Нотова C.B.
заведующая кафедрой профилактической медицины ОГУ, кандидат медицинских наук, доцент
Губайдулина С.Г.
специалист лаборатории медицинской биоэлементологии Института биоэлементологии ОГУ
Чадова Л.А.
специалист лаборатории медицинской биоэлементологии Института биоэлементологии ОГУ
К ПОНИМАНИЮ СВЯЗИ МИНЕРАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ
И УСПЕВАЕМОСТИ
В ходе реализации комплексной программы по оздоровлению студентов Оренбургского государственного университета выявлены зависимости между микроэлементным статусом учащихся и их успеваемостью. Как следует из представленных данных, наиболее значительные расхождения в минеральном обмене у обследованных лиц, успевающих на «отлично» и «удовлетворительно», имели место по йоду.
Стабильность химического состава организма является одним из важнейших и обязательных условий его нормального функционирования (А.П.Авцын и др.,1991; А.В.Скальный, 1999). Живой организм находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, и все метаболические процессы, происходящие в нем, протекают с обязательным участием биоэлементов. Химические элементы являются непременными и незаменимыми участниками процессов обмена веществ и адаптации к различным факторам среды, в том числе и к процессу обучения.
К сожалению, у большинства студентов процесс адаптации протекает очень сложно и, по данным Р.Г. Гильмутдинова (2003), до 60% студентов имеют повышенный и высокий уровень невротизации, что, естественно, сказывается на качестве учебного процесса.
Воздействие на организм студента большой информационной нагрузки, высокой интенсивности обучения усугубляется значительным нервно-эмоциональным напряжением, а также неблагоприятной экологической обстановкой.
В этой связи актуальными представляются исследования по оценке микроэлементного статуса студентов с различной успеваемостью.
Материал и методы
Проведен анализ успеваемости 179 студентов ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» различных специальностей, из них 154 девушек и 25 юношей. Все студенты по итогам зимней сессии были разделены на три группы сравнения. В первую группу вошли студенты, сдавшие сессию на отлично (п=54), во вторую - на хорошо (п= 105), в третью - на удовлетворительно (п=20). Микроэлементный статус обследованных лиц оценивался по анализу
волос. Исследование данного биосубстрата проводили методом атомно-эмиссионной и масс-спектрометрии с индуктивно-связанной аргоновой плазмой на приборе Optima 2000 DV (Perkin Elmer 1пс.,США) в Центре биотической медицины (г. Москва). Статистическую обработку полученных результатов осуществляли с использованием методов вариационной статистики (Г.Ф. Лакин, 1991) .
Результаты исследования
Как следует из результатов исследований С.В.Нотовой (2003), элементный статус учащейся молодежи Оренбуржья имеет свои региональные особенности. Характерно низкое содержание селена и кобальта; повышенное содержание магния, железа. Однако, как следует из наших данных, на фоне региональных особенностей успеваемость и интеллектуальные способности так же связаны с микроэлемент-ным статусом.
В ходе исследований анализировался уровень 25 элементов в волосах, из которых для девяти были установлены достоверные различия между сравниваемыми группами (табл.).
Сопоставление элементного статуса учащихся, успевающих удовлетворительно, и групп отличников и хорошистов позволило выявить факт наиболее выраженных различий содержание в волосах йода. Так, относительно I группы концентрация элемента в данном биосубстрате, взятом у лиц III группы, сравнения оказалась в 1,9 раза ниже, аналогичная разница между II и III группами достигла 2,5 раза. Менее выраженные, тем не менее, достоверные различия имели место в содержании в волосах марганца и кобальта.
Так, у студентов, обучающихся на «удовлетворительно», обнаружен дефицит целого
Таблица. Содержание химических элементов в волосах студентов с различной успеваемостью (мкг/г)
Группа Элемент, (мкг/г , M±m)
сравнения Ca Na Mg I Mn Pb Se Co Ni
I 2199,0 146,6 273,4 1,859 1,77 0,62 0,353 0,04 0,71
±212,3 ±23,3 ±31,0 ±1,2 ±0,3 ±0,08 ±0,02 ±0,01 ±0,07
II 2227,7 129,9 269,79 2,466 1,75 0,52 0,348 0,04 0,65
±161,70 ±11,2 ±21,2 ±1,5 ±0,3 ±0,04 ±0,02 ±0,01 ±0,05
III 1668,7 93,6 187,46 0,99 0,93 0,39 0,303 0,02 0,53
±258,7 ±10,1* ±28,0* ±0,1* ±0,1* ±0,05 ±0,02 ±0,00* ±0,07
Примечание: * Р<0,05
ряда эссенциальных нутриентов, в том числе расхождение по уровню РЬ, N1, Ка, Мп, Со, Са. Обращает на себя внимание меньшее содержание кальция (на 24%) и марганца (на 48%), характерное для группы студентов, занимающихся удовлетворительно, по сравнению со студентами - отличниками. Снижение содержания Са и Mg в организме приводит к общей слабости, повышенной утомляемости, ухудшению процессов мышления и, наконец, к снижению памяти. Заметно ниже уровень кобальта (на 44%), что может явиться причиной развития вегето-сосудистых нарушений и, следовательно, ограничения возможности адаптации студентов к изменениям внешней среды и к учебной нагрузке (А.В. Скальный, И.А. Рудаков, 2004).
Таким образом, в результате проведенного исследования, были выявлены значительные различия в содержании основных элементов у студентов с низкой успеваемостью. Этот факт указывает на то, что они не только могут явиться причиной нарушения адаптации учащихся к факторам внешней среды, в том числе и к воз-
растающей учебной деятельности, но могут стать причиной развития патологических процессов в организме и способствовать развитию различных заболеваний.
Данная работа доказывает, что только педагогических приемов недостаточно для повышения интеллектуальных способностей студентов. Необходимо учитывать физиологические особенности учащейся молодежи, а также отклонения в балансе химических элементов, которые могут явиться причиной сниженной успеваемости.
Поэтому, наряду с улучшением качества педагогической деятельности специалистов, необходимы изучение и коррекция элементного статуса организма. Наиболее эффективным и быстрым путем ликвидации дефицита микронутриентов является нормализация структуры питания в образовательных учреждениях, применение белково-витаминно-минеральных комплексов, а также обогащение микронутриентами продуктов широкого потребления.
Список использованной литературы:
1. Велданова М.В. Медико-социальные аспекты дефицита йода // Микроэлементы в медицине. - 2004. - Т.5. - №4. - С.28-31.
2. Скальный А.В., Рудаков И.А. Биоэлементы в медицине. - М.:ОНИКС 21 век. С. 272.
3. Скальная М.Г., Дубовой Р.М. Химические элементы - микронутриенты как резерв восстановления здоровья жителей России: Монография. - Оренбург.РИК ОГУ, 2004. - 239 с.
4. Гильмутдинов Р.Г. Использование логической аргументации в рациональной психотерапии неврозов//3доровьесберегаю-щие технологии в образовании: Научные труды I Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург: РИК ОГУ, 2003. - С. 30-31.