Научная статья на тему 'К оценке интеллектуального капитала туристической компании'

К оценке интеллектуального капитала туристической компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / КАПИТАЛ ОТНОШЕНИЙ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / INTELLECTUAL CAPITAL / HUMAN CAPITAL / ORGANIZATIONAL CAPITAL / CAPITAL OF RELATIONS / METHODS OF ESTIMATION OF INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джаман Михаил Алексеевич, Гусаковская Татьяна Александровна

Исследованы существующие методы оценки интеллектуального капитала организации: прямой денежной оценки отдельных составляющих ИК (DIC); рыночной капитализации (MSM); рентабельности активов (ROA) и сбалансированных показателей (SC). Сформулирована система показателей оценки интеллектуального капитала туристической компании, основанная на использовании методов. MSM, ROA и SC. Разработаны методические рекомендации для оценки интеллектуального капитала туристической компании. В случае неудовлетворительного результата комплексной оценки ИК имеется возможность выявить и устранить недостатки в формировании и использовании ИК компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джаман Михаил Алексеевич, Гусаковская Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guidelines to the assessment of intellectual capital tourism company

The existing methods for evaluating the organization's intellectual capital: а direct monetary value of individual components of the IC (DIC); market capitalization methods (MSM); methods of return on assets (ROA) balanced scorecard methods (SC). A system of indicators to measure the intellectual capital of the tourist company, based on the use of MSM, ROA and SC-techniques. Developed guidelines for evaluating intellectual capital of the tourist company. In case of unsatisfactory results of integrated assessment of IR, it is possible to identify and correct deficien-cies in the development and use of IR.

Текст научной работы на тему «К оценке интеллектуального капитала туристической компании»

М. А. Джаман1 , Т. А. Гусаковская2

К ОЦЕНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ

В современных условиях интеллектуальный капитал (ИК) организации является одним из основных факторов, определяющих ее инновационное развитие и конкурентоспособность на рынке. Потому адекватная оценка этого актива является важной составляющей процесса управления организацией.

Исследованию проблемы оценки ИК на уровне организации и государства посвящены работы Э. Брукинг, К. Свейби, Л. Эдвинсона, Л. Лукичевой, Б. Леонтьева, В. Зинова, А. Полторака, П. Лернера, Г. Олехнович и др. Однако недостаточно исследованными остаются вопросы оценки ИК организаций туристической отрасли.

Нами выполнен анализ существующих подходов и методов оценки ИК организации и разработаны методические рекомендации для оценки ИК туристической компании.

Понятие «интеллектуальный капитал» рассматривается исследователями с разных позиций: как сумма всех знаний сотрудников организации, которые можно оценить; интеллектуальные ресурсы, используемые для повышения стоимости активов; знания, которые являются источником инновационного развития и будущих финансовых результатов предприятия и т. д. [1, 3, 6, 8, 10]. Если учитывать статические и динамические свойства ИК, его можно определить как все интеллектуальные ресурсы организации, которые являются источником ее будущих доходов и добавочной стоимости. Большинство исследователей выделяют в составе ИК организации структурный и человеческий капитал [2, 4, 7, 9, 11, 12]. Человеческий капитал - сумма инвестиций в обучение и повышение квалификации персонала. Он включает также компетентность и креативность работников, пользу от их деятельности для организации. Ресурсами человеческого капитала являются ноу-хау и опыт компании для решения ее ключевых проблем. Структурный капитал - это все структуры и процессы, используемые работниками в своей деятельности, все, что остается, когда сотрудники уходят из организации.

В состав структурного капитала входят капитал отношений и организационный капитал. Капитал отношений состоит из связей и стойких отношений с клиентами и партнерами. Целью формирования капитала отношений является создание такой структуры, которая позволит клиентам и партнерам поддерживать активные связи с персоналом организации. Организационный капитал - это систематизированная часть ИК, которая имеет отношение к организации в целом (процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, патенты, торговые марки, организационные структуры).

Методы оценки ИК объединены в четыре группы [12]:

■ методы прямой денежной оценки отдельных составляющих ИК (DIC);

■ методы рыночной капитализации (MCM) - оценивается разница между рыночной и балансовой стоимостью активов компании;

■ методы рентабельности активов (ROA) - вычисляется разница между среднеотраслевой рентабельностью активов и рентабельностью предприятия -добавочная эффективность, которую генерирует ИК;

■ методы сбалансированных показателей (SC) - рассчитываются индексы и индикаторы, характеризующие соответствующие элементы ИК.

1 Михаил Алексеевич Джаман, зав. кафедрой общеэкономических дисциплин Полтавского университета экономики и торговли, д-р экон. наук, профессор, e-mail: pusku@inbox.ru

2 Т. А. Гусаковская, канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры организации производства и управления персоналом. нацинального технического университета «ХПИ»., email: pusku@inbox.ru

Рассмотрим использование упомянутых методов для оценки ИК туристической компании. Среди составляющих ИК туристической компании наиболее значимыми элементами являются человеческий капитал и капитал отношений. В организационном капитале наибольшее значение приобретают организационные структуры, системы управления и торговые марки. Таким образом, основные элементы, формирующие ИК туристической компании, достаточно динамичны, осуществление их идентификации и формализации не всегда возможно. Поэтому, на наш взгляд, методы прямой денежной оценки составляющих интеллектуального капитала в данном случае будут недостаточно эффективными.

Оценка на основе рыночных методов опирается на утверждение, что интеллектуальный капитал - это то, что остается у предприятия, если изъять его материальные активы: землю, сооружения, оборудование, материальные запасы и финансы. Тогда стоимость ИК туристической компании будет определяться как разница между ее рыночной стоимостью и стоимостью ее материальных активов. Недостатком данного метода является то, что не всегда можно адекватно оценить рыночную стоимость туристической компании.

По нашему мнению, достаточно показательной является оценка ИК туристической компании с помощью индикаторного метода. Сущность этого метода заключается в разработке системы показателей, которые характеризуют основные элементы ИК и эффективность их использования. На основе существующих SC-методик, которые предлагаются для оценки ИК организации, сформируем систему показателей для оценки ИК туристической компании (см. таблицу).

Интегральный коэффициент оценки ИК туристической компании предлагается рассчитывать как среднегеометрическое из оценок трех составляющих:

где 1чк, 1ск, 1ко - интегральные коэффициенты оценки соответственно человеческого, структурного и капитала отношений, которые рассчитываются по формуле

где п - количество показателей; I - значение показателя; - коэффициент удельного веса показателя (ед =1).

n

Система показателей оценки интеллектуального капитала туристической

компании

Составлякщ ие ИК

Показ опель

Расчет

Человеческий капитал

Ин деке уроЕН я образования сотрудников

I —

. (ас..— количество сотрут псов с выаи им

образованием; ас . -средиеспиэсчная численность персонала)_

Индекс развития сотрудн псов

j _(ас - количествосогрудников, грошедши*:

перепоагогоЕку)

И н деке творческой активности

j _^ (ас. - кол шествосотрудников, гроя в и еш и* творческуюактиЕностъ)

Доля молодых специалистов (в возрасте до 30 лет)

j - К_(ас,. - кол i+jecTBO молодых с пец иол истов)

Орган изацион-ный капитал

Ин деке стабшъ-ност и кадров

iW

(ас .- количествоуволенн ыхработников)

Индекс материального поощрения сотрудн псов

J,д- J'° загратынаматериаиъное поощрен

сотрут псов; Ф ЗП- фонд заработной платы)

ие

И н деке статусн ого поощрен ия

j _ .^hlC ac t,- количество сотрут псов, получив-шихпоеышение (долк ностъ, категор и я, з вен ие)

Ин деке обновлен ия ассортимента

jm. 11= (П - н овая продук ци я, работ ы, услу ги; ГТ -общий объем фоизводствср

И н деке темнии ес-кого обеспечения сотрудн псов

j _ (ac .,- количество персональных компью-терое)

Ин деке развития те>н ииеского обеспечен ия

j (ac. .,-колииество модернизованных

ПЭ ЕМ, в том и исле гроведен ие модерн изац и и грограм т ого обеспечен ия)

И н фер метизация доку мен тооборота

с."

j - ■ д (зс Kont+jecTBO электронных деку ментое; ас-общее количество документов)

Доля затрат на оплату трудав общем объеме затрат

7 -раеждыназарабатнуюплаг^ 3-общий

объем затрат)

Окончание таблицы

Составляющие ИК Показатель Растет

Op гон изацион-ный капитал Доля интеллектуальной собственности и нематериальных активов вкапи-тагагредгр иятия г Тис (С н - стоимость интеллектуал ной собственности (И С) и нематериальных активов (Н.А); С - суммарная стоимость активов предгр иятия)

Доля грибыли, гриходящаяся на интеллекту-агънуо собственность и нематериальные активы Тц.д." ^щГ ■ - фибьиъ гредприятия,КОТфОЯ пр иходится на И С и Н А; ПР - общая пр иб ьиъ гр е дпр иятия)

Рентабе_гъностъ организационного кап ит ала Яо ь- ^п^01, (С ДД - совокупи ый ДОбОВОШ ЫЙ ДОХОД. генерируемый организационн ым капиталом; Во к-расходына цкрмцэован ие и поддержание в актуальном ссстоян и и ор ган изацисн ного капитал!)

Капитал отнсш ений Степень заинтересованности контр агентов в сотрудничестве 1 _ (¡¡^ _ колицество долгосрочных и повторно заклоченныхконтрактов; ас - общее количество закло-1енныхконтроктов заотиетн ый пер иод)

Доля клиентов, повторно воспо--Гьзовавш ижя услугами комган ии у - (яс - колшествоклиентов, повторно Л Щ воспользовашлмсяуслугами компании; зс -общее кол ииест во клиен тов за расиетн ы й пер иод)

Ин деке ровер ия клиентов у - У _ гш 1щ.-1(у г_ [ЮЛя клиентов, повторно * Д*- »V Гщ. -1 воспользовавш я услугами компании в отиетном и базовом периодах)

Индекс ради ирен ия клиентс-койбазы 1 - (яс - количество новых клиентов) ' Кщ

Ин дексо^Фога потребителей Ь д~ е - емкость рынка)

Рентабельность капиталаотно- шений Д - ^^ ** {г. Г\Г\ — ^пвльупнктй рл^лилин ргалр В1.0 генерируемый капиталом отношений В - расходы на фор мирован ие и поддерж он ие в актуаль ном состоян ии капиталаотношен ий)

Значения показателей, которые входят в предлагаемую систему оценки ИК туристической компании, находятся в диапазоне от 0 до 1 (чем эффективнее деятельность предприятия, тем ближе значение показателя к 1). При выборе формулы расчета интегрального показателя учитывалось, что при потере хотя бы одной составляющей ИК организации автоматически теряют ценность другие его составляющие [7]. То есть, если потерян человеческий капитал, теряет ценность структурный капитал. И, наоборот, при потере структурного капитала даже квалифицированный персонал не сможет достаточно успешно вести бизнес.

Выводы

Для оценки интеллектуального капитала туристической компании целесообразно, на наш взгляд, использовать MSM, ROA и SC-методы. При этом наиболее информативной является оценка с помощью SC-методов, которая предусматривает расчет показателей, характеризующих основные элементы ИК и эффективность их использования. На основе известных SC-методов разработаны методические рекомендации для оценки ИК туристической компании. Расчет интегральных показателей обеспечивает возможность осуществления комплексной оценки ИК компании и его отдельных составляющих. При этом в случае неудовлетворительного результата комплексной оценки наличие частных показателей, характеризующих основные составляющие ИК, позволяет выявить и устранить недостатки в формировании и использовании ИК компании.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Введение в инноватику / А. Н. Асаул, В. В. Асаул, Н. А. Асаул, Р. А. Фалтинский // Международный журнал экспериментального образования. -2010. - № 10. - С. 121-122.

2. Кендюхов, О. В. Органiзацiйно-економiчний мехашзм управлшня штелектуальним катталом пщпршмства: автореф. дис. ... д-ра економ. наук / О. В. Кендюхов. - Нацюнальна академiя наук Укра'ши. 1нститут економки промисловосп.

- Донецьк, 2007. - 31 с.

3. Культура организации: проблемы формирования и управления / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 216 с.

4. Лукичева, Л. И. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами / Л. И. Лукичева, Д. Н. Егорычев. - М.: ООО «Омега-Л», 2004. -192 с.

5. Маркова, Н. С. Теоретико-методичш основи формування й розвитку штелектуального катталу: автореф. дис. ... канд. економ. наук / Н. С. Маркова. -Харювський нацюнальний економiчний ушверситет. -Харюв, 2005. - 18 с.

6. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

7. Назаренко, I. Л. Методика оцшки штелектуального катталу лшшних пщпртмств залiзничного транспорту / I. Л. Назаренко, Т. О. Мороз // Вюник економки транспорту i промисловостк - 2011. - № 34. - С. 307-315.

8. Оценка собственности. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010.

- 280 с.

9. Постаногова, Л. В. Качественные модели оценки интеллектуального капитала компании [Электронный ресурс] / Л. В. Постаногова // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - №6. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/692.

10. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 254 с.

11. Edvinsson, L. Skandia Navigator [Электронный ресурс] / L. Edvinsson. -Режим доступа: http: // www.intellectualcapital.se. - Заголовок с экрана.

12. Sveiby, K. E. Methods for Measuring Intangible Assets [Электронный ресурс] / K. E. Sveiby. - Режим доступа: http: // www.sveiby.com/articles/IntangibleMethods.htm. - Заголовок с экрана.

13. Intellectual Capital Management auf Basis eines IC-Rating™ [Электронный ресурс] / Marc STenbieg, Mart Kivikas. - Режим доступа: http:// www.braiconn.de. -Заголовок с экрана.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Introduction to Innovation / A. N. Asaul, V. V. Asaul, N. A. Asaul, R. A. Faltinsky // International Journal of Experimental Education. - 2010. - Number 10. -P. 121-122.

2. Kendyuhov, O. V. Organizational-economic mechanism of management of intellectual capital: abstractthesis. for the degree of doctor of economic sciences / O. V. Kendyuhov. - National Academy of Sciences of Ukraine. Institute of Industrial Economics. - Donets'k, 2007. - 31 с.

3. Organizational culture: problems of formation and management / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: Humanistika, 2006. - 216 p.

4. Lukicheva, L. I. In-firm management of intellectual assets / L. I. Lukicheva, D. N. Egorychev. - Moscow: OOO «Omega-L», 2004. - 192 p.

5. Markova, N. S. Theoretical and methodological principles of formation and development of intellectual capital: abstract thesis. for the degree of candidate of economic sciences / N. S. Markova. - National Economic University. - Kharkiv, 2005. -18 p.

6. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.

7. Nazarenko, L. I. Methods of assessing intellectual capital line of railway / I. L. Nazarenko, T. Moroz / / The bulletin of economics and transport industry. - 2011. -№ 34. - P. 307-315.

8. Assessment of property. Valuation of intangible assets and intellectual property / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV», - 2010. - 280 p.

9. Postanogovа, L. V. Quality assessment model of intellectual capital [electronic resource] / L. V. Postanogovа / / Modern scientific research and innovation. - 2011. -№ 6. - Mode of access: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/692.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Creation of knowledge and information infrastructure of businesses / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV», - 2010. -254 p.

11. Edvinsson, L. Skandia Navigator [Электронный ресурс] / L. Edvinsson. -Режим доступа: http: // www.intellectualcapital.se. - Заголовок с экрана.

12. Sveiby, K. E. Methods for Measuring Intangible Assets [Электронный ресурс] / K. E. Sveiby. - Режим доступа: http: // www.sveiby.com/articles/IntangibleMethods.htm. - Заголовок с экрана.

13. Intellectual Capital Management auf Basis eines IC-Rating™ [Электронный ресурс] / Marc STenbieg, Mart Kivikas. - Режим доступа: http:// www.braiconn.de. -Заголовок с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.