Научная статья на тему 'К образу города Воркуты в исторической урбанистике'

К образу города Воркуты в исторической урбанистике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

193
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Воркута / локус-центр / площадь / архитектор / улица / здание / Vorkuta / the locus of the centre square / architect / street / building

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колпаков Фёдор Николаевич

В статье рассказывается об истории города Воркуты, который появился и развивается в Арктической зоне Российской Федерации. На основе обширного практического материала идёт осмысление хода развития города, городской застройки и некоторых урбанистических феноменов Воркуты за 90 лет. Непосредственным предметом исследования стал процесс формирования локус-центров города Воркуты за прошедшее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the image of the city of Vorkuta in historical urbanism

The article talks about the history of the city of Vorkuta, which appeared and develops in the Arctic zone of the Russian Federation. On the basis of extensive practical material, there is an understanding of the course of development of the city, urban development and some urban phenomena of Vorkuta over the past 90 years. The immediate subject of the study was the process of formation of the locus centers of the city of Vorkuta over the past tim

Текст научной работы на тему «К образу города Воркуты в исторической урбанистике»

КОЛПАКОВ Ф.Н.

К образу города Воркуты в исторической урбанистике

F. KOLPAKOV

To the image of the city of Vorkuta in historical urbanism

Сведения об авторе:

Колпаков Фёдор Николаевич, старший научный сотрудник МБУК «Воркутин-ский музейно-выставочный центр» (Воркута, Республика Коми) kolpakoff.fedor@mail.ru

Author:

Fyodor Nikolaevich Kolpakov, Senior Researcher at the Vorkuta Museum and Exhibition Center (Vorkuta, Komi Republic) kolpakoff.fedor@mail.ru

Аннотация

В статье рассказывается об истории города Воркуты, который появился и развивается в Арктической зоне Российской Федерации. На основе обширного практического материала идёт осмысление хода развития города, городской застройки и некоторых урбанистических феноменов Воркуты за 90 лет. Непосредственным предметом исследования стал процесс формирования локус-цен-тров города Воркуты за прошедшее время.

Abstract

The article talks about the history of the city of Vorkuta, which appeared and develops in the Arctic zone of the Russian Federation. On the basis of extensive practical material, there is an understanding of the course of development of the city, urban development and some urban phenomena of Vorkuta over the past 90 years. The immediate subject of the study was the process of formation of the locus centers of the city of Vorkuta over the past time.

Ключевые слова:

Воркута, локус-центр, площадь, архитектор, улица, здание. Keywords:

Vorkuta, the locus of the centre square, architect, street, building.

Летом 1930 г. в Печорском угольном бассейне произошло открытие Вор-кутинского угольного месторождения. Его первооткрывателем стал молодой геолог Г.А. Чернов. Как центр угледобычи на северо-востоке европейской части России, Воркутинское угольное месторождение изучено достаточно хорошо. Однако изучение самого города Воркуты, выросшего из первых пришахтных посёлков, всё ещё отстаёт от индустриального освоения региона. Это было вызвано несколькими причинами. Во-первых, гулаговское прошлое региона очень долго тормозило многие историко-социальные процессы и проекты. Во-вторых, проблематика изучения города как сложного социально-экономического, антропологического, географического и культурного объекта остаётся в нашей стране достаточно молодой и методологически недостаточно освоенной.

Остаются практически не изученными многие аспекты жизни Воркуты, её объекты, социально-политические и культурные события и явления. Одним из них является развитие и существование в Воркуте на протяжении её практически вековой истории нескольких городских локус-центров1. Именно история Воркуты с 1930-х гг. и до настоящего времени, развитие локус-центров города станут объектом и предметом нашего исследования. В этой статье мы постараемся рассмотреть данную проблему, опираясь на методологию хронотопии2, важнейшим инструментом которой является хронотоп. В социально-гуманитарные науки, как уже многократно отмечалось, понятие «хронотоп» вошло благодаря творчеству М.М. Бахтина. Он использовал этот термин для анализа реальности художественного произведения. Под хронотопом учёный понимал существенную «взаимосвязь временных и пространственных отношений»3. Кроме того, понятие «локус» очень интересно раскрывается в исторической урбанистике. Так, в биологии, генетике и молекуляр-но-генетической экологии этот термин означает местоположение определённого гена на генетической или цитологической карте хромосомы4. В результате нашего исследования мы можем получить, транспонируя генетический термин, упорядоченный перечень локус-центров города Воркуты разных времён, что может быть использовано для формирования генетической карты этого урбанистического объекта.

Понятие генетическая карта города (genetic map city) в этом качестве, безусловно, является новым термином в современной городской

1 От латинского слова lokus - место.

2 См.: Пилясов А.Н. И последние станут первыми. Северная периферия на пути к экономике знаний. М., 2008. 542 с.

3 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. 504 с.

4 Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. М., 1986. С. 330.

эпистемологии, который ещё потребует серьёзного научного осмысления. Сохраняя вектор междисциплинарности, можно предположить, что своеобразными митохондриальными ДНК на генетической карте Воркуты станут архитектурные объекты - творения архитекторов В.Н. Лунёва, Л.Е. Райкина, Г.В. Гонцкевича, В.А. Трошина, может быть, отчасти и В.К. Олтаржевского.

Изучение развития локус-центров остаётся привлекательным в силу иерархичности города. На эту особенность обратил внимание в своих работах А. Лефевр, её изучению посвятили несколько своих работ Н.В. Ба-рабошина, Е.Я. Бурина, Я.А. Голубинов, Л.Г. Иливицкая, Е.Ю. Шиллинг и др. Проблематика центра города получила в настоящее время значительное осмысление в исторической урбанистике1.

Ещё одним методом исследования станет локальный метод, предложенный, в частности, Н.П. Анциферовым в его работе «Краеведный путь в исторической науке». «Локальный метод в истории - это не только изучение местной (краевой) истории в её архивах, это - изучение и тех мест, которые были носителями историко-культурных явлений. Локальный метод есть изучение истории на местах», - писал Н.П. Анциферов2.

Под центром города, в соответствии с методом хронотопии, мы будем понимать географическое, социально-административное и культурное место города, которое считали таковым жители города Воркуты разных времён. Чаще всего это будет городская площадь в том её понимании, о котором говорил в своей работе «Урбанистика» В.Л. Глазычев. «Лишь со временем выделилась специальная площадь для собраний, которую греки именовали агорой, а римляне - форумом, придавая ему особо торжественное обрамление», - писал Глазычев3. Стоит уточнить, что рассмотрение этой проблемы мы хронологически начнём с начала 1930-х гг., когда, собственно, города Воркуты как административной единицы ещё не существовало.

Археология периферии. М., 2013. 529 с.; Глазков К. От Археологии периферии к Археологии смыслов. 2014 [Электронный ресурс] URL: http://socofpower.ane.ru/ uploads/2(2014)/SV14.pdf (дата обращения: 26.06.2021); Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики / Под ред. Э.В. Сайко. М., 2001. 394 с.; Грицай О., Иоффе Г., Трейвиш А. Центр и периферия в региональном развитии. М., 1991. 167 с.; Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М., 2001. 576 с.; Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. СПб., 2001. 270 с.; Махрова А.Г., Нефёдова Т.Г., Трейвиш А.И. Московская область сегодня и завтра: тенденции и перспективы пространственного развития. М., 2008. 344 с.; Пилясов А.Н. Указ. соч.

Анциферов Н.П. Краеведный путь в исторической науке (историко-культурные ландшафты) // Краеведение. 1928. № 6. С. 323. Глазычев В.Л. Урбанистика. М., 2008. С. 187.

Первым и единственным на тот момент центром нарождающегося города Воркуты стало поселение Рудник, которое было заложено с началом строительства шахты № 1/2 в июле - октябре 1931 г. До начала 1940-х гг. здесь, на правом берегу реки Воркуты, были сконцентрированы администрация 1-го отделения Ухто-Печорского ИТЛ, первые индустриальные объекты, Дом культуры, жилые дома и бараки. В помещении Дома культуры, на площадке перед ним проходили значимые социально-политические события: партийные собрания, выборы депутатов в советские органы власти, демонстрации в честь государственных праздников, съезд оленеводов и т. п. В фондах МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр» сохранилась фотография одной из первых демонстраций вольных жителей Рудника 1 мая 1935 г. В окружении гигантских снежных сугробов группа из нескольких десятков полураздетых людей шествует со знаменем во главе. Проведение подобных мероприятий в глазах граждан Советского Союза делало центральным такое место любого поселения. Этот критерий станет одним из важнейших для признания того или иного городского места центром Воркуты.

После начала строительства на левом берегу реки Воркуты шахты № 1 «Капитальная» индустриальная активность, а затем и статус центра города зримо переходит в эту часть Большой Воркуты, как стали именовать это место с 1936 г.1 Присвоение Воркуте статуса рабочего посёлка практически совпало с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Никто не знает, кто заводит пружину. Но когда она ломается, город сразу превращается в руины, и поглазеть на них приезжают люди, живущие совсем по другим часам», - размышляет над хронотопом города В. Пелевин2. Общеизвестно, что такой пружиной для Печорского угольного бассейна и Воркуты стала Великая Отечественная война.

К этому времени центром Воркуты становится связка площадь Комсомольская - улица Комсомольская в рабочем посёлке шахты № 1 «Капитальная», для застройки которого был разработан специальный проект. На этой площади строится первый деревянный железнодорожный вокзал. Отсюда берёт начало улица Комсомольская, на которой спустя пару лет появятся управление Воркутлага, первые социальные объекты города - гостиница, больница, техникум. Центр Воркуты военной поры неразрывно связан с массовыми митингами, которые были посвящены отправке железнодорожных составов сверхпланового угля, который по большей

Воркутауголь: альбом. Сыктывкар, 2001. 168 с.

Пелевин В.Т. Generation П. 2009 [Электронный ресурс] URL: http://www.livelib.ru/ author/2355/quotes/~23 (дата обращения: 26.01.2021).

части предназначался блокадному Ленинграду. Здесь же появляются первые гражданские объекты, старт строительству которых дал начальник комбината «Воркутауголь» М.М. Мальцев летом 1945 г., обозначив тем самым окончание военного «затишья» в процессе застройки города. Первенцами послевоенного строительства здесь стали бульвар Победы, новое здание Воркутинского музыкально-драматического театра, здание душевого павильона, скульптура С.М. Кирова (по модели М.Г. Манизера), подаренная Воркуте руководством Ленинграда, который взял шефство над молодым городом угольщиков. Темпорально-топосными маркерами этого центра города стали для всех воркутинцев сама площадь, бульвар, скульптура, театр и угольные составы, украшенные лозунгами и портретами руководителей страны той поры.

С начала 1950-х гг. центр города перемещается на несколько сотен метров на север. Начинает развиваться и застраиваться бывшая окраина города, превращаясь в связку площадь Московская - улица Московская. Неразвитость урбанистических традиций не позволила руководству города вовремя обратить внимание на эту топонимическую тавтологию. Соседство двух одноимённых объектов, которое началось на площади Комсомольской, некоторое время продолжалось на площади Московской, а завершилось в Воркуте связкой площади / улицы Мира. С площади Московской Воркута начинает развиваться как каменный (кирпичный) город. Первое кирпичное здание детского сада было построено, правда, в 1941 г. Но война прервала данный процесс. Вернуться к этому месту застройки довелось лишь в конце 1940-х гг. Архитектурной доминантой площади была и всё ещё остаётся городская детская больница (арх. В.Н. Лунёв). Полноправным центром города новая площадь стала после установки здесь в 1949 г. памятника И.В. Сталину (по модели Н.В. Томского, арх. Г.В. Гонцкевич).

Безусловно, стоит признать, что конкретные геологические, гидрологические и многие другие условия места оказывают значительное влияние на его урбанистическое развитие. Эту мысль как нельзя лучше подтвердили обстоятельства и условия участка, выбранного для строительства площади. Большеземельская тундра с её грунтами показала свой строптивый и изменчивый характер. Тундра здесь скована вечной мерзлотой, которая имеет «очень неустойчивый характер» (по терминологии геологов - «вялая мерзлота»)1. Застройка этой части города шла с большими трудностями. Так, чтобы быть уверенным в надёжности фундамента детской

Воспоминания Л.Е. Райкина: Фонды МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр» («ВМВЦ»).

больницы, её автор архитектор В.Н. Лунёв спроектировал его глубиной 6,5 м. Для сравнения, фундамент Останкинской телебашни в Москве имеет глубину всего 4,6 м.

Принимая на себя функции локус-центра Воркуты 1950-60-х гг., площадь Московская (с начала 1960-х гг. - площадь Кирова) становилась центром народных торжеств 1 мая и 7 ноября. Темпорально-топосными символами этого центра города, кроме названных выше, стали: городской кинотеатр «Родина», новое здание управления комбината «Воркутау-голь», первый трёхэтажный жилой дом в Заполярье, который предназначался для представителей партийной номенклатуры. Стоит отметить ещё несколько темпоральных символов этого времени. Во-первых, мощение улиц в данной части Воркуты деревянными шестигранниками-шашками в форме пчелиных сот, которым занимались пленные немецкие солдаты. Во-вторых, строй солдат внутренних войск, которые по периметру окружали эту площадь во время демонстраций трудящихся в дни государственных праздников.

Оригинальным свидетельством значения данной части города как центра Воркуты стала интересная коллекция фотографий. На нескольких снимках изображены члены одной семьи, которые в течение одного дня (это видно по одежде, погоде и шарикам в руках детей) сфотографировались у важнейших достопримечательностей этого ло-кус-центра. Таким в их понимании были сама площадь Московская, памятник Сталину, первый фонтан, скульптура горняка перед зданием театра и окончание улицы Московской. Аналогия со значимостью снимка на Красной площади в Москве несомненна и подтверждает феноменальность этих фотографий.

Очередным центром на генетической карте Воркуты стала площадь Мира. Её появление было предусмотрено генеральным планом Воркуты 1951 г. На долгие годы именно ей предстояло стать центром города. Над архитектурным решением площади работали Г.В. Гонцкевич, В.Н. Лунёв, Г.П. Рубина. Доминантами этого локус-центра стали Дворец культуры шахтёров (арх. В.Н. Лунёв) и памятник В.И. Ленину (по модели С.О. Махтина). 1960-70-е гг. были своеобразным пиком развития Воркуты. Самосознание горожан и руководства города, создание яркого и гармоничного локус-центра резонировали с урбанистским потенциалом города в целом. Важным шагом стало создание сквера с фонтаном перед Дворцом культуры. «Мы строили так, чтобы было как в больших городах», - писал, вспоминая это время, Всеволод Лу-нёв1. До конца 1990-х гг. площадь Мира становится местом проведения

Воспоминания В.Н. Лунёва: Фонды МБУК «ВМВЦ».

всех значимых городских мероприятий, точно так же как Дворец культуры шахтёров становится важнейшим рекреационным центром и города, и Коми АССР в целом.

Последний раз общегородские официальные мероприятия, посвя-щённые государственному празднику - Дню Победы - прошли на площади Мира в 2002 г.

В квартиры с окнами, выходящими на площадь Мира, постепенно перебирается элита Воркуты: руководители комбината и шахт, аппаратчики горкома партии и горисполкома, руководители крупнейших предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Глядя на этот уголок Воркуты, сложно отделаться от мысли, что смотришь на подлинную кальку Театральной площади в Москве или площади перед Мариинским театром в Санкт-Петербурге. В качестве пространственных знаков эпохи шестидесятых стоит отметить, что эта площадь благодаря своим пропорциям стала самой гармоничной и красивой в городе.

Крыши зданий на площади Мира со временем были украшены гербом Воркуты и знаком ордена Трудового Красного Знамени, которым был отмечен город в 1970 г. К середине 1970-х гг. уходит в прошлое оцепление из числа военнослужащих внутренних войск, остаются, до начала 1980-х, лишь пропуска на центральную трибуну. На смену этим атрибутам прошлого приходит изящный партикабль - специальная площадка для установки на ней телекамеры городской студии телевидения.

Условия для создания здесь яркого заполярного великолепия подарила сама тундра. В конце 1940-х гг., во время изучения геологического строения района, в этом месте на глубине 5-6 м под талыми грунтами была обнаружена коренная скальная порода, способная выдержать любую нагрузку. Это позволило начать в 1960-е гг. в Воркуте высотное строительство - создание домов в 9-11 этажей, о котором и мечтать не могли воркутинские архитекторы конца 1940-х гг.

Формирование современного - пятого по счёту - центра Воркуты было начато разработкой и утверждением Генерального плана города 1956 г. В этом документе было обозначено развитие площади, на которую должны были выходить здание новой городской гостиницы, крупнейшего городского кинотеатра, центрального дома быта, два здания крупнейших в Заполярье объединений - комбината «Печоршахтострой» и производственного объединения по добыче угля «Воркутауголь». Со временем и сама площадь получила название Центральная, окончательно закрепив за собой первенство среди локус-центров прежних времён. Архитектурно-ландшафтное оформление данной части города было окончательно завершено лишь в последние годы ХХ в., после избрания на пост мэра Воркуты И.Л. Шпектора. После этого именно Центральная площадь

становится местом проведения официальных мероприятий, посвящён-ных государственным праздникам, массовых народных гуляний в дни светских и религиозных торжеств.

Перефразируя высказывание М. Элиаде, можно сказать: «Чтобы жить в городе, необходимо его сотворить»1. Будто внутренне чувствуя это, жители Воркуты созидали свой город, закрепляя истинность данной мысли созданием всё новых и новых локус-центров, которые бы соответствовали их темпорально-топосным ощущениям, представлениям и пристрастиям.

Описанный выше генезис локус-центров Воркуты является, на наш взгляд, уникальным урбанистическим явлением. Сложно найти в исторической урбанистике примеры существования нескольких локус-центров в относительно короткой истории одного города.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.