Научная статья на тему 'К ОБРАЗУ РАББИ ЙЕГУДЫ ГА-НАСИ В ТАЛМУДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

К ОБРАЗУ РАББИ ЙЕГУДЫ ГА-НАСИ В ТАЛМУДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙЕГУДА ГА-НАСИ / ЙЕГУДА КНЯЗЬ / МИШНА / ВАВИЛОНСКИЙ ТАЛМУД / МИДРАШ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Синичкин Яаков

Статья посвящена тому, каким предстает образ одного из самых выдающихся мудрецов Талмуда, рабби Йегуды га-Наси (Йегуда Князь, или просто Рабби), составителя Мишны, к анализу привлекаются также посвященные Рабби истории из Вавилонского Талмуда и мидрашей. В статье представлен широкий обзор различных источников из талмудической литературы об этом замечательном персонаже. Анализ этих источников показывает, что за показательным почитанием Рабби и преклонением перед ним стоит острая, нередко жесткая критика его моральных качеств и методов руководства. В заключение статьи автор рассматривает возможные причины неоднозначного отношения составлявших эти истории мудрецов к такому видному мудрецу и правителю, как Рабби.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF RABBI YEHUDAH HA-NASI IN TALMUDIC LITERATURE

The article examines a variety of sources from the Babylonian Talmud and the Midrash trying to establish why, despite the visible veneration of Rabbi Yehuda-ha-Nasi (called also just Rabbi, Rabbi Judas the Prince in Talmudic literature), he was also heavily and sharply criticized both for his moral character and his ways of management.

Текст научной работы на тему «К ОБРАЗУ РАББИ ЙЕГУДЫ ГА-НАСИ В ТАЛМУДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

К образу Рабби Йегуды га-Наси в талмудической литературе

Яаков Синичкин

Независимый исследователь Иерусалим, Израиль

Издательский дом «Книжники», переводчик ORCID: 0000-0002-0076-8445 110 Hertzl Blvd., apt. 31, Jerusalem, Israel Phone: +972(54)3100724 E-mail: shuriksi@yahoo.com

DOI: 10.31168/2658-3380.2020.20.1.1

Аннотация: Статья посвящена тому, каким предстает образ одного из самых выдающихся мудрецов Талмуда, рабби Йегуды га-Наси (Йегуда Князь, или просто Рабби), составителя Мишны, к анализу привлекаются также посвященные Рабби истории из Вавилонского Талмуда и мидрашей. В статье представлен широкий обзор различных источников из талмудической литературы об этом замечательном персонаже. Анализ этих источников показывает, что за показательным почитанием Рабби и преклонением перед ним стоит острая, нередко жесткая критика его моральных качеств и методов руководства. В заключение статьи автор рассматривает возможные причины неоднозначного отношения составлявших эти истории мудрецов к такому видному мудрецу и правителю, как Рабби.

Ключевые слова: Йегуда га-Наси, Йегуда Князь, Мишна, Вавилонский Талмуд, мидраш, политика

Статья эта родилась из мимолетной полемики с одним весьма много учившимся человеком, прежде весьма религиозным евреем. Он был очень удивлен и даже несколько

1 Окимта - сведение общего правила (часто сформулированного в Мишне) к частному случаю, иногда сводящее на нет сферу практического применения данного закона.

2 Ряд исследователей-«ревизионистов», см., например, [Stern 2003; Tabick 2016a; 2016b], считают, что эта династия фиктивна и институт наси берет начало именно с Рабби. Их аргументация, основанная на анализе палестинских источников, весьма интересна, но к теме настоящей статье имеет опосредованное отношение: здесь рассматривается образ Рабби как литературного персонажа, при этом преимущественно в вавилонских источниках.

hi »2

S

возмущен моей трактовкой того, как в талмудическом литературе (особенно в Вавилонском Талмуде, хотя и не только там) относятся к рабби Йегуде га-Наси (далее я буду называть его Рабби, как в большинстве случаев именуют его и в талмудической литературе). Ниже я попытаюсь изложить свои соображения и идеи, аргументировав их прежде всего агадическими примерами, то есть историями о Рабби и его § окружении. Амбивалентное отношение к фигуре Рабби и его учению, о котором будет идти речь ниже, не менее, а, может, § и более явственно видно и из галахических рассуждений, и § из того, как в Гемаре разбираются слова Мишны, составлен- к ной Рабби (ср., например, понятие окимта1), но это предмет § весьма пространного исследования, на которое я сейчас не | готов. Итак, рассмотрим образ Рабби, составителя Мишны, К выдающегося мудреца, человека, дружившего с императора- § ми и т.п., каким он предстает перед нами из талмудической 3 литературы. §

Наш герой принадлежит к династии, занимавшей пост £ наси2, «князя», этнарха всех евреев Земли Израиля, представлявшего их перед римскими властями. Любопытно, кстати, что его предки носили в этом качестве титул раббан, а в отношении к Рабби он никогда не употребляется. Помимо этого, рабби Йегуда первым из династии получил такое имя -среди прежних ее представителей лишь Шимоны да Гамлиэ-ли (возможно, этот факт объясняется тем, что в этом поколении было принято давать детям имена товарищей по учебе, и раббан Шимон бен Гамлиэль, отец Рабби, дал ему имя своего товарища - рабби Йегуды, одного из будущих наставников

Рабби). Любопытно и то, что Рабби из всей династии потомков Гилеля - последний, кого можно назвать выдающимся мудрецом: его сыновья - мудрецы вполне заурядные, а более дальние потомки и вовсе стали простыми администратора-| ми. И это при том, что своим положением династия обяза-| на именно мудрости основателя Гилеля, которому этот пост 8 уступили прежние его блюстители (Вавилонский Талмуд, ^ трактат Псахим, 66а)3 - и память об этом событии все время | присутствует у более поздних представителей династии. Уже | при первом взгляде на них и на отношение к ним в талму-^ дических источниках закрадываются определенные подозре-з ния. Дед Рабби, раббан Гамлиэль Явненский, даже временно * лишился своего поста за систематические оскорбления дру-3 гих, старших мудрецов (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот а; 27б-28а), а потом лишился и жизни по молитве одного из ^ обиженных (Вавилонский Талмуд, трактат Бава мециа 59б). | Отец Рабби, раббан Шимон бен Гамлиэль, по молодости лет ^ принимал участие в восстании Бар-Кохбы, чудом спасся, заступил на пост, когда все уже улеглось; любил умалять свою роль, называя себя лисом в сравнении с другими мудрецами-львами (см. об этом ниже). Однако перейдем к нашему герою, которого в талмудической литературе нередко именуют Раббейну га-кадош («наш святой учитель»).

Составляя, так сказать, личное дело кого-то из танаев, мудрецов эпохи Мишны, по-моему, следует первым делом заглянуть в Мишну, трактат Авот (часто называемый также Пиркей Авот), чтобы посмотреть, как высказывался сам этот мудрец по различным мировоззренческим вопросам. Вот что говорит Рабби:

Каков прямой путь, который должен избрать человек? Всякий, прославляющий идущего по нему и приносящий ему славу от людей. Будь осторожен в легкой заповеди, как и в суровой, ибо не знаешь ты воздаяния за [исполнение] заповедей. И рассчитывай ущерб от [исполнения] заповеди соответственно воздаянию за

3 Об этом событии и других аспектах образа Гилеля и его лидерства см. [Маипе 2015].

нее, и прибыль от греха соответственно ущерба от него. Смотри на три вещи, и ты не придешь к греху; знай, что выше тебя: Глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои записаны в книгу (Мишна, трактат Авот 2:1).

е

Легко заметить, что все эти замечания так или иначе вер- й тятся вокруг идеи награды и наказания. Всевышний здесь а предстает этаким Большим братом, а человеку предлагается ^ при каждом поступке помнить и учитывать воздаяние за хо- с рошие и дурные дела. Но как же «не будьте, как рабы, служа- § щие ради получения награды» (Мишна, трактат Авот 1:3)? Что к за человек описывается здесь (причем в Мишне - то есть как § минимум с санкции самого Рабби)? Представляется, что речь Ч идет о человеке довольно мелочном, с минимальной фанта- К зией (ср. хотя бы высказывания р. Акивы в том же трактате: ие «Возлюблен человек, сотворенный по образу [Всевышнего]; 3 еще большая любовь [явлена] ему в том, что он знает, что со- § творен по образу Его...», см. Мишна, трактат Авот 3:14),

по- ы

стоянно думающем о том, что его ожидает за тот или иной поступок. Еще сильнее эта навязчивая идея проявляется в трех историях из трактата Авода Зара: истории о римском вельможе-праведнике Ктии бар Шаломе (Вавилонский Талмуд, трактат Авода Зара 10б-11а); о раскаявшемся развратнике «рабби» Эльазаре бен Дурдае (Вавилонский Талмуд, трактат Авода Зара 17а); о рабби Ханине бен Терадионе и его палаче (Вавилонский Талмуд, трактат Авода Зара 17б-18а). Я не буду приводить здесь эти истории полностью; все они заканчиваются примерно одинаково: бывший нечестивец (или, в случае Ктии, просто нееврей) перед смертью раскаивается, делает нечто хорошее (Ктия делает себе обрезание чуть ли не зубами; палач облегчает страдания рабби Ханины, а затем бросается в огонь; Эльазар бен Дурдая раскаивается настолько сильно, что умирает), затем раздается небесный глас (Бат коль), сообщающий, что он принят в жизнь мира грядущего. Далее происходит нечто примечательное: услышав такую историю, Рабби плачет (кроме случая с Ктией) и восклицает: «Есть приобретающие мир [грядущий] за один час, а есть приобретающие его за много лет!» Все это выглядит так,

будто он сокрушается о своей «напрасной» праведной жизни - ведь он мог бы обмануть судьбу, получить ту же награду, что и великие праведники, не ограничивая себя ни в чем в течение всей жизни, кроме последнего часа, и не опасаясь | ничего, кроме возможной мученической смерти. Он просто | завидует всем этим персонажам: Ктии, прожившему жизнь 8 римского вельможи; Эльазару, не пропускавшему ни одной ^ продажной женщины, и палачу (или офицеру, командовавше-| му казнью), который совершил лишь один благой поступок: | снял влажную шерсть с груди рабби Ханины, чтобы тот мог ^ сгореть, не мучаясь слишком долго.

а Нечто похожее происходит в истории с дочерью отступни-

* ка Элиши бен Авуи, пришедшей к Рабби за подаянием. Рабби | отказывает ей, но сами небеса указывают на его неправоту -а; небесный огонь опаляет его скамью. Рабби снова плачет, ведь ^ небеса защитили дочь отступника, и утешается лишь тем, что | ему, оставшемуся верным, полагается еще большая награда ^ (Вавилонский Талмуд, трактат Хагига 16б). Особенно показательно это на фоне рассказанной ранее истории рабби Ме-ира, не только не гнушавшегося учиться у Элиши-Ахера, но и после своей смерти попытавшегося заступиться за него на небесах. Итак, здесь Рабби предстает как человек, буквально помешанный на «справедливости», как он ее сам понимает, так что небесам приходится буквально принуждать его к милосердию. О том же самом свидетельствует история о его «делах милосердия» в голодный год: Рабби отказывает в помощи тем, кто не учил Тору. Потребовалось давление со стороны его любимого ученика, переодевшегося неграмотным нищим, чтобы заставить Рабби проявить истинное милосердие ко всем без разбора (Вавилонский Талмуд, трактат Бава Батра 8а).

Но был ли сам Рабби справедливым человеком? Вот история о его отношениях с ближайшим другом и соратником, вавилонянином по происхождению, рабби Хийей Великим:

Учитель наш [Рабби Йегуда га-Наси] был весьма смиренным и говаривал: «Если прибудет сюда Рав Гуна, экзиларх, я встану перед ним, [уступив ему первенство], ибо он - из [колена] Йегу-

ды, а я - из [колена] Биньямина, он из [рода Давида по] мужской [линии], а я - по [женской]»4. Сказал ему рабби Хийя Великий: Да вот он и прибыл. Исказилось лицо Рабби; сказал ему [рабби Хийя]: Гроб его прибыл. Сказал ему [Рабби]: Выйди, посмотри,

кто ищет тебя снаружи. Вышел он и не нашел никого, и, [поняв, р

что Рабби его выгнал], принял на себя отлучение на тридцать й

дней. Сказал рабби Йоси: Все эти тридцать дней, когда он был а

отлучен, обучал он Рава, своего племянника, всем принципам м

Торы, и учил все вавилонские галахот. В конце тридцати дней, §

пришел [пророк] Элиягу, доброй памяти, к Учителю нашему §

[Рабби] в образе рабби Хийи Великого, положил руку на его зубы к

и вылечил его. Когда же пришел к Рабби рабби Хийя, сказал ему: §

Что с твоим зубом? Сказал ему [Рабби]: С того времени, как ты Ч

возложил на него руку твою - я выздоровел. Сказал ему [рабби §

Хийя]: Я ничего не знаю об этом. Когда услышал это Рабби, начал е

относиться к нему с почетом и вводил его в дом учения первым е

(Берешит раба 33:3). §

ы

Тут значимо все: и зачин о смирении Рабби (в талмудической литературе это смирение обычно оказывается мнимым и нужно ожидать проявления совершенно противоположных качеств); и его показная готовность оказать почет более родовитому экзиларху (и само преклонение перед родовитостью); и полное смятение, когда этот почет необходимо оказать на деле; и унижение своего друга-ученика за невинную в сущности шутку; и обычное для Рабби преклонение перед авторитетом (если Элиягу принял образ именно рабби Хийи для совершения чуда, значит к рабби Хийе на небесах относятся уважительно, и необходимо выказывать ему почтение). Фоном этой истории служат довольно напряженные отношения между вавилонскими и палестинскими мудрецами и авторитетами: кто главнее - этнарх (на§и) или экзиларх (реш

4 Следует отметить, что многие исследователи считают, что традиция происхождения рода наси из династии потомков Гилеля от рода Давида зародилась лишь в поколение самого Рабби и была одним из аргументов в претензиях его династии на власть. См., например, [Tal 2015, 48-50].

галута); противостояние вавилонянина рабби Хийи с Рабби, палестинцем в седьмом поколении (родоначальник династии Гилель, сам прибыл из Вавилона); специфически вавилонские традиции, которым отлученный рабби Хийя учит своего | племянника Рава. Судя по всему, весь подход к образу Рабби | завязан на этой конкуренции вавилонян с палестинцами. 8 Рассмотрим еще одну историю об отношениях Рабби с

^ рабби Хийей и его сыновьями Йегудой и Хизкией. Эта исто-| рия очень известна, а финальные слова ее и вовсе стали афо-3 ризмом: а

а Йегуда и Хизкия были сыновьями рабби Хийи. Они сидели

¿5 на трапезе перед Рабби и ничего не говорили. Сказал он: «Под-

3 бавьте вина отрокам, чтобы они что-нибудь сказали». Когда они

а; опьянели, начали они говорить: «Сын Давида [Машиах] не при-

^ дет, пока не исчезнут два рода в Израиле - главы изгнания в Ва-

«р вилоне и наси в стране Израиля, как сказано: "И будет Он святи-

сь лищем, и камнем преткновения, и скалою преграждающей для

обоих домов Израиля" (Ис 8:14)». Сказал он: «Дети мои! Вы мне колючки втыкаете в глаза?». Сказал ему рабби Хийя: «Учитель! Не огорчайся: численное значение слова "вино (яин)" -"семьдесят" и значение слова "тайна (сод)" - "семьдесят", вошло вино -вышла тайна (Вавилонский Талмуд, трактат Сангедрин 38а)5.

В этой истории особенно интересно «утешение» рабби Хийи: не расстраивайся, мальчики просто напились, но больше они никому ничего не скажут - секрет. Само их «пророчество» никак не оспаривается. Здесь обыгрывается уже другой мотив недовольства Рабби - общее раздражение против власть имущих. Семейство потомков Гилеля в этом не одиноко: у вавилонских мудрецов со своим экзилархом также было немало проблем, дело доходило до совершенно кошмарных историй, просящихся в сюжеты для голливудского трилле-

5 Интересно, что оба сына рабби Хийи, возможно, в наказание за свой длинный язык никогда не считались полноценными мудрецами и не носили титул «рабби». См.: [Oppenheimer 2007, 39240; Tal 2015, 53-54].

ра - однако эта тема выходит за пределы нашего интереса в настоящей статье.

Позволю себе привести свою любимую историю - рассказ о жизни и смерти рабби Эльазара, сына рабби Шимона бен

Йохая. Эта история полностью построена на гротеске: раб- вр

би Эльазар из мудреца и праведника, нетерпимого, как и его й§

отец, к римлянам (вместе с отцом он прятался от них в пе- ^

щере), становится римским полицейским офицером, чем на- М

влекает на себя гнев мудрецов (по одному из комментариев - §

из-за того, что у каждого уважающего себя мудреца были §

родственники в местных бандах); он делает себе первую из- к

вестную в истории пластическую операцию; про него извест- а§

но, что был он чрезвычайно толст, из-за этой тучности воз- Ч

никали даже слухи о том, что он физически не мог быть на- §к

стоящим отцом собственным детям; наконец, после смерти §

его мощи не только оставались нетленными, но и выносили |

судебные решения (явная пародия на христианских святых). §

История длинная, и здесь неуместно приводить ее целиком; ы процитирую лишь отрывки, относящиеся к Рабби, - сватовство Рабби к вдове рабби Эльазара и ретроспективный рассказ о молодости этих мудрецов.

Рабби послал [свата], чтобы поговорить с женой [рабби Эльазара]. Послала она ему ответ: Сосуд, служивший священному, будет служить мирскому? А там так говорят: Где господин вешал оружие, презренный пастух повесит котомку? Послал Рабби к ней: Пусть в Торе он больше меня, в добрых делах - разве больше меня? Послала она в ответ: В Торе - может, он больше тебя, я этого не знаю, однако в делах - знаю, что [он больше тебя], ибо подверг себя страданиям. В Торе - о чем это? Как-то раз сидели раббан Шимон бен Гамлиэль и рабби Йегошуа бен Карха на лавках, а рабби Эльазар, сын рабби Шимона, и Рабби [сын раббана Шимона бен Гамлиэля] - на земле перед ними, возражая и отвечая [на возражения]. Сказали они: Мы пьем их воду [то есть учителя учатся у своих учеников], а они сидят на земле? Сделали для них лавки и усадили их. Сказал на это раббан Шимон бен Гамлиэль: Голубь мой у вас - а вы хотите погубить его [сглазом товарищей, завидовавших возвышению молодого Йегуды, буду-

щего Рабби]! Ссадили Рабби [на землю]. Сказал тогда рабби Йе-гошуа бен Карха: Неужто тот, у кого есть отец, будет жить, а тот, у кого нет отца [рабби Шимон к тому времени уже умер] - погибнет? Ссадили тогда и рабби Эльазара, сына рабби Шимона. Оби-| делся тот и сказал: Как, вы признали его равным мне?! До этого

е§к дня, если Рабби говорил что-нибудь, рабби Эльазар, сын рабби

т Шимона, его поддерживал. С того же дня, стоило Рабби сказать:

кие У меня есть что ответить, - как говорил рабби Эльазар, сын раб-би Шимона: Вот это и это хотел ты ответить, и вот возражение § на это, ты же опутал нас кучей ответов, в которых нет сути. По-

^ мутился разум Рабби [от обиды], пошел он и пожаловался отцу.

^ Сказал тот: Сын мой, не страдай из-за этого, ибо он - лев, сын

^ льва, ты же - лев, сын лиса (Вавилонский Талмуд, трактат Бава

3 мециа 84б).

а§к Как можно охарактеризовать персонажа, предстающего ® перед нами здесь под именем Рабби? Настолько тщеслав-^ ный, что спустя долгие годы сватается к вдове более удачливого товарища по учебе - и получает презрительный отказ. При этом оказывается, что, по собственному признанию, он уступал своему другу в грамотности, причем так сильно, что сравнивание с ним оскорбляет рабби Эльазара настолько, что дружба превращается во вражду. Более того - оказывается, что все успехи Рабби в учебе были мнимыми: без помощи рабби Эльазара он ничего интересного сказать не может; тот не только предугадывает его ответы, но и заранее строит возражения на них на несколько ходов вперед. Это означает, что рабби Эльазар - не самый прославленный из мудрецов Талмуда - выше Рабби на голову! И, разумеется, соответствующее завершение: обиженный, сын на§и идет жаловаться к отцу, который принимает на себя ответственность за его неудачи. Рассмотрим теперь продолжение этой истории - здесь образ учителя еще яснее:

Сказал Рабби: Страдания угодны [Небесам]! Принял он на себя [страдания и мучился] тринадцать лет: шесть лет от камня в почках и семь от цинги; а некоторые говорят - семь от камня в почках и шесть - от цинги... И все равно, страдания рабби Эльа-

зара, сына рабби Шимона, превосходили [страдания] Рабби. Ибо [мучения] рабби Эльазара, сына рабби Шимона, приходили из любви [к Всевышнему] и уходили из любви, а у Рабби - пришли из-за одного случая и ушли из-за другого случая.

«Пришли из-за одного случая» - о чем это? Как-то раз вели вр теленка на убой. Вырвался он, спрятал голову в полу одежды Раб- й би и замычал. Сказал ему [Рабби]: Иди - для этого ты был создан. а Тогда сказали [на Небесах]: Раз нет в нем милосердия, пусть при- М дут к нему страдания (Вавилонский Талмуд, трактат Бава мециа с

85а). £

и

кл

Итак, как мы и говорили выше, этому человеку была чуж- а да сама концепция милосердия, даже доброго слова у него Ч не нашлось для несчастного теленка. Правда, тринадцать лет к тяжких болезней чему-то его научили, и в следующий раз он з проявил милосердие к крысятам, что и помогло ему изба- 3 виться от страданий (хотя в истории о его смерти, которую с мы рассмотрим ниже, говорится о его мучительной болезни). ы

Перейдем к известному и весьма характерному корпусу историй о Рабби: рассказам о его отношениях с Антонину-сом - римским императором (прототип его неясен, вероятно, здесь перед нами персонаж, олицетворяющий благорасположенного римского императора вообще)6. Тут характер Рабби разворачивается в полную силу: Рабби то помыкает своим царственным другом, то дает ему ценные советы, да еще в завуалированной форме, чтобы шпионы не прознали (а советы, в частности, такого сорта: казни своих вельмож по одному, чтобы они не сообразили, какая судьба их ждет, и не объединились против тебя). Вот одна, наиболее показательная, из историй:

У [Антонина] был подземный ход, который вел из его дома в дом Рабби. Каждый день приходили с ним два раба: одного убивал он у дверей дома Рабби, а другого - у дверей своего дома. Сказал он [Рабби]: Когда я прихожу к тебе, пусть у тебя никого

6 См.: [ОррепЬетег 2007, 43-50]; об идентификации Антонина/ Антонинуса см.: [Там же, 47-48].

не будет. Как-то обнаружил он, что сидит там рабби Ханина бар Хама. Сказал он: Разве не приказал я, чтобы в то время, когда я прихожу, у тебя никого не было? Сказал [Рабби]: Это - не человек, [а ангел]. Сказал [кесарь]: [Коли так], вели ему пойти и по-| звать раба, что спит у дверей. Пошел рабби Ханина бар Хама, и

| обнаружил, что тот убит. Сказал он: Что же мне делать? Пойти и

8 сказать, что он убит - не отвечают словами о дурном. Оставить

з его и уйти - это будет пренебрежение царским [словом]. Попро-

сил он за него милосердия [Небес], и тот ожил. Послал его к [Ан-§ тонину, и тот воскликнул]: Теперь ведомо мне, что даже меньшие

^ из вас могут воскрешать мертвых; но все же в час, когда я при-

^ хожу, пусть у тебя никого не будет (Вавилонский Талмуд, трактат

5 Авода зара 10б).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

ы м

а; Рабби хорошо понимает, что ради секретности при встре-

« чах с ним император каждый раз убивает двоих7, но ему и в ей голову не приходит возразить! Для контраста здесь помещен ^ образ рабби Ханины, которому, наоборот, и в голову не приходит, что человек убит императором с согласия Рабби. Он оживляет несчастного. Непонятно, как оправданно появление этих стражников на фоне строжайшей секретности (вот тут как раз комментаторы изобретают всевозможные причины). Мне лично кажется, что они вставлены тут именно для того, чтобы подчеркнуть жестокость Рабби, оттененную милосердием рабби Ханины.

Рабби умудрился произвести не вполне благовидное впечатление даже своей смертью. После пространного рассказа о его последних часах и распоряжениях (тут он умудрился перессорить мудрецов из-за наследства, отчего мудрецу по имени Леви пришлось эмигрировать в Вавилон: Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот 103; Вавилонский Талмуд, трактат Шабат 59б) приводится отчет о смерти этого великого человека:

7 Из всех основных комментаторов только Тосафот, тоже обратившие внимание на этический аспект дела, разбирают этот вопрос: по их мнению, это были отступники, заслуживающие смерти, но что-то здесь кажется подозрительным - чтобы император окружал себя такими ненадежными людьми.

В день, когда умер Рабби, мудрецы объявили пост, и взывали [к Небесам] о милосердии. И еще объявили: Всякий, кто скажет, что упокоилась душа [Рабби], будет заколот мечом. Служанка Рабби поднялась на крышу, и промолвила: Горние [ангелы] хотят Рабби к себе, и дольние [мудрецы] хотят его к себе. Да будет р воля Твоя, чтобы дольние превозмогли горних! Потом увидела й она, как часто он ходит в нужник, [каждый раз] снимая тфилин, а и откладывал их, и как он страдает, и взмолилась: Да будет воля М Твоя, чтобы горние превозмогли дольних. Поскольку мудрецы с не умолкали, моля [Небеса] о милосердии - взяла она кувшин и » бросила его с крыши. Замолчали [мудрецы] - и душа Рабби упо- к коилась. Сказали мудрецы Бар Капаре: Пойди и проверь. Вошел С он, увидел, что упокоилась душа [Рабби], разорвал одежды, по- ч вернул разорванной стороной назад и вышел. Сказал он: Ангелы С и смертные боролись за священный ковчег. Превозмогли ангелы е смертных и захватили священный ковчег. Спросили они: Упоко- 3 илась душа его? Сказал он: Не я, а вы это сказали (Вавилонский с Талмуд, трактат Ктубот 104а). Ы

Отчего же даже описание смерти этого человека вызывает столько проблем? Бар Капаре, засвидетельствовавшему смерть, приходится идти на уловки, чтобы просто не быть убитым! Кажется, ни один мудрец не удостаивался подобных посмертных «почестей». Такое ощущение, что автор истории настойчиво говорит: вот насколько велик этот человек - ученики готовы были убить за него8. Подобная практика напоминает варварские обычаи разных владык, нередко убивавших вестника, который принес дурные вести - намек на такие обыкновения в частности содержится в предыдущей истории, где рабби Ханна, обнаружив труп раба, откровенно опасается сообщить об этом Антонину.

В этой истории есть еще один любопытный аспект, прямо к Рабби не относящийся, но рисующий нравы при его дворе. Речь идет о разном понимании милосердия у мудрецов, мо-

8 Здесь неотступно возникает анахроническая параллель: похороны Сталина, при прощании с которым в толпе были задавлены многие люди.

лящихся, чтобы Рабби, при всех его страданиях от болезни, выжил, и у служанки, пожалевшей самого Рабби именно за страдания и добившейся его упокоения. История однозначно сообщает, что это и есть хороший конец, а мудрецы моли-| лись о милосердии не к Рабби, а к самим себе. Видимо, здесь | есть связь и с обетом, данным ими: умертвить того, кто при-8 несет весть о смерти Рабби. Такое ощущение, что влияние ^ неоднозначного образа Рабби распространяется на весь его | двор и создает здесь, как сказали бы теперь, нездоровую ат-| мосферу.

асл Вообще говоря, в историях о Рабби часто лучше выглядят а люди, его окружающие и ему подчиненные. Лучший знаток * иврита в те времена - служанка Рабби (Вавилонский Талмуд, | трактат Рош га-шана, 26б), а вовсе не он сам. Вспомним и его а; отношения с рабби Хийей и его сыновьями; с его соучени-^ ком, рабби Эльазаром, сыном рабби Шимона. Можно припомнить и историю о бесе Аргентине, когда Рабби пребывает в отчаянии от надвигающихся преследований, а спасает положение рабби Шмуэль бар Нахмани, призывающий на помощь упомянутого беса (Берешит раба 63:8).

Поскольку это всего лишь литература, мне представляется несомненным, что авторы и редакторы этих историй сознательно превращают светлый образ «нашего святого Учителя» сперва в крайне двусмысленный, а по мере накопления подобного материала - в совершенно недвусмысленный: характерные черты нашего героя - эгоизм, завистливость, жестокость, обидчивость, гордыня, живущая под маской смирения; и причиной всему этому - слабость. Попробуем разобраться или хотя бы предположить, почему Рабби изображают подобным образом?

Во-первых, как уже было упомянуто, мудрецы скептически относятся ко всякой власти9 (см. историю о сыновьях

9 Например, в [ВаишЬайеп 1981] рассматривается полемика с институтом наси и лично рабби Йегудой, преимущественно на палестинском материале; автор считает, что истории о Рабби отражают реальную критику его деятельности со стороны других мудрецов, но признает, что точно определить реальность, стоящую за

рабби Хийи), у них крайне сильна самоирония, так что одновременно с пренебрежением и даже презрением к неученым простакам в их поведении постоянно проскакивают мотивы их превосходства над мудрецами, большей близости к Богу, большей действенности их молитв (примеров этому множе- вр ство, достаточно вспомнить хотя бы истории о вызывании с дождя в гл. 3 трактата Таанит). Вообще двойственное отно- § шение ко всему, ирония и самоирония, умение посмотреть на М вещи с разных сторон крайне характерны для талмудической с литературы в целом. Здесь Рабби предстает архетипическим § мудрецом, да еще и наделенным формальной властью и бо- к гатством и притом связанным дружескими узами с чуждыми ас римскими властями. В сущности, каждому предлагается при- ч мерить этот образ на себя и поглядеть, так ли его недостатки к далеки от его собственных. §

Вторая, почти очевидная причина - конкуренция вави- 3 лонских мудрецов с иерархией мудрецов Земли Израиля10. с Не буду здесь распространяться подробно обо всех аспектах ы этой дружбы-вражды11; некоторые из приведенных историй дают об этом определенное представление. Следует учитывать, что при дворе Рабби важное место занимал мощный клан выходцев из Вавилона: рабби Хийя с сыновьями Йе-гудой и Хизкией, а также племянниками Равом и Рабой бар бар Ханой. Последние впоследствии покинули обетованную Землю и вернулись в Вавилон, встав у истоков одного из важнейших направлений вавилонской традиции. Не следует забывать и о том, что большинство из приведенных и упомянутых историй дошли до нас в той редакции, в какой они входят в Вавилонский Талмуд. Итак, для формирования образа Рабби важным является противостояние вавилонян и «палестинцев», в котором Рабби предстает архетипом мудреца

историями, невозможно, и следует анализировать стилистику этих рассказов (см. особенно с. 172).

10 О неприятии в Вавилоне претензий Рабби на «царское» происхождение и власть см., например: [Tal 2015, 51].

11 См., например, исследование распространения палестинских традиций в Вавилонии в [Hezser 2015, особенно 234-236].

Земли Израиля - властным, напыщенным, прекрасным объектом для «дружеской» критики12.

С этим связана и другая возможная причина, которую я склонен считать важнейшей. Речь идет о специфическом от-| ношении к Мишне в рамках традиции Вавилонского Талму-| да. Как я уже отмечал выше, создается отчетливое ощущение, S что кодифицированная Мишна во многом идет вразрез с уже g сложившимися вавилонскими традициями (да и рядом па! лестинских) . Отсюда все приемы по «обработке» Мишны в | рамках Гемары: поиск альтернативных источников, сведение ^ кодифицированного закона к мнению одиночки, объявление а занесенного в Мишну закона применимым лишь в неболь* шом поле частных случаев и ситуаций (окимта) и пр. Одна-3 ко для того, чтобы уверенно делать такой вывод, необходимо а; специально рассмотреть галахическую сторону Талмуда, что g не входит в мои задачи в рамках настоящей статьи.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов то, что Рабби и впрямь обладал определенными неприятными качествами, которые, несомненно, в утрированном виде сохранились в талмудической традиции и проглядывают через показательный образ идеального мудреца-правителя.

Литература

Baumharten 1981 - Baumharten A. I. Rabbi Judah I and his Opponents // Journal for the Study of Judaism. 1981. № 12(2). P. 135-172.

Hezser 2015 - Hezser C. Crossing Enemy Lines: Network Connections Between Palestinian and Babylonian Sages in Late Antiquity // Journal for the Study of Judaism. 2015. 46. P. 224-250.

Maune 2015 - Maune A. Hillel the Elder: A Talmudic Perspective of his Leadership Intelligence // Risk governance & control: financial markets & institutions. Vol. 5. Issue 2. 2015. P. 7-14.

Oppenheimer 2007 - Oppenheimer A. Rabbi Yehuda ha-Nasi [иврит]. Jerusalem: Zalman Shazar, 2007.

Stern 2003 - Stern S. Rabbi and the Origins of the Patriarchate // Journal of Jewish Studies. 2003. Vol. 54. № 2. P. 193-215.

12 Видимо, взаимной; см. [Oppenheimer 2007, 142-144].

Tabick 2016a - TabickJ. The Nasi in the Synagogue: A New Interpretation of the Tannaitic Sources and the Yerushalmi, TAL 7232: Liturgy in the Talmud 2016. https://www.academia.edu/32964246/The_Patriarch_ and_the_Nasi_A_Reassessment_of_the_Evidence_from_Rabbinic_and_ Non_Rabbinic_Sources (дата обращения: 04.10.2020). ^

Tabick 2016b - TabickJ. The Patriarch and the Nasi: A Reassessment of ^ the Evidence from Rabbinic and Non Rabbinic Sources, ANC 5548: Rab- 0 bis, Romans, Christians, 2016, https://www.academia.edu/32964255/ g The_Nasi_in_the_Synagogue_A_New_Interpretation_of_the_Tannait- ^ ic_Sources_and_the_Yerushalmi (дата обращения: 04.10.2020).

Tal 2015 - Tal A. J. Bein Yehuda le-Binjamin: Iyun be-darkey ha-bi- » sus ha-legitimi le-hanhagat Rabbi Yehuda ha-Nasi ve-tseetsaav // Sidra: o Ktav-et le-heker ha-Tora she-be-al-pe. Vol. 2015. P. 47-92. [иврит]. fi

Тhe Image of Rabbi Yehudah-ha-Nasi in Talmudic Literature

Yaakov Sinichkin

Independent researcher Jerusalem, Israel

Publishing house "Knizhniki", translator

ORCID: 0000-0002-0076-8445

110 Hertzl Blvd., apt. 31, Jerusalem, Israel

Phone: +972(54)3100724

E-mail: shuriksi@yahoo.com

DOI: 10.31168/2658-3380.2020.20.1.1

Abstract: The article examines a variety of sources from the Babylonian Talmud and the Midrash trying to establish why, despite the visible veneration of Rabbi Yehuda-ha-Nasi (called also just Rabbi, Rabbi Judas the Prince in Talmudic literature), he was also heavily and sharply criticized both for his moral character and his ways of management.

Keywords: Mishnah, Talmud, Midrash, Talmudic sages, Rabbi Yehudah-ha-Nasi, Rabbi Judas the Prince, polemics, criticism, power

MaKOB Cuhuhkuh

References

Baumharten, A. I., 1981, "Rabbi Judah I and his Opponents". Journal for the Study of Judaism, 12(2), 135-172. g Hezser, C., 2015, "Crossing Enemy Lines: Network Connections Be-

S tween Palestinian and Babylonian Sages in Late Antiquity". Journal for | the Study of Judaism, 46, 224-250.

§ Maune, A., 2015, "Hillel the Elder: A Talmudic Perspective of his

•s Leadership Intelligence". Risk Governance & Control: Financial Mar-« kets & Institutions, 5(2), 7-14.

s Oppenheimer, A., 2007, Rabbi Yehuda ha-Nasi. Jerusalem: Zalman

e Shazar. (In Hebrew).

5 Stern, S., 2003, "Rabbi and the Origins of the Patriarchate". Journal of

^ Jewish Studies, 54(2), 193-215.

§ Tabick, J., 2016, The Nasi in the Synagogue: A New Interpretation of the

j! Tannaitic Sources and the Yerushalmi, TAL 7232: Liturgy in the Talmud. § www.academia.edu/32964246/The_Patriarch_and_the_Nasi_A_Reas-u sessment_of_the_Evidence_from_Rabbinic_and_Non_Rabbinic_Sourc-es (Retrieved 04.10.2020).

Tabick, J., 2016, The Patriarch and the Nasi: A Reassessment of the Evidence from Rabbinic and Non Rabbinic Sources, ANC 5548: Rabbis, Romans, Christians. www.academia.edu/32964255/The_Nasi_in_the_ Synagogue_A_New_Interpretation_of_the_Tannaitic_Sources_and_ the_Yerushalmi (Retrieved: 04.10.2020).

Tal, A. J., 2015, Bein Yehuda le-Binjamin: Iyun be-darkey ha-bisus ha-legitimi le-hanhagat Rabbi Yehuda ha-Nasi ve-tseetsaav [Between Judah and Benjamin - A Study of Leadership Legitimizing Methods of R. Yehuda Hanasi and his Dynasty]. Sidra: Ktav-et le-heker ha-Tora she-be-al-pe [Sidra: A Journal for the Study of Rabbinic Literature], Vol. 2015, 47-92. (In Hebrew).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.