№ 11(80)
AuiSli
ж те;
universum:
технические науки
ноябрь, 2020 г,
К ОБОСНОВАНИЮ УСЛОВИЯ И РЕЖИМА РАБОТЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ГРЕЙФЕРНЫХ ПОГРУЗЧИКОВ ПРИ ПОГРУЗКЕ ХЛОПКА-СЫРЦА В ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Шодмонов Хомиджон Мирзаахмедович
канд. техн. наук, доцент, Ферганский политехнический институт, Республика Узбекистан, г. Фергана E-mail: shohruhakramov46@gmail. com
Неьматова Ферузахон Жамол кизи
ассистент,
Ферганский политехнический институт, Республика Узбекистан, г. Фергана
TO JUSTIFICATION OF THE CONDITIONS AND OPERATING MODE OF UNIVERSAL GRAPPLE LOADERS WHEN LOADING RAW COTTON INTO VEHICLES
Khamidjon Shodmonov
Candidate of technical sciences, associate professor Fergana Polytechnic Institute, Uzbekistan, Fergana
Feruzahon Ne'matova
Assistant,
Fergana Polytechnic Institute, Uzbekistan, Fergana
АННОТАЦИЯ
В статье приведены результаты опытов по обоснованию режима работы универсального погрузчика, на основании которых с целью предупреждения опасности искрообразования установлены оптимальные пределы скорости движения рабочих органов при подгребании хлопка-сырца. При необходимости повышения этой скорости был предложен покрыть вершины зубьев рабочего органа искронеобразующим материалом.
ABSTRACT
The article presents the results of experiments to substantiate the operating mode of a universal loader, on the basis of which, in order to prevent the danger of sparking, the optimal limits of the speed of movement of working bodies when raking raw cotton are established. If it is necessary to increase this speed, it was proposed to cover the tops of the teeth of the working body with a spark-forming material.
Ключевые слова: хлопок, хранения, качества, погрузчики, мостов.
Keywords: cotton, storage, quality, forklifts, bridges.
Как известно, хлопок является ценным сырьём для текстильной и других отраслей промышленности. Поэтому требуется проводить уборку урожая хлопка, погрузку и транспортировку его к местам хранения или перерабатывающим заводам без потерь и сохранением качества сырья. С учетом этого перед началом уборки урожая все подготовительные работы по улучшению состояния полевых дорог, мостов, сушильно-погрузочных площадок и навесов должны быть завершены [2].
В хлопководческих хозяйствах широко используется универсально-грейферные погрузчики со сменными рабочими органами. На погрузке хлопка-сырца и других легковесных волокнистых материалов
используют в основном погрузчик, оснащенный вильчатым грейфером.
На качественные показатели универсальных погрузчиков наряду с конструктивными параметрами рабочих органов значительное влияние оказывают также условия и режим работы погрузчика.
В большинстве случаев погрузка хлопка-сырца осуществляется на площадках с искусственными покрытиями (например, асфальтированные или бетонированные). При трении зубьев грейфера о поверхность этих покрытий, в процессе зачерпывания материала, могут образоваться искры. А, такой случай для хлопка-сырца, как легковоспламеняющийся материал
Библиографическое описание: Шодмонов Х.М., Неьматова Ф.Ж. К обоснованию условия и режима работы универсальных грейферных погрузчиков при погрузке хлопка-сырца в транспортные средства // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2020. 11(80). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/10902 (дата обращения: 25.11.2020).
№ 11(80)
AuiSli
1ш. те;
universum:
технические науки
ноябрь, 2020 г,
является пожароопасным. Тем не менее при разработке новых и усовершенствовании существующих погрузчиков наблюдается тенденция повышения их производительности путем увеличения скорости зачерпывания, то есть перемещения (или трения) зубьев грейфера по поверхности погрузочной площадки, что повышает опасность возникновения искры. Поэтому, с целью определения критической скорости трения зубьев грейфера о поверхности погрузочной площадки, при которое образуется искра, проводились исследования с помощью самоходного шасси Т-16М (Рис.), к раме которого была навешена одна челюсть вильчатого грейфера с возможностью касания зубьев поверхности площадок.
Рисунок 1. К методике определения искрообразования
Опыты проводились на асфальтированной и бетонированной площадках в ночное время протаскиванием челюсти при различных скоростях движения
(и трения) на участке длиной 300 м. Моменты искрообразования регистрировавались на фотопленке методом скоростной киносьёмки. При этом кинокамера была установлена на кронштейне, соединенном жестко с рамой шасси, а обьектив её направлен на исследуемый обьект [2].
Результаты изучения критической скорости трения зубьев грейфера о поверхности погрузочной площадки, при которой образуется искра представлены в нижеследующей таблице.
Из полученных данных видно, что образование искры при трении зубьев о поверхность погрузочной площадки зависит от скорости относительного перемещения этих зубьев. Частота искраобразования зависит от частоты контакта поверхности зубьев с абразывными частицами покрытий. При скорости перемещения 0,42-0,7 м/с искра не образуется, а при 0,9 м/с начинают образовываться слабые искры. Поэтому при создании новых универсальных погрузочных машин следует установить скорость движения зубьев рабочих органов для погрузки хлопка-сырца и подобных ему лекговоспла-менящихся материалов не выше 0,7 м/с. При необходимости увеличения этой скорости на поверхность зубья следует нанести искронеобра-зующее покрытий (например, алюминий, пластмасса, полимер и др.
Вершины зубьев разработанного в УзНИИМЭ экспериментального грейферного рабочего органа подгребающего типа были покрыты алюминие-вым сплавом. При испытании в хозяйственных условиях случаев искраобразования не отмечалось, величина же износа зубьев незначительная.
Таблица 1.
Результаты исследования искрообразования при трении зубьев о поверхность площадки
Скорость перемещения (трения) зубьев, м/с Интенсивность образования искр
Искра не образуется
0,42-0,7
Слабые искры
0,9-1,5
Частые яркие пучки искр
1,87-2,7
4,3-6,0 Мощные пуски искр
№ 11(80)
a uní
Ж те;
universum:
технические науки
ноябрь, 2020 г,
Следует также отметить, что в период массовой перевозки хлопка используются тракторные поезда, состоящие из 2-3 прицепов и в большинстве случаев из-за отсутствия тента на отдельных прицепах для накрывания верха кузова не исключена возможность возгорания хлопка в результате попадания в кузов искр, вылетающих из выхлопных труб тракторов-тягачей или встречных по дороге тракторов и других транспортных средств. Поэтому
транспортировка хлопка в открытых прицепах запрещена.
Так как накрывание и раскрывание верха кузова обычным ручным способом с использованием тканью (шалчой) занимает много времени и труда, рекомендуется [3] применить тракторные прицепы марки 2ПТС-4-793А с установкой на них 2-х секционного тента, имеющего простой рычажный механизм с ручным приводом для накрывания и раскрывания верха кузова.
Список литературы:
1. Абдурахмонов С.Ж., Ш.Ш. Акрамов, and Д.Ф. Бахтиёрова. "Регулирование плодоношения хлопчатника путем удаления части новообразующихся бутонов". Актуальная наука 11 (2018): 18-21.
2. Орипов Р., Сулаймонов И., Умурзаков Э. ^ишлок хужалик мах,сулот ларини саклаш ва кайта ишлаш технологияси. Дарслик. Тошкент, Мех,нат, 1991.
3. Сотволдиев Н.З. Исследование и обоснование параметров грейферного рабочего органа для погрузки хлопка и других легковесных материалов. Кандидатская диссертация, Ташкент, 1978.
4. Сотволдиев Н.З., Шодмонов Х.М., Акбаров И.А. Обоснование способа устранения потерь хлопка-сырца при его транспортировке. Актуальная наука. Международный научный журнал. №9 (26) - 2019. Волгоград: НИЦ «Абсолют». Mu
5. Shodmonov Kh.M.: Davronov K.A. MECHANIZED SEED OF RIGE ON WATERFILLTD RIGE CHECKS. ACADEMICIA An International Multidisciplinaru Research. Vol. 10, Issue 6, June 2020.