рентен — она снова продолжает прерванное занятие, например будет купаться, чиститься или кормиться. К тому времени, когда слёток сделается более или менее самостоятельным, ориентировочная реакция начинает выражаться у него, как и у взрослых особей, в более сложном комплексе статотонических и статокинетических рефлексов, приобретая те или иные видовые черты. Птица принимает определённую позу и проделывает ряд характерных движений хвостом и крыльями или только хвостом или особым образом топорщит перья на темени и т.д.
Птенцы, начинающие питаться самостоятельно, всё реже и реже просят у своих родителей, и в связи с этим рефлекс кормления у взрослых птиц постепенно затухает.
Ю ОЯ
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 219: 423-424
К питанию птенцов дерябы Turdus viscivorus и чёрного дрозда Turdus merula на юге Ленинградской области
И.В.Прокофьева
Второе издание. Первая публикация в 1983*
Наблюдения за питанием птенцов дроздов велись в урочище Железо на левом берегу реки Луги (Лужский р-н Ленинградской обл.). У деряб было отобрано 48 порций пищи, состоящих из 95 объектов питания; у чёрных дроздов — 74 порции, содержавшие 379 различных беспозвоночных.
Питание дерябы Turdus viscivorus изучали в сосновом лесу, для которого этот дрозд особенно характерен. В 1977 году наблюдения велись относительно поздно (в конце июня-начале июля), в 1981, наоборот, рано (в конце мая). Несмотря на то, что сбор материала производился в разные по условиям годы и в разные моменты гнездового периода, рационы птенцов в обоих гнёздах оказались во многом сходными. Птенцы получали только животный корм, основу которого составляли насекомые (в 1977 и 1981, соответственно, 87.2 и 76.0%). Среди насекомых преобладали жуки. В первом гнезде на их долю приходилось 55.7% от всех экземпляров корма, во втором 52.0%. Но виды жуков в том и другом случае были не одни и те же. В позднее гнездо дерябы приносили в основном полевых хрущиков Anómala dubia (личинок и имаго) и личинок щелкунов, в раннее — пилоусых щелкунов Corymbites sjaelandicus (имаго). Иногда птенцы получали также жужелиц и коротконадкрылов. Из других видов корма родители приносили в оба гнезда чешуекрылых (8.6 и 16.0%), двукрылых (10.0 и 8.0%) и пауков (5.7 и 20.0%). Чешуекрылые были представлены в основном гусеницами совок,
'Прокофьева И.В. 1983. К питанию птенцов дерябы и чёрного дрозда на юге Ленинградской областиЦТез. докл. 11-й Прибалт, орнитол. конф. Таллин: 173-175.
пядениц, листовёрток и соснового шелкопряда Dendrolimus pini, а двукрылые — комарами-долгоножками, тахинами и пр. В позднем гнезде у птенцов ещё было изъято несколько экземпляров перепончатокрылых (коконы муравьев и пилильщики) и личинок саранчовых. Питание дождевыми червями для деряб оказалось не характерным; за всё время наблюдений был зарегистрирован только один принос дождевого червя. Зато их хищнические наклонности проявлялись весьма отчётливо. Среди отобранных у птенцов животных оказалось 3 обыкновенных тритона Triturus vulgaris и 2 живородящие ящерицы Lacerta vivípara.
Дерябы добывали в основном средней величины и крупные кормовые объекты. К последним относятся позвоночные животные и некоторые гусеницы (длиной до 7 см). У личинок саранчовых и некоторых жуков перед кормлением птенцов родители отрывали жёсткие части тела (надкрылья, головы и т.п.). Птенцы в возрасте 3-4 и 9-10 дней получали примерно одну и ту же пищу. Одна порция включала 1-2 экз. корма, как исключение — 7-8.
Изучение питания птенцов чёрного дрозда Turdus merula проведено в 1982 году в лиственном лесу, расположенном на левом берегу реки Луги. Наблюдения велись в первой половине июня, когда погода была дождливой и очень холодной (в некоторые дни температура воздуха днём поднималась всего на 4-6° выше нуля). Поэтому добывать корм насекомоядным птицам было трудно, и чёрные дрозды специализировались на добыче водных и почвенных беспозвоночных. Основу пищи их птенцов составляли нимфы и личинки подёнок (79.7%), поедались также плавунцы нескольких видов и их личинки (3.7%), личинки ручейников (1.0%) и комаров-долгоножек (3.4%), дождевые черви (6.3%). Единичными экземплярами в рационе были представлены жужелицы, долгоносики, гусеницы совок, наездники, скорпионовые мухи, лимонииды, толкунчики, моллюски и т.п. Позвоночных животных родители не приносили в гнездо совсем. С ростом птенцов состав корма не изменился. Жёсткая пища иногда давалась им в раздробленном виде. Самые крупные объекты питания (личинки плавунцов) достигали в длину 5 см. По одному экземпляру скармливались в основном только личинки плавунцов и дождевые черви. Большинство порций включало по несколько объектов питания, иногда даже 18-19.
Как и другие дрозды, чёрный дрозд птенцов кормит не часто. По наблюдениям в 1973 году, 5 его птенцов в возрасте 3-4 дней получили пищу за сутки 122 раза. На долю самки пришлось 55 кормовых прилётов, на долю самца — 67, но самка кормила на 1.5 ч дольше самца. "Рабочий день" пары дроздов длился примерно 19.5 ч. В среднем пища давалась птенцам 6-7 раз в час, максимум — 12 раз/ч.
О хозяйственном значении чёрного дрозда говорить трудно, так как подопытные птенцы выкармливались в необычных условиях. В рационе деряб обнаружен целый ряд вредных насекомых (щелкуны, полевой хрущик, сосновый шелкопряд, гусеницы совок, листовёрток и т.п.). Однако поскольку оба вида в Ленинградской области немногочисленны, заметной роли в уничтожении вредных насекомых они, видимо, играть не могут.
Ю 0&