ственную вентиляцию, а для южных районов — кондиционирование воздуха. В настоящее время разработаны и внедряются в производство вентиляторы — пылеотделители производительностью 150—400 м3/час с коэффициентом очистки воздуха от пыли 0,85—0,93; разработаны конструкции испарительных воздухоохладителей. Более перспективным является двухступенчатый кондиционер испарительного типа конструкции Минского тракторного завода, который, по данным БФ ВНИИТЭ, имеет холодопроизводительность по явному теплу 235—890 ккал/час.
Следующим этапом исследований является оценка эффективности средств улучшения микроклимата непосредственно на тракторах и в лабораторных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
Б о г у ш е в с к и и С. М. Гигиена труда при полевых работах на сельскохозяйственных машинах. М., 1955. — Боловина В. Н., О с и н о в с к и й Ю. 3., Павло в а А. П. и др. Гиг. и сан., 1968, № 5, с. 109. — БолсуноваМ. Е. Гиг. труда, 1970, № 8, с. 33. — К а н д а у р о в а Е. И. Сравнительная характеристика условий труда на тракторах и комбайнах различных конструкций. Дисс. канд. М., 1964. — Лакеев а И. Ф., Г о р ш к о в С. И., Николаева Ю. Д. Гиг. и сан., 1968, № 12, с. 27. — М а м с и к о в А. 3., К у б я к О. К., М е н ь ш о в А. А. В кн.: Гигиена. Киев, 1964, с. 253. —М а м с и к о в А. 3. и др. В кн.: Материалы Научной сессии, посвященной гигиене села. Саратов, 1965, с. 68.
Поступила I4/V 1971 г.
УДК 613.632:4(613. 155.3:547.231.4
К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ИЗОМАСЛЯНОГО АЛЬДЕГИДА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ
П. А. Золотое, О. А. Свинтуховский Кафедра общей гигиены Ростовского медицинского института, Ростов-на-Дону
Изомасляный альдегид применяется в парфюмерной, витаминной, фармацевтической и лакокрасочной промышленностях, используется в синтезе полиуретановых и эпоксидных смол, стеклопластиков, инсектицидов и др.
Изомасляный альдегид — это бесцветная жидкость с резким неприятным запахом и температурой кипения 62,5°. Насыщающая концентрация 593,1 мУл, коэффициент вода/воздух 127,7, масло/вода 13,6. Эти показатели были рассчитаны в соответствии с рекомендациями Е. И. Люблиной и А. А. Голубева, Э. Н. Левиной, В. Г. Мацака и Л. К. Хоцянова. Анализ приведенных физических свойств свидетельствовал о возможности быстрого создания в воздухе высоких концентраций паров нзомасляного альдегида.
Острое ингаляционное отравление мышей изомасляным альдегидом характеризовалось их двигательным беспокойством, раздражением верхних дыхательных путей и глаз, а затем неподвижностью, потерей рефлексов, учащением дыхания до 170 в минуту с последующим затруднением и урежением его до 28 в минуту. К окончанию 2-часовой экспозиции наблюдались отек и гиперемия слизистых оболочек глаз, экзофтальм, помутнение роговиц. У погибших животных макроскопически обнаруживалось полнокровие легких с многочисленными кровоизлияниями, гистологически — полнокровие сосудов легких, утолщение межальвеолярных перегородок, вакуолизация и зернистая дистрофия печеночных клеток. Весовые коэффициенты легких увеличивались на 68%, печени — на 36% и почек— на 55%.
Максимально переносимая концентрация нзомасляного альдегида оказалась равной 30 мг!л, минимально смертельная — 50 мг!л, среднесмертельная — 39,5—1,987 мг!л.
Пероральные и парентеральные затравки белых крыс патологоанатомкчески характеризовались полнокровием легких, что могло указывать на выведение нзомасляного альдегида через дыхательные пути независимо от способа поступления его в организм. Кишечник был вздут, участками некротизирован, брыжейка гиперемирована, на ней обнаруживались точечные кровоизлияния. Парентеральное воздействие, кроме того, вызывало развитие соединительнотканных спаек. Гибель 50% крыс наступала при парентеральном введении нзомасляного альдегида в дозе 0,96^0,11 г!кг. Порог острого действия, установленный на белых крысах по суммационно-пороговому показателю, оказался равным 2,5 мг!л.
Способность нзомасляного альдегида к кумуляции при отравлении белых крыс 1/20 СЬМ его в течение 30 дней по 4 часа в сутки проявилась в снижении их веса тела, в снижении способности центральной нервной системы к суммации подпороговых импульсов, в повышении активности холинэстеразы. Случаев смерти животных не наблюдалось, что свидетельствовало об отсутствии материальной кумуляции.
Действие нзомасляного альдегида на слизистые оболочки глаз кролика характеризовалось блефароспазмом, слезотечением, гиперемией слизистых оболочек, значительным
отеком век и снижением корнеального рефлекса, роговица оставалась прозрачной. Через 5 дней никаких симптомов поражения не отмечалось. Исследуя кожно-резорбтивное действие изомасляного альдегида на белых крысах по общепринятой методике, мы вначале отметили замедление прироста их веса тела, затем обнаружили явления некроза и отторжение кончиков хвостов.
Порог хронического действия был установлен на белых крысах в условиях ингаляционных динамических затравок по 4 часа в сутки в течение 4 месяцев. Концентрации изомасляного альдегида определяли по методике, основанной на взаимодействии альдегидов с фуксинсернистой кислотой последующей колориметрией раствора, окрашенного в ро-зово-фиолетовый цвет (М. В. Алексеева; Губен-Вейль).
Затравки производились 2 концентрациями изомасляного альдегида — 5 и 50 мг/м3. Концентрация 5 мг/м3 была рассчитана по результатам острых опытов и физическим свойствам изомасляного альдегида и затем была рекомендована в качестве его предварительной предельно допустимой концентрации предприятию через 1 месяц после начала эксплуатации первого в нашей стране производства изомасляного альдегида. Токсическое действие этого вещества изучалось на уровне целого организма путем наблюдения за динамикой веса тела, ректальной температуры, потребления кислорода, фагоцитарной активности лейкоцитов; на уровне отдельных органов и систем путем наблюдения за динамикой сум-мационно-порогового показателя, общего анализа крови, сахара крови, активности истинной холинэстеразы крови, общего белка и белкового спектра сыворотки крови, путем па-тологоанатомических и гистологических исследований. Критериями токсического действия были также наблюдения за динамикой нуклеиновых кислот (РНК и ДНК) в лейкоцитах, прижизненной окраски тканей внутренних органов, гистохимические исследования. Изучалось, кроме того, специфическое гонадотропное действие изомасляного альдегида при концентрации его в воздухе, равной 50 мг/м3.
Все материалы хронического опыта были подвергнуты обработке с помощью критериев непараметрической и вариационной статистики (А. А. Генкин и Е. В. Гублер).
В первые недели затравок у животных, испытывавших воздействие изомасляного альдегида в концентрации 50 мг/м3, обнаружены колебания в содержании эритроцитов, снижение содержания гемоглобина на 17%, тенденция к лейкопении. К окончанию затравок наблюдалось повышение активности холинэстеразы на 35%, увеличение суммацион-но-порогового показателя и снижение потребления кислорода на 25%. Учитывая раннее начало реакций со стороны кроветворной системы, можно было считать их основными показателями хронических отравлений. В той же группе животных при патологоанатоми-ческом исследовании найдены изменения в легких в виде их полнокровия, утолщения межальвеолярных перегородок, участков ателектаза и инфильтрации перибронхнальной ткани, что указывало на раздражающие свойства изомасляного альдегида.
Кратковременность обнаруженных сдвигов и полное восстановление всех функций после окончания затравок характеризовали концентрацию 50 мг/м3 как близкую к пороговой при хроническом воздействии.
Концентрация изомасляного альдегида о мг/м3 оказалась индифферентной, что подтвердило правильность рекомендации ее в качестве предварительной предельно допустимой концентрации.
На людях-добровольцах был определен порог раздражающего действия изомасляного альдегида, оказавшийся равным 10 мг/м3. Это несколько выше, чем у масляного альдегида, для которого, по данным Ван Вэнь-яня, он составлял 8,8 мг/м3, а по данным С. М. Уло-ян, — 8 мг/м3. Кроме того, нами были рассчитаны зоны острого и хронического действия, равные соответственно 16 и 50, и коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО), равный 17,5. Зона острого действия, КВИО, а также среднесмертельные дозы и концентрации указывали на принадлежность изомасляного альдегида к веществам с умеренной токсичностью (И. В. Саноцкий; Г. Н. Заева и Н. К. Кулагина).
С учетом данных литературы о токсичности изученных ранее предельных альдегидов, а также материалов исследования был избран двукратный коэффициент запаса относительно порога раздражающего действия и рекомендована предельно допустимая концентрация изомасляного альдегида в воздухе рабочей зоны, равная 5 мг/м3. В течение первого месяца работы нового производства средняя концентрация паров этого вещества равнялась 10 мг/м3. Руководствуясь его предварительной предельно допустимой концентрацией, составившей 5 мг/м3, мы рекомендовали дирекции завода мероприятия по снижению загрязнения воздуха рабочей зоны альдегидом, концентрация которого в дальнейшем не превышала указанного норматива. При медицинском наблюдении в течение 2 лет за состоянием здоровья работающих в производстве изомасляного альдегида у них не удалось обнаружить каких-либо отклонений от нормального состояния, которые могли быть вызваны действием нового фактора производственной обстановки.
Таким образом, предельно допустимая концентрация изомасляного альдегида в воздухе рабочей зоны, установленная экспериментально и апробированная в натурных условиях в течение 2 лет, рекомендована на уровне 5 мг/м3.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева М. В. Определение атмосферных загрязнений. М., 1963, с. 165.— Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение критериев непараметрической статистики в медикобиологических исследованиях. Л., 1966.— Губен-Вейль. Методы орга-
нической химии. М., 1963, т. 2, с. 432. — 3 а е в а Г. Н., Кулагина Н. К. В кн.: Материалы международного семинара ученых социалистических стран 25—29 ноября 1968. М., 1970, с. 24. — Л е в и н а Э. Н. Информационный бюллетень. Рефераты работ Ленинградск. ин-та гигиены труда и профессиональных заболеваний за 1951 г. Л., 1952, с. 102. — Люблина Е. И., Голубев А. А. В кн.: Материалы научной сессии Ленинградск. научно-нсслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний, посвящ. итогам работы ин-та 1959—1960 гг. Л., 1961, с. 44. — М а ц а к В. Г., Хоцянов Л. К. Гигиеническое значение скорости испарения п давления пара токсических веществ, применяемых в производстве. М., 1959. — Саноцкий И. В. В кн.: Методы определения токсичности и опасности химических веществ. М., 1970, с. 9.
Поступила 18/VI1I 1971 г.
УДК 313. 13:378.637
ДИНАМИКА ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Кандидаты мед. наук Н. Ф. Катанухина и Л. Л. Чернявская, H. И. Саган
Томский педагогический институт им. Ленинского Комсомола
В течение ряда лет мы проводили комплексное изучение динамики общей заболеваемости и причин, влияющих на состояние здоровья студентов педагогического института на всех курсах 5 факультетов. В 1966/67 учебном году в начале обследования количество студентов составляло 1740, в 1970/71 учебном году — 2128. Общая заболеваемость изучалась нами по международной статистической классификации болезней, принятой в СССР с 1965 г. Были использованы амбулаторные карты и статистические талоны здравпункта и межвузовской студенческой поликлиники за 5 лет. Учет обращаемости студентов в связи с заболеваниями к врачам за последние 2 года был сконцентрирован в межвузовской поликлинике, и все данные о их заболеваемости полностью вошли в анализ. До организации межвузовской поликлиники студенты, живущие на частных квартирах, принимались в районных поликлиниках только по направлению здравпункта института, поэтому все случаи такой обращаемости нами зарегистрированы и вошли в анализ заболеваемости. Всего обработано и проанализировано 8560 амбулаторных карт и статистических талонов. Наблюдение за условиями труда и быта 1219 студентов мы проводили с помощью специально разработанных анкет и хронометражных карт (проанализировано 8533 человеко-дня).
Анализ общей заболеваемости на 100 студентов показывает, что на протяжении 5 лет повышенная заболеваемость удерживается на I курсе (в 1966/67 учебном году 360 человек, в 1970/71 учебном году 592 человека) и на II курсе (соответственно 327 и 501 человек), т. е. тогда, когда студентам 17—20 лет. На старших курсах отмечается ее снижение. Причиной этого, по-видимому, является резкое изменение условий труда и жизни бывших школьников: сдача 2 экзаменов без летних каникул и приспособление к высоким требованиям вуза вызывает у первокурсников и второкурсников перенапряжение сил организма и снижает его сопротивляемость. На то, что студенты I курса справляются с учебной нагрузкой с напряжением, указывают и другие авторы (В. К- Водяга; А. 3. Белоусов и соавт.).
При сравнении общей заболеваемости по годам можно наблюдать наиболее высокий ее уровень на всех курсах в 1967/68 учебном году (на I курсе 189,5, на IV курсе 55,1 случая на 100 студентов), что совпадает с эпидемией гриппа в этот период. Самая низкая заболеваемость была в 1970/71 учебном году (соответственно 82,26 и 40,91 случаев на 100 студентов; Р<0,001). Одной из причин такого снижения служит, вероятно, уменьшение случаев заболевания гриппом в городе. Несомненную роль сыграло также улучшение условий труда и быта студентов. Так, еще с 1968/69 учебного года были введены в эксплуатацию новые учебный корпус и студенческое общежитие на 840 мест, проведен капитальный ремонт старого учебного корпуса и общежития. Кроме того, в институте были осуществлены оздоровительные мероприятия: ослабленные студенты направлялись в профилакторий, нормализован тепловой режим в общежитиях и учебных корпусах, улучшены условия питания студентов во время перерывов между занятиями. Учебной частью и деканатами усилен контроль за учебной нагрузкой студентов. Кроме того, в связи с организацией межвузовской поликлиники — больницы (раньше при институте был здравпункт и отсутствовал стационар) в значительной степени возросло качество медицинского обслуживания студентов.
Общая заболеваемость (см. таблицу) по институту снизилась с 103,3 в 1966/67 учебном году до 65,13 в 1970/71 учебном году. Аналогичная картина наблюдается почти по всем нозологическим формам, за исключением заболеваний нервной системы и органов чувств, болезней кожи и подкожной клетчатки. На протяжении 4 лет выявились небольшие колебания этих заболеваний соответственно 4,8—2,9 и 2,9—1,6 случая на 100 студентов. Анализ структуры общей заболеваемости по годам характеризует ее стабильность. В среднем 57,8% заболеваемости приходится на класс болезней органов дыхания, 32% ее распределяется