Научная статья на тему 'К обоснованию территориального распространения границы i–II дорожно-климатических зон в Западно-Сибирском регионе'

К обоснованию территориального распространения границы i–II дорожно-климатических зон в Западно-Сибирском регионе Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
122
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОНИРОВАНИЕ / ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА / МНОГОЛЕТНЕМЁРЗЛЫЕ ПОРОДЫ / ГЕОКРИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗОНА / РЕЛЬЕФ / ZONING / ROAD BUILDING CLIMATIC ZONE / PERMAFROST / PERMAFROST ROCK / RELIEF

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Ефименко Сергей Владимирович, Бадина Мария Владимировна, Ефименко Владимир Николаевич

Приведен анализ работ, посвященных районированию территории распространения многолетнемёрзлых грунтов на территории Западной Сибири, отмечены различия в расположении границ дорожно-климатического районирования в действующих нормативных документах, представлены особенности развития и строения многолетнемёрзлых пород, уточнено региональное простирание географической границы I–II дорожно-климатических зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Ефименко Сергей Владимирович, Бадина Мария Владимировна, Ефименко Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR BOUNDARIES OF ROAD BUILDING CLIMATIC ZONES I–II IN WEST SIBERIA

The paper presents the analysis of permafrost rock zoning in West Siberia; the boundaries of road building climatic zones established in accordance with current regulatory documents; development and structure of permafrost rocks; geographical boundary extension of road building climatic zones I and II in the region.

Текст научной работы на тему «К обоснованию территориального распространения границы i–II дорожно-климатических зон в Западно-Сибирском регионе»

УДК 625.7/.8 (571.1)

ЕФИМЕНКО СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, канд. техн. наук, доцент, svefimenko_80@mail. ru

БАДИНА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА, канд. техн. наук, доцент, badina1201@rambler. ru

ЕФИМЕНКО ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, докт. техн. наук, профессор, svefimenko_80@mail. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

К ОБОСНОВАНИЮ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГРАНИЦЫ I-II ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

Приведен анализ работ, посвященных районированию территории распространения многолетнемёрзлых грунтов на территории Западной Сибири, отмечены различия в расположении границ дорожно-климатического районирования в действующих нормативных документах, представлены особенности развития и строения многолетнемёрзлых пород, уточнено региональное простирание географической границы I-II дорожноклиматических зон.

Ключевые слова: районирование; дорожно-климатическая зона; многолетнемёрзлые породы; геокриологическая зона; рельеф.

SERGEI V. EFIMENKO, PhD, A/Professor,

svefimenko_80@mail. ru

MARIYa V. BADINA, PhD, A/Professor,

badina1201@rambler. ru

VLADIMIR N. EFIMENKO, DSc, Professor,

svefimenko_80@mail. ru

Tomsk State University of Architecture and Building,

2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

RATIONALE FOR BOUNDARIES

OF ROAD BUILDING CLIMATIC ZONES I-II

IN WEST SIBERIA

The paper presents the analysis of permafrost rock zoning in West Siberia; the boundaries of road building climatic zones established in accordance with current regulatory documents; development and structure of permafrost rocks; geographical boundary extension of road building climatic zones I and II in the region.

Keywords: zoning; road building climatic zone; permafrost; permafrost rock; relief.

Действующие на территории России нормативные документы не в полной мере учитывают особенности природно-климатических условий отдельных регионов. Так, имеются существенные различия распространения в географическом пространстве границы I-II дорожно-климатических зон, нашедших отра-

© С.В. Ефименко, М.В. Бадина, В.Н. Ефименко, 2013

жение в СНиП 2.05.02-85* [1], СП 34.13330.2012 [2], ОДН 218.046-01 [3], СТО 218.3.001-2006 [4] (рис. 1-4), кроме того, некоторые населённые пункты на современных географических картах отсутствуют. Поэтому необходимо проведение комплексных исследований для обоснованного назначения простирания границы I-II дорожно-климатических зон [5].

Практически вся северная половина Западно-Сибирской равнины занята многолетнемёрзлыми породами. Южная граница их простирания постепенно опускается ориентировочно с северо-запада (63о с. ш.) на юго-восток (59о с. ш.).

Рис. 1. Карта дорожно-климатического районирования по СНиП 2.05.02-85

Рис. 2. Карта дорожно-климатического районирования по СП 34.13330.2012

Рис. 3. Карта дорожно-климатического районирования по ОДН 218.046-01

Рис. 4. Карта дорожно-климатического районирования по СТО 218.3.001-2006

По особенностям распространения и строения многолетнемёрзлых пород выделяются три мерзлотные зоны: северная, центральная и южная, которые подразделяются на мерзлотные провинции и области (рис. 5) [6].

Рис. 5. Схематическая карта мерзлотных зон и подзон по В.В. Баулину:

1 - северная зона: а - подзона полигенетически промёрзших отложений, б - подзона преимущественно эпигенетически промёрзших отложений; 2 - центральная зона: а - подзона мёрзлых минеральных грунтов и торфяников, б - подзона мёрзлых торфяников; 3 - южная зона глубоко залегающих реликтовых мёрзлых толщ

Северная геокриологическая зона занимает самую северную часть Западно-Сибирской плиты и характеризуется сплошным распространением мёрзлых пород по глубине и по площади. Талики здесь установлены под руслами крупных рек (Пур, Таз, Енисей и др.) в их нижнем течении, а также под крупными и глубокими озерами. Под большинством средних и мелких озер развиты несквозные талики. Среднегодовые температуры пород изменяются

от —8__—10 °С в северной части до -2...-3 °С у её южной границы. В северных

и центральных районах Ямала и Гыдана температуры пород выдержаны на больших площадях.

Мощность многолетнемёрзлых пород (ММП) на большей части территории этой зоны превышает 150 м и достигает на наиболее древних геоморфологических уровнях 300-400 м и более. Строение мёрзлых толщ по разрезу на большей части зоны сплошное, и лишь в специфических условиях в их толще могут существовать талики или линзы охлажденных пород, насыщенных минерализованными водами. В северных районах зоны, в верхней части разреза всех верхнечетвертичных и голоценовых геоморфологических уровней преобладают сингенетически промёрзшие горные породы мощностью от 3-5 до 10-15 м, подстилаемые мощной эпигенетической толщей. Сингенетические породы характеризуются высокой объемной льдистостью по всему разрезу, слоистой, слоисто-сетчатой и массивной криогенной текстурой, а также наличием большого количества мощных ледяных жил. В пределах среднечетвертичных равнин, а также в южной половине и на более молодых геоморфологических уровнях преобладают мощные эпигенетические мёрзлые толщи, для которых во многих районах характерна повышенная льдистость верхнего слоя глинистых образований. В древних отложениях отмечены ледяные жилы различной мощности, наибольшая мощность жил характерна для северной половины Ямала и Гыдана, где также отмечается большое количество пластовых и инъекционных залежей льда мощностью до 10 м и более. Слой сезонного протаивания на большей части территории составляет 0,5-1 м и отличается большой устойчивостью. Прочность мёрзлых пород в этой зоне в связи с их низкими температурами (и, как следствие этого, малым количеством незамерзающей воды) довольно высокая.

Центральная геокриологическая зона, или зона прерывистого распространения многолетнемёрзлых пород, имеет границу с северной зоной по линии Салехард - впадение р. Надым в Обскую губу - Игарка и характеризуется совершенно отличными природно-климатическими условиями от вышеописанной зоны. Многолетнемёрзлые породы, залегающие непосредственно с поверхности, развиты на севере центральной геокриологической зоны чрезвычайно широко; талики здесь приурочены исключительно к поймам рек, песчаным террасам и междуречьям, покрытым сухими лишайниковыми лесами. Южнее 65° с. ш. площадь таликов возрастает на участках, сложенных суглинками. В южной половине зоны мёрзлые породы приурочены, в основном, к торфяным массивам, торфяным буграм и моховым темнохвойным лесам, произрастающим на суглинках. В северных районах среднегодовые температуры мёрзлых толщ составляют -1_-3 °С, а в центральных и южных районах на большей части территории температура мёрзлых пород выше -1 °С. Температура талых пород изменяется от 0-0,5 °С на севере до 1-3 °С на юге.

В центральной зоне единая по вертикали мёрзлая толща распадается на два слоя - верхний и нижний (реликтовый), разделенные талыми породами мощностью от 30 до 100 м. Суммарная мощность мёрзлых толщ достигает 150-400 м, мощность верхнего слоя изменяется от 80-100 м на севере до 5-10 м на юге [7]. На большей части территории мёрзлые породы являются

эпигенетически промёрзшими; синкриогенные позднеголоценовые отложения развиты лишь на севере зоны в пределах пойм и торфяников. Общая льдистость верхней части разреза массивов многолетнемёрзлых пород существенно ниже по сравнению с северной зоной, что связано с меньшим содержанием сегрегационного льда и отсутствием полигонально-жильных и инъекционных льдов.

Типы и глубины сезонного протаивания и промерзания весьма многообразны. Наблюдается закономерный переход от длительно-устойчивых и полупереходных типов сезонного протаивания, развитых и преобладающих на севере зоны до полупереходных, реже длительно-устойчивых типов сезонного промерзания на юге. Устойчивость сезонного протаивания и промерзания в большинстве районов зоны незначительная, поэтому даже небольшие нарушения естественных условий при освоении территории могут не только увеличивать глубины сезонного промерзания и протаивания, но и привести к переходу сезонного протаивания в промерзание, и наоборот. Свойства пород этой зоны, в связи с различным их состоянием и температурой, изменяются в очень широких пределах.

Южная зона, или зона распространения сезонномёрзлых пород, занимает всю южную половину Западно-Сибирской плиты. Граница между центральной и южной геокриологическими зонами ориентировочно отнесена к параллели 61° с. ш. В северной её части в естественных условиях преобладают переходный и полупереходный мелкий и средний типы сезонного промерзания, а в центральной и южной частях - длительно-устойчивый, местами устойчивый типы.

Многолетнемёрзлые породы развиты только на севере зоны, их кровля залегает на глубинах от 75-80 до 150-200 м. Здесь развита, главным образом, реликтовая мерзлота. В северной части южной мерзлотной зоны (Тюменская и Томская области) мёрзлые породы с поверхности встречаются редко и имеют островное распространение. Редкие острова мёрзлых пород с поверхности встречаются на правобережье широтной Оби в междуречье Аган-Тромьеган-Пим и приурочены к торфяникам или залесенным территориям с мощным моховым покровом. Мощность мёрзлых пород не превышает 10-20 м. Наиболее распространены реликтовые мёрзлые породы, которые не образуют сплошного слоя, а встречаются в виде островов. Четко прослеживается связь реликтовых мёрзлых пород с элементами рельефа. В пределах пойм Оби, Иртыша и русл их купных притоков реликтовые мёрзлые породы отсутствуют. На первой и второй террасах мёрзлые породы также встречаются редко, а протяженность мёрзлых массивов не превышает нескольких километров. В пределах высоких террас мёрзлые породы образуют крупные массивы протяженностью до 10 км и более, а их размеры заметно возрастают с увеличением площади террас.

Глубина залегания кровли реликтового мёрзлого слоя колеблется от 50 до 200 м и более, но на большей части зоны составляет 100-150 м, увеличиваясь до 200 м на востоке (Кеть-Вахское междуречье). Глубина залегания подошвы реликтовой мерзлоты в пределах зоны закономерно увеличивается с запада на восток от 100 до 400 м, что связано с уменьшением в этом направлении интенсивности теплового потока. Мощность реликтового слоя изменя-

ется в пределах 50-200 м. С севера на юг глубина залегания кровли увеличивается, а подошвы уменьшается, что приводит к выклиниванию мерзлоты [6].

При этом следует отметить, что южная граница зоны реликтовых термокарстовых образований на территории Западно-Сибирской платформы пока не установлена. По-видимому, её можно проводить вблизи 58-60° с. ш., где отмечаются псевдоморфозы по жирным льдам [8]. Исследование изменений криогенного состояния многолетнемёрзлых грунтов на севере Западной Сибири свидетельствуют о возможном смещении этой границы до параллели 60-62° с. ш., ввиду увеличения среднегодовой температуры воздуха в регионе на 1 °С, что следует из результатов наблюдений на 16 метеостанциях за период с 1973 по 2006 гг., приведённых в работе.

Таким образом, на территории Западной Сибири в направлении с юга параллели 60-62° с. ш. на север до 68-69° с. ш. простирается зона многолетнемёрзлых грунтов, характеризуемых двумя типами строения (однослойного и двухслойного). Здесь же условно выделяют третий тип - тали-ковые зоны, включающие сквозные талики под руслами крупных рек (Обь, Надым, Полуй), а также несквозные подрусловые талики малых рек и термокарстовых озер [6].

В соответствии со схематической картой дорожно-климатического районирования, приведённой в СНиП 23-01-99 [9], территория распространения многолетнемёрзлых грунтов в северной части Западно-Сибирской плиты ограничена подзонами I Г (климат экстремально суровый) и I Д (климат холодный). Южная граница подзоны I Д совпадает с южной границей приполярной зоны [9] и условно может быть проведена по линии севернее и южнее параллели 60° с. ш., соединяющей пункты Архангельск - Ханты-Мансийск -Нефтеюганск - Нарым - Канск.

Анализ работ, посвящённых районированию территории распространения многолетнемёрзлых грунтов в Западной Сибири [1, 6, 7], а также картографических материалов, отражённых в [9, 10, 11], позволяет проложить границу I-II дорожно-климатических зон (рис. 6) и сделать следующие выводы:

1. Линия границы I-II дорожно-климатических зон на территории Западной Сибири в СНиП 2.05.02-85* не в полной мере учитывает особенности природно-климатических условий. Можно отметить разночтения в действующих нормативных документах, касающиеся опорных пунктов, соединяющих её. Некоторые населённые пункты, приведённые в [1], на современных географических картах отсутствуют.

2. При назначении южной границы распространения многолетнемёрзлых грунтов на территории Западной Сибири следует учитывать наличие прерывистой многолетней мерзлоты, кровля которой залегает на глубине 100-150 м, что не оказывает влияния на протекание водно-теплового режима грунтов земляного полотна автомобильных дорог региона. Очевидно, что при назначении линии дислокации южной границы I дорожно-климатической зоны необходимо учитывать фиксируемое влияние потепления климата в северных широтах, что связано, прежде всего, с деятельностью человека.

Рис. 6. Проект схемы дорожно-климатического районирования территории Западной Сибири

3. Граница І—ІІ дорожно-климатических зон проложена между параллелями с юга 56° с. ш. на север до 62° с. ш. через опорные пункты: Пионерный -Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Стрежевой - Белый Яр - Канск.

Библиографический список

1. СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. - М. : ЦИТП Госстроя СССР, 2004. - 56 с.

2. СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги / Министерство регионального развития РФ. - М., 2013.

3. Проектирование нежестких дорожных одежд: ОДН 218.046-01 / Государственная служба дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации. - М. : Информавтодор, 2001. - 145 с.

4. Проектирование и устройство теплоизолирующих слоёв из экструдированного пенопо-листирола STROYFARM на автомобильных дорогах России: СТО 218.3.001-2006. - М., 2006. - 56 с.

5. Ефименко, В.Н. Уточнение дислокации границ дорожно-климатических зон на территории Западной Сибири с применением методов математического моделирования / В.Н. Ефименко, М.В. Бадина, С.В. Ефименко // Вестник ТГАСУ. - 2007. - № 1 - С. 220-228.

6. Баулин, В.В. Мощность мёрзлых толщ Западно-Сибирской низменности / В.В. Баулин, А.Л. Чеховский // Доклады на II Международной конференции по мерзлотоведению. Региональная геокриология. - Якутск, 1973. - С. 81-84.

7. Савинцев, И.А. Геокриологические условия Обь-Надымского междуречья / И.А. Савин-цев // Литосфера. - 2009. - № 4 - С. 119-123.

8. Уваркин, Ю.Т. Основные закономерности развития термокарста в Западной Сибири / Ю.Т. Уваркин, И.И. Шаманова // Доклады на II Международной конференции по мерзлотоведению. Региональная геокриология. - Якутск, 1973. - С. 142-145.

9. СНиП 23-01-99. Строительная климатология. Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. - М. : Госстрой России, 2000. - 71 с.

10. Малышев, А.А. Земляное полотно автомобильных дорог в северных условиях / А.А. Малышев. - М. : Транспорт, 1974. - 279 с.

11. Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты: ВСН 84-89 / Минтрансстрой СССР. - М. : Союздорнии, 1990. - 151 с.

References

1. SNiP 2.05.02-85* ‘Avtomobil'nye dorogi’ [Automobile roads]. The Gosstroy USSR. Moscow, 2004. 56 p. (rus)

2. SNiP 34.13330.2012 ‘Avtomobil'nye dorogi’ [Automobile roads]. Ministry of Regional Development of Russia. Moscow, 2013. (rus)

3. ODN 218.046-01 ‘Proektirovanie nezhestkikh dorozhnykh odezhd’ [Flexible pavement design]. Gosudarstvennaya sluzhba dorozhnogo khozyaistva Ministerstva transporta Rossiiskoi Federatsii [Public Office of Road Facilities of the Ministry of Transport of the Russian Federation]. Moscow : Informavtodor, 2001. 145 p. (rus)

4. STO 218.3.001-2006 ‘Proektirovanie i ustroistvo teploizoliruyushchikh sloev iz ekstrudirovan-nogo penopolisterola STROYFARM na avtomobil'nykh dorogakh Rossii’ [Design and installation of extruded expanded polystyrene STROYFARM heat-insulating layers in highways of Russia]. Moscow, 2006. 56 p. (rus)

5. Efimenko, V.N., Badina, M.V. Efimenko, S.V. Utochnenie dislokatsii granits dorozhno-klimaticheskikh zon na territorii Zapadnoi Sibiri s primeneniem metodov matematicheskogo modelirovaniya [Mathematical modeling of road building climatic zones boundaries in West Siberia]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2007. No. 1 (14). Pp. 220-228. (rus)

6. Baulin, V.V., Chekhovskii, A.L. Moshchnost' merzlykh tolshch Zapadno-Sibirskoi nizmennosti [Permafrost strength of Western Siberian Lowland]. Proc. 2nd Int. Sci. Conf on Permafrost. Yakutsk : Regional geokriologiya. 1973. Pp. 81-84. (rus)

7. Savintsev, I.A. Geokriologicheskie usloviya Ob'-Nadymskogo mezhdurech'ya [Permafrost conditions of Ob - Nadym interfluve area]. Minsk : Litosfera, 2009. No. 4. Pp. 119-123. (rus)

8. Uvarkin, Yu.T., Shamanova, I.I. Osnovnye zakonomernosti razvitiya termokarsta v Zapadnoi Sibiri [Main laws of thermokarst development in West Siberia]. Proc. 2nd Int. Sci. Conf. on Permafrost. Yakutsk : Regional geokriologiya. 1973. Pp. 142-145. (rus)

9. SNiP 23-01-99 ‘Stroitel'naya klimatologiya’ [Construction climatology]. Gosudarstvennyi komitet Rossiiskoi Federatsii po stroitel'stvu i zhilishchno-kommunal'nomu kompleksu. Moscow: The Gosstroy USSR, 2000. 71 p. (rus)

10. Malyshev, А.А. Zemlyanoe polotno avtomobil'nykh dorog v severnykh usloviyak [Highway earth work under northern conditions]. Moscow: Transport, 1974. 279 p. (rus)

11. BCN 84-89 ‘Izyskaniya, proektirovanie i stroitel'stvo avtomobil'nykh dorog v raionakh raspros-traneniya vechnoi merzloty’ [Survey, design and construction of highways in permafrost regions]. The Ministry of Transport of the USSR. Moscow : Soyuzdornii, 1990. 151 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.