Проблемы практической психологии
Хохлов С.И.
К понятию духовности в образовании
В статье обосновывается необходимость внедрения в образование духовности. Дается определение духовности, раскрываются ее основные компоненты. Дается понятие меры духовности, раскрываются показатели духовности. Указанное определение духовности предполагает активную деятельность человека по совершенствованию и самосовершенствованию его в духовном плане, начиная от простых действий, поступков, к более сложным - образу жизни.
Ключевые слова: духовность, нравственные качества, истинные нравственные ценности, диалогическая личность, диалогическое общение, бесконфликтное поведение, гармонично развитая личность.
Необходимость внедрения духовности в образование никто не отрицает, но до сих пор мало что делается для этого. Прежде всего, необходимо дать её определение. Весьма полезным в плане определения
сущности духовности является высказывание директора Института социально-политических исследований РАН академика Геннадия Осипова: «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения человека в обществе, примат добра над злом. Она несводима к вере в Бога или монарха. Это уважение различных точек зрения, мнений, религиозных конфессий...». Однако, по нашему мнению, здесь духовность выступает лишь как мировоззренческий компонент, а не руководство к действию.
Другие определения духовности также не отражают всей ее полноты, забывая или не желая включать в ее понятие истинные нравственные ценности. Наиболее точное, на наш взгляд, определение духовности дает А. А. Андрущакевич как «.способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни» [1, с. 11].
Для использования в образовательном процессе мы предлагаем определение понятия «духовность» как способность и умение правильно оценивать, выбирать истинные нравственные ценности и в соответствии с ними определять и бесконфликтно осуществлять свои поступки, общение, поведение, образ жизни в педагогическом взаимодействии с учащимися.
Из этого определения следует, что компонентами духовности являются: обращенность к высшим и вечным ценностям бытия, ставшим или становящимся естественным атрибутом личности; любовь к себе, ближнему, учащимся, всему человечеству, природе; устремленность к познанию и побуждение к нему учащихся; стремление самого педагога и побуждение воспитанников к гармоничному развитию и саморазвитию.
Можно назвать следующие показатели духовности:
1) наличие таких качеств личности, как доброта, искренность, открытость, щедрость, благородство, мужество, эмоциональная устойчивость, понимание, воля, любовь к людям, наблюдательность, оптимизм, общительность, сострадание, радость, стыд (как голос совести);
2) достаточно развитые качества познавательных процессов: мышление, память, речь, внимание, воображение, восприятие;
3) потребность в созидательной творческой деятельности, являющейся важным компонентом духовности; благоприятное творческое самочувствие: вдохновение, широта интересов, увлеченность делами, ясность мысли, поисковая активность, радость, ощущение счастья, положительный энергетический потенциал;
4) наличие внутренней свободы: свобода от страхов, сознательное и добровольное выполнение обязанностей по работе (учебе) и других
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
требований, предъявляемых обществом; принятие внешнего мира таким, каков он есть; бесконфликтность во взаимодействии с воспи-туемыми, отсутствие обвинения воспитуемых, поиск причин внешних проблем в себе, жизнь по законам природы (Бога), служение людям;
5) здравый смысл, проявляющийся во взаимообогащающем, развивающем взаимодействии с воспитуемыми;
6) достаточная умственная и физическая работоспособность;
7) наличие интереса к профессиональной педагогической деятельности: к познавательному и воспитательному процессам, к предметной подготовке;
8) стремление жить не только для себя, но и для других;
9) гуманизм в отношении к человеку (воспитуемому), миру, природе. Духовность педагога может измеряться степенью его свободы от телесных влечений (способностью противостоять им, подчинять их себе, управлять ими) и душевных намерений, привязанностей, склонностей, побуждений (способностью противостоять им ради чего-то более значимого, чем личное «Я»), духовность педагога зависит от выбора между добром и злом, милосердием и равнодушием, истиной и ложью, личным и социальным.
Мерой духовности может служить степень свободы и ответственности педагога: ответственность перед людьми (воспитуемыми) и стремление к их ободрению, помощи им; ответственность перед совестью; ответственность перед Богом как проявление благоговения.
Духовно развитому человеку даруется свобода. Такой человек делает добро, говорит правду, искренен с людьми. Он делает это свободно во имя любви. Из выше приведенного определения следует, что духовность в образовании - это, прежде всего, сознательно выбранные самим педагогом, психологом умения и способности, форма взаимодействия с вос-питуемыми, а не навязанные ему со стороны. Эти умения и способности педагог и психолог развивает в процессе самосовершенствования: самообучения и самовоспитания.
В приведенном определении духовности реализуется главное качество педагога, психолога - свобода его выбора тех нравственных качеств, которые он считает верными, согласующимися с его совестью, одухотворяющими его самого и воспитуемых.
Данное определение духовности предполагает правильный выбор истинных ценностей на основе личного опыта. Почему личного? Да потому, что человек доверяет в большей мере личному опыту. Мы, как правило, стараемся проверять все на личном опыте, не всегда доверяя даже родителям.
Из множества нравственных ценностей общепризнанным является для многих гуманизм - человеколюбие, созвучное христианскому взгляду, выраженному словами Иисуса Христа: «.во всем, как хотите, чтоб с вами поступали, так поступайте и вы с ними». Следовательно, гуманизм в нашем понимании - это не просто и не только определенная система взглядов, как это значится в отечественных словарях, но и включает истинную нравственную ценность, венцом которой является вера в Бога. Однако убеждать воспитуемых в этом не должен никто, кроме самого человека, который на собственном опыте должен выбрать для себя наиболее приемлемые нравственные ценности, которыми руководствовался бы в своих поступках, общении, поведении.
Выше приведенное определение духовности предполагает гуманистическое поведение и общение педагога, психолога, в основе которого - безусловное приятие каждого воспитуемого, уважение его, вера в его лучшие качества, стремление повысить его авторитет, самоуважение, уверенность в успешном саморазвитии и самосовершенствовании.
Указанное определение духовности направлено на активную деятельность человека по самосовершенствованию его в духовном плане, начиная от простых действий, поступков к более сложным - образу жизни. Все содержание духовности сводится к соблюдению высоконравственного поведения человека, к спасению всего человечества от гибельного безнравственного поведения, наблюдаемого в настоящее время в нашей стране. Духовность рассматривается нами не как какое-то отдельное качество человека, а целая развивающаяся система нравственных качеств, направленных на оздоровление не только отдельной личности, но и всего общества в целом. Человечество просто не выживет, если в основе его социально-экономического развития будут преобладать ложь, зависть, алчность, нажива, индивидуализм и т.д. Естественно, что не только образование, но предпринимательство должно строиться на духовно-нравственной основе, а не на лжи, к которой их принуждают нередко действующие законы и обюрократившиеся чиновники.
Как видим, приведенное выше определение духовности носит светский, гражданский характер и направлено на духовное, нравственное возрождение личности и всего общества. Единственное возражение среди ученых и педагогов может относиться к включению в содержание духовности среди других нравственных ценностей вершины истинных нравственных ценностей - веру в Бога. Но человек должен быть свободен в своем выборе, не надо навязывать ему ни отсутствие, ни
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
наличие абсолютных истинных нравственных ценностей. Пусть человек сам решает это. Не следует пренебрегать и тем фактом, что истинные вечные божественные истины признавали такие выдающиеся ученые, как Кант, Ньютон, Эйнштейн, академики Вернадский, Шипов, Акимов, Павлов и др.
Степень развития своей духовности педагоги и психологи могут определить наличием (отсутствием) у себя следующих показателей:
- высокая потребность в проявлении своей любви ко всему человечеству (близким; воспитанникам; посторонним; людям, причинившим вам зло; природе; животным);
- возросшая восприимчивость к любви других;
- проявление улыбчивости, доброжелательности;
- способность радоваться каждому мгновению бытия, успехам воспитанников;
- чувство удовлетворенности от единения с природой и людьми;
- потребность ценить воспитанников, замечать, прежде всего, положительные их стороны, выражать благодарность, хвалить за успехи, продвижение в самовоспитании;
- принимать детей такими, какие они есть, и хорошо относиться к ним;
- отсутствие желания конфликтовать;
- отсутствие интереса к обсуждению поступков других;
- отсутствие интереса к осуждению других людей;
- самодостаточность, независимость от внешних обстоятельств, людей;
- способность мыслить и действовать в соответствии со своими принципами, а не на основе страхов, прошлого опыта или наставлений других людей;
- желание и умение прощать окружающих, своих питомцев;
- отсутствие проявлений обиды, зависти, зла, особенно на воспитанников. Изучение такого понятия духовности в учебных заведениях в значительной степени будет способствовать одухотворению образования.
Библиографический список
1. Андрущакевич А. А. Персональная психология в определении сущности человека и сущности образования // Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой Нижегородской научно-практической конференции (1-3 октября 1998 года). Нижний Новгород, 1999.
2. Афонин В.В. Психологические проблемы гармонического развития личности // Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой Нижегородской научно-практической конференции (1-3 октября 1998 года). Нижний Новгород, 1999.
3. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985.
4. Духовное развитие общества - основа прогресса России. Материалы III Нижегородской региональной Конференции единения духовно-просветительских организаций (20-21 марта 1999 года). Нижний Новгород, 1999.
5. Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996.
6. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1980.
8. Смайлс С. Саморазвитие. Умственное, нравственное и практическое. Минск, 2000.
9. Хохлов С.И. Психология самовоспитания: Теоретический курс. М., 1996.
10. Хохлов С.И. Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося: Учебно-методическое пособие. М., 2008.
11. Шилин К.И. Россия гармоничного будущего. Социология духовной жизни. М., 1998.
Педагогика и психология