ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1510: 4257-4260
К орнитофауне посёлка Никель и его окрестностей (Мурманская область)
И.В.Зацаринный, М.О.Грибова, В.С.Варюхин
Иван Викторович Зацаринный. Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, ул. Свободы, д. 46, Рязань, Рязанская область, 390000, Россия. Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, площадь генерала армии В.Ф. Маргелова, д. 1, Рязань, Рязанская область, 390031, Россия. E-mail: [email protected]
Мария Олеговна Грибова, Вадим Сергеевич Варюхин. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, ул. Свободы, д. 46, Рязань, Рязанская область, 390000, Россия
Поступила в редакцию 12 октября 2017
В северных регионах нашей страны населённые пункты играют важную роль в процессах освоения новыми видами животных природных экосистем. Территории поселений зачастую являются единственными местами, где могут жить вселяющиеся новые виды. В дальнейшем некоторые из них продолжат своё расселение и начнут занимать другие трансформированные или образованные в результате хозяйственной деятельности людей экосистемы — участки вдоль дорог и других линейных сооружений, сельскохозяйственные земли. Другие же виды животных-вселенцев так и не смогут выйти за пределы населённых пунктов и продолжат жить только рядом с человеком. Отдельную группу формируют аборигенные виды, которые в населённых пунктах находят новые источники пищи, надёжные укрытия и места для размножения, тем самым осваивая новый для себя тип местообитания и постепенно наращивая здесь свою численность.
Посёлок Никель — один из старейших промышленных центров в северо-западной части Мурманской области. Строительство посёлка начато в середине 1930-х годов, когда эта территория была частью финской провинции Петсамо. В годы Второй мировой войны посёлок был частично разрушен, затем восстановлен и значительно расширен уже в советский период (Мацак 2005). Никель расположен в долине реки Колосйоки. До 1970-1980 годов находящиеся в посёлке зелёные зоны представляли собой трансформированные участки аборигенных лесов — преимущественно лиственных и частично смешанных. Существенное изменение зелёных зон, как и окружающих посёлок природных экосистем, происходило в 1970 -1980-е годы под влиянием выбросов предприятий цветной металлургии и некоторых других факторов (Кольская... 2012). Воздействие значительных объёмов оксидов серы, поступавших в те годы в атмосферу, сказалось на состоянии различных экосистем и, в частности, привело к изменениям в структуре зелёной зоны посёлка. В настоящее время участки, примыкающие к про-
мышленной площадке и ряд других территорий посёлка, не имеют густой древесно-кустарниковой растительности, которая здесь фрагментарна и представлена преимущественно берёзой, ивами и рябиной. Примыкающие к посёлку участки специального и хозяйственного назначения - дачные участки, парковая зона, зона городских кладбищ -сохранили элементы типичных, хотя местами и сильно трансформированных лесных экосистем.
Основной целью исследования было описание орнитофауны посёлка Никель и примыкающих к нему освоенных людьми территорий.
Полевые исследования выполнены в июне 2017 года. Птиц учитывали методом маршрутного учёта без ограничения полосы обнаружения (Равкин, Челинцев 1999). В качестве меры количественного обилия использовался показатель «встречаемость» (для поющих самцов и пар — число пар на 1 км, для птиц в стаях — число особей на 1 км). В ходе выполнения работ было принято допущение, что каждый поющий самец имеет пару.
Как показали исследования, видовой состав птиц самого посёлка включает небольшое число видов. Наиболее массовые — домовый воробей Passer domesticus (36 ос./км), сизый голубь Columba livia (23), серебристая Larus argentatus (11) и сизая Larus canus (8) чайки. Реже встречаются серая ворона Corvus cornix и полевой воробей Passer mon-tanus (3 ос./км). В зоне многоэтажной застройки типичные птицы лесных и открытых экосистем встречаются редко (1-2 пар/км): пеночка-весничка Phylloscopus trochilus, варакушка Luscinia svecica, большая синица Parus major, снегирь Pyrrhula pyrrhula. Также немногочисленны здесь сорока Pica pica и белая трясогузка Motacilla alba.
Анализ пространственного распределения синантропных видов показывает, что наибольшую концентрацию голубей и воробьёв можно наблюдать на площадях, детских площадках, в скверах, рядом с рынком и входами в магазины, т.е. на всех тех территориях, где есть возможность попрошайничества или обнаружения пищи, оставленной людьми. Отдельно следует упомянуть несколько мест, где этих птиц специально прикармливают, выкладывая пищу под окнами жилых домов, в кормушках на балконах и подоконниках. Другая группа видов, которая представлена чайками, имеет несколько иное пространственное распределение. Эти птицы держатся около площадок с мусорными контейнерами, рядом с магазинами и местами подкормки безнадзорных кошек и собак. Реже их можно видеть на площадях и в скверах. Это связано с тем, что чайки менее привлекательны для горожан в качестве «подкармливаемых птиц», а поскольку своим появлением они отпугивают опекаемых людьми голубей и воробьёв, то это порой провоцирует людей на отпугивание чаек.
Анализ состава орнитофауны посёлка показывает, что наибольшей численности здесь достигают виды, несвойственные коренным экоси-
стемам Севера: сизый голубь, домовый и полевой воробьи. Эти виды птиц освоили саму территорию населённого пункта, но не имеют тенденции к расселению на другие территории, хотя иногда и встречаются за пределами застроенной зоны (Зацаринный и др. 2016). Высокой численностью в населённом пункте обладает и ряд аборигенных видов: серебристая и сизая чайки, серая ворона, которые находят здесь дополнительный источник пищи. Остальные аборигенные виды немногочисленны и в своём распространении приурочены к более типичным для них по структуре местообитаниям.
Примыкающие к посёлку участки специального и хозяйственного назначения имеют в целом типичную для коренных экосистем структуру населения птиц. Фоновыми здесь являются весничка (7.4 пар/км), варакушка (2.3), камышовая овсянка Schoeniclus schoeniclus (2.3), чечётка Acanthis flammea (2.0), юрок Fringilla montifringilla (1.7). Достаточно обычны мухоловка-пеструшка Ficedula hypoleuca (0.6 пар/км), обыкновенная горихвостка Phoenicurus phoenicurus (0.6), белобровик Turdus iliacus (0.6), большая синица (0.6). Встречаются здесь и синан-тропные виды, но их численность здесь заметно ниже и они не образуют стай или крупных скоплений, а встречаются отдельными парами: полевой воробей (1.1 пар/км), сорока (1.1), сизый голубь (1.1), серебристая чайка (0.9), серая ворона (0.9), белая трясогузка (0.9), домовый воробей (0.3 пар/км). На территориях, примыкающих к посёлку, малочисленны свиристель Bombycilla garrulus, рябинник Turdus pilaris, певчий дрозд Turdus philomelos, чиж Spinus spinus.
В окрестностях посёлка на зарастающих древесно-кустарниковой растительностью сельскохозяйственных угодьях (полях, садовых участках), примыкающих к берегам озера Куэтсъярви и реке Шуонийоки, были встречены очень редкие виды птиц, которые редки в целом для региона. Здесь наблюдали двух поющих самцов садовой славки Sylvia borin, одного поющего самца лугового чекана Saxicola rubetra и одиночного кормящегося клинтуха Columba oenas.
Авторы выражают благодарность руководству и коллективу заповедника «Пасвик» за помощь в организации и выполнении работ. Работы выполнены при поддержке Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, Государственного природного заповедника «Пасвик», частично при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Мурманской области в рамках научного проекта № 17-44-510841 «р.а».
Литератур а
Зацаринный И.В., Собчук И.С., Варюхин В.С., Ефремова Е.С. 2016. Современный видовой состав и население птиц березняков зоны берёзовых лесов и редколесий северо-запада Мурманской области в гнездовой период // Рус. орнитол. журн. 25 (1317): 2795-2805.
Кольская горно-металлургическая компания (промышленные площадки «Никель» и «Заполярный»): влияние на наземные экосистемы. 2012. Рязань: 1-92. Мацак В.А. 2005. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии. Мурманск: 1-1008.
Равкин Е.С., Челинцев Н.Г. 1999. Методические рекомендации по маршрутному учёту населения птиц в заповедниках // Организация научных исследований в .заповедниках и национальных парках. М.: 143-155.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1510: 4260-4265
Гнездование степного орла Aquila nipalensis на Кварцевом месторождении в северных предгорьях Калбинского хребта
Н.Н.Березовиков, В.В.Алексеев
Николай Николаевич Березовиков. Отдел орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]
Валерий Викторович Алексеев. Усть-Каменогорск. Казахстан Поступила в редакцию 8 октября 2012
Достоверных случаев гнездования степного орла Aquila nipalensis в Калбе, лежащей на левобережье Иртыша в междуречье Иртыша и Чара, в первой половине ХХ века не было известно, а встречи с самими орлами были исключительно редки (Залесский, Залесский 1931; Ко-релов 1962; Егоров 1990). Лишь 23-25 июля 1961 в горах Дельбегетей у села Карасу видели несколько особей, возможно, выводок (Долгушин 2017), а 25 июля 1987 северо-западнее этих гор на каменистом бугре у трассы между сёлами Борли и Репинка обнаружено гнездо с 3 оперёнными, но ещё не летающими птенцами (Березовиков, Ковшарь 1991).
В результате исследований в последнем десятилетии выяснилось, что степной орёл населяет холмисто-увалистую степь в центральной, западной и северной частях Калбы между горами Коктау, Айыртау (Монастыри) и Дельбегетей (Смелянский 2008; Смелянский, Томилен-ко 2005; Смелянский и др. 2006, 2008), а также севернее, в междуречье Чара, Мукура и Чагана на пространстве между горами Дельбегетей, Семейтау и Чингистау (Березовиков, Фельдман 2015; Фельдман, Березовиков 2015; Ляпунов и др. 2016). В настоящее время постепенно происходит заселение степным орлом и северных предгорий Калбин-ского хребта, прилежащих к Иртышу между городами Семей (Семипалатинск) и Усть-Каменогорск и граничащих с Западным Алтаем. Эта местность сравнительно плотно населена людьми и сильно освоена в сельскохозяйственном отношении: значительные участки вдоль Иртыша распаханы под поля зерновых и технических культур, а не пригодные для земледелия каменистые сопки и лугово-степные долины