Научная статья на тему 'К освещению вопроса о времени создания Совета по эвакуации и его руководстве в научной и учебной литературе'

К освещению вопроса о времени создания Совета по эвакуации и его руководстве в научной и учебной литературе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1164
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
война / эвакуация / war / evacuation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пащенко Михаил Яковлевич

Статья рассматривает историю создания Совета по эвакуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BY THE PROBLEM OF THE PERIOD OF EVACUATION COUNCIL’S CREATION AND ITS LEADING IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL LITERATURE

There is a histoiy of Evacuation Council s creation in this article

Текст научной работы на тему «К освещению вопроса о времени создания Совета по эвакуации и его руководстве в научной и учебной литературе»

ББК 63.3(2)622 УДК 947.085

К ОСВЕЩЕНИЮ ВОПРОСА О ВРЕМЕНИ СОЗДАНИЯ СОВЕТА ПО ЭВАКУАЦИИ И ЕГО РУКОВОДСТВЕ В НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Пащенко Михаил Яковлевич,

кандидат исторических наук, доцент Борисоглебского государственного педагогического института (г. Борисоглебск)

Аннотация. Статья рассматривает историю создания Совета по эвакуации. Ключевые слова: война, эвакуация.

BY THE PROBLEM OF THE PERIOD OF EVACUATION COUNCIL'S CREATION AND

ITS LEADING IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL LITERATURE

Pashchenko M.Y. a candidate of historical sciences, an associate professor

Borisoglebsk State Pedagogical Institute

(Borisoglebsk)

Abstracts. There is a history of Evacuation Council's creation in this article. Key words: war, evacuation.

С самого начала Великой Отечественной войны громадные территории западных районов СССР, где размещалось около 32 тыс. промышленных предприятий и проживало 88 млн человек, оказались под угрозой оккупации немецкими войсками [1].

Для сохранения военно-промышленного потенциала страны возникла необходимость перемещения с запада на восток больших масс населения, промышленных предприятий, материальных и культурных ценностей.

«Важнейшей задачей первых дней войны, от решения которой зависела военная экономика, была эвакуация крупных предприятий оборонной и базовых отраслей промышленности на Востоке в Заволжье, на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию» [2].

Выполнение столь сложной народнохозяйственной и военно-экономической задачи, как эвакуация, потребовало огромных усилий от всего советского народа.

Эвакуация стала вынужденной мерой государства. .. .Вместе с тем, она явилась необходимым условием перестройки народного хозяйства на военный лад и составной частью единой программы организации разгрома врага [3].

«.Без спасения нашей западной военно-промышленной базы просто невозможно было рассчитывать на достойный отпор врагу и тем более на его последующий сокрушительный разгром» [4].

Эвакуация, проводимая в Советском Союзе в первые месяцы войны, является одним из самых выдающихся подвигов, который совершил советский народ в Великой Отечественной войне. Эта эпопея, без всякого преувеличения, не знает аналогов в мировой истории, в истории войн [5].

По оценке английского публициста А. Верта, «эвакуация промышленности во второй половине 1941-го-

начале 1942 гг. и ее «расселение» на восток следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов Советского Союза во время войны» [6].

Несмотря на громадные трудности, до конца 1941 г. из угрожаемых районов в тыл страны железнодорожным и водным транспортом было эвакуировано более 12 млн человек, перебазировано 2593 промышленных предприятий, в том числе 1523 крупных [7].

Проблема массовой эвакуации на восток крупных промышленных предприятий и миллионов людей стала наиболее сложной в моральном и материальном плане. Подобной практики еще не знала мировая история.

Не была она предусмотрена и специальным мобилизационным планом, составленным на случай войны. Поэтому решение о ее начале вызвало у многих руководителей предприятий состояние, близкое к шоку. Казалась невероятной сама возможность перемещения промышленных гигантов за тысячи километров, да ещё в тот период, когда в их продукции остро нуждался фронт. К тому же многими людьми эвакуация воспринималась как запланированное бегство [8].

Эвакуация населения, промышленности, материальных ценностей проходила тяжело.

«Причем исключительная сложность ее проведения заключалась в том, что в таких масштабах и в такие короткие сроки эвакуация не предусматривалась и никогда не планировалась» [9], - отмечал заместитель Председателя Совнаркома СССР и наркома химической промышленности СССР военных лет, Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант инженерно-технической службы М.Г. Первухин.

Наша военная доктрина, как известно, массовые эвакуационные перевозки не предусматривала. Кроме того, ряд руководителей наркомата обороны не смогли реально оценить молниеносный разгром армий англо-французской коалиции в Европе и сложившееся новое соотношение сил, не предвидели вероятность отступления наших войск вглубь страны.

Маршал Советского Союза А. М. Василевский в своей книге «Дело всей жизни» пишет: «Некоторые же лица из руководства наркомата (особенно Г.И. Кулик, Л.З. Мех-лис, Е.А. Щаденко) ... считали, что агрессия будет быстро отражена и война во всех случаях будет перенесена на территорию противника. Видимо, они находились в плену неправильного представления о ходе предполагавшейся войны. Такая иллюзия, к сожалению, имела место» [10].

Несомненно, руководство СССР прилагало большие усилия по подготовке вооруженных сил, по перестройке экономики на случай войны и подготовке театра военных действий.

В интервью «Накануне войны» Василевский продолжал: «.К великому сожалению и несчастью для всего советского народа все эти столь необходимые для страны мероприятия своевременно проведены в жизнь не были» [11].

Современным военным историкам удалось обнаружить и опубликовать документы о важных стратегических решениях, принятых непосредственно перед нападением Германии на СССР, в том числе и по вопросу об эвакуации. Вопрос об этом важнейшем экономико-стратегическом мероприятии поднимался еще весной и вошел в директивы Генштаба [12].

Детальные директивы Генерального штаба ... были направлены в приграничные (Прибалтийский, Западный, Киевский и Одесский) военные округа 14-15 мая 1941 года. В директивах предусматривалась вероятность отступления наших войск вглубь территории страны. В параграфе 7 указывалось: «На случай вынужденного отхода разработать согласно особым указаниям план эвакуации фабрик, заводов, банков и других хозяйственных предприятий, правительственных учреждений, складов военного и государственного имущества» [13].

К сожалению, время было упущено. Кроме того, стремительное наступление врага не позволяло придать этому мероприятию поначалу планомерный характер.

«В первые два-три дня военных действий, - отмечал генерал-лейтенант И.В. Ковалев, - вопросы об эвакуации населения, воинского имущества, промышленного оборудования и других народнохозяйственных ценностей в значительной мере приходилось решать военному командованию, партийным и советским органам по собственному усмотрению. В одних случаях местные органы, трезво оценив обстановку, принимали решительные меры для эвакуации гражданского населения и материальных ценностей, в других - проявляли колебания, и в результате советские люди не по своей воле оставались на оккупированной врагом территории, и материальные ценности либо в последний момент приходилось уничтожать, либо, что еще хуже, они доставались немецко-фашистским захватчикам» [14].

Однако недолгое смятение было вскоре преодолено. «Через два дня после начала войны, когда стала несомненной угроза захвата противником ряда наших городов в связи с неудачами на фронте, встал вопрос о необходимости руководства эвакуацией из прифронтовой полосы» [15].

Анастас Иванович Микоян вспоминал: «.ранее даже идея организации органа с такими функциями у нас никогда не возникала» [16].

24 июня 1941 года постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) №1740-7488 был создан Совет по эвакуации, на который возлагали задачу по координации усилий в масштабе всей страны по перебазированию крупных людских и материальных ресурсов из угрожаемых районов в глубокий тыл.

Вместе с тем, в некоторых современных учебных пособиях утверждается, что Совет по эвакуации был создан «решением Государственного Комитета Обороны СССР» [17], либо «...был создан при ГКО» [18], что не соответствует действительности и ошибочно.

ГКО был образован 30 июня 1941 г. [19], практически на неделю позже Совета по эвакуации и потому никак не

50

мог быть его создателем. Также достаточно длительное время в отечественной исторической литературе, посвященной Великой Отечественной войне, неправильно указывался первый руководитель Совета по эвакуации. Особенно это характерно для литературы 60-80-х гг.

Практически во всех фундаментальных исторических трудах и справочных изданиях этого периода подчеркивается, что огромной и сложной работой по эвакуации руководил созданный постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) Совет по эвакуации, председателем которого 24 июня 1941 г. был назначен Н.М. Шверник [20].

Некоторые авторы, в силу сложившихся обстоятельств, просто избегали упоминать в своих работах имя первого руководителя этого органа [21].

Кроме того, в ряде работ просто указывалось время создания Совета по эвакуации, но при этом авторы преднамеренно избегали называть имя его руководителя.

В двенадцатитомной «Истории Второй мировой войны 1939-1945» указывается: «24 июня 1941 г. для руководства эвакуацией из прифронтовых районов населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей создается Совет по эвакуации. [22], «председателем которого был назначен Н.М. Шверник, его заместителями - А.Н. Косыгин и М.Г. Первухин. В состав Совета входили также А.И. Микоян, М.З. Сабуров и другие».

Растиражированная искаженная информация перекочевала в школьные и вузовские учебники. Практически во всей исторической учебной литературе советского периода также утверждалось, что Совет по эвакуации 24 июня 1941 года возглавил Н.М. Шверник [23]. В действительности первым руководителем Совета по эвакуации Н.М. Шверник не являлся.

Постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 24 июня «для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и ценных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» при СНК СССР создавался Совет по эвакуации «в составе Л.М. Кагановича (председатель), А.Н. Косыгина, Н.М. Шверника (заместители председателя), Б.М. Шапошникова (Генштаб), С.Н. Круг-лова (НИВД), П.С. Попкова (Ленгорисполком), Н.Ф. Дубровина (НКПС), П.И. Кирпичникова (Госплан СССР)» [24].

Учитывая роль железных дорог как основной транспортной артерии СССР, призванной обеспечить эвакуацию, ЦК ВКП(б) и советское правительство 24 июня 1941 г. поставили наркома путей сообщения Лазаря Моисеевича Кагановича во главе созданного в тот день Совета по эвакуации.

«Тогда считалось, - вспоминал А.И. Микоян, - что наркомат путей сообщения должен играть главную роль в вопросах эвакуации. Объем же эвакуации из-за ухудшения военной обстановки расширялся. Все подряд эвакуировать было невозможно. Не хватало ни времени, ни транспорта» [25].

Руководству страны, Совету по эвакуации «приходилось буквально с ходу выбирать, что в интересах государства эвакуировать в первую очередь. Надо было также оперативно решать, в какие районы страны эвакуировать те или иные заводы и предприятия» [26].

Наркому путей сообщения, председателю Совета по эвакуации Л.М. Кагановичу требовались инициативные и грамотные помощники. Выбор пал на А.И. Микояна.

Сталин предложил ему заняться этим важным и неотложным делом и стать первым заместителем председателя Совета по эвакуации. 26 июня 1941 г. А.И. Микоян был назначен на эту должность [27]. 27 июня и 1 июля также Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Совет по эвакуации были дополнительно введены Л.П. Берия и М.Г. Первухин (заместитель председателя) [28].

Быстро меняющаяся обстановка на фронте, большой объем работы, личные качества Л.М. Кагановича не позволили ему справиться с навалившимся грузом проблем.

«Уже к началу июля 1941 г стало ясно, что Каганович не может обеспечить четкую и оперативную работу Совета по эвакуации» [29].

Яркий эпизод, характеризующий как работу железных дорог, так и стиль руководства Л.М. Кагановича, содержится в мемуарах работавшего в ВОСО генерала З.И. Кондратьева. 30 июня он был направлен в Смоленск организовать вывозку имущества со складов. В тексте мемуаров, изданных в 1968 году, автор не имеет возможности назвать Кагановича по имени и обозначает его лишь словом «нарком».

«Тихая, не тронутая войной улица, огромное каменное здание. У входа вывеска: «Управление западной железной дороги». Зашел в кабинет начальника. За родным дубовым столом - молодой чернобровый Виктор Анатольевич Гарнык, мой давний знакомый. Увидев меня, он обрадовался. Я рассказал о цели своего приезда. Виктор Анатольевич. распорядился приступить к погрузке и отправке в тыл боеприпасов и всего, что у них есть из военного имущества.

Управление дороги работало в полном составе. «Что за беспечность? - удивился я. - Город эвакуируется, бои идут под Оршей и Витебском, магистраль непрерывно укорачивается.»

- Почему медлите с отправкой людей? - спросил у Гарныка. - Оставьте себе небольшую оперативную группу, а остальные пусть едут в тыл. Там станции забиты, нужны специалисты.

- Нет распоряжения наркома, - ответил Виктор Антонович. - А напрашиваться не хочу, скажет: трус, испугался, убегаешь с боевого поста.

Неожиданно здание качнулось, задрожали оконные стекла, и только после этого послышался взрыв. Над крышей прогудел немецкий бомбардировщик. Зениток здесь нет. Фашисты летают безнаказанно и бомбят на выбор. Настаиваю, чтобы Гарнык немедленно доложил в Москву о сложившейся обстановке. В случае чего я помогу убедить наркома в необходимости немедленной эвакуации

управления. После долгих колебаний Гарнык снимает телефонную трубку. Короткий разговор. Разрешение на эвакуацию получено» [30].

Субъективный фактор выходил на первый план. От руководителя Совета по эвакуации требовались железная воля и неимоверные организаторские способности.

А в это время, вспоминал генерал-лейтенант И.В. Ковалев, «хозяин сети дорог», нарком Каганович, так до-упрощал эту систему, что по ней трудно было найти, где вагоны с боеприпасами, а где с эвакуированными. Какие пропускать немедленно на фронт, а какие, наоборот, как можно быстрее отводить в тыл» [31].

За первые 10 дней войны были потеряны шестая часть железных дорог страны. К 5 июля положение на железных дорогах было таково:

«Станционные пути, ветки, тупики столичного узла оказались забитыми вливавшимися со всех направлений поездами. Выхода на запад почти не было. Железнодорожные магистрали, идущие к фронту, представляли собой обрубки. Москва превратилась в головную базу снабжения войск и перевалки военных грузов с железной дороги на автомобильный транспорт» [32].

На западных дорогах скопилось почти до тысячи вагонов сверх нормы. Зачастую поезда шли один за другим на расстоянии нескольких сотен метров. Небывалую нагрузку испытывали дороги, бывшие до войны второстепенными. А на Кавказе, в Средней Азии и Сибири вагонов катастрофически не хватало [33].

Тем временем на железных дорогах стели теряться вагоны с оружием и боеприпасами. Оказалось, что по настоянию Кагановича и с согласия начальника Управления ВОСО генерал-лейтенанта Трубецкого перестали присваивать номера воинским транспортам. Они отправлялись на фронт мелкими партиями по 3-5 вагонов, что привело к утрате контроля над движением этих составов, нередко начальники станций загоняли эти бесконтрольные, но крайне необходимые армии грузы, в тупики.

«Странная выходила партия. Эшелоны с сеном для кавалерии шли на фронт по «зеленой улице», а патроны и снаряды исчезали в пути...

Вагоны с военными грузами «включались» в состав попутных «товарняков» с невоенными грузами. Таким образом, необходимейшие фронту грузы. включались то в один поезд, то в другой, простаивали в тупиках, в общем, растворялись в потоках обычных народнохозяйственных грузов. Потрясающая бесхозяйственность!.. Равно виноваты были оба начальника: и Каганович, и Трубецкой, ибо вместе составили этот сумбур в маршрутных перевозках»

[34].

Первым за этот крупный промах поплатился жизнью начальник Управления военных сообщений генерал-лейтенант Н.И. Трубецкой. По словам его преемника, И.В. Ковалева, «он неожиданно, причем незаметно для всех, исчез, и никто в управлении не мог сказать, куда он убыл»

[35]. «Потом я узнал, что генерала Трубецкого судил военный суд» [36].

Глава наркомата путей сообщения, председатель Совета по эвакуации Л.М. Каганович получил строгий выговор. 3 июля 1941 г. Председателем Совета эвакуации был назначен кандидат в члены Политбюро ЦК, секретарь ВЦСПС Н.М. Шверник [37].

Принимая во внимание сложившуюся обстановку, решением ГКО Совет по эвакуации 16 июля 1941 г. реорганизуется. Учитывая сложившуюся стратегическую обстановку, когда войска вермахта захватили Минск, Смоленск, Вильнюс, Каунас и продвигались вглубь территории страны (на 500-700 км), а также, понимая важность эвакуации, Государственный Комитет Обороны переподчинил Совет по эвакуации, образованный совместным постановлением СНК и ЦК ВКП(б) в свое ведение [3 8].

16 июля 1941 г. принято Постановление № 173 [39] «О составе Совета по эвакуации». В нем указывалось: «Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 июня 1941 года № 1740-7488 ГКО постановляет:

Создать Комитет по эвакуации в следующем составе:

1. тов. Шверник Н.М. (председатель)

2. тов. Косыгин А.Н. (зам. председателя)

3. тов. Первухин М.Г. (зам. председателя)

4. тов. Микоян А.И.

5. тов. Каганович Л.М.

6. тов. Сабуров М.В. (с заменой Косяченко)

7. тов. Абакумов В.С. (НКВД)

Председатель

Государственного Комитета Обороны И. Сталин».

16 августа 1941 г. постановлением ГКО в совет по эвакуации дополнительно ввели заместителя начальника Главного управления тыла Красной Армии генерал-лейтенанта М.В. Захарова.

В связи с крупномасштабностью мероприятий и увеличением объема работы Комитета по эвакуации Постановлением №834 [40] от 25.10.41 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных и промышленных товаров (из фронтовой зоны) в составе: Микоян (председатель), Косыгин, Каганович, Смирнов, Зотов и Шашков.

Чтобы придать мероприятиям по эвакуации и стихийному перемещению многомиллионной массы людей определенную организованность, Постановлением ГКО № 715с [41] от 26 сентября 1941 г. при Комитете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения. Его начальником был назначен К.Д. Памфилов. Одновременно Памфилов пополнил состав Совета по эвакуации в качестве одного из заместителей председателя Совета [42].

В связи со стабилизацией на фронте зимой 19411942 гг. и сокращением объема эвакуации Постановлением №1066сс [43] от 25 декабря 1941 г. Комитет по эвакуации был упразднен, а вместо него был образован Комитет по разгрузке железных дорог - в составе А.И. Микояна, А.Н. Косыгина, Н.А. Вознесенского, Л.М. Кагановича.

Неуменьшающий объем работы заставлял работать этот орган на пределе возможностей. И все же Комитету

52

по разгрузке не удалось справиться с поставленными задачами [44].

Постановлением ГКО № 1279 [45] от 14.09.42 г. он быш преобразован в «Транспортный комитет при ГКО» под председательством И. В. Сталина. В него вошли: A.A. Андреев (член Политбюро; заместитель), заместитель Председателя СНК СССР и наркома внешней торговли, А.И. Микоян - член Политбюро ЦК, нарком путей сообщения Л.М. Каганович, начальник Управления военных сообщений (ВОСО) И.В. Ковалев, заместитель наркома путей сообщения Г.В. Ковалев, начальник Оргуправления НКО А.Г. Карпоносов, начальник тыла Красной Армии А.В. Хрулев, нарком речного флота В.А. Шашков и нарком морского флота П.А. Ширшов.

В задачу Комитета входили планирование и координация перевозок на основных видах транспорта, разработки действенных мер по улучшению материально-технической базы всей транспортной системы [46].

Летом 1942 г., когда враг рвался к Волге и Кавказу, вновь появилась необходимость в эвакуации предприятий, ценностей и населения. Постановлением ГКО № 1922 [47] от 22 июня 1942 г. была образована Комиссия по эвакуации. В постановлении ГКО говорилось:

«1. Образовать при ГКО комиссию по эвакуации в составе: т. Шверник Н.М., т. Микоян А.И., т. Косыгин А.Н., т. Сабуров И.В., т. Меркулов (НКВД), т. Арутюнов (НКПС), т. Ермолин П.А. (зам. нач. тыла КА).

2. Установить, что комиссия свои решения об эвакуации предприятий, всякого имущества и населения вносит на утверждение ГКО и дает распоряжение, обязательное для всех наркоматов и местных организаций на исполнение по эвакуации».

... Эвакуация была беспримерной и героической эпопеей первых месяцев Великой Отечественной войны. Трудность осуществления этой задачи была связана прежде всего с невиданными в истории масштабами преобразования, краткостью сроков, а также с чрезвычайно тяжелыми условиями, в которых проходила эвакуация.

«Повесть о том, как целые предприятия и миллионы людей были вывезены на восток, как эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены и как им удалось в огромной степени увеличить производство в течение 1942 г. - это прежде всего повесть о невероятной человеческой стойкости», - подчеркивал в своей книге «Россия в войне 1941-1945» известный английский публицист Александр Верт [48].

В постсоветский период значительное количество вузовских и школьных учебников по истории продолжают утверждать, что именно Н.М. Шверник был первым руководителем Совета по эвакуации [49].

Вместе с тем ряд учебных пособий долго тиражированную ошибку исправил и дает правильную информацию о первом руководителе Совета по делам эвакуации [50].

Новая Российская энциклопедия информирует: « .ЦК ВКП(б) и СНК приняли постановление о созда-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нии совета по эвакуации во главе с Л.М. Кагановичем» [51].

Но реальность такова, что кроме учебных пособий, в ряде содержательных и информационно насыщенных работ последнего времени по-прежнему содержится ошибочная информация о первом руководителе Совета по эвакуации [52].

Что касается длительное время повторяющейся ошибке в учебных изданиях, научной и справочной литературе советского периода, то, по всей вероятности, она была обусловлена конъюнктурными соображениями. Участника «антипартийной группы» Л.М. Кагановича не желали указывать в качестве первого руководителя Совета по эвакуации именно по политическим соображениям.

Для Н.С. Хрущева он являлся опасным соперником, предпринявшим попытку сместить его с занимаемой должности. Не исключено, что отечественные исследователи получили соответствующие указания не упоминать имени Л.М. Кагановича при освещении событий начала войны. Эта установка стала руководством к действию для них и в последующие годы.

Что же касается ошибок, допущенных в публикациях постсоветского периода, то они, по всей вероятности, были обусловлены невнимательностью авторов. Ошибки имели место при освещении достаточно узкого вопроса. Если автор глубоко не интересовался данной темой, а нужную информацию получал из ранее опубликованных работ, то ошибка была закономерна. Все ошибки или недосказанность относительно времени создания и руководства Совета по эвакуации, снимаются содержательной статьей профессора Г. А. Кумане-ва [53].

Примечания:

1. Эшелоны идут на Восток. - М., 1965. - С. 6.

2. Устинов, Д.Ф. Во имя Победы. Воениздат, 1988. - С. 150.

3. Куманев, Г.А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945. - М., Изд-во «Наука». - С. 71.

4. Куманев, ГА. Говорят сталинские наркомы. - Смоленск: Русич, 2005.

5. Куманев, Г.А. Говорят сталинские наркомы. - Смоленск: Русич, 2005.

6. Верт, А. Россия в войне 1941-1945. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - С. 136.

7. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. -М., 1985. - С. 102.

8. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России. XX век: Учеб. кн. для 9 класса общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995. - С. 220-221.

9. Куманев, Г.А. Указ. соч. - С. 138.

10. Василевский, А.М. Дело всей жизни: В 2 кн. 7-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - Кн. 1. - С. 108.

11. Василевский, А.М. Накануне войны // Новая и новейшая история. - 1992. - №6. - С. 8-9.

12. См.: Директивы Генштаба западным приграничным округам. ЦА МО РФ. Ф. 16А. Оп. 2591. Д. 245/2.

13. Ржешевский, O.A. Перед великим испытанием // Военно-исторический журнал. - 2006. - №4. - С. 4.

14. Ковалев, И.В.Транспорт в Великой Отечественной войне 1941-1945. - М., 1981. - С. 81.

15. Микоян, А.И. В Совете по эвакуации // Военно-исторический журнал. - 1989. - №3. - С. 31.

16. Микоян, А.И. В Совете по эвакуации // Военно-исторический журнал. - 1989. - №3. - С. 31.

17. Мунчаев, Ш.М., Устинов, В.М. Политическая история России. От становления самодержавия до падения Советской власти. - М.: Издательская группа «НОРМА-ННФРА». -1999. - С. 627.

18. Новейшая отечественная история XX в.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений /[Э.М. Щагин и др.]; под ред. Э.М. Щагин, А.В. Лубнова: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - кн. 2. - С. 115.

19. См.: Ведомости Верховного Совета 30 июня 1941.

20. См.: История Великой Отечественной войны 1941-1945. -Т. 2. - М., 1961; История Второй Мировой войны 19391945: в 12 т. Воениздат, 1975. - Т. 4. - С. 50, 136; Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая история. - М., 1965. - С. 99; Там же. - Изд-е 2-е. - М., 1967. - С. 99; там же. - Изд-е второе, испр. доп. - М., 1970. - С. 101; там же, изд-е 3-е, испр. и доп. - М., 1984. - С. 84; История Коммунистической партии Советского Союза. В 6 тт. - Т. 5, кн. 1. Коммунистическая партия накануне и в годы Великой Отечественной войны, в период упрочнения и развития социалистического общества (1938-1958). - М., Политиздат, 1970. - С. 288-289; Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник/ Под общ. ред. М.М. Кирьяна. - М., 1988. - С. 503.

21. См.: Первухин, М.Г. Перебазирование промышленности/ Советский тыл в Великой Отечественной войне. КН. 2. Трудовой подвиг народа». Под общ. Ред. П.Н. Поспелова. - М., «Мысль», 1974. - С. 13; Лихоманов, М.И. Размещение и использование эвакуированного населения в Восточных районах. Там же. - С. 181.

22. История Второй мировой войны 1939-1945: в 12 т. - М.: Воениздат, 1975. - Т. 4. - С. 50.

23. Там же.

24. Микоян, А.И. Указ. соч. - С. 31.

25. Микоян, А.И. В первые месяцы Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. - 1985. - № 6. - С. 103104.

26. Микоян, А.И. В Совете по эвакуации // Военно-исторический журнал. - 1989. - №3. - С. 31.

27. См.: Куманев, Г.А. Указ. соч. С. 69; Микоян, А.И. В Совете по эвакуации // Военно-исторический журнал. - 1989. -№3. - С. 31.

28. Эшелоны идут на Восток: из истории перебазирования производительных сил СССР в 1941-1942 гг. - М., 1966. -С. 10.

29. Микоян, А.И. В первые месяцы Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. - 1985. - № 5. - С. 104.

30. Кондратьев, 3. Дороги войны. - М., 1968. - С. 13-14.

31. Верещагин, Ю. Генерал, министр, дипломат / Гудок. -27 июня 1991 г.

32. Кондратьев, 3. Указ. соч. - С. 15.

33. См. Куманев, Г.А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945. - М., Изд-во «Наука», 1988. - С. 62.

34. Куманев, Г.А. Говорят сталинские наркомы. - Смоленск: Русич, 2005. - С. 315.

35. Военно-исторический журнал. - 1988. - № 12. - С. 40.

36. Куманев, Г.А. Указ. соч. - С. 315.

37. Куманев, Г.А. Война и железнодорожный транспорт СССР

1941-1945. - М., - Наука: 1988. - с. 73; Куманев, Г.А. Война и эвакуация в СССР 1941-1942 годы // Новая и новейшая история. - 2006. - № 6. - С. 10.

38. Горьков, Ю.А. Государственный Комитет Обороны постанов-

ляет (1941-1945). Цифры, документы. - М.: ОЛМА -ПРГСС, 2002. - С. 28.

39. РЦХИДНИ Ф. 644. оп. 2. Ед. хр. 5. Л. 150-152.

40. РЦХИДНИ. Ф. 644. оп. 2. Ед. хр. 22. Л. 94.

41. Там же. Ед. хр. 19. Л. 168.

42. Эшелоны идут на Восток. - С. 72.

43. Там же. Ед. хр. 30. Л. 199.

44. Горьков, Ю.А. Указ. соч. - С. 35.

45. РЦХИДНИ. Ф. 644. оп. 2. Ед. хр. 30. Л. 199.

46. История Второй мировой войны 1939-1945: В 12 т. - М.: Воениздат, 1975. - Т. 4. - С. 148.

47. РЦХИДНИ. Ф. 644. оп. 2. Ед. хр. 72. Л. 77-78.

48. Верт, А. Указ. соч. С. 140.

49. См.: Дмитриенко, В.П., Есаков, В.Д., Шестаков, В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. пособие для обще-образоват. школ. - М.: Дрофа, 1995. - С. 307; Гаврилов, Б.И. История России с древнейших времен до наших дней: Пособие для абитуриентов и студентов вузов. - М.: Изд-во «Новая Россия». - 1999. - С. 462; Пятецкий, Л.М. История России. XX век. Для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Московский Лицей, 1999. - С. 195; Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студентов вузов: в 2 т.

- Т. 2/ Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - С. 138; Новейшая Отечественная история. XX в.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений; под ред. Э.М. Щагина, Л.В. Лубнова: В 2 кн. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Кн. 2. - С. 115; Балашов, А.И., Рудаков, Г.П. История Великой Отечественной войны (1941-1945). - Спб: Питер, 2006. - С. 385.

50. См.: Верт, Н. История советского государства. 1900-1990: Пер. с фр. - М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. -С. 271; Зуев, М.Н. История России: Учебник для вузов/А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 360; Отечественная история / И.Ю. Заорская, М.В. Зотова, Л.В. Демидов и др.; Под ред. М.В. Зотовой: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2002. - С. 439.

51. Новая Российская энциклопедия в 12 т. Т. 1. - М.: Изд-во «Энциклопедия». - 2003. - С. 376.

52. См.: Премьер известный и неизвестный: воспоминания о А.Н. Косыгине / Сост. Т.И. Фетисов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

- С. 28; Ржешевский, О.А. Перед Великим испытанием // Военно-исторический журнал. - 2006. - № 4. - С. 4.

53. См.: Куманев, Г.А. Война и эвакуация в СССР 1941-1942 годы // Новая и новейшая история. - 2006. - №6. - С. 9-10.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.