К ОЦЕНКЕ ЖИВУЧЕСТИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ РАМ
ПРИ ПОТЕРЕ УСТОЙЧИВОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ1
В.И. КОЛЧУНОВ, д-р техн. наук, профессор, академик РААСН Н.О. ПРАСОЛОВ, аспирант М.В. МОРГУНОВ, канд. техн. наук, доцент Орловский государственный технический университет
В настоящее время к проектируемым, строящимся и эксплуатируемым объектам недвижимости предъявляются требования функционального и конструктивного соответствия, а в последнее время ещё и требования безопасности. В то же время действующие нормативные документы на проектирование и реконструкцию не только не отражают новые требования, которые необходимо предъявлять к зданию в связи с многократно возросшими эколого-агрессивными воздействиями природного, техногенного и диверсионного характера, но даже не обозначают новые термины, связанные с такими угрозами и, соответственно, новые термины, связанные с защитой от этих угроз.
Исследованиями РААСН, выполненными в последние годы в рамках отраслевой программы [1, 2] обозначены концептуально-методологические подходы и сформулирована новая концепция к обеспечению конструктивной безопасности и живучести зданий и сооружений, которая должна быть положена в основу решения задач конструктивной безопасности и живучести зданий и сооружений. В рамках этой концепции уже выполнены отдельные исследования к построению элементов теории конструктивной безопасности и живучести, обеспечивающей нелинейную неравновесно-режимную диссипативную дегра-дационную постановку таких задач.
Наряду с задачами о расчёте несущей способности конструкций с выключающимися связями важной задачей в решении проблемы конструктивной безопасности зданий и сооружений являются исследования живучести железобетонных рамно-стержневых систем, связанные с внезапной потерей устойчивости отдельных элементов, вызванной эволюционным накоплением повреждений, например, повреждённых агрессивными и физическими воздействиями [2].
В практике проектирования, согласно действующим нормам, расчёт железобетонных рамно-стержневых конструктивных систем сводится по существу к проверке устойчивости отдельных сжатых или сжато-изогнутых стержней, при этом главенствующее значение придают величине силы, сжимающей данный стержень, но не затрагиваются вопросы стеснённой или принуждённой бифуркации стержня или какой-либо части конструкции. В [3, 4] независимо друг от друга рассмотрен вопрос о расчёте рамно-стержневых систем с учетом бифуркации стержня или какой либо части конструкции с учётом взаимного влияния элементов. Это решение открывает возможность расчета живучести конструктивно-нелинейных железобетонных рамно-стержневых систем, связанной с внезапной потерей устойчивости отдельных стержней вследствие деградации граничных условий.
В данной статье обсуждаются вопросы практического приложения упомянутого критерия активной и пассивной бифуркации к расчёту нагруженных железобетонных рамно-стержневых систем, бифуркации которых связаны с потерей устойчивости отдельных элементов, вызванной эволюционным накоплением средовых повреждений (коррозионных и других) от деградации структуры сечений нагруженных элементов и их условий опирания.
1 Работа выполнена при поддержке РФФИ /номер проекта 06-022-96321/
Пусть задана некоторая двухпролётная рама с жёстко защемлёнными стойками и жёсткими узлами сопряжения отдельных стержней (рис. 1).
В плоскости первого пролёта рама раскреплена связями, уменьшающими свободную длину крайней стойки в два раза. Рама загружена внешней узловой нагрузкой, не превышающей критического значения. В качестве варьируемого параметра при расчёте рассматриваемой рамы принята свободная длина крайней стойки. По первому варианту она равна /0, а по второму (после выключения связи из работы) - /,.
а)
0,22 5Ркр
/ • -Y. i ■ !:- ■ 21
б)
0,9 пер 0.45Ркр 0,225Ркр
Б) ¿1
¿г
Li
Za
Рис. 1. Расчётные схемы: а - исходной системы; б - с выключенной связью;
в - основная система
Используя специальные функции метода перемещений [5] для реакций сжато-изогнутых стержней, приняв за неизвестную величину перемещения узлов системы, найдём критический параметр \кр и формы потери устойчивости для рассматриваемых вариантов рам (рис. 2).
Следуя [5], однородная система уравнений для определения критического параметра укр имеет вид:
гп-7,х+гп-1г->ггхъ-1ъ+ ги ■ = 0;
гг1-г}+ г22 ■ ¿г + г23 • 2Ъ + г24 ■ 24 = 0; (])
г31 • г, + гп ■ 2г + г„ ■ 1Ъ + гм ■ г4 = О; г4| -г, +гп-г2 +г43-г3 +г44 г4 = о.
Подставляя в уравнение принятые граничные условия, для рамы, рассчитываемой по первому варианту, матрица жёсткости запишется в виде:
12 ■/,
2 +8/, • (рг(\\)
4 /, +4/, -q>2(vt)
4 •/,
12-
■<P*(V\)
6/,
<P*(Vi)
0
2 ■ /, + Ц ■ <р2(v,) 6
h 6/,
■<P*,(vз.)
12 •/,
(ri1(v-i) + r]1(v2) + T]1(vl))
(2)
где <p2(v)-, <p4(v); rjx(v)\ щ(v) - специальные функции метода перемещений [5].
Приравнивая к нулю определитель матрицы (2) и решая полученное характеристическое уравнение с помощью среды Maple, определим критический параметр для каждой стойки:
4и
Ъ\
Л .,-г ГГП г
/ ^
V 41,
1
¥ *> т
.^гггй .,-гт ТГ1
11. и-" /у* / \Е 411' \ А ¥
г? п »да
4п\
1ЕС
4п ■ А\}
л
7
6и .
.(V,)
£
' 17 ДЧ
й.
Рис. 2. К определению коэффициентов матрицы жёсткости
Уз =3,72; у2= 5,2; v, = 3,72. Следовательно, сила, действующая на каждую стойку составит:
2 ■ 5 ?2 • / /I о -74 2
/, /,
Ч Ч
а критическая сила для рассматриваемой системы равна ч ./, _ 5,22 - г, _ 4 ■ 3,72 2 • ^
61,5 •/,
0,45 ■/
0,225 •/,
0,9 •/,
Полагая, что в результате коррозионных процессов элементы связей в первом пролёте внезапно выключились из работы, соответственно свободная длина стойки 1 увеличилась в два раза, а расчётная схема при тех же нагрузках мгновенно изменится см. рис. 1, б.
Критическую силу для полученной таким образом конструктивной системы, изображённой на рис. 16, определяем аналогично, используя зависимости
я _ 36,3/
(1) и (2). В результате получено значение критической силы "кр - . .
ч
Если бы переход от первого варианта конструктивной системы ко второму осуществлялся постепенно, то критическая сила для системы в результате
, „ с 61,5/, 36,3/,
изменения свободной длины первой стоики изменилась бы с ——1- до ——- .
В связи с внезапным (импульсным) изменением свободной длины рамы соответственно изменятся критические параметры системы и, соответственно, критическая сила. Динамические догружения системы, связанные с внезапным изменением свободной длины стойки рамы, вызовут изменение названных параметров. Эти параметры могут быть определены на энергетической основе. Приращение критической силы на первой полуволне динамического нагружения системы в момент внезапного изменения свободной длины, следуя [7], может быть определено из соотношения:
2-36,3-/, 61,5 -ц 11Д-/,
=2-Р:
-Р.
и
1\
кр(п-\) кр(п~\) * кр(п)
ч ч
На основе критериев живучести системы [6] можно вести анализ живучести рамной системы при внезапных запроектных догружениях, вызванных эволюционными повреждениями. Определим, какой вид бифуркации (пассивный или активный) испытывает каждый элемент конструкции при рассматриваемом догружении в виде внезапного изменения свободной длины левой стойки рамы.
При активной потере устойчивости стержень вовлекает в общую бифуркацию всю систему. В случае пассивной бифуркации искривления стержня происходят в основном за счет воздействий со стороны окружающих элементов конструкции. Критерием оценки вида бифуркации, следуя Александрову A.B. [6], будет работа концевых моментов и поперечных сил:
A,W„Qi) = у (А/, -Zu + Q2-Z2i + M3.Z3i + Qa ■ Z4,). (3)
При выполнении неравенства:
A,(M„Q,) <0 (4)
происходит активная бифуркация данного стержня, а при несоблюдении его -пассивная.
Для определения формы потери устойчивости системы с выключенными связями (если бы это выключение связей происходило бы постепенно без динамических догружений) см. рис. 16 составим каноническое уравнение метода перемещений:
' г\\ ■ z\ + гп ■ z2 + Гц ■ z4 = 0;
r2, -Z, + r22 -Z2 + r23 -Z3 + r24 -Z4 = 0;
Г32 ' Z 2 + Г33 ' Z 3 + r34 ' Z 4 = 0 ;
Г41 • Z j + Г42 ■ Z 2 + ^43 • Z 3 + ^44 ' Z 4 = 0 . Приняв Z4 = 1 и решая уравнение (5), получим:
Z, = 2,4/1,; Z2= -5,5/1,; Z3 = 0,28/1,. Работа каждой стойки в данном случае соответственно будет равна:
А,(М = 4/, -<p2(v,)-Z, + IIIl.^v,;;,
^ M
что дает:
Л = 3,27 •/,■/,- 7 ■ - 33 ,6 ■ , ^
h
а - 8,24 •/, •/, - 6,75 •/, - 10 ,98 • Л 2 ~ Г2 ' '')
и
л - 0.24 4-, ./, - 0,62 -1, - 2,4 ч", л з _ _ ^
М
Таким образом, при высоте стойки = 4 м работа А, из зависимостей (6), (7), (8) будет равна: А} = -0,965 ■ /,, А2 = 0,96 ■ /,, А3 = -0,024 • ¿,. (9) Из (9) следует, что при внезапном выключении связей и изменении свободной длины левой стойки на основании критерия (4) активная потеря устойчивости произойдёт в стойке 1 и 3, в то время как стойка 2 теряет устойчивость пассивно (рис. 3).
Для сопоставления форм потери устойчивости в исходной системе и в системе с выключенной связью по приведённому выше алгоритму выполнен расчёт исходной рамы. В результате расчёта определено критическое значение нагрузки, при которой рама теряет устойчивость, её значение приведено на рис. 4, а.
Используя зависимости (3) и (5), определим работу концевых моментов и поперечных сил для рамы со свободной высотой стоек /, = 4 м:
0,9-61,5/, 0,4561,5/, 0.225-6Ц5/,
/, 1, 1,
v Активно l
1
Активно Пассивно
—i I
I I'
t
Рис. 3. Общий вид заданной системы после потери устойчивости
4-С "
а)
1
Рис. 4. Расчётная схема исходной системы при действии критической силы (а); общий вид заданной системы после потери устойчивости (б)
А, =-18,95' г,; А2=- 4,46-г,; А3=- 7,96 ■ /,.
Можно видеть, что согласно критерию (4) все три стойки рамы теряют устойчивость активно (рис. 4, б). Следовательно, внезапное выключение связи в первом пролёте ведёт не только к снижению значения критической силы с
——L до 11 '''' , но при этом качественно изменяется форма потери устойчи-/1
вости во второй стойке.
Литература
1. Карпенко Н.И. О концептуальных методологических подходах к обеспечению конструктивной безопасности/ Н.И. Карпенко, В.И. Колчунов// Строительная механика и расчёт сооружений. - №1. - 2007. - С. 4-9.
2. Бондаренко, В.М. Еще раз о конструктивной безопасности и живучести зданий/ В.М. Бондаренко, В.И. Колчунов, Н.В. Клюева// Вестник отделения строительных наук: РААСН, 2007. - Вып. 11. - С.81-86.
3. Александров A.B. Роль отдельных элементов стержневой системы при потере устойчивости// Вестник МИИТ: Науч. техн. журн. -М., - 2001. - Вып. 5.
4. Перелъмутер A.B., Сливкер В.И. Расчётные модели сооружений и возможность их анализа/ A.B. Перельмутер, В.И. Сливкер. - К.: Сталь, 2002 - 600с.
5. Александров А. В., Строительная механика. Динамика и устойчивость сооружений: Учебник для вузов/ А. В. Александров, Б. Я. Лащеников, Н. Н. Шапошников. - М.: Стройиздат, 1984. - 416 с.
6. Александров A.B., О расчёте стержневых конструкций на устойчивость/ A.B. Александров, В.И. Травуш, A.B. Матвеев// Промышленное и гражданское строительство. - 2002. - №3. - С. 16-19.
7. Гениев, Г.А. Прочность и деформативность железобетонных конструкций при запроектных воздействиях: Научное издание /Г.А. Гениев, В.И. Колчунов, Н.В. Клюева, А.И. Никулин, К.П. Пятикрестовский.-М.: Изд-во АСБ, 2004,-216с.
,21' J-01.3I, OJ.DI: 4 61,51, 7-61,51, 61,5ii