Научная статья на тему 'К определению понятия непрерывного образования в современном мире'

К определению понятия непрерывного образования в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УНИВЕРСИТЕТ / CONTINUOUS EDUCATION / ADULT EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутенко Вера Сергеевна

В данной статье автором рассматривается проблема непрерывного образования в современном мире. Приводятся и анализируются различные подходы и концепции непрерывного, продолжаемого образования и образования в течение всей жизни. Автором отмечается, что ключевым звеном системы непрерывного образования является университет, как высшее учебное заведение, поэтому в статье уделяется особое внимание вопросам совершенствования образовательного процесса с участием взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By definition of the concept of lifelong education in the modern world

In this article, the author addresses the problem of continuing education in the modern world. Presented and analyzed various approaches and the concept of lifelong, continuing education and education throughout their lives. The author notes that a key element of lifelong education is the university as institution of higher education, so the paper pays particular attention to improving the educational process with the participation of adults.

Текст научной работы на тему «К определению понятия непрерывного образования в современном мире»

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Бутенко В.С.

В данной статье автором рассматривается проблема непрерывного образования в современном мире. Приводятся и анализируются различные подходы и концепции непрерывного, продолжаемого образования и образования в течение всей жизни. Автором отмечается, что ключевым звеном системы непрерывного образования является университет, как высшее учебное заведение, поэтому в статье уделяется особое внимание вопросам совершенствования образовательного процесса с участием взрослых.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, образовательный процесс, университет.

В современном стремительно меняющемся мире, в котором знания в отдельных отраслях устаревают быстрее, чем человек успевает их прочно усвоить, к людям приходит понимание того, что познавательная активность важна на протяжении всей жизни каждого человека. В любом возрасте человеку необходимо иметь возможность углубить, дополнить, обновить свои знания, умения и навыки, развивать свои способности, расширять кругозор, повышать общую культуру, совершенствоваться в уже полученной специальности или получить новую.

Концепция непрерывного образования включает в себя не только учебу в собственно учебных заведениях, но и самообучение, самообразование, главным, чему должны научить в высших учебных заведениях - это умению учиться, а именно находить, перерабатывать, усваивать и применять новую информацию. У высших учебных заведений исчезает необходимость в ограниченный и достаточно короткий промежуток времени снабдить человека всем запасом знаний и способов деятельности, который мог бы ему понадобиться в его дальнейшей жизни. В результате чего, происходит переосмысление содержания, методов и организационных форм обучения в высших учебных заведениях в соответствие с потребностями современности.

Еще в 1970 гг. ХХ в. бывший генеральный директор ЮНЕСКО Рене Майо подчеркивал, что проблема непрерывного образования стоит в центре процесса обновления всей системы образования и приводит к существенным изменениям последней. Концепция непрерывного образования объединяет в себе все виды образования и воспитания, которые

человек получает на протяжении всей своей жизни. Если рассматривать глобально всю протяженность системы образования, через элементы которой человек проходит в течение своего жизненного пути, то следствием распространения идея непрерывного образования явилось разделение всей системы образования на две части: первоначальное образование и последующее. Подобно разделение решает несколько задач: во-первых, упорядочить всю систему образования; во-вторых, обеспечить согласованность всех ее более или менее дифференцированных и автономных частей; в-третьих, предметно подойти к разработке и реализации содержания, форм и методов обучения, учитывая социально-психологические особенности, различия в мотивации и ценностно-смысловых установках людей разного возраста.

При этом, именно высшая школа выступает как системообразующий элемент, ядро всей системы непрерывного образования. Так как, с одной стороны, реализация концепции непрерывного образования осуществляется на базе высших учебных заведений и гражданин чаще всего обращается именно в высшую школу с целью повысить квалификацию, пройти профессиональную переподготовку, получить новую специальность или ученую степень.

Особенностью непрерывного образования является его цикличность. Обучение представляет собой ряд довольно самодостаточных периодов, в течение которых приобретаются конкретные знания, умения и навыки, необходимые для достижения того или иного уровня образования. То есть человек может находиться в системе непрерывного образования в течение всей своей жизни.

Термин «непрерывное образование» содержит в себе целый ряд других аспектов, помимо тех, которые включает англоязычный термин «Lifelong Education». Так, согласно определению, представленному в документах XIX Генеральной конференции ЮНЕСКО (Кения, 1976) по вопросу о деятельности организации в области непрерывного образования, непрерывное образование понимается как не ограниченное ни во времени (относительно сроков обучения), ни в пространстве (относительно места и методов обучения), объединяющее всю деятельность и ресурсы в области образования, направленное на гармоничное развитие потенциальных способностей личности и прогресс в образовании общества.

Международная организация «Совет Европы» (Council of Europe) применяет термин «постоянное образование» (permanent education), уделяя серьезное внимание при этом, наряду с образованием взрослых людей, начальным этапам образовательного процесса. Декларируется, что максимальной эффективности от инвестирования в образование можно достигнуть лишь при интеграции дошкольного и школьного обучения путем совершенствования уже имеющихся образовательных систем.

Главное состоит в предоставлении равных образовательных возможностей всем гражданам на протяжении всей их жизни. И получение человеком определенного образования не может служить препятствием для повышения его образовательного уровня в будущем. Для этого необходимо изменить образование в школе и вузе, а не просто дополнять его непрерывным образованием. Большое внимание уделяется непрерывному образованию (lifelong education) в рамках Болонского процесса.

Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development) пользуется термином «возобновляющееся образование» (recurrent education), т. к. он в большей степени отражает истинную сущность дискретности непрерывного образования, которое гражданин реализует по частям на протяжении всей своей жизни. Отчасти это означает некий отход от имеющейся практики длительного обучения в одном или нескольких учебных заведениях, прежде чем человек начнет трудовую деятельность. В материалах Конгресса США непрерывное образование определялось как «любая программа, проект, деятельность, услуга, которые предназначены для удовлетворения постоянно меняющихся на протяжении жизни потребностей граждан в образовании и включают в себя (но не ограничиваются ими) общее образование для взрослых, послесреднее образование, повышение квалификации, специ-

альные учебные заведения для групп и отдельных лиц со специфическими требованиями, а также программы для престарелых».

Кроме активности самих учащихся в плане самообразования, деятельности общих и специальных учебных заведений большой вклад в систему непрерывного образования вносят профессиональные сообщества, коммерческие и некоммерческие организации, предоставляющие услуги в первую очередь своим работникам, а также средства массовой информации.

Учебные центры организаций обеспечивают достаточно высокую эффективность обучения. Это связано в первую очередь с тем, что образовательные потребности сотрудников четко определены, а учебные программы рассчитаны на тех специалистов, у которых появилась действительная производственная необходимость в повышении квалификации. Преподавателей учебных центров организаций опирается в первую очередь на практический опыт, что делает обучение более интересным и привлекательным.

Многие отечественные высшие учебные заведения уже склоняются к мысли, что реализации идеи непрерывного образования или образования через всю жизнь требует более тесных связей образования с практикой и последними достижениями науки и техники, а также реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения. В этих высших учебных заведениях был перестроен учебный процесс на принципах ориентации на потребителя, были созданы центры непрерывного образования, предлагающие разные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, ориентируясь на работающих студентов, учебный процесс был организован в вечернее время и выходные дни, начали реализовывать дистанционные образовательные программы.

По мнению Т.М. Ковалевой, гармонично организовать образовательное пространство высшего учебного заведения, реализующего концепцию непрерывного образования, возможно только при глубоком взаимодействии следующих принципов обучения: непрерывность образования, вариативность, открытость, индивидуализация и дифферен-циализация образовательных программ, тьютор-ское сопровождение.

В книге «Очерки по философии образования» П.Г. Щедровицкий выделяет три основные тенденции, каждая из которых в разных странах в определенное историческое время привела к оформлению концепции непрерывного образования: 1) подчинение образования производственным

задачам;

2) подчинение образования задачам трансляции

и воспроизводства культуры;

3) подчинение образования задачам свободного

и независимого личностного развития.

Развитие непрерывного образования в определенной степени меняет роль преподавателя и студента. В данной системе студент еще дальше отдаляется от позиции объекта обучения, становится истинным субъектом образовательного процесса. В данном случае перед преподавателем стоит задача воздействовать на обучающегося с целью повысить его самостоятельность при выборе содержания и форм обучения, сформировать у студента необходимые профессиональные компетенции, создать психологически безопасную образовательную среду, в которой обучающийся будет сознательно стремился к овладению новыми знаниями, к непрерывному повышению уровня своей профессиональной квалификации и общей культуры.

Таким образом, реализация базовых принципов ЮНЕСКО «образование для всех» и «образование через всю жизнь» и принципа «образование на месте проживания» привели к созданию программ непрерывного образования на базе информационно-коммуникационных технологий.

Необходимо отметить, что если в России дистанционное образование развивается не более десяти лет, то европейские страны и США имеет более продолжительный опыт. Так, за рубежом учебные заведений «нового типа» появились еще в 1960-х гг., это стало возможным благодаря появлению электронной почты и Интернета. Самыми известными из них являются открытые университеты в Великобритании, «университеты без стен» в США. Кроме того, во многих странах мира есть зарекомендовавшие себя вузы преимущественно дистанционного обучения. В таких учебных заведениях обычно учатся взрослые, работающие люди без отрыва от производства. Дополнительную привлекательность обеспечивает отсутствие вступительных экзаменов, индивидуальная образовательная траектория, отсутствие фиксированных сроков обучения, например, в американских колледжах «без стен» срок обучения по таким программам может колебаться от одного года до десятка лет. Безусловно, столь продолжительное получение образования вряд ли приемлемо для менталитета российского гражданина. Однако идея участия обучающегося в разработке собственной учебной программы вполне соответствует требованиям времени и установкам многих потенциальных студентов.

Следует подчеркнуть, что согласно мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, при всей интенсивности распространения Интернета

в ближайшем будущем можно говорить преимущественно о смешанном обучении (blended learning), которое позволит гармонично сочетать технологии очного и интернет-обучения.

Известный американский специалист в области он-лайн обучения В. Дрейвс сделал прогноз развития системы образования США, в соответствии с которым доли очного, интернет-обучения и смешанного обучения выглядят в следующих пропорциях: 0,2-0,2-0,6. Без сомнения, подобные прогнозы для России являются далекой перспективой, в тоже время само наличие возможности получить в России дистанционно образование, повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку может сделать реальным для многих граждан совмещение работы и получения образование, а значит и реализации идеи непрерывного образования или образования в течение всей жизни.

В международном профессиональном сообществе, занимающемся проблемами образования, возник еще один термин, который дословно можно перевести как «обучение по всей ширине жизни» (life-span education). Данный подход смещает акцент с временной оси на пространственную, которая в тоже время заключает в себе все формы обучения на протяжении всей жизни человека. Таким образом, обучение возможно реализовывать на каждом этапе жизни, применяя по выбору весь диапазон имеющихся формы получения образования в разных образовательных учреждениях. Такая модель непрерывного образования призвана выполнять ряд функций:

- прагматическую, включающую прикладные профессиональные знания, умения и навыки;

- опережающего образования, основанного на предвосхищении социальных изменений и научно-технического прогресса;

- адаптационную, признающую образование фактором, способствующим успешной социализации и адекватному реагированию на постоянно изменяющиеся условиям жизнедеятельности;

- просветительскую, признающую самоценность знаний, а также направленную на повышения общего уровня культуры;

- человекоцентрическую (духовную), ориентирующую на постоянное обогащение творческого потенциала личности и его реализацию.

Непрерывное образование способно обеспечить каждому его участнику постоянное межличностное общение с изменяющимся кругом лучших специалистов и профессионалов в целях постоянного совершенствования профессиональных знаний и качеств. Благодаря непрерывному образованию, до конца своей профессиональной

жизни, человек в профессиональном, культурном и духовном аспектах способен жить на самом современном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинченко Г.П. Непрерывное образование - веление времени. - М, 1988.

2. Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования: научно-теоретическое пособие. - М., 1990.

3. Ситдикова Л.М. Внутрифирменное непрерывное образование и участие университетов в нем //

Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. - Казань, 2001. -С. 317-321.

4. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. - 2005. - № 3. - С. 36-49.

5. Киселев Г.С. «По образу и подобию»... // Вопросы философии. - 2008. -№ 1. - С. 18.

6. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 327 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.