Научная статья на тему 'К понятию духовности в образовании'

К понятию духовности в образовании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
486
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ИСТИННЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / БЕСКОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГАРМОНИЧНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ / SPIRITUALITY / MORAL QUALITIES / MORAL VALUES / DIALOGIC IDENTITY / DIALOGIC COMMUNICATION / CONFLICT-FREE / BEHAVIOR / HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хохлов С. И.

В статье обосновывается необходимость внедрения в образование духовности. Дается определение духовности, раскрываются ее основные компоненты. Дается понятие меры духовности, раскрываются показатели духовности. Указанное определение духовности предполагает активную деятельность человека по совершенствованию и самосовершенствованию его в духовном плане, начиная от простых действий, поступков, к более сложным образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper argues the necessity of the introduction of spirituality in education. The author presents the definition of spirituality and its main components its indicators and characteristics. The given definition of spirituality involves active personal work on the spiritual growth and development starting from simple acts and behavior to more sophisticated the way of life.

Текст научной работы на тему «К понятию духовности в образовании»

Проблемы практической психологии

Хохлов С.И.

К понятию духовности в образовании

В статье обосновывается необходимость внедрения в образование духовности. Дается определение духовности, раскрываются ее основные компоненты. Дается понятие меры духовности, раскрываются показатели духовности. Указанное определение духовности предполагает активную деятельность человека по совершенствованию и самосовершенствованию его в духовном плане, начиная от простых действий, поступков, к более сложным - образу жизни.

Ключевые слова: духовность, нравственные качества, истинные нравственные ценности, диалогическая личность, диалогическое общение, бесконфликтное поведение, гармонично развитая личность.

Необходимость внедрения духовности в образование никто не отрицает, но до сих пор мало что делается для этого. Прежде всего, необходимо дать её определение. Весьма полезным в плане определения

сущности духовности является высказывание директора Института социально-политических исследований РАН академика Геннадия Осипова: «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения человека в обществе, примат добра над злом. Она несводима к вере в Бога или монарха. Это уважение различных точек зрения, мнений, религиозных конфессий...». Однако, по нашему мнению, здесь духовность выступает лишь как мировоззренческий компонент, а не руководство к действию.

Другие определения духовности также не отражают всей ее полноты, забывая или не желая включать в ее понятие истинные нравственные ценности. Наиболее точное, на наш взгляд, определение духовности дает А. А. Андрущакевич как «.способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни» [1, с. 11].

Для использования в образовательном процессе мы предлагаем определение понятия «духовность» как способность и умение правильно оценивать, выбирать истинные нравственные ценности и в соответствии с ними определять и бесконфликтно осуществлять свои поступки, общение, поведение, образ жизни в педагогическом взаимодействии с учащимися.

Из этого определения следует, что компонентами духовности являются: обращенность к высшим и вечным ценностям бытия, ставшим или становящимся естественным атрибутом личности; любовь к себе, ближнему, учащимся, всему человечеству, природе; устремленность к познанию и побуждение к нему учащихся; стремление самого педагога и побуждение воспитанников к гармоничному развитию и саморазвитию.

Можно назвать следующие показатели духовности:

1) наличие таких качеств личности, как доброта, искренность, открытость, щедрость, благородство, мужество, эмоциональная устойчивость, понимание, воля, любовь к людям, наблюдательность, оптимизм, общительность, сострадание, радость, стыд (как голос совести);

2) достаточно развитые качества познавательных процессов: мышление, память, речь, внимание, воображение, восприятие;

3) потребность в созидательной творческой деятельности, являющейся важным компонентом духовности; благоприятное творческое самочувствие: вдохновение, широта интересов, увлеченность делами, ясность мысли, поисковая активность, радость, ощущение счастья, положительный энергетический потенциал;

4) наличие внутренней свободы: свобода от страхов, сознательное и добровольное выполнение обязанностей по работе (учебе) и других

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

требований, предъявляемых обществом; принятие внешнего мира таким, каков он есть; бесконфликтность во взаимодействии с воспи-туемыми, отсутствие обвинения воспитуемых, поиск причин внешних проблем в себе, жизнь по законам природы (Бога), служение людям;

5) здравый смысл, проявляющийся во взаимообогащающем, развивающем взаимодействии с воспитуемыми;

6) достаточная умственная и физическая работоспособность;

7) наличие интереса к профессиональной педагогической деятельности: к познавательному и воспитательному процессам, к предметной подготовке;

8) стремление жить не только для себя, но и для других;

9) гуманизм в отношении к человеку (воспитуемому), миру, природе. Духовность педагога может измеряться степенью его свободы от телесных влечений (способностью противостоять им, подчинять их себе, управлять ими) и душевных намерений, привязанностей, склонностей, побуждений (способностью противостоять им ради чего-то более значимого, чем личное «Я»), духовность педагога зависит от выбора между добром и злом, милосердием и равнодушием, истиной и ложью, личным и социальным.

Мерой духовности может служить степень свободы и ответственности педагога: ответственность перед людьми (воспитуемыми) и стремление к их ободрению, помощи им; ответственность перед совестью; ответственность перед Богом как проявление благоговения.

Духовно развитому человеку даруется свобода. Такой человек делает добро, говорит правду, искренен с людьми. Он делает это свободно во имя любви. Из выше приведенного определения следует, что духовность в образовании - это, прежде всего, сознательно выбранные самим педагогом, психологом умения и способности, форма взаимодействия с вос-питуемыми, а не навязанные ему со стороны. Эти умения и способности педагог и психолог развивает в процессе самосовершенствования: самообучения и самовоспитания.

В приведенном определении духовности реализуется главное качество педагога, психолога - свобода его выбора тех нравственных качеств, которые он считает верными, согласующимися с его совестью, одухотворяющими его самого и воспитуемых.

Данное определение духовности предполагает правильный выбор истинных ценностей на основе личного опыта. Почему личного? Да потому, что человек доверяет в большей мере личному опыту. Мы, как правило, стараемся проверять все на личном опыте, не всегда доверяя даже родителям.

Из множества нравственных ценностей общепризнанным является для многих гуманизм - человеколюбие, созвучное христианскому взгляду, выраженному словами Иисуса Христа: «.во всем, как хотите, чтоб с вами поступали, так поступайте и вы с ними». Следовательно, гуманизм в нашем понимании - это не просто и не только определенная система взглядов, как это значится в отечественных словарях, но и включает истинную нравственную ценность, венцом которой является вера в Бога. Однако убеждать воспитуемых в этом не должен никто, кроме самого человека, который на собственном опыте должен выбрать для себя наиболее приемлемые нравственные ценности, которыми руководствовался бы в своих поступках, общении, поведении.

Выше приведенное определение духовности предполагает гуманистическое поведение и общение педагога, психолога, в основе которого - безусловное приятие каждого воспитуемого, уважение его, вера в его лучшие качества, стремление повысить его авторитет, самоуважение, уверенность в успешном саморазвитии и самосовершенствовании.

Указанное определение духовности направлено на активную деятельность человека по самосовершенствованию его в духовном плане, начиная от простых действий, поступков к более сложным - образу жизни. Все содержание духовности сводится к соблюдению высоконравственного поведения человека, к спасению всего человечества от гибельного безнравственного поведения, наблюдаемого в настоящее время в нашей стране. Духовность рассматривается нами не как какое-то отдельное качество человека, а целая развивающаяся система нравственных качеств, направленных на оздоровление не только отдельной личности, но и всего общества в целом. Человечество просто не выживет, если в основе его социально-экономического развития будут преобладать ложь, зависть, алчность, нажива, индивидуализм и т.д. Естественно, что не только образование, но предпринимательство должно строиться на духовно-нравственной основе, а не на лжи, к которой их принуждают нередко действующие законы и обюрократившиеся чиновники.

Как видим, приведенное выше определение духовности носит светский, гражданский характер и направлено на духовное, нравственное возрождение личности и всего общества. Единственное возражение среди ученых и педагогов может относиться к включению в содержание духовности среди других нравственных ценностей вершины истинных нравственных ценностей - веру в Бога. Но человек должен быть свободен в своем выборе, не надо навязывать ему ни отсутствие, ни

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

наличие абсолютных истинных нравственных ценностей. Пусть человек сам решает это. Не следует пренебрегать и тем фактом, что истинные вечные божественные истины признавали такие выдающиеся ученые, как Кант, Ньютон, Эйнштейн, академики Вернадский, Шипов, Акимов, Павлов и др.

Степень развития своей духовности педагоги и психологи могут определить наличием (отсутствием) у себя следующих показателей:

- высокая потребность в проявлении своей любви ко всему человечеству (близким; воспитанникам; посторонним; людям, причинившим вам зло; природе; животным);

- возросшая восприимчивость к любви других;

- проявление улыбчивости, доброжелательности;

- способность радоваться каждому мгновению бытия, успехам воспитанников;

- чувство удовлетворенности от единения с природой и людьми;

- потребность ценить воспитанников, замечать, прежде всего, положительные их стороны, выражать благодарность, хвалить за успехи, продвижение в самовоспитании;

- принимать детей такими, какие они есть, и хорошо относиться к ним;

- отсутствие желания конфликтовать;

- отсутствие интереса к обсуждению поступков других;

- отсутствие интереса к осуждению других людей;

- самодостаточность, независимость от внешних обстоятельств, людей;

- способность мыслить и действовать в соответствии со своими принципами, а не на основе страхов, прошлого опыта или наставлений других людей;

- желание и умение прощать окружающих, своих питомцев;

- отсутствие проявлений обиды, зависти, зла, особенно на воспитанников. Изучение такого понятия духовности в учебных заведениях в значительной степени будет способствовать одухотворению образования.

Библиографический список

1. Андрущакевич А. А. Персональная психология в определении сущности человека и сущности образования // Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой Нижегородской научно-практической конференции (1-3 октября 1998 года). Нижний Новгород, 1999.

2. Афонин В.В. Психологические проблемы гармонического развития личности // Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой Нижегородской научно-практической конференции (1-3 октября 1998 года). Нижний Новгород, 1999.

3. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985.

4. Духовное развитие общества - основа прогресса России. Материалы III Нижегородской региональной Конференции единения духовно-просветительских организаций (20-21 марта 1999 года). Нижний Новгород, 1999.

5. Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996.

6. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1980.

8. Смайлс С. Саморазвитие. Умственное, нравственное и практическое. Минск, 2000.

9. Хохлов С.И. Психология самовоспитания: Теоретический курс. М., 1996.

10. Хохлов С.И. Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося: Учебно-методическое пособие. М., 2008.

11. Шилин К.И. Россия гармоничного будущего. Социология духовной жизни. М., 1998.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.