Научная статья на тему 'К определению приоритетов правового воспитания'

К определению приоритетов правового воспитания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К определению приоритетов правового воспитания»

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИОРИТЕТОВ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Канд. техн. наук, доцент М.В. Кочетков

Сибирский юридический институт МВД России

г. Красноярск

Знание законов необходимо любому гражданину общества, все сферы профессиональной деятельности в той или иной степени предусматривают правоприменение. Однако знать законы становится все сложнее: интенсивная законодательная деятельность Государственной Думы Российской Федерации и активное нормотворчество региональных представительных органов субъектов федерации обусловливают интенсивную динамику изменения содержания и количества нормативных актов.

Следовательно, все более актуальным становится креативное правовое обучающее воздействие. Столкнувшись с новой для себя правоприменительной ситуацией, гражданин должен уметь сориентироваться в ней, найти необходимые источники нормативных актов и адекватно их использовать, а в случае, например, дефицита времени — действовать в соответствии с логикой известных ему законов, руководствуясь общими принципами права. Очевидно, что по отношению к сфере подготовки юристов воздействие креативных методов обучения на подопечных применяется в целях создания навыков правотворческой деятельности.

Однако задачи правового воспитания шире обучения законам, привития навыков правотворческой деятельности. Правовое воспитание подразумевает формирование правового стиля поведения, такого сознательного и культурного уровня, который исключал бы отношение к действительности с точки зрения постоянной оценки выгоды от следования нормам права или их игнорирования. Последнее обусловлено спецификой социально-исторического развития России. После Октября 1917 г. законы продолжали регулировать деятельность общества, но они в значительной степени были подчинены интересам правящих представителей государства. По сути дела, ситуация не изменилась и в постперестроечный период: правоприменительная практика свидетельствует в пользу того, что закон порой не властен по отношению к коррумпированным представителям государства, крупным фигурам преступного мира. Как следствие, сфор-

мировалось отношение к закону не как к защитнику интересов личности, а как защитнику интересов государства в лице аппарата чиновников, а также тех, кто имеет больше возможностей отстаивать себя противоправным путем. Можно констатировать, что именно наследие прошлого, негативные реал ии сегодняшнего дня привели «к попыткам людей обходить неудобные для них законоположений, а в некоторых случаях просто не верить в неотвратимость наказания за нарушение закона. А это. в свою очёредь, ведет к неуважительному отношению к правовой стороне человеческих поступков, к мнению о необязательности знания законоположений каждым гражданином^).

Следовательно, актуальность правового воспитания обусловлена прежде всего необходимостью формирования личности, стремящейся жить в социуме в соответствии с нормами права, знающей и уважающей существующие, а также способной создавать новые правовые отношения.

Правовое воспитание нуждается в концептуальных ориентирах, которые позволили бы моделировать необходимые правовые отношения. Поставленная задача предполагает системное рассмотрение правовой и образовательной сфер, что и будет предметом анализа в предложенном материале.

Образование и правотворческая сферы человеческой деятельности тесно связаны и взаимно обусловлены тем, что, с одной стороны, образование в обществе осуществляется в соответствии с нормами права, с другой — оно готовит граждан к жизни в условиях правовых отношений. Образование и право имеют и сходные задачи. Обозначим их следующим образом:

1. Следование гуманистическим идеалам.

2. Совершенствование их теории и практики, включая концептуальные основы.

3. Реализация правового воспитания.

Поясним эти задачи.

В широком смысле «гуманизм» — это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо критерием оценки социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми (2).Современное понимание правового государства перекликается с гуманистическими идеалами, служащими ориентиром в образовании.

В.А.Четвернин выделяет три основных признака правовой государственности.

Первый признак — верховенство правовых законов и среди них прежде всего — Конституции как основного закона. Этому признаку соответствует собственно правовой компонент, т.е. социальное регулирование по принципу права (формального равенства участников правоотношений).

Второй признак правового государства — формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и права собственности как для индивидов, так и для их объединений.

Третий признак правовой государственности — институционально-правовой компонент,который подразумевает создание системы законодательных (в том числе конституционных) и прочих гарантий «свободы, самостоятельности и собственности» (4).

Таким образом, гуманистические принципы находят непосредственное отражение в признаках правовой государственности (в качестве ориентиров выступают равенство, свобода, самостоятельность индивида).

Рассмотрим вторую задачу (совершенствование их теории и практики, включая концептуальные основы).

2. Итак, единство в устремленности и сферы образования, и права к высшим гуманистическим идеалам очевидно. Однако каждый народ, нация, социум в той или иной степени по-разному понимают содержание ценностных ориентиров, тем более, по-разному реализуют их. Особенности претворения зависят от состояния общества с учетом всего спектра характеризующих его проявлений: исторических, социально-экономических, политических, культурологических и т.д. Гуманистическая стратегия развития в силу взаимосвязанности права и образования должна сходным образом проецироваться на обе сферы человеческой деятельности, претворяться в содержании и в самом процессе правового воспитания. В связи с этим поясним последнюю, третью из актуализированных нами сходных для образования и права задач (реализация правового воспитания).

3. Теория права детерминирует содержаГельный аспект правового воспитания, образование, если учебная дисциплина не связана с юридическим содержанием,—процессуальный. Однако правоприменительные проблемы, которые и определяют содержание развития теории права, во многом обусловлены правовой культурой, грамотностью населения в целом и, как следствие, результатами образовательной деятельности. Процессуальный аспект образования в контексте правового воспитания поясним на дидактическом уровне. Так, классно-урочная система в образовании, кроме всего прочего, приучает обучаемого к длительному целенаправленному существованию, принятию, подчинению и уважению внешних для себя законов (в связи с этим многие категоричные призывы к выходу за пределы урочной системы выглядят спорными). Кроме того, процедурные особенности различных форм классно-урочного обучения имеют большой потенциал правового воспитательного воздействия на личность за счет моделирующих возмож-

ностей всего многообразия возникающих в обыденной жизни общественных отношений. Право же, в наиболее простом его определении, и есть система регуляции общественных отношений, цель которого — установление правопорядка.

Попытаемся согласовать образовательный и правотворческий процессы, определив опору на некие общие механизмы анализа общественных явлений при реализации единого поступательного движения к высшим ценностям. На наш взгляд, задача существенным образом будет упрощена, если удастся показать аналогии в моделировании основообразующих процессов и в образовании, и в правотворческой деятельности.

В образовании можно выделить две наиболее полярных концептуальных основообразующих позиции: социоцентрическую и антропоцентрическую концепции, или модели образования. В первом случае в качестве первичных выступают интересы социума (те качества личности, в которых заинтересовано общество в профессиональном, гражданском, личностном и т.д. планах), во втором — человека.

Недостатки и преимущества указанных подходов достаточно очевидны.

Преимущества социоцентрической позиции заключаются в том, что реализующее ее образование предоставляет обществу больше возможностей формирования гражданина, профессионала того образа, который ему наиболее выгоден, целесообразен, в том числе с учетом прогнозируемых и перспективных планов развития. Недостатки связаны с обозначенными ранее преимуществами. Ведь если перспективные планы носят тоталитарный характер или жестко ориентированы на национальные, какие-либо иные общественные интересы, то появляется отношение к личности как к инструменту государственной машины, «винтику», интересами и самобытностью которого допустимо жертвовать во благо государственных планов.

Преимущества антропоцентрической позиции связаны с тем, что реализующие ее педагогические технологии стремятся к свободному, ненасильственному развитию личности, основанному на произвольно проявляющихся потенциях, детерминированных природными механизмами, а не интересами социума. Недостатки здесь обусловлены тем, что личность может сформироваться эгоистичной, безынициативной или агрессивно реализующей инициативу, несоциа-лизированной или пренебрегающей интересами общества, стремясь, например, к личному обогащению любой ценой.

Современные теоретические разработки российских ученых концептуального характера, в которых отдается предпочтение антропоцентрической концепции, пытаются сгладить отмеченные слабые места, оставив преимущества приведенных концептуальных соображений социоцентрической модели.

В юридической науке существуют различные трактовки права (позитивистская, нормативистская, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свое обоснование. С точки зрения интересующей нас проблемы правового воспитания, прежде все-

го следует остановиться на двух основных, сложившихся в историй праЬа1, тенденциях правопонимания. Одна из них в историческом аспекте обусловлена формированием идеи права как власти, принадлежащей богу, как внешней нормы, которой должна подчиниться воля индивида. Следствием явилось то, что нормы поведения, выраженные в законе и утвержденные властью, государством провозглашаются отображением божественной воли. Таким образом, все критерии определения права и произвола происходят или от бога, или от власти, или от государства, а индивид (гражданское общество) сохраняет по отношению к праву пассивное положение. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, Законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

В современной теории права изложенная выше концепция известна под названием позитивистской концепции государства и права, и отражает подчиненное правовое положение индивида, исключительность роли государства.

Нетрудно заметить, что позитивистская концепция государства и права сходна с социоцентричес-кой. Если в социоцентрической модели образование является инструментом принудительного формирования качеств личности, в которых заинтересовано государство, то в позитивистской модели посредством права обеспечивается необходимый характер поведения гражданина. Как следствие, аналогичны достоинства и недостатки рассматриваемых моделей.

Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанных римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые «уравновешивают» друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется.

При таком подходе (непозитивистском) нормы права рождаются не «сверху», а в самом гражданском обществе, в процессе совместной деятельности людей, при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, зона свободы их действия. Данные правила и есть нормы права — права как меры свободы. В представленной модели на первый план выходит гарантийная сторона права как сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их правомерного поведения.

Приоритеты правового воспитания на государственном уровне находят отражение в соотношении таких институтов, как право и государство. Однако здесь не возникает принципиальных новшеств в проблематике, так как остается приемлемым рассмотренное нами столкновение позитивистского и непозитивистского подходов. Первый из них ориентирован на то, что государство является единственным и исклю-

чительным источником права, и все, что провозглашает государство через свое законодательство, это и есть право. Таков взгляд классического позитивизма, ориентированного на социологическое понятие государства.

Постулаты другого подхода основываются на том, что право как регулятор общественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надыстори-ческого естественного права или в качестве права общественного, исторически и социально обусловленного, распадающегося в объективных общественных отношениях» (3). Подобную трактовку проблемы соотношения права и государства В.А.Четвернин определяет как историко-материалистическую, относящуюся к непозитивистскому типу правопонимания. Государство в этой схеме — «это не голая монополия силы и не просто наиболее эффективная организация власти на данной территории». Государственный суверенитет, под которым понимаются полнота, независимость, исключительность и наибольшая эффективность государственной политической власти, в данной трактовке отражает лишь внешнюю сторону государственности. Право при этом определяется не иначе, как форма выражения свободы в общественных отношениях, «как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода» (3).

Как видим, непозитивистская модель правопонимания имеет много общего с антропоцентрической концепцией образования. В антропоцентрической модели обучение является средством, раскрывающим личностные потенции индивида, акцентирующим внимание на его индивидуальности, неповторимости, всесторонней, свободной, ненасильственной самореализации. Так и в непозитивистской модели правопонимания право выступает тем регулятором, который призван обеспечить мирное сосуществование индивидов между собой в одном государстве, во всем остальном оставив максимальную свободу самореализации. Достоинства и недостатки аналогичны тем, которые были обозначены нами выше для антропоцентрической концепции. Из негативных можно выделить такие свойственные цивилизованным западным странам проявления, как обособление человека, формализация отношений между людьми, меркантильность и рационализм, приоритет экономической деятельности, инициативы, предпринимательства. На наш взгляд, российское общество, избавляясь от негативного наследия крайних проявлений позитивистского пути развития, не должно стремиться к другой крайности.

Итак, мы обозначили полярные концепции образования и теории права, показали их общность, а также преимущества и недостатки. Достаточно очевидной является целесообразность равновесия между интересами конкретной личности и интересами, исходящими от общественных институтов. Но каковыми же должны быть те приоритеты, которыми необходимо руководствоваться, в частности, при реализации пра-

1 Следует отметить, что указанные тенденции зародились еще в первой стране классического права, Древнем Риме.

вового воспитания? Нами не выработан ответ. Вместе с тем обозначены те направляющие, которые позволяют анализировать общественные процессы и с образовательной и с правовой позиций. В сфере образования — это социоцентрическая и антропоцентрическая модели. Аналогичные концепции в теории права — позитивистская и непозитивистская. Системное рассмотрение образовательной и правовой сфер является, на наш взгляд, необходимым условием поиска концептуальных путей совершенствования и образования и права в русле гуманистических ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения, —М., 1998,—С. 187.

2. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева. —М„ 1983, —С. 130.

3. Четвернин В. А. Современные концепции естественного права. — М., 1988.

4. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. — М., 1993.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Канд. пед. наук М.В. Гирская,

преподаватель

Северо-Кавказский военный Краснознаменный институт

ВВ МВД России г. Владикавказ

Ведущей силой в становлении и формировании личности является воспитание. Это подтверждено всем ходом развития человеческой цивилизации. Произошедшие в нашем обществе кардинальные перемены, по сути, разрушили фундамент прежней системы воспитания. Для новой же системы необходимы отвечающие духу времени методологические основы, задачи, направления. Вполне закономерно, что проблема определения, разработки идейных основ, идейного стержня целостной системы воспитания остро стоит и в армии. Во все времена армия была и остается одним из важнейших социально-политических институтов, от качества функционирования которого в значительной мере зависит эффективность деятельности государства, стабильность законности и правопорядка в стране.

Важнейшим условием становления правового государства в России становится повышение уровня правовой культуры населения, весьма важной составляющей которой является уровень правосознания отдельного гражданина, военнослужащего и общества в целом.

Реформирование социальной структуры, экономического уклада, политической системы общества ставит перед образовательными учреждениями МВД России вопрос о необходимости совершенствования подготовки курсантов, способных влиться в новую систему отношений и успешно решать поставленные передними задачи.

Новизна задач, решаемых внутренними войсками МВД России в условиях их реформирования, повышает требования к военнослужащим, их профессиональному мастерству. Значительное влияние на результаты выполнения военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, связанных с обеспечением внутренней безопасности общества, охраной правопорядка, поддержанием законности, оказывает наличие высокой правовой культуры.

Для формирования правовой культуры, правосознания важное значение имеет правовое воспитание, которое всегда являлось предметом пристального внимания как ученых, так и практиков. Эта задача остается важной и на сегодняшний день. Воспитательная работа сегодня проходит в иных условиях: в обществе продолжается политическое противостояние, нарастает имущественное расслоение населения, не стихают национальные страсти, возрастает социальная напряженность, национализм, религиозный фанатизм, которые оказывают все более мощное влияние на человечество.

Правовое воспитание должно стать необходимым условием становления правовой активности выпускников образовательных учреждений системы МВД.

Воспитание здесь — сложный, непрерывный процесс, направленный на решение многих задач: формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания; научного знания и понимания права, правовой культуры как производной правосознания; воспитание чувства ответственности у курсантов военных вузов за неукоснительное выполнение предписаний правовых норм, осознание ими социальной значимости права и правопорядка; воспитание убежденности в правильности и справедливости правовых предписаний и привычки к правомерному поведению.

Перед выпускниками учебных заведений системы МВД России ставятся сложные задачи по охране общественного порядка, прав и свобод граждан, борьбе с преступностью. Выполнение этих задач предполагает высокий уровень их подготовленности, знание ими своих профессиональных обязанностей, что достигается различными формами обучения. К сожалению, в современных условиях проблемы с воинской дисциплиной не уменьшаются, напротив, в последнее время наблюдается рост различных видов правонарушений среди военнослужащих. Сегодня мы столкнулись с идейным разномыслием, неопределенностью духовно-нравственных основ военной службы, коренной реформацией социально значимых ценностных ориентиров. Как никогда остро ощущается необходимость повышения уровня правовых знаний военнослужащих, формирования системы правового воспитания, которая обеспечивала бы формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.