Научная статья на тему 'К определению стратегии хранения груза на терминале'

К определению стратегии хранения груза на терминале Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ / ОПЕРАЦИИ ХРАНЕНИЯ / ОПЕРАЦИИ ПЕРЕВАЛКИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / CONTAINER TERMINAL / STORAGE OPERATIONS / HANDLING OPERATIONS / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басов Е.А.

В статье рассматривается построение формального критерия, который составляет основу выбора стратегии управления операциями хранения и перевалки на контейнерных терминалах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Басов Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO SELECTION OF THE STORAGE STRATEGY ON THE TERMINAL

The article deals withdescription of a formal criterion to be served as foundation for a proper operations strategy of container terminals

Текст научной работы на тему «К определению стратегии хранения груза на терминале»

УДК 656.6

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРАТЕГИИ ХРАНЕНИЯ ГРУЗА НА ТЕРМИНАЛЕ

Басов Е.А., аспирант кафедры «Портов и Грузовых терминалов» Государственного университета морского и речного флота им. С.О.

Макарова, e-mail: basov-evgeny@yandex.ru; +7 905-217-93-16

В статье рассматривается построение формального критерия, который составляет основу выбора стратегии управления операциями хранения и перевалки на контейнерных терминалах.

Ключевые слова: контейнерный терминал, операции хранения, операции перевалки, оптимизация.

TO SELECTION OF THE STORAGE STRATEGY ON THE TERMINAL

Basov E., the post-graduate student, Ports and freight terminals chair, State University of Maritime and Inland Shipping n. a. Admiral Makarov

The article deals withdescription of a formal criterion to be served as foundation for a proper operations strategy of container terminals

Keywords: container terminal, storage operations, handling operations, optimization.

Введение

Владельцы терминалов стремятся компенсировать свои издержки, возникающие при хранении груза, получить прибыль и одновременно не поощрять клиента превращать площади терминала в склад. Основным инструментом для всего этого является тариф, или суточная ставка хранения. Выбор тарифа является трудным вопросом, и далее будут рассмотрены некоторые теоретические положения, помогающие принимать соответствующее решение.

Тариф на хранение груза иногда является постоянным на протяжении всего срока хранения. Например, это характерно для рефрижераторных контейнеров, что связано с постоянным потреблением электроэнергии из источника владельца терминала. В иных случаях плата начинает взыматься после определенного срока свободного хранения. При этом тариф может оставаться постоянным, расти линейно или прогрессивно, а так же обратным отсчетом включать в себя все бесплатные до этого сутки. Как правило, по достижении некоторого максимального значения рост тарифа ограничивается, чтобы не провоцировать грузополучателя отказаться от груза вовсе.

Экономическая оценка

Примеры различных конкретных тарифов, которые далее мы будем обозначать функцией j , приведены в левой части рисунка 1. В зависимости от конкретного срока хранения, накопленный объем выплат (функция штрафа) будет различной. Соответствующие функции штрафа Ц(0для этих тарифов показаны в правой части этого же рисунка.

Рис. 1. Тарифы и связанные с ними штрафные функции Очевидно, что по своей сути функции штрафа являются интегральными кривыми, показывающими площадь под соответствующими

58 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 |

функциями тарифов. Более характерный для портовой практики пример аналогичной зависимости длядискретной величины тарифа и соответствующей суммирующей штрафной функциипоказан на рисунке 2.

Рис. 2. Дискретные тарифы и связанные с ними штрафные функции

Приведенные на рисунках 1-2 относятся к одной единице груза. Пусть теперь на терминале хранится N единиц груза, и все они покидают его одновременно в срок Тр. Определив значение действующей функции штрафа для одного контейнера, общую сумму выплат можно получить умножением значения наN .

Допустим, ч1оэшже№диницгрузахраня1сянатерминалевтечениесрокахранения ^ & р (0-Г(0 1 р (()1((')&

Тр, который является случайной величиной. Предположим, что эта величина задана функцией распределения вероятности покидания грузом терминала Е^<Т), как на рисунке 3.

Рис. 3. Функция распределения срока хранения

Соответствующая функция плотности распределения вероятности

I« )

приведена на рисунке 4.

Рис. 4. Функция плотности распределения срока хранения

На рисунках 5 и 6 показаны примеры дискретных функций распределения и плотности.

Иными словами, гистограмма на рисунке 5 показывает, какая доля груза покинет склад терминала к моменту времени t , а гистограмма на рисунке 6 - какая доля груза хранится на терминале ровно t суток.

Очевидно, что перемножив каждое значение гистограммы на рисунке 6 на соответствующее значение гистограмм штрафной функции (правая часть рисунка 2), просуммировав их и домножив полученную сумму на значение N мы получим значение штрафной функции (суммарных выплат) для данного случая.

Д ¡) (^г^)л П

Для случая интегральных кривых соответствующее значение есть ' 4 ' ' .Поскольку

р 0)г0) = \г0) & 0)+р о) с^о) = | о) е0)& + |р 0)ю)&

то результирующая функция штрафных выплат будет определяться выражением

i] о) го) & = р ого) - Iр 0)ю)&

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №6 2013 | 59

Рис. 5. Гистограмма распределения срока хранения

срок хранения, сутки

Рис. 6. Гистограмма плотности распределения срока хранения

Минимизация результирующей функции и есть основная стратегия оптимизации операций складирования. Заключение

В данной статье представлен конкретный метод вычисления критерия, который может быть положен в основу формирования стратегии управления операциями хранения и перевалки на контейнерных терминалах общего вида.

Литература:

1. Notteboom T. (2006) The time factor in container shipping services. MaritimeEconomicsandLogistics. 8(1), 19-39

2. Кузнецов А.Л. Методология технологического проектирования современных контейнерных терминалов. - 2009, СПб: «Феникс», 132 с.

3. Басов Е. Сравнительная характеристика доходности по операциям перевалки и хранения контейнеров на терминале. - в данном сборнике.

60 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.