложный человек. Двое журналистов уже отказались писать о нем. Д.Г. Киселев не только нашел с ним общий язык и вызвал на откровенность, но и понял всю суть его личной драмы. В детстве Б. рос без отца, постоянно испытывал чувство одиночества. От одиночества он страдает до сих пор, хотя занимает публичную должность, руководит кафедрой. Признаюсь, после того, как Дмитрий Григорьевич объяснил мне, в чем кроется причина «вредности характера» Б., я изменил свое резко отрицательное отношение к нему на более лояльное. Настоящий журналист должен быть знатоком человеческих душ — этому учит профессиональный опыт Д.Г. Киселева.

Беседуя с Дмитрием Григорьевичем, задаю ему два вопроса: не было ли у него желания уйти из профессии, и в чем состоят его личные достижения, как журналиста? Ответы на эти вопросы потрясли меня своей простотой и — одновременно — глубиной проникновения в сущность профессии журналиста.

— Желание уйти из журналистики, конечно, возникало. Больше всего я завидовал часовщикам и ювелирам — людям спокойного ремесла. Журналистика тоже ремесло, но более тяжелое, ибо нужно успеть разобраться в проблеме, понять человека, создать

поучительный образ в условиях постоянного цейтнота. Достижение «ювелирной точности» в работе журналиста (а именно к такой точности нужно стремиться) связано с неимоверными усилиями. Когда понимаешь это, начинаешь с большим уважением и привязанностью относиться к своей профессии.

Личные достижения журналиста... Конечно, их можно определять количеством заработанных материальных благ. Но, по большому счету, на квартиру, дачу, машину и слесарь может заработать. Какие-то успехи в личной жизни, связанные с журналистской деятельностью? Журналистка такая-то стала четвертой женой видного

политического деятеля. Но — зачем злословить? Карьера? Карьеру в журналистике делает небольшое количество людей, так называемых магнатов. Журналист, который полностью отдается работе, в карьере не нуждается. Личные достижения журналиста состоят в его профессионализме, в постоянном совершенствовании своего мастерства. Это то, что от личности журналиста не отнимешь, что навсегда остается с ним и оставляет добрый след в людях.

Заканчивая свой рассказ о Д.Г. Киселеве, отметившем недавно 70-летний юбилей, хочу пожелать ему одно: живи долго, Дмитрий Григорьевич!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.