Научная статья на тему 'К определению дефиниции территориальная социальная общность'

К определению дефиниции территориальная социальная общность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2399
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ГЕОПОЛИТИКА / TERRITORIAL COMMUNITY / SOCIAL GROUP / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быстрянцев Сергей Борисович

Общее понятие территориальной общности можно сформулировать как совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и связанных узами совместных отношений к данной хозяйственно освоенной территории. К территориальным общностям относится население территориальных пунктов: городов, деревень, поселков, отдельного района большого города, а также более сложные территориально-административные образования район, область, край, штат, провинция, республика, федерация и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE DEFINITION OF TERRITORIAL SOCIAL COMMUNITY

General idea of territorial community can be defined as an aggregate of population who are living permanently at a certain territory and having common relations towards this territory being utilized. To the territorial communities belong the population of territorial settlements: cities, villages, certain regions of some cities as well as more complex territorial-administrative formations: region, district, state, province, federation, etc.

Текст научной работы на тему «К определению дефиниции территориальная социальная общность»

19

Ат СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Быстрянцев С.Б.

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕФИНИЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ

Аннотация. Общее понятие территориальной общности можно сформулировать как совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и связанных узами совместных отношений к данной хозяйственно освоенной территории. К территориальным общностям относится население территориальных пунктов: городов, деревень, поселков, отдельного района большого города, а также более сложные территориальноадминистративные образования - район, область, край, штат, провинция, республика, федерация и др.

Ключевые слова. Территориальная общность, социальная группа, геополитика.

Bystriantsev S.B.

TOWARDS THE DEFINITION OF TERRITORIAL SOCIAL COMMUNITY

Abstract. General idea of territorial community can be defined as an aggregate of population who are living permanently at a certain territory and having common relations towards this territory being utilized. To the territorial communities belong the population of territorial settlements: cities, villages, certain regions of some cities as well as more complex territorial-administrative formations: region, district, state, province, federation, etc.

Keywords. Territorial community, social group, geopolitics.

Политические науки, также как социология, изучают общество как целостное системное единство. Однако для проведения теоретических процедур неизбежно выделение в социальной системе более или менее автономных единиц. Для последующего исследования неизбежна формализация и определение данной единицы как научной дефиниции. Это обязательный этап концептуализации знания, то есть переход с эмпирического уровня знания на теоретический уровень, от здравого смысла к науке. Геополитика, и в целом политические науки, заимствовали это из работ социологов.

Социологи, в зависимости от исследовательских задач, выделяли различные социальные группы, придавая им фундаментальное значение - семьи, классы, нации, сословия и другие. В конце XX - начале XXI вв. в социологических науках доминировала теория глобализации. Основное положение этой теории: мир стал единым целым, существующие политические, экономические, культурные и другие границы неизбежно исчезнут, наступит «конец истории», по выражению Ф. Фукуямы. Но не все поддерживали такой одновекторный сценарий развития мировой цивилизации. Сохраниться как самобытная, автономная общность в нивелирующих условиях глобализирующегося мира возможно только зная особенности локальных территориальных социальных групп.

Общество как целостная социокультурная система имеет множество подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных

ГРНТИ 04.51.21 © Быстрянцев С.Б., 2015

Сергей Борисович Быстрянцев - доктор социологических наук, профессор кафедры международных отношений, истории и политологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: bystriantsev@yandex.ru.

20

Социальная сфера

подсистем являются социальные общности. Социальная общность - многозначный социологический термин, характеризующий объединение людей, обладающих некоторыми едиными чертами жизнедеятельности и сознания. На основе единства данных процессов (практики жизни и сознания своих задач, целей, необходимых для реализации) социальные общности создают различные формы человеческого общежития. В связи с этим, первичной основой самоорганизации людей в социальные общности являются многообразные потребности, связанные с различными факторами жизнедеятельности человека. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими социальные статусы, культурные запросы. В качестве примера можно привести общности, сформированные на основе единых интересов и потребностей в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), развивающиеся на основе этнической традиции и родовых связей (народности, нации), на принципе демографических различий (половозрастные общности) и др.

Современная социология относит понятие территориальной общности к одному из видов социальной общности. Безусловно, особенности самоорганизации и жизнедеятельности коллективов людей зависят от особенностей той территории, на которой они проживают. На данный аспект формирования отличительных черт территориальной общности одними из первых обратили внимание древнегреческие мыслители. В контексте взаимосвязи территории и социума следует указать на античное понятие ойкумены, как целостного представления о земле, на которой обитают сообщества людей. Понятие ойкумена было введено древнегреческим учёным Ге-катеем Милетским (VI-V вв. до н.э.), и первоначально обозначало известную грекам часть земли с центром в Элладе. Но позже сюда включали все заселенные, освоенные или иным образом вовлеченные в орбиту жизни античного общества территории [1].

Описание деятельности народов, особенности их порядков, общественной самоорганизации, соотносимых с территорией их формирования, содержатся в классическом труде «История (Музы)» античного историка Геродота (V в. до н.э.). В нём представлены энциклопедические знания о географии, этнографии народов Вавилонии, Египта, Лидии, Финикии, Персидского царства, скифов [2]. Несмотря на описательный характер повествования, Геродот один из первых позиционирует идею географического детерминизма, влияющего на события и характер действия людей и этносов. Эта же идея, но в зачаточном состоянии присутствовала и у античного ученого и врача Гиппократа. В отличие от Геродота, мысль которого была сосредоточена на позиционировании деятельности людей во времени и пространстве, Гиппократ подчёркивает, что внешние условия природной среды формируют не только физический облик людей, но и их нравы, тем самым способствуя развитию многообразия социальных порядков [3].

Впоследствии данная идея была подхвачена Аристотелем. В трактате «Политика» он высказывал мысль о том, что «племена, обитающие в странах с холодным климатом, притом в Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями к ремеслам. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностями к ремеслам, но им не хватает мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии» [4]. Этнопсихологические изыскания особенностей жизнедеятельности народов, соотнесённые с географической территорией их формирования, вслед за древнегреческими учёными, продолжили историки и географы Древнего Рима - Полибий (210-200 до н.э. - ок. 120 до н.э.) и Страбон (ок. 64/63 до н.э. - ок. 23/24 н.э.). В частности Полибий писал, что природные свойства и нравы всех народов неизбежно складываются в зависимости от климата [5], а магистральной линией изложения у Страбона в произведении «География» стало понятие территориального землеописания как общественно-философской науки, которая необходима для всякого образованного человека, особенно для общественного деятеля и руководителя - полководца и правителя [6].

В перспективе истории представления о том, что географические условия определенной территории являются первоосновой формирования специфической организации экономической, социально-политической модели существования социума, оказывают влияние на особенности развития национального духа, национального характера, легла в основу концептуальных положений географического детерминизма, которые изложил французский философ-просветитель Шарль

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.

21

Монтескье в своём труде «О духе законов». К числу важнейших факторов, определяющих характер общественного строя, он относит климат, связанный с географией отдельных территориальных сообществ [7] и законами, правилами их жизни. Монтескье сопоставляет, комплексно анализирует социальные связи внутри сообществ людей, обычаи, правила поведения, на которые оказывает влияние климат и территория проживания. В контексте своих размышлений он приходит к выводу, что законы любого территориального сообщества зависят от духа, который является результатом суммы опыта, знания и долгосрочного опыта жизни, целевых установок и задач коллективов людей, реализуемых в определённых территориально-климатических условиях.

Позднее линию комплексного изучения взаимовлияния географического положения и климата на этнографические особенности различных сообществ продолжили Карл Риттер и Элизе Реклю. Риттер - автор обширного труда «Erdkunde» («Землеведение»), который содержал попытку обобщения материалов по отдельным регионам Земли. Используя сравнительный метод, исследователь стремился к классификации и объяснению многих явлений природы и вплотную подошёл к представлению о ландшафте, рассматривая его как единое целое и результат взаимоотношений между природой, цивилизацией и культурой. Элизе Реклю в своём энциклопедическом труде «Земля и люди. Всеобщая география», изданном в 19 томах (1873-1893 годы), дополнил описательные характеристики различных территориальных общностей сравнительными статистическими данными их социального развития [8].

Однако понятие территориальных общностей в области позиционирования идей географического детерминизма носило не только описательный характер и анализ всеобщего социальнополитического развития народов. Исследования учёных направлялись на выявление уникальных особенностей формирования территориальных общностей. Так немецкий философ, мыслитель И.Г. Гердер указывал, что влияние климата на геофизические условия существования человека носит динамический характер. Он обратил внимание не только на отношения между определенной географической средой и определенными народами, но открыл соотношения между поверхностью Земли и движениями и изменениями народов. Не только климат воздействует на человека, но и человек воздействует на климат, преобразуя его, в результате социальной жизнедеятельности своей территориальной общности: «Какое бы воздействие ни оказывал климат, у каждого человека, каждого животного, каждого растения свой собственный климат, ибо все они воспринимают по-своему и органически перерабатывают все внешние воздействия» [9]. В связи с этим, Гердер рассматривает человека как частицу социального целого (нации), проявление её национальной самобытности.

Самобытность, как самостоятельность развития и самодеятельность народа в бытии, отражена и в труде Генри Томаса Бокля «История цивилизации в Англии». В её написании автор опирался на идеи географического детерминизма и современной ему социологии позитивизма [10]. На рубеже XIX-XX столетий из идей географического детерминизма вырастает концепция геополитики. Объектом изучения геополитики стала геополитическая структура мира, представленная множеством моделей функционирования территориальных общностей. Основы традиционной геополитики были сформулированы в трудах шведского политолога Рудольфа Чел-лена «Политическая география» (1897 год) и, позднее, представлены в географической теории К. Хаусхофера [11].

Также заслуживает внимания анализ социально-территориальных общностей, представленный в работах американского социолога Р. Парка и представителя европейской школы немецкой социологии Ф. Тённиса. В своих воззрениях Р. Парк обратился не к условиям формирования общества, а к самому понятию общество. Предмет социологии определялся им как пониманием социальной системы - элемента глобальной экосистемы. Парк полагал, что процессы, происходящие в обществе, зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Он вывел экологический принцип, который способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой. В этом контексте социология изучает образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и «глубоко биологического феномена». Социальная эволюция территориальной общности у Парка проходит формирование четырех порядков: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный.

22

Социальная сфера

На стадии культурного порядка усиливаются социальные связи (пространственные, экономические, политические и, наконец, моральные), и общество достигает оптимальных условий развития «соревновательной кооперации» и «согласия». Но в данной модели «общества как взаимодействия» важную голь играют функции социального контроля. Таким образом, общество становится «контролирующей организацией», и его функция заключается в том, «чтобы организовывать, объединять в единое целое и направлять энергию индивидов, его составляющих» [12]. По Парку, действия индивидов лежат в основе четырёх основных социальных процессов: конкуренция, конфликт, аккомодация и ассимиляция, которые являются формами социального взаимодействия подконтрольными обществу и становятся истоком социальной мобильности отдельного индивида, которая проявляется в процессах миграции, перемещения внутри своей территориальной общности.

Социальные процессы, подконтрольные обществу, возможны только при наличии общей территории жизнедеятельности, языка, истории, обычаев, коллективно решаемых задач и целей. Все эти условия социолог Ф. Тённис называл «фактами жизни», с которыми вынужден считаться каждый индивидуальный субъект, входящий в социальную общность [13]. Важнейшая работа социолога - «Общность и общество» (1887) - рассматривает общественные отношения как определённый тип волевого усилия. Так естественная инстинктивная воля направляет поведение человека к удовлетворению своих потребностей, а рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная - общество. Ф. Тённис указывал на специфику коллективного (территориального) сознания, особенности которого должен учитывать субъект, осуществляющий свою деятельность в пределах определенной общности и ориентируясь на свой индивидуальный интерес. То есть Ф. Тённис выявил важное условие равновесия между индивидуальным интересом субъективной полезности и коллективными «фактами жизни», необходимое для длительного и продуктивного существования не только территориальной или локальной общности, но и всего общества в целом.

В отечественной науке феномен территориальной общности был предметом внимания историка В.О. Ключевского [14], географа Л.И. Мечникова [15] и социолога П.А. Сорокина [16]. В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» указывал на необходимость исследования местной истории с позиций социологического изучения. Движущей силой истории для него были общественные союзы и природа страны. В тесном взаимодействии общества и природы формируется экономический, политический и культурный строй социальной жизни, являющийся производным от территориальных условий существования.

Прикладной характер исследования социально-территориальных общностей в истории представлен в работах географической школы социологии - Л.И. Мечниковым. В своём труде «Цивилизация и великие исторические реки» он эмпирически проанализировал исторические факты зарождения территориальной солидаризации общества на основе свободной, естественной хозяйственной кооперации людей в долинах великих рек (Нил, Тигр, Евфрат и т.д.). Русский и американский социолог П.А. Сорокин в качестве базового принципа формирования территориальной общности вводит принцип ценностных установок, производный от процесса жизнедеятельности индивида в социуме. Ценностные установки в социуме отражают представления о должном и дозволенном, относительно которых выстраиваются акты поведения людей: дозволенные, должные и рекомендуемые. В итоге ценностные установки солидаризуют общество и регламентирует поведение человека внутри социальной общности. Ценностные установки, регламентирующие поведение являются следствием формирования устойчивых социальнотерриториальных систем - этносов.

Изучение этносов продолжил создатель биогеографической теории и истории этноса и этногенеза Л.Н. Гумилев [17]. Гумилев дал следующее определение: «Этнос - не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы. Таким образом, реальную этническую целостность мы можем определить как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.

23

традицию и взаимосвязи с соседями» [18]. В этом случае, динамически устойчивая система этноса может являться частным случаем социальной организации территориальной общности, формирующейся в заданных условиях и отношениях.

Исследовательский интерес к заданным условиям и отношениям формирования территориальных общностей проявляли отечественные социологи и экономисты конца ХХ века: Заславская Т.И. [19], Рывкина Р.В., Доленко Д.В., Рязанцев И.П. и др. В последние годы интересные работы в этой области связаны с разработкой междисциплинарных исследований на стыке географии, экономики и социологии [20]. Они принадлежат как российским, так и зарубежным учёным. На основании изученных материалов исследований, следует констатировать вывод о том, что единого мнения относительно сущности категории социально-территориальная общность пока не сложилось.

Современные социологи дают следующие определения территориальной общности. Польский социолог Я. Щепаньский трактует территориальную общность как «общность, члены которой связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отношений, вытекающих из факта проживания на общей территории» [21]. Д.В. Доленко вводит классификацию территориальной общности на основе труда: первый вид общности образуют люди, занимающиеся преимущественно либо сельским (сельское поселение), либо промышленным (городское поселение) трудом, второй вид представляет все формы общественного разделения труда [22].

А.А. Ткаченко анализирует понятие территориальная общность с позиций географии и социологии. По мнению исследователя, с точки зрения географии она представляет собой территориальную систему, во втором - социальную группу. Предполагается, что социальнотерриториальная общность есть спонтанное образование, складывающееся благодаря пространственным связям населения. Формат связей населения образуется под влиянием факторов, которые можно назвать организаторами социального пространства, к которым относятся разнообразные социально значимые объекты, притягивающие к себе людей (места получения социальных благ и общения, места приложения труда, органы власти).

У Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной концепт социально-территориальной общности представляет «относительно самостоятельную ячейку территориальной структуры общества, включающую, во-первых, соответствующую группу населения, во-вторых, используемую этой группой часть жизненного пространства с ее природными ресурсами, производственными предприятиями, жилым фондом, социально-бытовой структурой» [23]. Подобную точку зрения высказывают А.М. Сергиенко и А.Я. Троцковский, которые проводят анализ социально-территориальной общности с позиций экономической социологии [24].

В результате наиболее общее понятие территориальной общности можно сформулировать как совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и связанных узами совместных отношений к данной хозяйственно освоенной территории. К территориальным общностям относится население территориальных пунктов: городов, деревень, поселков, отдельного района большого города, а также более сложные территориально-административные образования - район, область, край, штат, провинция, республика, федерация и др.

В каждой территориальной общности следует обращать внимание на следующие элементы, формирующие социальные отношения, а именно: производственные силы, производственные и технолого-организационные отношения, классы, социальные слои и группы, управление, культура и т.п. Благодаря данным элементам территориальные общности имеют возможность функционировать как относительно самостоятельные социальные образования. В территориальных общностях объединяются люди на основе общих интересов, под влиянием разнообразных обстоятельств, которые нивелируют классовые, профессиональные, демографические и другие различия. При этом каждая территориальная общность является устойчивой социальнодинамической системой, способной к автономному существованию и саморазвитию.

В связи с этим определяющими критериями для характеристики территориальной общности становятся: концентрация населения на одной территории; пространственная обособленность и функциональная локализация процессов воспроизводства территориальной группы населения на относительно компактной территории; относительная, но необходимая самодостаточность

24

Социальная сфера

производственной и непроизводственной сфер для удовлетворения основных потребностей населения; социально-экономическая целостность, проявляющаяся в большей интенсивности внутренних связей по сравнению с внешними; единство качественного состава населения и среды его жизнедеятельности; осознание большинством жителей своей принадлежности к данной территориальной общности, их социальная самоидентификация; наличие у членов общности общих интересов, формирующих определенные типы поведения территориальной группы; наличие элементов самоуправления.

Любая общность формируется на основе одинаковой специфики образа жизни. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда составляющие её члены могут осознать одинаковость условий жизни и выстроить свои отношения и связи внутри них. В результате функционирования социального организма вырабатывается отчётливое понимание территориальной идентичности, то есть понимание единства своих внутренних интересов, обособленных и не всегда совпадающих с другими общностями. Исходя из выше данных характеристик, дадим ещё одно уточняющее определение территориальной общности. Социально-территориальная общность - это тип социальной общности, представляющий собой эмпирически фиксируемое сообщество людей, проживающих на определенной территории (населенного пункта, региона, страны), включенных в системы социокультурных и политико-экономических взаимодействий и отношений, сложившихся на данной территории и переживающих чувство солидарности, основанное на территориальной идентичности и территориальных интересах.

Фундаментальной основой социально-территориальной общности является её хозяйственнопреобразующая деятельность, которая закономерно определяет ее место в социальной структуре общества и опосредуется рядом общественно значимых функций. По мнению социолога Д.В. Доленко, функцией социально-территориальной общности является обеспечение ее полноценного, благоприятного воспроизводства на определенной территории. Воспроизводство общности связано с воспроизводством человека, его образа жизни в экологических, экономических, культурных, национальных, демографических рамках и условиях. Но, для того, чтобы осуществлять устойчивое социальное воспроизводство территориальная общность должна обеспечить гармоничное природопользование, эффективное производство и управление на своей территории [25].

Российский социолог Т.И. Заславская отмечает, что ее внешние функции «заключаются в удовлетворении потребностей общества в материальных благах, производственных и социальных услугах, информации, духовных ценностях», а внутренние - в «обеспечении условий жизнедеятельности соответствующих групп населения» [26]. В связи с этим можно выделить следующие территориальные функции социально-территориальной общности: размещенческую (выработку в процессе развития жизнедеятельности специфических вариантов размещения на «своей земле» жилья, хозяйственных и производственных построек и прочих объектов); дифференцирующую (учет местных условий и территориальных интересов как способ сохранения конкретных социально- территориальных общностей, создание благоприятных возможностей для их пространственного развития); коммуникационную (создание условий для взаимодействия членов социально-территориальной общности друг с другом с укреплением пространственных связей между ними); интегрирующую (укрепление взаимодействий отношений (общения, родства, соседства, дружбы, любви, землячества, взаимопомощи, обмена и др.) между людьми и группами, входящими в социально- территориальную общность); воспроизводственную (социальное воспроизводство той или иной общности, не имеющее характера «простого повторения», но существенно (количественно и качественно) отличающееся на разных исторических этапах развития конкретной социально-территориальной общности и общества в целом); морфологическую («порождение» среды обитания как природной (изменение ландшафта, например, прокладывание каналов, насаждение лесов и т.д.), так и искусственной (планирование застройки населенных пунктов, возведение жилых домов, сооружений, мостов, дорог и т.д.); социозащитную (обеспечение потребностей отдельных групп территориальной общности); управленческую (социально-территориальной общность, развиваясь по законам самоорганизации и обретая качества коллективного субъекта, становится субъектом территориального управления, объектом которого выступает территория).

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.

25

Итак, в заключение следует обратить внимание на базовые фундаментальные черты социальных территориальных общностей, которые требуют особого внимания, если ставится задача сохранить разнообразие этнической и территориальной жизни в условиях миграционных перемещений, глобализационного нажима в целом:

1. Будучи частью общества, территориальная общность является автономным, но не замкнутым образованием. Социальные связи, устойчивые формы хозяйствования сложившиеся на основе поколенческих традиций, дают необходимую стабильность существования коллектива людей, при которой общность единения становится первичной ценностью, необходимой для сохранения. Однако территориальную общность нельзя считать консервативным образованием. Она - динамически развивающаяся органическая структура общества. В территориальной общности находят своё отражение социальные конфликты, проблемы, различные виды социальной солидарности и кооперации, присущие данному обществу. И в данном отношении территориальная общность становится миниатюрной моделью всего социума.

2. Территориальная общность - единственная из всех типов общностей, которая отличается высокой степенью автономности и самодостаточности на основе территориальной идентичности. И в данном контексте особую роль играет социальный институт землепользования, являющийся, с одной стороны, основополагающим для становления хозяйственно-экономической деятельности коллектива людей, а с другой, формирующий специфику общественных связей и отношений в рамках развития института собственности. В этом аспекте институт землепользования, как важнейший фактор солидаризации общества, становится центром социологического изучения в рамках институционального подхода.

Именно эти особенности должны стать стержнем региональной политики, ставящей своей целью защиту существования территориальных общностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Политика // Соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1983.

2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kulturo-znanie.ru/?div=gerder (дата обращения 01.05.2015 г.).

3. Геродот. История. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.html (дата обращения 01.05.2015 г.).

4. Гиппократ. О воздухах, водах и местностях // Избранные книги. М., 1994.

5. Бокль Г.Т.История цивилизации в Англии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebnik-geopolitika/bokl-gtistoriya-tsivilizatsii.html (дата обращения 01.05.2015 г.).

6. ГумилевЛ.H. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

7. Гумилев Л.H. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990.

8. Доленко Д.В. Политика и территория. Основы политического регионоведения. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000.

9. Доленко Д.В. Территориальное устройство общества :социально-политический анализ. Саранск: НИИ регионологии,1993.

10. Заславская Т.И. Развитие сельских поселений: лингвистический метод типологического анализа социальных объектов. М.: Статистика, 1977.

11. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука., Сиб. отделение, 1991.

12. Заславская Т.И. Теоретические вопросы исследования социально-территориальной структуры советского общества // Методологические проблемы комплексных исследований. Новосибирск, 1983.

13. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т. 1, 8. Курс русской истории. М., 1987-1990.

14. Козер Льюис А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М.: Норма, 2006.

15. МечниковЛ.И. Цивилизация и великие исторические реки. М.: Пангея, 1995. 461 с.

16. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955.

17. Полибий. Всеобщая история. Т. I. СПб., 1994.

18. Понятие ойкумена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tolkslovar.ru/o3636.html (дата обращения 01.05.2015 г.).

26

Социальная сфера

19. Реклю Э. Земля и люди. Всеобщая география, 19 томов (1873-1893). СПб.: Общественная Польза и К, 1899. 1458 с.

20. Риттер Л".Землеведение в отношении к природе и истории человечества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rgo.ru/2010/12/karl-ritter (дата обращения 01.05.2015 г.).

21. Сорокин П.А. Система социологии. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991.187 с.

22. Страбон. География. М.: Наука, 1964.

23. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: Владимир Даль. 2002. 451 с.

24. Троцковский А.Я. Социально-территориальная структура региона: строение и основные тенденции трансформации. Новосибирск: Ин-т экон. и орг. пром. произ-ва СО РАН, 1997.

25. Челен Р. Государство как форма жизни. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 319 с.

26. Хаусхофер К. О геополитике: работы разных лет. М.: Мысль, 2001.

27. ЩепаньскийЯ. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.