Научная статья на тему 'К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРИТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ОДНОПРОЛЕТНУЮ ДВУХЭТАЖНУЮ ШАРНИРНО ОПЕРТУЮ РАМУ'

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРИТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ОДНОПРОЛЕТНУЮ ДВУХЭТАЖНУЮ ШАРНИРНО ОПЕРТУЮ РАМУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
43
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОСКАЯ РАМА / ПОТЕРЯ УСТОЙЧИВОСТИ / КРИТИЧЕСКАЯ СИЛА / РАСЧЕТНЫЕ ДЛИНЫ / УРАВНЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ / РО-ПОДОБНЫЕ РАМЫ / АППРОКСИМАЦИЯ / МЕТОД НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ловцов А. Д., Мишакин И.Е., Пак Ю. А.

Рассматривается расчет на устойчивость однопролетной двухэтажной шарнирно опертой рамы. Введено понятие ро-подобных рам, как рам с одинаковым отношением погонных жесткостей ригеля и стойки. Показано, что параметр , определяющий критическую нагрузку на раму, одинаков для ро-подобных рам. Для практически важных случаев получены приближенные формулы, позволяющие определить критический параметр нагрузки и расчетные длины сжатых стержней с погрешностью не более 5%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ловцов А. Д., Мишакин И.Е., Пак Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO DETERMINE THE CRITICAL LOAD ON A SINGLE-SPAN TWO-STOREY FRAME

The cause of failures of building structures is design errors (18 - 51%). For metal structures the most frequent (22 - 44%) reason of failures is the loss of stability of its elements. At the conceptual design stage, it is important to have simple ways of determining design lengths of compressed structural members. A single-span two-storey hinge supported frame is considered. The magnitude of the critical load on the frame depends on the distribution of concentrated forces over the frame nodes. Doing a series of calculations, we find that: the minimum value of critical load is obtained when the force F of the left post of the second floor is loaded; maximum value is obtained by loading the first floor props with the same forces F/2. For practically important cases the parameters determining the critical load differ from one another by no more than 5% . The notion of ro-similar frames as frames with the same ratio of linear rigidity of a transom and a column is introduced. It is shown that the parameter, determining the critical load on the frame, is the same for ro-similar frames. For almost important cases, approximate formulas have been obtained, allowing to determine the critical load parameter and the calculated lengths of compressed rods with an error of not more than 5%.

Текст научной работы на тему «К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРИТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ОДНОПРОЛЕТНУЮ ДВУХЭТАЖНУЮ ШАРНИРНО ОПЕРТУЮ РАМУ»

и

К определению критической нагрузки на однопролетную двухэтажную

шарнирно опертую раму

А.Д. Ловцов, И.Е. Мишакин, Ю.А. Пак Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

Аннотация: Рассматривается расчет на устойчивость однопролетной двухэтажной шарнирно опертой рамы. Введено понятие р-подобных рам, как рам с одинаковым отношением р погонных жесткостей ригеля и стойки. Показано, что параметр усг ,

определяющий критическую нагрузку на раму, одинаков для р-подобных рам. Для практически важных случаев получены приближенные формулы, позволяющие определить критический параметр нагрузки усг и расчетные длины сжатых стержней с погрешностью не более 5%.

Ключевые слова: плоская рама, потеря устойчивости, критическая сила, расчетные длины, уравнение устойчивости, р -подобные рамы, аппроксимация, метод наименьших квадратов.

Согласно [1], причиной отказов строительных конструкций являются ошибки проектирования (18 - 51%). Для металлических конструкций наиболее частой (22 - 44%) причиной отказов является потеря устойчивости ее элементов. На этапе эскизного проектирования важно иметь простые способы определения расчетных длин сжатых элементов конструкции [2-5].

В справочниках [6, 7] приведена информация, позволяющая получить расчетную длину сжатого стержня лишь для некоторых типов одноэтажных рам.

В СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции» в табл. 31 приведены формулы для определения коэффициентов расчетных длин для рам одноэтажных и многоэтажных. В последнем случае используются понятия «верхний», «средний» и «нижний» этажи. Вопрос об определении расчетных длин стоек двухэтажной рамы, таким образом, остается открытым.

Рассмотрим однопролетную двухэтажную шарнирно опертую раму (рис. 1, а). Отношение изгибных жесткостей ригеля и стойки определим, как а = Е1 1Е1С. Высота этажа Н = @!. Введем погонную жесткость стойки

и

г = Е1с ¡И, погонную жесткость ригеля гр = Е1р // и отношение погонных

жесткостей ригеля и стойки р = ^¡г, которое, с учетом принятых

л - Е1 р И аЕ1с р/

обозначений, равно р = —р--= —- • = аВ.

Р / Е1С / Е1с В

Нагрузка Г = (7 = 1,2,3,4) такова, что ^ К = 1. В этом случае Г

можно трактовать как нагрузку на раму.

Определим критическую нагрузку Гсг из расчета на устойчивость по Эйлеру, используя классический метод перемещений [7, 8]. Примем за параметр V, применяемый при расчете на устойчивость, величину, равную:

у=и,\ЩкТс.

Тогда для сжатых стоек 1, 2, 3, 4 рамы (рис. 1, а) V =4К + К • V, V = 4К + К • V,

V = Л(/к3 • V, V4 = Л/к4 • V.

а)

И

И

б)

в)

Рис. 1. Рама: а - расчетная схема рамы; б - загружение, соответствующее минимальной критической силе; в - загружение, соответствующее максимальной критической силе.

Величина критической нагрузки на раму Гсг зависит от распределения сил по узлам рамы [9, 10]. Проводя серию расчетов, обнаруживаем, что: минимальное значение Г™" получается при загружении левой стойки второго этажа силой Г, т. е., при кг=к2=к4 =0 и к3 =1 (рис. 1, б); максимальное значение Гтах получается при загружении стоек первого этажа одинаковыми

3

1

силами Е/2 (^ = = 0.5 и £3 = = 0, рис. 1, в). При этом для р> 0.5 параметры у™ и ус7*, соответствующие Г™" и Е™*, отличаются один от другого не более чем на 5% (табл. 1).

Таблица 1

Максимальные (числитель) и минимальные (знаменатель) значения усг

р усг % р усг % р усг %

0.2 1.464 12.84 0.5 1.767 4.96 2 2.063 1.30

1.298 1.683 2.036

0.3 1.606 8.77 0.6 1.818 3.99 4 2.136 1.04

1.477 1.748 2.114

0.4 1.699 6.43 1 1.942 2.23 10 2.186 0.93

1.597 1.900 2.165

Указанное обстоятельство наводит на мысль получить решение задачи при р> 0.5 для наиболее опасного нагружения (рис. 1, б) и распространить его результаты, с некоторой погрешностью, на произвольные случаи нагружения.

Уравнение устойчивости представляет собой условие равенства нулю определителя матрицы жесткости ЩИ, I, р, у) [7, 8]. Компоненты этой матрицы зависят от известных для рамы величин И, I, р и искомого параметра у. Ввиду громоздкости получаемых выражений приведем это уравнение в общем виде

П(И, I, р, у) = Щ(И, 1,р, у)\ = С(И,1) ■ Б(р, у) = 0.

Здесь: С (И, I) ^ 0 - константа, зависящая от высоты этажа И и погонной жесткости стойки I, В(р, у) - функция, зависящая от отношения погонных жесткостей ригеля и стойки и искомого параметра V.

Таким образом, уравнение устойчивости, переписанное в виде:

Др, у) = 0,

М Инженерный вестник Дона, №7 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n7y2022/7803

задает неявную функцию V = v(р). Получить выражение для у(р) в аналитическом виде не представляется возможным. Однако можно сделать вывод о том, что критический параметр зависит только от отношения погонных жесткостей ригеля и стойки. Следовательно, для множества рам с одинаковым отношением р и одинаковым распределением нагрузки (одинаковым набором коэффициентов (у = 1,2,3,4)) параметр ^ останется неизменным. Назовем такое множество рам р -подобными рамами. Поэтому результаты, представленные в таблице, справедливы для любой рамы, расчетная схема которой изображена на рис. 1, а.

Поставим задачу построения приближенного выражения для v = v(р). Проведем серию вычислений vcr при переменном р>0.5 для рамы, показанной на рис. 1, б. Результаты этих вычислений представлены крестиками на рис. 2.

Рис. 2. Аппроксимация результатов численного эксперимента

Указанные результаты с использованием метода наименьших квадратов были аппроксимированы функциями:

^ (р) = 1.0962 + 0.6943 • агеЬ§(2.274р) (0.5 <р< 3); (1)

и

усг (р) = 1.1572 + 0.6590 ■ агеЬ§(2.087р) (0.5 <р< 10) (2)

(показаны сплошной линией на рис. 2). Для обеих функций максимальная погрешность аппроксимации составила 0.34%.

При р^да точное значение критического параметра усг определяется

3

из уравнения ^ (у) +1 = 0 и равно усг = 2.204 (здесь ^ =- [8]).

3^у - у)

Построенные функции асимптотически стремятся к этому значению при р^да (рис. 2, пунктирная линия).

Установим максимальную погрешность определения у . Для этого:

загрузим раму с р = 0.5 по схеме рис. 1, в; определим точное значение уесг = 1.766679; определим приближенное значение усг по формулам (1), (2) у(1) = 1.68595, у(2) = 1.688835;

сг сг

определим погрешность приближенных формул

т у' - у(1) т у' - У(2)

£т = -сг-^-100 = 4.6%, £(2) = -сг--100 = 4.4% .

уе уе

сг сг

Таким образом, при любом загружении рамы погрешность определения усг по полученным формулам (1), (2) составит не более 5%.

Коэффициенты расчетной длины стоек равны

_ 1 ж _ 1 ж

1 л]кг + кз ус/ 2 Л¡к 2 + к4 усг '

1 ж 1 ж

\1к3 усг \1к4 усг

и погрешность их определения также составляет не более 5%.

Отметим, что с использованием полученных значений усг критическая

нагрузка на раму Е = у2 2 определяется «в запас».

и

Пример

Рассматривается рама (рис. 3) пролетом 6 м, высотой этажа 3 м и разными вариантами: загружения; жесткостей ригеля I и стойки 1с. Момент

инерции I = 52400 см4 соответствует двутавру 40К1, I = 23910 см4 - двутавру 30К3, I = 96150 см4 - двутавру 50Ш4.

В табл. 2 в строке, соответствующей усг : в числителе приведено точное значение усг; в знаменателе - приближенное значение усг (подсчитанное по формуле (1)); правее - разница в процентах между точным и приближенным значениями. Для строк, соответствующих ц (у = 1~4) и ^ - аналогично.

Варианты 1, 2 и 3, 4 приведены для сравнения решений при изменении р и неизменном распределении сил по узлам рамы: изменение р приводит к изменению параметра усг и, следовательно, коэффициентов расчетных длин ц. (у = 1~4) и критической нагрузки на раму. Отметим, что вариант 4 близок к

самому неблагоприятному случаю с точки зрения точности приближенного решения.

1)

0.3^ г 0.3^ т

0.2Е г 0.2^

1с = ТР = 23910 96150 4 см 4 см4

-ь-

2)

-6-

0.3^

0.3^

4 = 52400 см4 I =96150 см4

3)

0.25^ ч г 0.15^

0.4^ ч г 0.2^

4 = 52400 1р =96150 4 см4 4 см

Ь *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4)

0.25^ 0.15^ ч Г

0.4^ 0.2^

т Г

4 =96150 4 см4

1р =96150 4 см4

-о- -О-

1=6 м

к-:-и

Рис. 3. Варианты расчетных схем

Таблица 2

Сравнение приближенного и точного решений

и

М Инженерный вестник Дона, №7 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n7y2022/7803

Вариан Вариант 1 к = к2 = 0.2, Вариант 2 к = к2 = 0.2, Вариант 3 к = 0.4, к2 = 0.2, Вариант 4 к = 0.4, к2 = 0.2,

-ты расчет- к з = к 4 = 0.3, к 3 = к 4 = 0.3, к3 = 0.25, к4 = 0.15, к = 0.25, к4 = 0.15,

ных /с = 23910 см4, /с = 52400 см4, /с = 52400 4 см , /с = 96150 см4,

схем 1р = 96150 см4 1р = 96150 см4 1р =96150 см 4 ^ = 96150 см4

Р 2.0107 0.9175 0.9175 0.5

Усг 2.0573 0.97% 1.9030 1.39% 1.9095 1.73% 1.7388 3.04%

2.0373 1.8765 1.8765 1.6860

М1 2.160 -0.97% 2.335 -1.41% 2.041 -1.76% 2.241 -3.12%

2.181 2.368 2.077 2.311

М2 2.160 -0.97% 2.335 -1.41% 2.781 -1.76% 3.054 -3.14%

2.181 2.368 2.830 3.15

Мз 2.788 -0.97% 3.014 -1.43 3.290 -1.76% 3.614 -3.13%

2.815 3.057 3.348 3.727

М4 2.788 -0.97% 3.014 -1.43 4.248 -1.77% 4.665 -3.13%

2.815 3.057 4.323 4.811

Рсг 22938 1.93% 43014 2.77% 43309 3.43% 65889 5.98%

(кН) 22495 41822 41822 61948

Варианты 2, 3 приведены для сравнения решений при изменении распределения нагрузки на раму: критическая сила практически не изменилась - разница между точными значениями составила 0.7%; погрешность приближенного решения не превышает 3.43%.

Если для варианта 3 положить I = 12 м, И = 3.273 м, то отношение погонных жесткостей окажется равным р = 0.5. Параметр усг и коэффициенты расчетных длин окажутся такими же, как и в варианте 4. Однако критическая нагрузка на этаж ^ = \]г Е1С/И2 будет равна: 30183 кН (точное значение) и 28378 кН (приближенное значение).

Заключение

Для однопролетной двухэтажной шарнирно опертой рамы:

установлено, что параметр v, определяющий критическую нагрузку на раму, одинаков для р-подобных рам - рам с одинаковым отношением р погонных жесткостей ригеля и стойки;

получены приближенные формулы для рам с р> 0.5, позволяющие определить критический параметр нагрузки vcr («в запас») и расчетные длины сжатых стержней с погрешностью не более 5%.

показано, что величина критической нагрузки на раму F = ^ Fj

определяется «в запас» и практически не зависит от распределения сил F; по узлам рамы с р > 0.5.

Литература

1. Арушонок Ю.Ю. Об ошибках проектирования строительных конструкций // Инженерный вестник Дона, 2021, №11. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n11y2021/7285

2. Лиманцев А.А. Универсальные формулы для определения расчетной длины элементов крестовой решетки // Инженерный вестник Дона, 2021, №5. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n5y2021/6951

3. Журавлев Д.А. Упругая устойчивость статически неопределимой стержневой конструкции многоугольной конфигурации // Инженерный вестник Дона, 2019, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2019/5564

4. Aghayere A., Vigil J. Structural steel design: a practice-oriented approach. Prentice Hall, 2009. P. 692.

5. Sukhvarsh J. Structural stability theory and practice: buckling of columns, beams, plates, and shells. Hoboken: Wiley, 2021. P. 642.

6. Металлические конструкции. В 3 т. Т. 2. Стальные конструкции зданий и сооружений. (Справочник проектировщика) / Под общ. ред. заслуж. строителя РФ, лауреата госуд. премии СССР В. В. Кузнецова

(ЦНИИпроектстальконструкция им. Н. П. Мельникова) - М.: изд-во АСВ, 1998. - 512 с.

7. Прочность, устойчивость, колебания. Справочник в трех томах. Том 3. Под ред. д-ра техн. наук И. А. Биргера и чл.-кор. АН Латвийской ССР Я. Г. Пановко. М.: Машиностроение, 1968. 569 с.

8. Смирнов А.Ф. и др. Строительная механика. Динамика и устойчивость сооружений. М.: Стройиздат, 1984. 415 с.

9. Дворников В. А., Ловцов А. Д., Чернобров Е. О. Влияние схемы загружения на величину критической силы для многопролетной многоэтажной плоской рамы / Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса: материалы Международной научно-практической конференции. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - Вып. 15. - С. 345 -347

10. Дворников В. А., Ловцов А. Д., Чернобров Е. О. Влияние схемы загружения на расчетные длины стержней многопролетной многоэтажной рамы / Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса: материалы Международной научно-практической конференции. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. - Вып. 16. - С. 460 - 462

References

1. Arushonok YU. YU. Inzhenernyj vestnik Dona. 2021. №11. URL:ivdon.ru/ru/m agazine/archive/nl 1y2021/7285.

2. Limancev A. A. Inzhenernyj vestnik Dona. 2021. №5. URL:ivdon.ru/ru/magazin e/archive/n5y2021/6951.

3. Zhuravlev D.A. Inzhenernyj vestnik Dona. 2019. №1. URL:ivdon.ru/ru/magazi ne/archive/n1y2019/5564.

4. Aghayere A., Vigil J. Structural steel design: a practice-oriented approach. Prentice Hall, 2009. p. 692.

5. Sukhvarsh J. Structural stability theory and practice: buckling of columns, beams, plates, and shells. Hoboken: Wiley, 2021. p. 642.

6. Metallicheskie konstrukcii. V 3 t. T. 2. Stal'nye konstrukcii zdanij i sooruzhenij. (Spravochnik proektirovshchika). [Metal structures. In 3 vol. T. 2. Steel Structures of Buildings and Structures. (The Designer's Handbook)]M.: izd-vo ASV, 1998. p. 512.

7. Prochnost', ustojchivost', kolebaniya. [Strength, stability, vibrations] Spravochni k v trekh tomah. Tom 3. Pod red. d-ra tekhn. nauk I. A. Birgera i chl.-kor. AN Latvijskoj SSR YA. G. Panovko. M.: Mashinostroenie, 1968. p. 569.

8. Smirnov A.F. i dr. Stroitel'naya mekhanika. Dinamika i ustojchivost' sooruzhenij. [Structural Mechanics. Dynamics and Stability of Structures] M.: Strojizdat, 1984. p. 415.

9. Dvornikov V. A., Lovcov A. D., Chernobrov E. O. Dal'nij Vostok: problemy razvitiya arhitekturno-stroitel'nogo i dorozhno-transportnogo kompleksa: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.(Influence of the loading scheme on the critical force value for a multi-span multi-storey flat frame). Khabarovsk, 2015, Release. 15. pp. 345-347.

10. Dvornikov V. A., Lovcov A. D., Chernobrov E. O. Dal'nij Vostok: problemy razvitiya arhitekturno-stroitel'nogo i dorozhno-transportnogo kompleksa : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. (Influence of the loading scheme on the design lengths of the bars of a multi-span multi-storey frame). Khabarovsk, 2016, Release. 16. pp. 460-462.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.